Содержание материала: Что такое звук? Существующие уровни шума. Влияние городского шума на здоровье и общее состояние человека. Влияние шума на успеваемость учащихся школы. Опасность использования наушников с высоким уровнем звука. Что происходит со слухом под воздействием громкой музыки. Негативное влияние громкого звука на окружающую среду.
Форма занятий: лекция с элементами практической работы.
Оборудование: проектор, колонки, компьютер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция "О звуке и шуме в нашей жизни"»
7
О звуке и шуме в нашей жизни
(продолжение лекции «Музыка – искусство или оружие», может использоваться как самостоятельная лекция)
Добрый день дорогие друзья!
Слайд 1
Тема нашей беседы сегодня – звук и шум.
Мы живем в мире, наполненном различными звуками, но редко задумываемся, что же такое звук и какое влияние он оказывает на нас.
С древних времен люди использовали звук для получения информации об окружающем мире, для общения между собой. С самого рождения мы погружаемся в мир, наполненный разнообразными звуками, и настолько привыкаем к ним, что перестаем их замечать. Но сегодня предлагаем вам обратить на них внимание.
Что вы слышите в течение дня? Давайте прислушаемся вместе.
Что вы слышите сейчас?
(Прислушиваемся к звукам за окном. Выслушиваем ответы)
Слайд 2
Каждое утро нас будит звонок будильника, и мы с вами погружаемся в водоворот звуков.
Вам приятны все эти звуки?
А ведь мы в этом находимся большую часть дня. И даже ночью не всегда царит полная тишина.
Это голос нашего города. Мы к нему привыкли. А вы замечали, что люди, которые приезжают из сельской местности (или когда вы возвращаетесь с отдыха на природе), жалуются на то, что в городе очень шумно и они быстро устают? А люди из городов, приезжая в деревни, не могут привыкнуть к тому, что слишком тихо. Там тоже можно слышать звуки: пение петухов, мычание коров, лай собак, голоса людей, но они не такие частые и не такие громкие, как шум городской среды.
Шум? Говорили же о звуках.
Слайд 3
Дело в том, что с точки зрения физики нет различия между звуком и шумом. Звук – это механическая волна. Это колебания воздуха, созданные первичным источником, в качестве которого может выступать что угодно: (хлопаем) хлопок ладонями, например. Стук двери, работа двигателя автомобиля, звучание музыкального инструмента, наша речь – всё это звуки.
Шумом же мы обычно называем нежелетельные или неприятные нам звуки. Именно так понимает это понятие и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ).
Влияние шума на здоровье человека изучает наука аудиология. В последние десятилетия уделяется всё большее внимание проблеме шума, поскольку уровень шумового загрязнения в современных мегаполисах всё возрастает. Почему?
Слайд 4
Оказывается, шум не безобиден, даже если мы привыкаем и не замечаем его. Громкий или монотонный шум может медленно, но неуклонно разрушать наше здоровье. Он ведет к снижению слуха, тугоухости, нарушает концентрацию внимания, мешает сосредоточиться. Может быть причиной повышенного давления и головных болей.
Исследования показывают, что шум может оказывать негативное воздействие на выполнение умственных заданий. Навыки чтения, решения задач, запоминания и общее внимание ухудшаются от воздействия шума.
В школах, расположенных рядом с аэропортами, у детей снижены навыки в чтении, решении задач. Шум так же может влиять на увеличение количества ошибок, общем снижении успеваемости.
В древности применяли такую изощрённую пытку. Человека привязывали, чтобы он не двигался, и ему на голову монотонно капала вода. В конце концов, человек сходил с ума. Вот примерно так же действует на нас монотонный шум города, будь то звуки транспорта или монотонная музыка, звучащая в кафе и магазинах.
Слайд 5
В современном мегаполисе, когда шумовое загрязнение превышает все нормы, человек инстинктивно стремится защититься от преследующего его шума, в том числе и с помощью музыки. Многие используют для этого плееры или телефоны, которые позволяют вместо навязчивых, раздражающих шумов слушать избранные мелодии и ритмы, соответствующие вашему вкусу и настроению.
Вы так делаете?
На самом деле, очень приятно и удобно слушать любимую музыку по дороге в школу, университет или на работу. Однако врачи начали бить тревогу. Оказывается, непрерывное прослушивание музыки в наушниках опасно для нашего слуха.
Почему? Давайте разберемся.
Слайд 6
Во время предыдущей нашей встречи мы с вами рассматривали параметры звука. Это ритм, частота и громкость. Помните шкалу уровня звуков? И то, что максимальным порогом силы звука для человека является 120-130 дБ?
