kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности казачьего танца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Тема: «Особенности казачьего танца»

Цель занятия: Познакомить учащихся с пониманием образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры  казачества.

Задачи занятия: Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей по средствам  овладения и освоения  элементов народного танца. Манеры исполнения.

Для занятия понадобится:

Для педагога - аппаратура, фонограмма, слайды для показа наглядного материала, форму и народные туфли.

Для учащихся – чёрная тренировочная форма, народная обувь и концертный костюм для закрепления танцевального номера.

План занятия:

  1. Теоретическая часть занятия. История культуры и танца казаков, с просмотром видео ряда. Специфика танцевальной культуры казачества.
  2. Основная часть занятия.

а) Основы  русского народного танца, характерные казачьим пляскам.

б) Народный экзерсис у станка.

  1. Изучение основных танцевальных казачьих движений на середине зала.
  2. Заключительная часть занятия. Исполнение казачьего танца «Один на всех», подведение итогов, поклон.

 

Список источников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности казачьего танца.»

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

г.о. Саранск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №1»
















ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

На тему:

«ОСОБЕННОСТИ КАЗАЧЬЕГО ТАНЦА»

Для учащихся 7 классов















Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Сяфукова И.В.



2016

Тема: «Особенности казачьего танца»

Цель занятия: Познакомить учащихся с пониманием образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества.

Задачи занятия: Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей по средствам овладения и освоения элементов народного танца. Манеры исполнения.

Для занятия понадобится:

Для педагога - аппаратура, фонограмма, слайды для показа наглядного материала, форму и народные туфли.

Для учащихся – чёрная тренировочная форма, народная обувь и концертный костюм для закрепления танцевального номера.

План занятия:

  1. Теоретическая часть занятия. История культуры и танца казаков, с просмотром видео ряда. Специфика танцевальной культуры казачества.

  2. Основная часть занятия.

а) Основы русского народного танца, характерные казачьим пляскам.

б) Народный экзерсис у станка.

  1. Изучение основных танцевальных казачьих движений на середине зала.

  2. Заключительная часть занятия. Исполнение казачьего танца «Один на всех», подведение итогов, поклон.


Список источников













Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте ребята, давайте начнём наше занятие как обычно, с поклона. (исполняется поклон в русском характере).

Педагог: Давайте поговорим об особенностях казачьего танца, его истоках и истории.

Как сказал Н. В. Гоголь «В танце – душа народа» и это не трудно проследить. С казачеством связана тема борьбы и воин, непримиримость к врагам, вольнолюбии, жизнерадостности, которые порождались самой борьбой украинского народа за свою независимость с крымскими татарами, польской шляхтой, австро-венгерскими панами. Это наложило отпечаток на всём народном творчестве, тут же есть и юмор, с которым казаки относятся ко всем своим невзгодам, остро и метко высмеивая своих врагов.

Сегодня искусство Украины делится на 5 зон, так как некоторые сёла, районы имеют свои характерные пляски.

(Включается видео ряд под каждую зону).

1зона – Центральная Украина (Киевская, Полтавская, Сумская, север Харьковской, Черкасской, юг Житомирской, север Днепропетровской и Запорожской областей). Характерные танцы для этой зоны «Гапаки», «Казачки», «Веснянки», хороводы и другие танцы. На создание украинской культуры, огромное влияние имели культуры России, Белоруссии, Венгрии, Крымского ханства и другие.

2 зона – Полесье (климатические условия и соседство с другими народами). Шаги танцев были мелкие и с прискоком, осторожные, мало чем похожие на движения танцев степной Украины «Крутьяк» - значит кружиться, вертеться.

Рисунок – круг, но чаще всего не большой круг, а мелкие кружочки, быстро на мелких дробных шагах вращающихся по движению часовой стрелки «Полехский Гопак», «Казачок», которые являются разновидностью общеизвестного Гопака. Только более сдержанные, без больших трюков. Танцующие встают в пары образуют различные фигуры. Делается упор на композиционно - рисунчатую сторону, а не на лексический материал, который присущ Центральной Украине.

