Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий»
Учебно-методический комплект учебного занятия
ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения
младших школьников
МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в области русского языка, математики, естествознания, физкультурно-оздоровительной деятельности, музыкального воспитания, продуктивных видов деятельности
Тема 1.3. Формы и методы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности
Исследовательская деятельность младших школьников
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
повышенной подготовки
Энгельс, 2016
Пояснительная записка
Учебно-методический комплект учебного занятия по теме «Исследовательская деятельность младших школьников» разработан для обучающихся третьего курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в рамках изучения профессионального модуля ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.
Тема урока выбрана в соответствии с рабочей программой профессионального модуля и календарно-тематическим планом. Занятие проводится в аудитории, оборудованной компьютером и мультимедийным проектором, что способствует восприятию обучающимися знаний и их последующего применению для самостоятельного выполнения практического задания.
Учебно-методический комплект содержит необходимые сведения по составу и содержанию урока: методическую структуру и технологическую карту урока, сценарий урока. Кроме того, в учебно-методическом комплекте представлены необходимые приложения: опорный конспект, раздаточный материал, презентация занятия.
В опорном конспекте при помощи схем, терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы. Опорный конспект составлен таким образом, чтобы помочь студенту логически правильно выстроить мысль, увидеть, как данная тема логически разбивается на более мелкие элементы; находить связи между отдельными элементами; группировать факты; увидеть тему в целом.
Тема «Исследовательская деятельность младших школьников» важна для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, поэтому для достижения поставленных на уроке задач необходимо ее максимально наглядное сопровождение. Для этой цели на уроке используется различный наглядный материал, а именно памятка «Правила работы в группе», памятка «Составление анкеты», графическая памятка «Создание буклета»; раздаточный материал, фломастеры, книги и презентация урока, составленная в программе PowerPoint. Презентация позволяет сделать урок более зрелищным, наглядно продемонстрировать новый материал.
1 Методическая структура учебного занятия
ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в области русского языка, математики, естествознания, физкультурно-оздоровительной деятельности, музыкального воспитания, продуктивных видов деятельности
Тема 1.3. Формы и методы организации внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности
Преподаватель: Зайцева Наталья Викторовна
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Тема: Исследовательская деятельность младших школьников
Участники: студенты 3 курса
Продолжительность: 45 минут
Тип занятия: комбинированный урок
Место проведения: ГАПОУ СО «Энгельсский промышленно-экономический колледж»
Цели занятия:
Образовательная:
сформировать знания основных терминов исследовательской деятельности, видах и этапах исследования;
сформировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;
сформировать умение обобщать и представлять проделанную работу.
Воспитательная:
формирование интерес к профессии;
формирование у обучающихся навыков самоконтроля;
формирование необходимых навыков самостоятельной учебной деятельности.
Развивающая:
- создать условия для развития логического мышления, памяти, умения правильнообобщать данные и делать выводы, сравнивать;
обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками информации, выделять главное и характерное;
содействовать развитию умений применять полученные знания при выполнении практического задания.
Методическая цель:
- совершенствование методики использования информационно-коммуникационных технологий в процессе изложения нового материала, проверки знаний;
- совершенствование методики организации самостоятельной работы обучающихся;
- обмен опытом. Формирование общих и профессиональных компетенций:
ПК 2.1.
Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2.
Проводить внеурочные занятия. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 2.3.
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4.
Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 4.3
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 4.5
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Приобретаемые умения и знания по ФГОС СПО (требования к результатам освоения профессионального модуля):
Студент должен иметь практический опыт:
- определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и занятий кружков, обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработке предложений по их совершенствованию и корректировке.
Студент должен уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области деятельности;
определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
использовать различные методы и приемы обучения;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся.
Студент должен знать:
сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
особенности определения целей и задач внеурочной работы в начальной школе;
методические основы организации внеурочной работы в избранной области деятельности;
особенности общения младших школьников;
способы выявления педагогом интересов и потребностей младших школьников.
Методы и приёмы обучения:
Словесные (беседа, объяснение), словесно-наглядные (беседа с элементами обратной связи), практические (организация самостоятельной работы обучающихся по группам).
Межпредметные связи:
ОУД 07. Информатика
- Тема 2.2 Информационные процессы.
