Конспект классного часа "Что означают наши имена?"
Конспект классного часа "Что означают наши имена?"
Классный час
“Что означают наши имена?”
Я часто задумываюсь над тем, как воспитать в ребенке личность, умеющую самостоятельно мыслить и отвечать за свои поступки. А начинать такую работу нужно, по-моему, с осмысления собственного «я». Предлагаю своим коллегам провести классный час «Что означают наши имена?».
Эпиграф.
И можно кожу заново сорвать,
Но имя к нам так крепко припечатано,
Что силы нет переименовать,
Хоть каждое затерто и захватано …
А.Тарковский. «Имена»
Ход классного часа.
Учитель: Мы живем в мир имен. Недаром еще Гомер в своей «Одиссее» писал:
Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный,
Имя свое от родителей в сладостный дар получает …
Японские художники-философы, например, согласно традиции трижды в жизни меняют имя, дабы лучше познать себя и мир через новое «я». Кстати, замечено, что после перемены клички у животных меняется характер. Задумываемся ли мы над этим, начиная чуть ли не с ясельного возраста именовать друг - друга по фамилиям или, того хуже, по кличкам и прозвищам? Попытаемся и мы разобраться, что же означает наше имя. А эпиграфом нашему разговору станут строки из стихотворения А.Тарковского «Имена».
(Читается эпиграф. Далее учащиеся рассказывают о значении тех имен, которые встречается в классе.)
Учитель:
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы Святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким,
Но если в день Иеронима,
То – хошь – не хошь - Иероним!
Ю. Ливеровский
Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке – сформировались как отдельная книга не ранее XV в. Содержали они около девяти сотен имен, большинство из которых теперь накрепко забыты. На Руси еще несколько веков назад среди широко употребимых было более трехсот мужских имен. (Жития святых за 1916 г. содержат 863 мужских и 232 женских имени.) Почему они канули в Лету? Я считаю, что должны жить и самобытные имена! Может, тогда у нас больше самобытных, ярких людей – личностей?
Ученик: Вспомним об исконно славянских именах, которые давались детям «от взора и естества» (т.е. по внешним признакам и природным свойствам): Богдан, Божен, Первой, Второй, Любим. Существует мнение, что среди древнерусских имен было по крайней мере два типа: внутрисемейные, которые ребенок получал при рождении: Малыш, Любан, Брыка, Улыба, и внесемейные, которые взрослые, самостоятельные люди получали вне дома: Токарь, Новосел, Муромец (многие из этих имен можно узнать в современных фамилиях). Среди внутрисемейных имен встречались числовые имена, отражавшие порядок появления детей в семье: Починок, Третьяк; ряд имен отражал особенности малышей: Любик, Беляй, Пискун; отдельные имена характеризовали время рождения: Вешняк, Метелица; отношение родителей к появлению ребенка: Ждан, Неждана, Нечай. Особо интересны имена - обереги, которые берегли от злых духов. Вера в силу слова подсказывала хитрость: если дать детям «плохие» имена, то можно обмануть злых духов. Придут они за малышом, а он – Продан или Неряха, еще хуже – Беспута… Такому уже не навредишь, он и так уж плох. Существовал и противоположный обычай давать имена заведомо хороших и славных людей – считалось, что так можно передать счастье, добро и судьбу. И наконец, вспомним А.С. Пушкина, в сказках которого тоже встречается древнерусские имена. Вспомнили?
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку.
Ученица: Вот вопрос! Влияет ли ваш характер то, как вас звали в детстве? Во всяком случае, существует такая теория, основанная на наблюдениях О.Дунаевой. Младенец, учась разговорной речи, в первую очередь подражает не услышанным звукам, а озвученной мимике. Самая частая гамма звуков, которую наблюдает малыш, - собственное имя. Теперь предположения: рефлекторно у ребенка возбуждаются первые импульсы именно в тех группах мышц, которые участвуют в произнесении имени. А теперь, связав эти ниточки, приходим к выводу, что имя воспитывает в человеке некоторые качества характера и темперамента и, конечно, - черты лица. Не верится? Давайте посмотрим на наших одноклассников: Антон – противоречив, упрям, настойчив. Регина - горда и самолюбива. Вадим – необычайно целеустремлен и трудолюбив. Никита молчун, с незнакомыми людьми входит в контакт довольно сложно. А вы никогда не замечали, что тезки чем-то похожи друг на друга?
Ученик: Некоторые ученые утверждают, что имя влияет на характер и даже здоровье. Например, английский терапевт Т.Уэстон считает, что большинство пациентов, чьи имена начинаются с букв последний трети алфавита, чаще страдают сердечно - сосудистыми заболеваниями. А харьковский исследователь Б. Хигир по имени человека и дате его рождения определяет характер. Конечно, все эти сведения уже на грани фантастики, как говорится, хотите – верьте, хотите – нет…
В заключение нашего классного часа мы хотели бы у вас спросить, верна ли поговорка «Не имя красит человека, а человек имя»?
(Учащиеся высказывают своё мнение).
Учитель: Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.
Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, находите в нем новые оттенки, и пусть оно приносит только удачу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Что означают наши имена?"»
