Цель занятия: Познакомить учащихся с пониманием образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества.
Задачи занятия: Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей по средствам овладения и освоения элементов народного танца. Манеры исполнения.
Для занятия понадобится:
Для педагога - аппаратура, фонограмма, слайды для показа наглядного материала, форму и народные туфли.
Для учащихся – чёрная тренировочная форма, народная обувь и концертный костюм для закрепления танцевального номера.
План занятия:
Теоретическая часть занятия. История культуры и танца казаков, с просмотром видео ряда. Специфика танцевальной культуры казачества.
Основная часть занятия.
а) Основы русского народного танца, характерные казачьим пляскам.
б) Народный экзерсис у станка.
Изучение основных танцевальных казачьих движений на середине зала.
Заключительная часть занятия. Исполнение казачьего танца «Один на всех», подведение итогов, поклон.
Список источников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности казачьего танца.»
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ
г.о. Саранск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №1»
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
На тему:
«ОСОБЕННОСТИ КАЗАЧЬЕГО ТАНЦА»
Для учащихся 7 классов
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Сяфукова И.В.
2016
Тема: «Особенности казачьего танца»
Цель занятия:Познакомить учащихся с пониманием образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества.
Задачи занятия: Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей по средствам овладения и освоения элементов народного танца. Манеры исполнения.
Для занятия понадобится:
Для педагога - аппаратура, фонограмма, слайды для показа наглядного материала, форму и народные туфли.
Для учащихся – чёрная тренировочная форма, народная обувь и концертный костюм для закрепления танцевального номера.
План занятия:
Теоретическая часть занятия. История культуры и танца казаков, с просмотром видео ряда. Специфика танцевальной культуры казачества.
Основная часть занятия.
а) Основы русского народного танца, характерные казачьим пляскам.
б) Народный экзерсис у станка.
Изучение основных танцевальных казачьих движений на середине зала.
Заключительная часть занятия. Исполнение казачьего танца «Один на всех», подведение итогов, поклон.
Список источников
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята, давайте начнём наше занятие как обычно, с поклона. (исполняется поклон в русском характере).
Педагог: Давайте поговорим об особенностях казачьего танца, его истоках и истории.
Как сказал Н. В. Гоголь «В танце – душа народа» и это не трудно проследить. С казачеством связана тема борьбы и воин, непримиримость к врагам, вольнолюбии, жизнерадостности, которые порождались самой борьбой украинского народа за свою независимость с крымскими татарами, польской шляхтой, австро-венгерскими панами. Это наложило отпечаток на всём народном творчестве, тут же есть и юмор, с которым казаки относятся ко всем своим невзгодам, остро и метко высмеивая своих врагов.
Сегодня искусство Украины делится на 5 зон, так как некоторые сёла, районы имеют свои характерные пляски.
(Включается видео ряд под каждую зону).
1зона – Центральная Украина (Киевская, Полтавская, Сумская, север Харьковской, Черкасской, юг Житомирской, север Днепропетровской и Запорожской областей). Характерные танцы для этой зоны «Гапаки», «Казачки», «Веснянки», хороводы и другие танцы. На создание украинской культуры, огромное влияние имели культуры России, Белоруссии, Венгрии, Крымского ханства и другие.
2 зона – Полесье (климатические условия и соседство с другими народами). Шаги танцев были мелкие и с прискоком, осторожные, мало чем похожие на движения танцев степной Украины «Крутьяк» - значит кружиться, вертеться.
Рисунок – круг, но чаще всего не большой круг, а мелкие кружочки, быстро на мелких дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки «Полехский Гопак», «Казачок», которые являются разновидностью общеизвестного Гопака. Только более сдержанные, без больших трюков. Танцующие встают в пары образуют различные фигуры. Делается упор на композиционно - рисунчатую сторону, а не на лексический материал, который присущ Центральной Украине.
В Полесье входят: Волынская, Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго– востока Львовской. На творчество Полесья большое влияние имеет Польша и Белоруссия. Особенно заметно на костюме женщины – широкая в продольную полоску юбка, кофта с отложным воротником, вышивка скромнее и не такая яркая, как в других районах. У мужчины - широкие шаровары в поперечную полоску, рубаха на выпуск с отложным воротником, подпоясана не широким поясом, наверх одевается свитка, на голову шапка и на ногах берестяные постолы.
3 зона – Подолье ( район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией). Она включает в себя Хмельницкую, Тернопольскую, Дрогобужскую, Юго–Запад Ивано-Франковской области. Здесь развивалось овцеводство, скотоводство, имеющее решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. Костюм здесь также своеобразен и отличен от костюма других районов. Одежда шьётся из шерсти окрашенной в естественные красители, поэтому цвет приобретает особую яркость, пестроту, красочность, тона преобладающие наиболее контрастные: чёрный, красный, зелёный, жёлтый, синий и другие.