ОП.01. Педагогика
- Тема 2.9 Методы и средства обучения и воспитания.
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
МДК.01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению
- Тема 1.1. Специфика детской литературы, круг чтения младшего школьника.
Средства обучения: презентация, раздаточный материал, опорный конспект, памятка«Правила работы в группах».
Оборудование и материалы: комплект мультимедийного оборудования, фломастеры.
- обсуждает с обучающимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала
- участвуют в просмотре видеофрагмента;
- включаются в обсуждение предлагаемых вопросов
Словесно - наглядный
- беседа с элементами обратной связи;
3.
Актуализация
опорных знаний
Инициирование
обучающихся к
формулированию
темы и цели
занятия
5
- проводит мини-исследование, в процессе чего определяет степень опорных знаний обучающихся, инициирует обучающихся к формулированию темы и цели занятия;
-озвучивает тему, цели и план занятия
- отвечают на вопросы; -формулируют тему занятия;
- осмысливают цели и план занятия
Организационно-деятельностный, наглядный
- фронтальная организация обучающихся;
- входной контроль знаний (опрос);
- показ видеофрагмента, слайдов
4.
Усвоение новых знаний
10
- объясняет учебный
материал: «Исследовательская деятельность младших школьников»;
-демонстрирует средства
обучения;
-организует фронтальную
- анализируют предоставленную информацию по новому материалу (индивидуальная работа с опорным конспектом);
- воспринимают и осознают
Объяснительно -
иллюстративный
- лекция - беседа с элементами
обратной связи;
-визуализация нового
материала
беседу;
- формирует навыки самостоятельной работы с учебными источниками
новый материал;
- заполняют опорный конспект
5.
Самостоятельная
работа
обучающихся
путем выполнения
практической
задачи
10
- делит класс на группы;
-инструктирует обучающихся по выполнению практического задания;
- выдает задания;
- объясняет порядок выполнения работы; -осуществляет проверку правильности выполнения работы
- делятся на группы;
- изучают задание;
- в группе работают над заданием;
-задают вопросы;
- оценивают свою работу (рефлексия)
Практический
- организация самостоятельной работы обучающихся по группам;
- организация проведения самооценки выполненных работ по вариантам
6.
Закрепление нового материала
7
- проводит анализ успешности усвоенного материала и деятельности;
-задает вопросы на закрепление материала
- участвуют в командной
игре;
-отвечают на вопросы по
новому материалу
Словесно-наглядный
- фронтальная организация обучающихся в командной игре;
7.
Рефлексия
2
- задает вопросы на рефлексию
- индивидуально отвечают на вопросы рефлексии
Словесный
- беседа
8.
Подведение итогов
3
- комментирует результаты достижения поставленных целей;
- оценивает работу обучающихся
- анализируют достигнутые результаты
Словесный
- беседа с элементами
обратной связи
9.
Домашнее задание
1
- дает информацию и инструктаж по выполнению творческого домашнего задания
- осмысливают домашнее
задание
Словесный
- беседа;
- объяснение
3 СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1 Ход урока
Организационная часть
Преподаватель: приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет наличиеобучающихся в группе, проверяет готовность к уроку.
Обучающиеся: приветствуют преподавателя, дежурный сообщает об отсутствующих науроке, демонстрируют готовность к уроку.
Слайд 1
Мотивация (самоопределение) обучающихся к учебной деятельности
Преподаватель: Я вам сейчас предлагаю просмотреть отрывок из русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», а вы постарайтесь увидеть на какой именно киностудии и в каком году создан весь мультфильм.
Актуализация опорных знаний; инициирование обучающихся к формулированию темы и цели занятия
Преподаватель:
Давайте проведем исследование: напишите на листочке 3 любимых своих мультфильма.
Теперь подчеркните мультфильмы, которые созданы на российских киностудиях.
Студенты подчеркивают.
А теперь проанализируйте, есть ли среди ваших мультфильмов вот эти, которые представлены на слайде.
Слайд 2
Преподаватель:
Напомните, что мы сейчас начали проводить?
Предполагаемый ответ студентов: анализ, исследование.
Преподаватель: Тогда соответственно, с какой технологией обучения будем знакомиться?
Предполагаемый ответ студентов: (исследовательская деятельность).