В Полесье входят: Волынская, Ровенская, север Киевской и Житомирской, юго– востока Львовской. На творчество Полесья большое влияние имеет Польша и Белоруссия. Особенно заметно на костюме женщины – широкая в продольную полоску юбка, кофта с отложным воротником, вышивка скромнее и не такая яркая, как в других районах. У мужчины - широкие шаровары в поперечную полоску, рубаха на выпуск с отложным воротником, подпоясана не широким поясом, наверх одевается свитка, на голову шапка и на ногах берестяные постолы.

3 зона – Подолье ( район Украины, примыкающий к Карпатам и выходящий к границе с Венгрией, Румынией, Чехией). Она включает в себя Хмельницкую, Тернопольскую, Дрогобужскую, Юго–Запад Ивано-Франковской области. Здесь развивалось овцеводство, скотоводство, имеющее решающее значение в оформлении быта и культуры этого края. Костюм здесь также своеобразен и отличен от костюма других районов. Одежда шьётся из шерсти окрашенной в естественные красители, поэтому цвет приобретает особую яркость, пестроту, красочность, тона преобладающие наиболее контрастные: чёрный, красный, зелёный, жёлтый, синий и другие.

В этой зоне преобладают трудовые и игровые темы: «Роман», «Никола», «Марина» и другие, которые строятся на игровом элементе и на отношениях между участниками. Очень распространены обрядовые пляски и хороводы.

4 зона – Карпаты. Культура богата и своеобразна, подчас даже контрастна одна другой. Гуцулы, буковинцы, бойки и множество народностей населяющих Карпаты – все имеют свою танцевальную культуру, свой костюм, свои обряды.

Характерные танцы этой зоны: «Коломийка», «Тропотянка», «Уриванец», мужской массовый танец «Аркан». Движения этих танцев пружинный шаг, ход переплетающими ногами (одна накрест другой, винтообразные движения «сверло»).

5зона – Крым ( Одесская, Симферопольская, юг Запорожской и Днепропетровской областей, Николаевская.) здесь чувствуется влияние татарской культуры. Распространён «Херсонский Гопак» - танец украинских чумаков, ездивших на волах в Крым за солью. Их творчество, песни и танцы, имели огромное значение для развития Крымской культуры.

На Украине огромное значение имели обряды: купальские с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с их колядками. Все эти обряды имели наследие языческой Руси, порождали массу ритуальных обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева «Маринонька», в котором девушки плетут венки, гадают, поэтому рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка.

Например: в хороводе «Веснянка», имеются и пляски ряженных, удалые пляски парней с девушками вокруг костра.

Вершиной танцев Украины является «Гопак». Раньше – это был воинственный танец – запорожских казаков и первоначально разрешалось танцевать только мужчинам. В танце они показывали свою ловкость, удаль, смелость, часто изображались целые сцены из боя «Казак пляшет». У запорожских казаков «гопак» имел особое организующее значение. Когда в стране казаков не было единства в отношении плана действия, гетманы взяв в руки булаву – символ гетманской власти – выходили в круг и предварительно, поднося казакам по чарке горилки, начинали плясать «Гопак». Тот из казаков, кто выходил плясать давал согласие на повиновение гетману, а также следовать за ним и часто случалось, что «Гопак» увлекал всех в пляс. Позднее «гопак» стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях и городах, в этот танец постепенно стали входить и женщины. Так танец приобрёл парную форму. Очень сходен с «гопаком» и другой, посвящённый запорожским казакам украинский парный танец «Казачок», названный так в честь своих защитников. Танец обязательно и всегда танцевали парами с девушкой, он более лиричен и не имеет трюков.

Педагог: Ребята, а скажите пожалуйста, что вы знаете о специфики танцевальной культуры казачества?

Ответы учащихся: Воспитывали через танец координацию движений, силы, ловкости. Это было одной из важнейших функций танца в культуре казачества.

