У каждого из нас есть имя. У кого –то оно привычное, часто встречающееся, а у кого –то редкое. Но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родителя. И мы с гордостью носим данное нам имя всю жизнь, отзываясь то на полное, то на краткое, то на уменьшительно-ласкательное, то на имя-отчество. Думаю, вам интересно будет узнать значение своего имени и его происхождение?! (каждый ребенок получает шаблон «солнышка», на котором написано его имя, а с обратной стороны – значение ( приложение 1) (Приложение 2) Прочитайте, пожалуйста, по очереди вслух значение ваших имен. Теперь прочитайте про себя, о происхождении вашего имени. А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте свое имя так, чтобы оно засверкало в лучах солнышка. Имена бывают полные и краткие. Давайте поиграем. Я буду называть краткое имя, а вы – полное. Леша (Алексей), Леня (Леонид) Женя (Евгений), Вова (Владимир) Саша (Александр), Тема (Артем) Стас (Станислав), Паша (Павел) Рома (Роман), Витя (Виктор) Андрей (Андрей), Коля (Николай) Дима (Дмитрий)… Валя (Валентина), Света (Светлана) Катя (Екатерина), Лена (Елена) Настя (Анастасия), Надя (Надежда) Вера (Вера), Вика (Виктория) Саша (Александра), Оля (Ольга) Лара (Лариса), Таня (Татьяна), Люда (Людмила). А теперь послушайте стихотворение И. Бардина и скажите, как зовут мальчика, о котором идет речь? …Лежит возле клумбы Забытая лейка. - Кто здесь тебя бросил? - Мальчишка Андрейка. Грустят у песочницы Мяч и Петрушка. -Кто здесь вас оставил? - Мальчишка Андрюшка. Про нас он забыл И с друзьями играет. А мама игрушки За ним собирает. Правильно, дети. Андрейка и Андрюша – это уменьшительное от полного имени Андрей. Наверное, у каждого из вас тоже есть любимое уменьшительное, ласковое, домашнее имя. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я люблю, когда меня называют…» Молодцы! Я предлагаю вам поиграть с воздушным шариком вот так: я бросаю шарик, например, Лене и называю ее ласково «Леночка». Лена бросает шарик следующему человеку и также называет его ласковым именем, итд. А теперь давайте займемся стихосложением. Необходимо в конце каждой второй строчки вставить имя, такое, чтобы оно рифмовалось с последним словом первой. 1.С горы на санках несся вниз веселый, озорной… 2.Протекала крыша наша, и помог нам мастер… 3.В воскресенье встала рано, первоклассница… 4.Пол подмел сегодня в классе наш дежурный Сомов… Разгадываем ребусы (приложение 3
Вышла Маша на лужайку (ходьба на месте) И увидела там зайку (ладонь к глазам). - Ой, какой ты быстрый, ловкий! (хлопки в ладоши) Вот бы мне твою сноровку! (встаем на носочки) - Стать таким, как я, легко! (киваем) Повторяй за мной! Раз - подпрыгну высоко, Два - махну рукой, Три - на месте побегу, Да повыше ноги! Вот четыре… Ой! Устал! Сяду у дороги (занимаем свои места). А теперь давайте потренируемся в произношении скороговорок, содержащих имена. Звала по малину Марину Галину. Марина Галина звала по калину. Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Умная Ульяна упала в яму. Нашего Луку не уложишь на боку. У Кондрата куртка коротковата. Сеня незнайка, а Зина зазнайка. У маленькой Зины арбуз в корзине. (приложение 4) Имена есть у всех людей и даже у героев сказок и мультфильмов. Следующая игра называется «Назови меня по имени». Угадайте о ком идет речь, и назовите полное имя героя. «Я обманула медведя, заставила его вернуть меня в коробе домой к бабушке и дедушке» (Машенька-Мария). «Говорила мне сестрица не пить воду из ямки от копытца» (Иванушка – Иван). «Только скажу «по щучьему велению, по моему хотению», - и ведра сами идут к дому». (Емеля – Емельян) «Все называют меня блудным попугаем, а у меня есть имя!» (Кеша – Иннокентий) «Я работаю в зоопарке. Чебурашка – мой лучший друг» (Гена – Геннадий) Ребята! Один очень известный американский психолог Дэйл Карнеги сказал об имени следующее: «Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Запомните, что имя каждого из вас – это самый сладостный и самый важный звук на любом языке. Давайте попробуем научиться мягко и ласково произносить свое имя и имена тех людей, которые нам очень близки и дороги. Давайте потренируемся. Учитель готовит карточки, на которых написано, как надо произнести имя. (приложение 5) 1.А вы заметили, ребята, что близкие, любящие нас с вами люди очень часто придумывают нам какие-либо ласковые прозвища, которые действительно нравятся нам. Вспомните, как вас ласково называют мама и папа, бабушка и дедушка, родные и близкие, друзья и учителя. Запишите. 2.Ребята! А сейчас закроем свои глазки. Давайте представим себе свое имя, наделим его какими-то образами. Может быть, вы представите свое имя как птицу, летающую над землей, цветок, радующийся новому дню, солнцем, дающим тепло и радость жизни, а может быть, ваше имя – это радуга, соединяющая два берега реки. Расскажите, каким вы увидели свое имя? Откройте, пожалуйста, свою тетрадь. Нарисуйте в ней свое имя таким, каким вы увидели его . (рисунки вывешиваются на доску)
Вопросы: 1. Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими, чем вами? (Имя). 2. Назови самые короткие имена. (Ия, Ян, Ада,Тит и т.д.) 3. Какие имена читаются слева направо и справа налево? (Анна, Алла, Тит). 4. Какой город состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь). 5. Как зовут президента нашей страны? 6.Как зовут директора нашей школ Молодцы! -Ребята, подходит к концу наше занятие. А теперь подведем итог. Чему оно было посвящено? Какие вопросы вас интересовали в начале занятия? Что нового и интересного вы узнали на занятии? Какое значение и происхождение имеет ваше имя (Слепите своё имя из пластилина Ребята! Продолжите одно из предложений, представленных на доске
Ребята! Когда-то вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. Отнеситесь к этому обдуманно, чтобы не получилось как у С. Маршака… Удружить хотела мать Дочке белокурой, Вот и вздумала назвать Дочку диктатурой. Хоть семья её звала Сокращенно Дита На родителей была Девушка сердита. Для другой искал отец Имя похитрее, И назвал он наконец Дочь свою Идея Звали мама и сестра Девочку Идейкой А ребята со двора стали Звать Индейкой Пусть поймут отец и мать, Что с прозваньем этим Все придется вековать Неразлучно детям. |