В этой зоне преобладают трудовые и игровые темы: «Роман», «Никола», «Марина» и другие, которые строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены обрядовые пляски и хороводы.
4 зона – Карпаты. Культура богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Гуцулы, буковинцы, бойки и множество народностей населяющих Карпаты – все имеют свою танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды.
Характерные танцы этой зоны: «Коломийка», «Тропотянка», «Уриванец», мужской массовый танец «Аркан». Движения этих танцев пружинный шаг, ход переплетающими ногами (одна накрест другой, винтообразные движения «сверло»).
5зона – Крым ( Одесская, Симферопольская, юг Запорожской и Днепропетровской областей, Николаевская.) здесь чувствуется влияние татарской культуры. Распространён «Херсонский Гопак» - танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Их творчество, песни и танцы, имели огромное значение для развития Крымской культуры.
На Украине огромное значение имели обряды: купальские с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с их колядками. Все эти обряды имели наследие языческой Руси, порождали массу ритуальных обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева «Маринонька», в котором девушки плетут венки, гадают, поэтому рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка.
Например: в хороводе «Веснянка», имеются и пляски ряженных, удалые пляски парней с девушками вокруг костра.
Вершиной танцев Украины является «Гопак». Раньше – это был воинственный танец – запорожских казаков и первоначально разрешалось танцевать только мужчинам. В танце они показывали свою ловкость, удаль, смелость, часто изображались целые сцены из боя «Казак пляшет». У запорожских казаков «гопак» имел особое организующее значение. Когда в стране казаков не было единства в отношении плана действия, гетманы взяв в руки булаву – символ гетманской власти – выходили в круг и предварительно, поднося казакам по чарке горилки, начинали плясать «Гопак». Тот из казаков, кто выходил плясать давал согласие на повиновение гетману, а также следовать за ним и часто случалось, что «Гопак» увлекал всех в пляс. Позднее «гопак» стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях и городах, в этот танец постепенно стали входить и женщины. Так танец приобрёл парную форму. Очень сходен с «гопаком» и другой, посвящённый запорожским казакам украинский парный танец «Казачок», названный так в честь своих защитников. Танец обязательно и всегда танцевали парами с девушкой, он более лиричен и не имеет трюков.
Педагог: Ребята, а скажите пожалуйста, что вы знаете о специфики танцевальной культуры казачества?
Ответы учащихся: Воспитывали через танец координацию движений, силы, ловкости. Это было одной из важнейших функций танца в культуре казачества.
Педагог: Правильно, в связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы, или так называемые «шермиции». В духовной культуре казаков шермиции занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них казаки демонстрировали жизнестойкость и жизнеутверждающее начало. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающие в себя старинные воинские обряды. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков.
Педагог: Как вы думаете, каким образом танцевальная культура казачества, приобрела общерусскую направленность?
Ответы учащихся: Обряды, народные праздники, игрища - имеют славянские корни, поэтому они очень похожи с праздниками и обрядами русского населения, но имеют определенные особенности.
Педагог: Да и в связи с этим, основу танцевальной культуры казаков составляет русский народный танец, но со своими стилистическими особенностями и особым характером исполнения, свойственным духу казачества. Таким образом, казачьи танцы можно разделить на две группы:
Одну составляют общерусские танцы, другую – самобытные военные танцы.
Первая группа - представлена разными жанрами, их специфика и манера исполнения определяется региональными особенностями русского народного танца.
Вторая - представлена преимущественно военной пляской.
Педагог: Давайте перейдём к разминке и вспомним основы русского народного танца характерные казачьим пляскам. Начнём с основы основ; положений рук и ног.
Основные положения рук.
Руки в русском танце очень выразительны и разнообразны. В сочетании с движением головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцевальному движению национальную окраску. "По рукам узнают душу твою" - писал Л.Толстой
1. Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.
2. 1-е положение - обе руки согнуты в локтях, кисти с кулачками на талии.
3. 2-е положение - обе руки подняты вперед на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.
4. 3-е положение - обе руки раскрыты в стороны на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.
Характерные положения рук у девушек.
1. Руки скрещены ниже груди – правая рука поверх левой руки – свободно прикасаются к корпусу. Кисти рук находятся с внутренней стороны локтя разноимённых рук, пальцы собраны вместе и полусогнуты.