Обратите, пожалуйста, внимание на вот эти показатели:
Звук метро – 95 дБ.
Максимально допустимое звуковое давление для наушников плеера по европейским стандартам – 100 дБ.
По данным исследования, проведенного в Ирландии, 40% имеющихся в продаже МР3-плееров могут достигать громкости, превышающей 100 дБ. А некоторые достигают громкости 115 дБ. Таким образом, слушая музыку на улице города, в общественном транспорте или метро, мы увеличиваем громкость её звучания, чтобы заглушить неприятные окружающие шумы. Если это происходит постоянно, то нервные клетки слухового аппарата погибают и уже не способны востановиться. В результате человек начинает плохо слышать.
Таким образом, любая дискотека, поп- или рок-концерт с уровнем громкости 100-120 дБ, а порой и 130 дБ — это серьезное испытание для ушей.
Ученые вычислили, что без ущерба для слуха (и, соответственно, для здоровья) люди могут находиться на дискотеке не более 5 минут, а слушать громкую (свыше 85 дБ) музыку в наушниках – не более 30 секунд. Мы же видим, что такие нормы совсем не соблюдаются в нашей повседневной жизни.
Слайд 7
Поэтому, по прогнозам Европейской Комисии, к 2020 г. ношение слухового аппарата станет нормой уже для 30-летних людей! Таковы будут последствия шумовой нагрузки и неумеренного потребления музыки.
Это то, что касается непосредственно проблем, связаных со слухом. Но есть еще и другие моменты, которые стоит учесть.
Слайд 8
Это то, что уровень шума влияет и на наше эмоциональное состояние. Оказывается, что шум выше 80 Дб уменьшает желание помогать другим, увеличивает агрессию у людей, предрасположенных к агрессивному поведению. У школьников высокий уровень шума может вызывать чувство беспомощности.
Где можно услышать музыку в течение дня?
(выслушиваем ответы)
Слайд 9
Всё верно. Музыка стала неотъемлемой частью нашей жизни: она непрерывным потоком льется из телевизоров и радиоприемников, она сопровождает покупки практически в любом магазине, звучит в каждом ресторане, кафе, клубе. Но какого качества эта музыка, заполнившая пространство? Она является искусством или уже превратилась в шум? Как вы считаете?
(выслушиваем и подводим к тому, что)
Музыка, которую человек в данный момент времени слушает не по собственному желанию, а в силу обстоятельств (в кафе, транспорте, из квартиры соседей), тоже субъективно является для него шумом, раздражающим фактором, нагрузкой для слухового аппарата, нервной системы и психики.
Слайд 10
Стоит отметить, что музыка – это все же не просто гул и шум, а нечто большее. В книге «Тайная сила музыки» Дэвид Тейм утверждает, что нет ни одной функции в человеческом теле, на которую не оказывала бы влияния музыка:
«Исследование показало, что музыка воздействует на пищевариение, внутреннюю сектрецию, кровообращение, питание и дыхание… Музыка действует на тело двумя различными путями: прямое воздействие, т.е. влияние звука на клетки и органы, и косвенное – через воздействие на эмоции, которые, в свою очередь, влияют на множество процессов в теле человека».
Как же это происходит? Влияние музыки на организм и психику человека не ограничивается только воздействием на слух. Реакции головного мозга на музыку гораздо сложнее. Музыка не только оказывает воздействие через ухо, но может непосредственно проникать в тело в виде звуковых волн. Ее ритм, тембр, тональность, соотношение консонансов и диссонансов и другие характеристики музыкального произведения могут значительно влиять на работу мозга и, как следствие, на многие другие процессы в нашем организме.
А еще имеет значение состояние, в каком композитор создавал свое произведение, а также – и состояние исполнителя.
Слушание музыки предполагает, что слушатель эмоционально заражается передаваемым таким образом настроением и испытывает внутри себя либо душевный комфорт, либо дискомфорт, приводящий также к тем или иным изменениям в работе интеллекта (памяти, внимания, мышления).
Но музыка воздействует не только на качество нашего интеллекта, но и на работу всех внутренних органов. Из предыдущей лекции вы помните, что если человеку навязать несвойственный ему ритм, он почувствует дискомфорт, раздражение и агрессивность. Особенно при постоянной смене музыкального фона, в который человек попадает в общественных местах. Просто проходя по улице или крупному торговому центру, люди подвергаются звуковому воздействию самых разных музыкальных фрагментов, причем отрывочному и беспорядочному. Мы не замечаем этого, но музыка оказывает на нас воздействие постоянно в течении дня.