Классный час “Что означают наши имена?” Я часто задумываюсь над тем, как воспитать в ребенке личность, умеющую самостоятельно мыслить и отвечать за свои поступки. А начинать такую работу нужно, по-моему, с осмысления собственного «я». Предлагаю своим коллегам провести классный час «Что в имени тебе моем?». Эпиграф. И можно кожу заново сорвать, Но имя к нам так крепко припечатано, Что силы нет переименовать, Хоть каждое затерто и захватано … А.Тарковский. «Имена» Ход классного часа. Учитель: Мы живем в мир имен. Недаром еще Гомер в своей «Одиссее» писал: Между живущих людей безымянным никто не бывает Вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, Имя свое от родителей в сладостный дар получает … Японские художники-философы, например, согласно традиции трижды в жизни меняют имя, дабы лучше познать себя и мир через новое «я». Кстати, замечено, что после перемены клички у животных меняется характер. Задумываемся ли мы над этим, начиная чуть ли не с ясельного возраста именовать друг - друга по фамилиям или, того хуже, по кличкам и прозвищам? Попытаемся и мы разобраться, что же означает наше имя. А эпиграфом нашему разговору станут строки из стихотворения А.Тарковского «Имена». (Читается эпиграф. Далее учащиеся рассказывают о значении тех имен, которые встречается в классе.) Учитель: Был в старину такой обычай: Несли младенца в церковь. Там, В страницы Святцев пальцем тыча, Поп имена давал по дням. Коль ты родился в день Ефима, То назван именем таким, Но если в день Иеронима, То – хошь – не хошь - Иероним! Ю. Ливеровский Святцы – список церковных праздников и святых в календарном порядке – сформировались как отдельная книга не ранее XV в. Содержали они около девяти сотен имен, большинство из которых теперь накрепко забыты. На Руси еще несколько веков назад среди широко употребимых было более трехсот мужских имен. (Жития святых за 1916 г. содержат 863 мужских и 232 женских имени.) Почему они канули в Лету? Я считаю, что должны жить и самобытные имена! Может, тогда у нас больше самобытных, ярких людей – личностей? Ученик: Вспомним об исконно славянских именах, которые давались детям «от взора и естества» (т.е. по внешним признакам и природным свойствам): Богдан, Божен, Первой, Второй, Любим. Существует мнение, что среди древнерусских имен было по крайней мере два типа: внутрисемейные, которые ребенок получал при рождении: Малыш, Любан, Брыка, Улыба, и внесемейные, которые взрослые, самостоятельные люди получали вне дома: Токарь, Новосел, Муромец (многие из этих имен можно узнать в современных фамилиях). Среди внутрисемейных имен встречались числовые имена, отражавшие порядок появления детей в семье: Починок, Третьяк; ряд имен отражал особенности малышей: Любик, Беляй, Пискун; отдельные имена характеризовали время рождения: Вешняк, Метелица; отношение родителей к появлению ребенка: Ждан, Неждана, Нечай. Особо интересны имена - обереги, которые берегли от злых духов. Вера в силу слова подсказывала хитрость: если дать детям «плохие» имена, то можно обмануть злых духов. Придут они за малышом, а он – Продан или Неряха, еще хуже – Беспута… Такому уже не навредишь, он и так уж плох. Существовал и противоположный обычай давать имена заведомо хороших и славных людей – считалось, что так можно передать счастье, добро и судьбу. И наконец, вспомним А.С. Пушкина, в сказках которого тоже встречается древнерусские имена. Вспомнили? Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку. Ученица: Вот вопрос! Влияет ли ваш характер то, как вас звали в детстве? Во всяком случае, существует такая теория, основанная на наблюдениях О.Дунаевой. Младенец, учась разговорной речи, в первую очередь подражает не услышанным звукам, а озвученной мимике. Самая частая гамма звуков, которую наблюдает малыш, - собственное имя. Теперь предположения: рефлекторно у ребенка возбуждаются первые импульсы именно в тех группах мышц, которые участвуют в произнесении имени. А теперь, связав эти ниточки, приходим к выводу, что имя воспитывает в человеке некоторые качества характера и темперамента и, конечно, - черты лица. Не верится? Давайте посмотрим на наших одноклассников: Антон – противоречив, упрям, настойчив. Регина - горда и самолюбива. Вадим – необычайно целеустремлен и трудолюбив. Никита молчун, с незнакомыми людьми входит в контакт довольно сложно. А вы никогда не замечали, что тезки чем-то похожи друг на друга? Ученик: Некоторые ученые утверждают, что имя влияет на характер и даже здоровье. Например, английский терапевт Т.Уэстон считает, что большинство пациентов, чьи имена начинаются с букв последний трети алфавита, чаще страдают сердечно - сосудистыми заболеваниями. А харьковский исследователь Б. Хигир по имени человека и дате его рождения определяет характер. Конечно, все эти сведения уже на грани фантастики, как говорится, хотите – верьте, хотите – нет… В заключение нашего классного часа мы хотели бы у вас спросить, верна ли поговорка «Не имя красит человека, а человек имя»? (Учащиеся высказывают своё мнение). Учитель: Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, находите в нем новые оттенки, и пусть оно приносит только удачу.