2. Руки скрещены ниже груди и свободно прикасаются к корпусу; пальцы собраны вместе и поддерживают локоть разноимённой руки.
3. Правая рука в первом основном положении. Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне правой кисти, локоть не прижимается к корпусу.
Характерные положения рук у юношей.
1. Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу. Голова повёрнута вправо и слегка приподнята вверх.
2. Левая рука широко раскрыта ладонью вверх. Голова повёрнута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.
Основное положение ног.
Положений и сочетаний ног, встречающихся в момент пляски, очень много. Они различны и порой неповторимы. Мы выделяем из этих многообразных положений и сочетаний такие положения, с которых чаще всего начинается то или иное движение, либо заканчивается им. Такие положения и являются основными. В русском народном танце выделяются три таких основных положения:
1-е свободное положение – ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развёрнуты под небольшим углом.
2-есвободное положение – ноги стоят свободно, носки развёрнуты под небольшим углом, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга.
3-есвободное положение – левая нога стоит свободно, правая нога ставится также, но так, чтобы её каблук прикасался к середине стопы левой ноги.
Основные позиции ног.
1.Пять прямых позиций:
1-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;
2-я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии друг от друга;
3-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится на середине стопы другой;
4-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы;
5-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом, каблук одной ноги соприкасается с носком другой.
2.Четыре свободные позиции: аналогичны 1,2,3 и 4 закрытым позициям, лишь с той разницей, что носки стоп слегка разведены в стороны.
3.Две закрытые:
1-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе, пятки разведены в стороны;
2-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, пятки разведены в стороны.
Педагог: Давайте перейдём к станку.
Основы русского народного танца.
Упражнения у станка
1. Приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям и 1-й и 2-й прямым позициям, полуприседания и полные приседания (demi-plies, grand plies),
2. Скольжение стопой по полу (battements tendus) с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги.
3. Маленькие броски (battements tendus jetes):
а) с одновременным ударом каблуком опорной ноги, вперед, в сторону и назад
б) сквозные по 1-й открытой позиции (balancoirs).
4. Подготовка к "веревочке" с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.
5. Подготовка к "чечетке" (flic-flac) в открытом положении вперед, в сторону, назад.
6. Плавные повороты на обеих ногах по 3-й открытой позиции в полуприcедании и на вытянутых ногах (soutenu en tournant)/
7. Подготовка к "качалке" и "качалка".
8. Большие броски (grand battements) по 3-й открытой позиции вперед, в сторону и назад.
9. Наклоны и перегибы корпуса по 1-й прямой позиции вперед, в сторону и назад.
10. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку.
Педагог: Молодцы, переходим к Элементам русского народного танцахарактерные для казачьих плясок.
Упражнения на середине
1. Танцевальный бег
а) бег с отбрасыванием согнутых ног назад.
б) бег с поднятием согнутых ног вперед.
2. Боковые перескоки
а) с ударами полупальцами в пол.
б) с ударами каблуком впереди стоящей ноги.
3. Боковое припадание с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.
4. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.
5. "Моталочка":
а) на полупальцах (для девочек),
б) на всей стопе (для мальчиков).
6. "Ковырялочка" с подскоком.
7. "Молоточки"
8. "Ключ" с двойной дробью.
9. Дробная "дорожка.
10. Дробь с подскоком.
11. Тройные поочередные выстукивания.
12. Хлопушки:
а) на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой,
б) на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади,
в) поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади на подскоках,
г) удары двумя руками по голенищу одной ноги,
13. Присядки:
а) присядка с "ковырялочкой,
б) присядка с ударом по голенищу,
в) присядка "мячик",
г) "ползунок" вперед.
14. Вращения:
а) на каблуках,
б) с движением моталочки,
в) с откидыванием ног назад.
Педагог: Для закрепления изученного материала давайте станцуем казачий танец недавно изученный «Один на всех». А вы подумаете и скажете к какой области его можно отнести.
Исполняется танцевальный номер «Один на всех».
Педагог: Пока вы переводите дух от номера, вернёмся к поставленному вопросу. К какой из 5 зон можно отнести этот танец; Центральной Украине, Полесье, Подолье, Карпатам или Крыму.
Ответы учащихся:
Педагог: Почему вы так думаете?
Ответы учащихся:
Педагог: Хорошо, молодцы, спасибо вам за урок! Надеюсь, что вы узнали что-то нового для себя. Встали на поклон.
Поклон, аплодисменты.
.
.
Литература
Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. №7.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М., 2004.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 2004.
Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. Ижевск, 1992.
Зацепина К. и Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976.
Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.
Кукушин В.С. Современные педагогические технологии / пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2003.
Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М., 1979.
Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца., СПб. 1996.