А бывало у вас такое, что какие-то слова как «прилипнут», так и напеваете их несколько дней? Или какая-то мелодия звучит в голове постоянно? Даже помимо вашего желания.
Дело в том, что наш мозг в состоянии хранить в памяти услышанную музыку до 5 дней. И при мысленном воспроизведении (напевании «про себя») в нем происходят те же процессы, что и при прослушивании.
А результататы еще одного иследования показали, что:
Слайд 11
некоторые произведения диско- и рок-музыки подавляют мыслительную и творческую деятельность, снижают показатели вербальной памяти и памяти на образный материал;
электронная и рок-музыка увеличивает уровень кортизола (гормон стресса), что повышает уровень тревожности и ведет к снижению активации мозга;
Слайд 12
рок-музыка имеет сильное «следовое» влияние на мозг. Подросткам и детям требуется длительное время для восстановления исходных ритмов мозга после прослушивания музыки.
Стоит отметить, что всё это осталось незамеченным теми подростками, которые участвовали в данном исследовании. Т.е. музыка вызывает в организме определенные реакции, о которых сам человек даже не догадывается. Он этого не замечает, но это отображается на деятельности его мозга.
Обратите, пожалуйста, внимание на последний пункт.
рок-музыка имеет сильное «следовое» влияние на мозг. Подросткам и детям требуется длительное время для восстановления исходных ритмов мозга после прослушивания музыки.
Что это значит?
Результат исследований показал, что в течение 10 минут после окончания прослушивания рок-музыки в мозгу сохраняются «следы» ее активности. А это значит, что если вы послушали музыку перед уроком, то на уроке еще минимум 10 минут ваш мозг не способен будет переключиться на восприятие учебного материала, а будет продолжать «слушать» эту музыку. Так что имейте это в виду, когда в следующий раз решите прослушать какой-то модный трек перед уроком или контрольной работой.
Слайд 13
А любите ли вы выполнять домашнее задание под музыку?
Какую музыку включаете?
Помогает ли она вам сосредоточиться?
Как вы думаете, на что в первую очередь реагирует мозг: на музыку или на ту деятельность, которую вы хотите под эту музыку выполнить?
Следует отметить, что музыка, фоновое звучание телевизора или радио является внешним раздражителем, влияющим на качество выполняемой деятельности. Поэтому наиболее рекомендуемая обстановка для выполнения задач, требующих высокой концентрации внимания (выполнения домашнего задания, написание реферата и т.д.), – это тишина.
Слайд 14
А теперь – внимание!
Музыка может убить!
Что это значит?
Музыка способна создать в мозгу очаг возбуждения, который в ситуации, требующей концентрации внимания и скорости реакции, может стоить жизни.
Например, водитель транспортного средства или люди, слушающие музыку в наушниках, становятся более рассеянными и невнимательными из-за очага возбуждения, поддерживаемого музыкой. Это представляет определенный риск при передвижении по городу с большим транспортным потоком и приводит к большому количеству дорожно-транспортных происшествий.
Наверно, на дороге вам не раз встречались автомобили, из которых доносится громкая музыка, да «с басами», которая буквально оглушает. Эти водители считают себя «крутыми». Однако результатом такого воздействия музыки становятся аварии.
Слайд 15
Но не вся музыка действует негативно. Есть музыка целительная и умиротворяющая.
Так, например, в Канаде одно времяструнные оркестры играли музыку Моцарта на городских площадях для снижения количества аварий. Замечено, что, прослушивая классическую музыку в автомобиле (негромко), водитель в 15 раз снижает риск аварийных ситуаций, а прослушивание народной и классической музыки в маршрутках приводит к улучшению микроклимата в салоне, резкому снижению агрессии и раздражительности пассажиров.
В настоящее время, с точки зрения охраны здоровья, никак не урегулирован вопрос о громкости звучания музыки в транспорте, в кафе, магазинах, парикмахерских, спортзалах и других местах, где музыкальное сопровождение не является основным видом деятельности предприятия и навязывается потребителям без их согласия.
Вы задумывались когда-нибудь об этом?
Слайд 16
Практически в любом общественном месте мы без нашего на то согласия получаем «дополнительную услугу» в виде музыкального сопровождения. Мы не можем влиять ни на выбор произведения, которое звучит. Ни на громкость его звучания. Нас никто не спрашивает, хотим ли мы вообще в данный момент слушать музыку.
Оказывается, такая музыка является проверенным приемом управления сознанием людей. И в случае с магазинами, например, заставляет людей совершать необдуманные покупки.
Кроме этого, как мы уже с вами сегодня говорили, музыка, если она звучит помимо воли человека как нежелательный шум, способна вызвать в нем стресс.
