« Наши пернатые друзья»
Цель
1.Закрепить и обобщить знания детей о птицах.
2. Расширить знания детей по данной теме, показать разнообразие мира птиц.
3. Воспитывать умение видеть красоту окружающей природы.
Оборудование:
1. Барабан со стрелкой.
2. Конверты с заданиями.
3. Плакат «Пернатые друзья».
4. Иллюстрации и цветные фотографии с изображением птиц.
5. Карточки с названием призов к супер игре.
6. Выставка книг по теме.
7. Выставка детских творческих докладов по теме игры.
8. Ширма с выставкой рисунков «Птицы».
9. Призы.
10. Записи со звуками леса, голосов птиц.
11. Жетоны с цифрами.
12. Две шкатулки с сюрпризами.
Ход мероприятия:
Звучит музыка, учащиеся рассаживаются по 2-3 человека за столы,
расставленные полукругом или буквой «П». В центре класса установлен барабан со стрелкой.
На секторах лежат жетоны с номерами конвертов с вопросами. Конверты с карточками-заданиями находятся на отдельном столе. Один из секторов барабана призовой (буква «П»), другой – музыкальная пауза, обозначенный скрипичным ключом. Сектор «Банкрот» обозначен буквой «Б». Если стрелка указывает на жетон с номером, то учитель дает конверт с вопросом. Если стрелка указывает на сектор « Банкрот », то ход переходит к следующему игроку. Если стрелка указывает на сектор « Музыкальная пауза », то вопрос (загадка) участнику игры задает любой учащийся класса. Вопрос должен соответствовать теме игры. После ответа все танцуют или исполняется какой-либо музыкальный номер, приготовленный заранее. Если стрелка указывает на сектор «Приз», то играющий получает приз. Если он отказывается от приза, то может продолжить игру, назвав букву или слово.
Все эти правила оговариваются с учащимися, игроками и жюри в период подготовки к игре. Непосредственно перед игрой правила повторяются.
Музыкальные паузы в игре могут быть заменены рассматриванием картин известных художников и прослушиванием поэтических композиций, зарисовок, прослушиванием голосов птиц.
Дается задание на 1-ый тур игры.
По широким пустынным степям Южной Африки бродит птица с необычной внешностью и странным названием. Она высокая и длинноногая. Рост её, приблизительно, 1 метр. У этой представительницы пернатого племени много имен. Раньше её называли «Гипогераном». А одно из многочисленных имен звучит необычайно важно – «Герольд». Его жительница африканских степей получила за степенную, важную походку. Кто это? В названии 9 букв.
Ответ: СЕКРЕТАРЬ.
Дополнительная информация: «Арабы дали этой птице, на первый взгляд, страшное название «Лошадь дьявола». Дело в том, что она не только хорошо летает, что вполне естественно, но и очень быстро бегает. Есть ещё одно название «Змееед», так как она нередко охотится на змей».
Дети, согласно правилам, крутят барабан и отгадывают слово.
После того как дан правильный ответ, учитель демонстрирует цветную иллюстрацию и дает дополнительную информацию об этой птице.
Между первым и вторым туром игры – музыкальная пауза.
Первая тройка игроков награждается поощрительными призами за участие в игре.
Дается задание на второй тур второй тройке игроков.
Когда первые исследователи-путешественники проникли во внутренние области Австралии, они увидели много диковинного. Среди них были какие-то странные, украшенные цветами, постройки из прутиков. Самих строителей за работой не видели. Предполагали, что эти шалаши строят для развлечения своих детей туземные женщины. Кто же эти строители? В названии 8 букв.
Ответ: ШАЛАШНИК.
Дополнительная информация: «Один из губернаторов Австралии Джордж Грей был автором гипотезы, что это дело рук кенгуру, полагая, что это странное животное на все способно. Перед одним из входов в такой шалаш нашли всевозможные цветные предметы: цветы, раковины, блестящих жуков, ягоды, грибы, перья птиц, зубную щетку, ножи, вилки, детские игрушки, чашки, пряжки, бриллианты».
Награждаются игроки второго тура.
Игра со зрителями.
Ведущий объявляет задание, записанное на карточке:
Это красивая гордая птица, у неё большие красно-оранжевые глаза. Оперенье вокруг глаз образует два диска, из-за которых глаза выглядят ещё крупнее. Одна из самых существенных деталей во внешности этой птицы – его уши по бокам головы, которые на самом деле являются пучками удлиненных перьев. Клюв у этой птицы черный, большой, загнутый крючком. Что это за птица? В названии 5 букв.
Ответ: ФИЛИН.
Учитель включает запись с уханьем филина.
Победитель награждается призом.
Подготовленные дети загадывают загадки о птицах.
Задание на финал.
Эта птица обитает на востоке Австралии. Она - подлинный мастер подражания и включает в свой репертуар песни других птиц, да и не только песни, а все звуки, которые ей придутся по душе. Свое название получила из-за формы хвоста: широкие и длинные крайние его перья изогнуты, а между ними, словно натянуты тончайшие белые перья. Как называется эта птица? В её названии 9 букв.
Ответ: ЛИРОХВОСТ.
Дополнительная информация: «В песнях этой птицы слышали паровозные и автомобильные гудки, колокольный звон, собачий лай, лошадиное ржание, разный треск и грохот. Её хвост длиннее её самой, приблизительно 75 сантиметров».
Победителю предлагается участие в супер игре. На барабан выкладываются карточки с названиями призов.
Музыкальная пауза, подготовленная детьми.
Задание на супер игру
Это невзрачная серенькая птичка с блестящими черными глазками. По размеру невелика: весит около 25 грамм. Чудесным может показаться то, что столь небольшая птичка во время песни может испускать целый каскад звуков, порой, настолько мощных и пронзительных, что трудно слушать их вблизи – больно для слуха. Его пение состоит из многих колен, строф. Превосходным считается певец, в песне которого 20-24 колена. Кто это? В названии птицы 7 букв.
Ответ: СОЛОВЕЙ.
Дополнительная информация: «У самых лучших соловьев количество колен в песне доходит до 40. Птица не рождается с умением петь, молодые птицы учатся у более старых».
Демонстрируется цветная иллюстрация.
При правильном ответе ученик награждается выпавшим супер призом.
В заключение игры дети рассказывают стихи по теме.
Слово предоставляется спонсорам игры – родителям. В выступлении говорят слова благодарности и объявляют победителей конкурса рисунков «Птицы».