Педагог: Правильно, в связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы, или так называемые «шермиции». В духовной культуре казаков шермиции занимают особое место: они выступают механизмом трансляции культурного опыта. В этих своеобразно и красочно обставленных обрядах и обрядовых играх отрабатывались многие элементы техники и тактики ведения боев, в них казаки демонстрировали жизнестойкость и жизнеутверждающее начало. В настоящее время шермиции являются эталоном традиционной воинской культуры казаков, включающие в себя старинные воинские обряды. Шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции казаков.

Педагог: Как вы думаете, каким образом танцевальная культура казачества, приобрела общерусскую направленность?

Ответы учащихся: Обряды, народные праздники, игрища - имеют славянские корни, поэтому они очень похожи с праздниками и обрядами русского населения, но имеют определенные особенности.

Педагог: Да и в связи с этим, основу танцевальной культуры казаков составляет русский народный танец, но со своими стилистическими особенностями и особым характером исполнения, свойственным духу казачества. Таким образом, казачьи танцы можно разделить на две группы:

Одну составляют общерусские танцы, другую – самобытные военные танцы.

Первая группа - представлена разными жанрами, их специфика и манера исполнения определяется региональными особенностями русского народного танца.

Вторая - представлена преимущественно военной пляской.


Педагог: Давайте перейдём к разминке и вспомним основы русского народного танца характерные казачьим пляскам. Начнём с основы основ; положений рук и ног.

Основные положения рук.

Руки в русском танце очень выразительны и разнообразны. В сочетании с движением головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцевальному движению национальную окраску. "По рукам узнают душу твою" - писал Л.Толстой

1. Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

2. 1-е положение - обе руки согнуты в локтях, кисти с кулачками на талии.

3. 2-е положение - обе руки подняты вперед на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.

4. 3-е положение - обе руки раскрыты в стороны на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.

Характерные положения рук у девушек.

1. Руки скрещены ниже груди – правая рука поверх левой руки – свободно прикасаются к корпусу. Кисти рук находятся с внутренней стороны локтя разноимённых рук, пальцы собраны вместе и полусогнуты.

2. Руки скрещены ниже груди и свободно прикасаются к корпусу; пальцы собраны вместе и поддерживают локоть разноимённой руки.

3. Правая рука в первом основном положении. Пальцы левой руки лежат на тыльной стороне правой кисти, локоть не прижимается к корпусу.

Характерные положения рук у юношей.

1. Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу. Голова повёрнута вправо и слегка приподнята вверх.

2. Левая рука широко раскрыта ладонью вверх. Голова повёрнута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Основное положение ног.

Положений и сочетаний ног, встречающихся в момент пляски, очень много. Они различны и порой неповторимы. Мы выделяем из этих многообразных положений и сочетаний такие положения, с которых чаще всего начинается то или иное движение, либо заканчивается им. Такие положения и являются основными. В русском народном танце выделяются три таких основных положения:

1-е свободное положение – ноги свободно, без напряжения стоят на полу, пятки вместе, носки развёрнуты под небольшим углом.

2-е свободное положение – ноги стоят свободно, носки развёрнуты под небольшим углом, пятки находятся на расстоянии стопы друг от друга.

3-е свободное положение – левая нога стоит свободно, правая нога ставится также, но так, чтобы её каблук прикасался к середине стопы левой ноги.

Основные позиции ног.

1. Пять прямых позиций:

1-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп;

2-я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии друг от друга;

3-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится на середине стопы другой;

4-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы;

5-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом, каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

2. Четыре свободные позиции: аналогичны 1,2,3 и 4 закрытым позициям, лишь с той разницей, что носки стоп слегка разведены в стороны.

3. Две закрытые:

1-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе, пятки разведены в стороны;

2-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками, пятки разведены в стороны.


Педагог: Давайте перейдём к станку.


Основы русского народного танца.

Упражнения у станка

1. Приседания резкие и плавные по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям и 1-й и 2-й прямым позициям, полуприседания и полные приседания (demi-plies, grand plies),

2. Скольжение стопой по полу (battements tendus) с одновременным опусканием с полупальцев на всю стопу опорной ноги.

3. Маленькие броски (battements tendus jetes):

а) с одновременным ударом каблуком опорной ноги, вперед, в сторону и назад

б) сквозные по 1-й открытой позиции (balancoirs).