Преподаватель: Правильно. А раз ваша специальность Преподавание в начальных классах, то чью исследовательскую деятельность планируем изучать?
Ответ студентов: (младших школьников).
Преподаватель: Правильно. Таким образом, мы подошли вместе к теме занятия. Тема урока: «Исследовательская деятельность младших школьников». Запишите тему урока в опорных конспектах.
Слайд 3
Преподаватель: как вы думаете, какова цель нашего урока?
Предполагаемый ответ студентов: целью нашего урока является: узнать методику проведения исследования в начальных классах.
Преподаватель: Цель нашего урока: познакомиться с методикой проведения исследования в начальных классах.
Слайд 4
Преподаватель: В процессе урока мы рассмотрим такие интересные вопросы, как:
что такое исследовательская деятельность младших школьников;
какими терминами необходимо владеть, чтобы проводить исследования с младшими школьниками;
какие этапы предстоит пройти авторам исследования.
Слайд 5
Преподаватель: В ходе продолжения урока вам понадобится опорный конспект. Найдите его на парте и приготовьте к работе. (Приложение 1)
Усвоение новых знаний
Преподаватель: С какой образовательной технологией сегодня нам предстоит познакомиться? Впишите ее название в опорный конспект.
Преподаватель: Что такое исследование? Найдите определение в опорном конспекте.
Слайд 6
Преподаватель: Исследование бывает трех видов. Прочитайте определение разных видов исследований в опорном конспекте про себя.
Преподаватель:
Попробуйте дать названия видам исследования.
Студенты отвечают и записывают названия в опорный конспект.
Слайд 7
Преподаватель:
Вернитесь к листочкам, на которых вы писали название своих любимых мультфильмов.
Как вы думаете, наше маленькое исследование к какому виду относится?
Предполагаемый ответ студентов: теоретическое.
Преподаватель:
А вы знаете, почему я попросила вас вспомнить мультфильмы именно киностудии Союз-мультфильм? 2016 год был посвящен чему?
Предполагаемый ответ студентов: год российского кино.
Слайд 9
Преподаватель: Это верно, конечно. А еще, оказывается, киностудии Союзмультфильм в этом году исполнилось 80 лет!
Преподаватель: Какие мультфильмы, среди ваших любимых, созданы на этой киностудии.
Студенты отвечают.
Преподаватель: Какой факт мы установили?
Предполагаемый ответ студентов: Современные дети мало смотрят добрые поучительные советские мультфильмы.
Преподаватель: Это является проблемой. Что такое проблема мы узнаем из опорного конспекта. Прочитайте.
Слайд 10
Преподаватель: Перед нами стоит проблема, что современные дети не смотрят добрые поучительные Российские мультфильмы.
Каждое исследование предполагает, какую-то цель. Какая же цель нашего исследования?
Предполагаемый ответ студентов: реклама мультфильмов советской киностудии.
Слайд 11
Преподаватель: По принципу декомпозиции цели необходимо определить задачи. Эту работу вы выполните в парах. Вам необходимо выбрать из предложенного количества задач самые актульаные.
Студенты работают в парах.
Провести исследование среди учеников и родителей.
Просмотреть самому один мультфильм.
Узнать сколько и какие мультфильмы сняты на киностудии.
Прорекламировать киностудию союзмультфильм.
Сравнить российские мультфильмы с зарубежными.
Слайд 12
Преподаватель: Какие пути решения этих задач вы можете предложить?
Студенты отвечают.
Преподаватель: Обратите внимание, что это является одним из этапов исследования. Обратите внимание, что каждое исследование имеет определенные этапы. Они есть у вас в опорных конспектах и здесь на слайде.
Слайд 13
Преподаватель обобщает ответы студентов:
Анкетирование
Создание рекламного буклета и агитбригады
Поиск интересных фактов
Преподаватель: Итак, перед нами стоит цель и задачи. Следующий этап – сбор информации. Это наиболее сложный и трудоемкий этап. Предлагаю отдохнуть.
Физ. минутка Звучит музыка из известного мультфильма, обучающиеся делают разминку.
Мини-рефлексия:
Преподаватель задает вопросы:
- Интересным вам будет исследование?
- А учеников начальных классов, такая деятельность заинтересует?
