Учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Материал: рисунки на тему «Моя семья», дидактическая игра «Кто какую работу в доме выполняет», персонажи сказки «Репка», сюжетные картины.
Предварительная работа: чтение рассказов – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Как Вовка бабушек выручал», Л. Толстой «Старый дед и внучек»; совместные рисунки родителей и детей «Герб семьи»; рисунки детей на тему «Моя семья»; совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети садятся на места.
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами совершим путешествие в сказку. Хотите?
- Её название вы узнаете, ответив на вопрос: «Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать большой урожай этого овоща?» (показывается репка).
- Это сказка про дружную семью. Назовите её членов. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)
Беседа. Рассказы детей.
- Как вы понимаете, что такое семья?
- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
- Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку.
- «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. А бабка говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят?»
- Дети, расскажем бабке?
- Сегодня у нас на занятии открыта выставка рисунков «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.)
Наводящие вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Как ты заботишься о членах своей семьи?
- Ты любишь своих близких? Почему?
3. Психогимнастика.
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?
- А если они хмурятся?
- Слушаем сказку Репки дальше.
- «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, а внучка говорит: «С удовольствием, а потом с ребятами поиграю».
4. Игра «Кто какую работу выполняет».
Дети выходят к доске. Каждому участнику раздаётся карточка с названием того или иного задания, которое выполняет кто-то из членов семьи. Дети ставят эту карточку рядом с иллюстрацией члена семьи, произнося при этом фразу, например: «брат катается на коньках». И т. д.
Внучка с детьми участвует в игре.
5. Физ. минутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
- Сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Та охотно прибежала на помощь». Потом она увидела иллюстрации на доске, и ей захотелось у нас остаться. Разрешим Жучке?
6. Работа над иллюстрациями.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных.
- Рассмотрите иллюстрации. Как можно назвать каждую из них? (Семья кошки с котятами; семья коровы и быка с телятами).
- Можно сказать, что на каждой картине изображена семья?
- Почему?
- Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Корова и бык с телятами?
- Правильно и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.
- Понравилось жучке вместе с вами иллюстрации рассматривать, но репку надо дальше тянуть.
- Кого позвала Жучка?
- Кошка прибежала, хочет с вами поиграть.
7. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
- Сказка продолжается. «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку».
- Мышка прибежала не с пустыми руками, принесла для вас загадки.
1. Мне она тётя, а моей маме…(сестра).
2. Моему папе он папа, а мне…(дедушка).
3. Моему папе она жена, а мне…(мама).
4. папе он родной брат, а мне…(дядя).
- Вот какие интересные задания приготовила для вас мышка. Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли.
- Как вы думаете, почему они вытащили репку? (Тянули все вместе, дружно).