Тем самым она влияет на состояние нашего здоровья: как физического, так и эмоционального.
Влияние звуков на организм по большей части не поддается нашему контролю. Если оно нежелательно, единственный способ противостоять ему – отгородиться от самого источника звуков, а это далеко не всегда возможно. Поэтому защита от шума, громких звуков является одним из важных направлений охраны здоровья человека и в то же время одним из факторов создания благоприятной окружающей среды. Не только в городе, но и за его пределами.
Слайд 17
Казалось бы, у людей есть место, где они могут отдохнуть от городского шума. Это отдых на природе! Можно насладиться тишиной, понаблюдать за полетом птиц, насекомых. Послушать журчание ручья, пение птиц, шум ветра в листве деревьев.
Вы, наверно, так и поступаете? Не так?
К сожалению, выезжая на природу, многие люди не посвящают время общению с природой. Они снова включают громкую музыку, оглушая и себя, и других людей, и всё пространство вокруг.
Во время летнего отдыха на пляже к музыке прибавляется еще и шум моторных лодок и гидроциклов. Это пагубно сказывается не только на нашем организме, но и на растительном и животном мире. Мы даже не задумываемся, какой вред наносят нашему здоровью и окружающей среде привычные развлечения.
Так, например, во время одного из концертов на открытом воздухе групы «Пинк Флойд» в соседнем озере всплыла оглушенная рыба. А в Шотландии во время другого концерта этой же группы был разрушен мост. В 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост. А в те годы уровень воспроизведения звука был намного ниже, чем сегодня.
Музыка, которая способна разрушать мосты, глушить рыбу и убивать растения… Можете себе такое представить?
Слайд 18
Не только рыба, а люди тоже глохнут. С проблемой потери слуха уже столкнулись многие известные музыканты. Например, Стинг, лидер группы The Police («Поли́с»).
Вольф Зи́мон, барабанщик, после проблем со слухом стал изучать книги об ушных заболеваниях и пришёл к выводу, что рок-концерты – это просто преступление против слуха. Он создал общественную организацию под названием Hear («Слушай»). Теперь выпускает журнал, пишет статьи об опасности громкой музыки и помогает коллегам-музыкантам, попавшим в такую же беду. Активисты организации Hear требуют ввести ограничение допустимой громкости музыки во время концертов и уменьшить максимальную громкость бытовых усилителей.
Самый быстрый гитарист современности Пол Гилберт тоже страдает высокочастотной потерей слуха и постоянным тиннитусом. Это заболевание, при котором присутствуют постоянный звон и шум в ушах. Он составил список рекомендаций, которые должны помочь другим музыкантам и любителям музыки сберечь свой слух. Вот они:
Слайды 19-20
• Никогда не садись прямо перед колонкой, когда слушаешь музыку, как бы она тебе не нравилась.
• Не включай стереосистему погромче, когда слушаешь любимую композицію.
• Не повышай громкость музыки до предела, когда едешь в автомобиле.
• Если ты музыкант и записываешь альбом, ты не должен сидеть по 14 часов в студии в наушниках, включенных на полную громкость.
• Не пытайся обрабатывать музыку в неподходящих акустических условиях. Это будет тебя нервировать, и ты будешь делать музыку все громче, чтобы получить лучший тембр отдельных инструментов.
• Не стоит изображать из себя «крутого» в ситуациях, когда музыка звучит слишком громко. Заткни уши или выйди из помещения.
Мы очень надеемся, что и вы прислушаетесь к его советам и будете более бережно и осознанно слушать музыку.
Слайды 21-22
Сегодня мы с вами говорили о звуке и шуме. Подведём некоторые итоги:
Звуки и шум способны влиять на состояние нашего организма и вызывать стресс, утомляемость, раздражительность, проблемы со здоровьем, а также влиять на успеваемость в школе.
Важно следить за уровнем шума в наушниках, так как высокий звук разрушает наш слух.
Еще более опасными являются дискотеки, поп- и рок-концерты, способные не только оглушать людей и рыбу, но даже разрушать мосты.
Узнали, что многие музыканты уже столкнулись с проблемой потери слуха и рекомендуют не повторять их ошибок.
Музыка может убить! Так как рассеивает внимание водителей транспортных средств и пешеходов в наушниках.
Исключение составляет прослушивание классической музыки в салоне автомобиля, которая в 15 раз снижает риск аварийных ситуацій.
Надеемся, что для вас эта информация стала полезной и познавательной.
(Если останется время, можно поинтересоваться)
Слайд 23
Что больше всего вам запомнилось из сегодняшней лекции?