Молодцы. Двигаемся дальше.
Слайд 14
Преподаватель: Устраиваем мозговой штурм. Где можем добыть информацию?
Преподаватель: чтобы решить поставленные задачи делимся на группы по 4 человека (работа в группах). Вам предоставляется раздаточный материал для составления анкеты, буклета и интересные факты из 80-летней истории союзмультфильма.
Слайд 17
Самостоятельная работа обучающихся путем выполнения практической задачи
Пошагово под руководством преподавателя и пользуясь раздаточным материалом, выполняют задания. По истечении времени, отведенного на выполнение работы, обучающиеся проводят ее обобщение и представление.
В ходе работы преподаватель указывает на наличие у студентов специальных памяток (Приложение 2).
Слайд 18
Преподаватель:
Мини-рефлексия:
- У вас получилась анкета?
- Готов буклет?
- Найдены факты?
Преподаватель:
Назовите самые интересные 2 вопроса из анкеты, покажите буклет, назовите факты, которые связаны с нашим родным городом Энгельс.
Преподаватель:
Каждое исследование предполагает формулировки выводов. У нас была проблема, поставлена цель и задачи.
Преподаватель:
Вопрос к каждой группе:
Какой бы вы могли сделать вывод, если бы проводили анкетирование?
Захотелось бы детям посмотреть советские мультфильмы после агитации?
Интересная ли история у киностудии «Союзмультфильм»?
Смотрим в опорный конспект, ищите выводы в этапах.
Это заключительный этап?
Предполагаемые ответы студентов: нет.
Закрепление нового материала
Преподаватель: Мы проделали с вами огромную работу. Давайте сделаем еще одно доброе дело – выполним задания для закрепления материала. Только работать будем теперь в парах.
Заполните пропуски вот на этих листочках (Приложение 3).
Рефлексия
Продолжите предложение:
Я сегодня узнал ………………..
Мне сегодня было интересно ……………………….
Я испытывал затруднения …………………….
Легче всего было …………………………….
Выполнять понравилось …………………..
Слайд 21
Подведение итогов. Оценка работ обучающихся.
Выдача домашнего задания
Повторить материал опорного конспекта;
Выполнить исследование по обложкам подарочных тетрадей.
_______________________________ - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя.
Исследование – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.
Три группы исследований:
предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов;
предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).
о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
Проблема -основа исследовательского метода, которая требуетрешения при использовании самых разнообразных информационных средств.
Этапы исследования
Обучающийся выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования).
Предлагает возможные варианты решения (провести анкетирование, рекламу, создание буклетов и т.п.)
Собирает материал.
Делает обобщения и выводы.
Готовит защиту (доклад, макет и др.).
Защищает.
Получение информации = сбор + поиск
Цель исследования
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?
Задачи исследования
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общие направления движения, а задачи описывают основные шаги.
Список доступных методов исследования:
подумать самостоятельно;
прочитать книги о том, что исследуешь;
познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;
спросить у других людей;
понаблюдать;
провести эксперимент.
Приложение 2
Памятка «Правила работы в группе»
Работать сообща;
Уметь выслушать друг друга;
Слушать других, не перебивая, внимательно;
Уметь распределить обязанности между собой;
Уметь договариваться, помогать друг другу.
Памятка «Составление анкеты»
1. Составление анкеты нужно начать с определения цели (чтобы определить цель, надо ответить на вопрос: что хочу узнать с помощью опроса) 2. Анкета начинается с введения, в котором нужно ввести респондентов в курс дела 3. Правила составления анкеты: • Начинать нужно с качественных вопросов, которые направлены на то, чтобы выяснить, есть ли место интересующему вас событию в жизни анкетируемого • Затем следуют количественные вопросы (с их помощью выясняем интересующие нас количественные показатели) • Оптимальное количество вопросов - до 10 • В анкете могут использованы так называемые «да» или «нет» вопросы; вопросы с альтернативным ответом; вопросы на выявление сходства и различия; вопросы, подразумевающиеранжирование (поставить тот или иной объект в зависимости от предпочтения респондента).
Графическая памятка «Создание буклета»
Приложение 3
Задания для закрепления
Заполните пропуски
Тема исследовательской работы. (Как будет называться мое исследование?)