4. Подготовка к "веревочке" с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно.

5. Подготовка к "чечетке" (flic-flac) в открытом положении вперед, в сторону, назад.

6. Плавные повороты на обеих ногах по 3-й открытой позиции в полуприcедании и на вытянутых ногах (soutenu en tournant)/

7. Подготовка к "качалке" и "качалка".

8. Большие броски (grand battements) по 3-й открытой позиции вперед, в сторону и назад.

9. Наклоны и перегибы корпуса по 1-й прямой позиции вперед, в сторону и назад.

10. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге, стоя лицом к станку.


Педагог: Молодцы, переходим к Элементам русского народного танца характерные для казачьих плясок.

Упражнения на середине

1. Танцевальный бег

а) бег с отбрасыванием согнутых ног назад.

б) бег с поднятием согнутых ног вперед.

2. Боковые перескоки

а) с ударами полупальцами в пол.

б) с ударами каблуком впереди стоящей ноги.

3. Боковое припадание с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.

4. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.

5. "Моталочка":

а) на полупальцах (для девочек),

б) на всей стопе (для мальчиков).

6. "Ковырялочка" с подскоком.

7. "Молоточки"

8. "Ключ" с двойной дробью.

9. Дробная "дорожка.

10. Дробь с подскоком.

11. Тройные поочередные выстукивания.

12. Хлопушки:

а) на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой,

б) на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади,

в) поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади на подскоках,

г) удары двумя руками по голенищу одной ноги,

13. Присядки:

а) присядка с "ковырялочкой,

б) присядка с ударом по голенищу,

в) присядка "мячик",

г) "ползунок" вперед.

14. Вращения:

а) на каблуках,

б) с движением моталочки,

в) с откидыванием ног назад.


Педагог: Для закрепления изученного материала давайте станцуем казачий танец недавно изученный «Один на всех». А вы подумаете и скажете к какой области его можно отнести.


Исполняется танцевальный номер «Один на всех».


Педагог: Пока вы переводите дух от номера, вернёмся к поставленному вопросу. К какой из 5 зон можно отнести этот танец; Центральной Украине, Полесье, Подолье, Карпатам или Крыму.

Ответы учащихся:

Педагог: Почему вы так думаете?

Ответы учащихся:

Педагог: Хорошо, молодцы, спасибо вам за урок! Надеюсь, что вы узнали что-то нового для себя. Встали на поклон.


Поклон, аплодисменты.







.



.




















Литература

  1. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. №7.

  2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М., 2004.

  3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 2004.

  4. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. Ижевск, 1992.

  5. Зацепина К. и Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976.

  6. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.

  7. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии / пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2003.

  8. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М., 1979.

  9. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца., СПб. 1996.

  10. Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.



Интернет источники

  1. http://do2.gendocs.ru/docs/index-428579.html

  2. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3ad68a4c43a88421316c36_0.html

  3. http://www.jurnal.org/articles/2008/ped40.html

  4. http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-i-netraditsionnye-pedagogicheskie-tehnologii-v-obuchenii-shkolnikov-horeografii

  5. Htt://www.apkpro.ru./content/view/2867/- сайт всех программ по казачьему образованию







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности казачьего танца.

Автор: Сяфукова Инна Викторовна

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Кубанские народные игры   с детьми дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(51) "kubanskiienarodnyieighrysdietmidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "263492"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449560386"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок кубановедения по теме "Вдохновенный певец России"."
    ["seo_title"] => string(62) "urok-kubanoviedieniia-po-tiemie-vdokhnoviennyi-pieviets-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "103076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402566039"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Смотр художественной самодеятельности-2014  "Я- Златоустовец!" "
    ["seo_title"] => string(67) "smotr-khudozhiestviennoi-samodieiatiel-nosti-2014-ia-zlatoustoviets"
    ["file_id"] => string(6) "110019"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405405093"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка урока "Вдохновенный певец России""
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaiarazrabotkaurokavdokhnoviennyipievietsrossii"
    ["file_id"] => string(6) "278362"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057210"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства