Урок по литературе (6 класс)
Тема "М.Ю. Лермонтов. Негаснущий образ поэта"
Это урок знакомства с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова.
Форма организации урока - учебная беседа.
Основной вид работы на уроках литературы - работа с текстами. Так как в основе данного урока лежат воспоминания современников о поэте, то учащиеся работают с документальными и художественными текстами. При этом проводится большая работа над лексическим значением слов.
Ученики 6 класса определяют основную мысль воспоминаний о поэте и выделяют главные слова , характеризующие личность М.Ю. Лермонтова. К текстам также задаются проблемные вопросы, способствующие активизации деятельности учащихся. Сопоставительный анализ позволяет выявить противоречивые черты в личности М.Ю. Лермонтова. В процессе работы составляется таблица ( элемент конспектирования), которая явится обобщением и подведением итогов урока.
Цели урока:
-
Образовательные: закрепление навыков комментированного и аналитического чтения, формирование умения работать с документальными текстами, умения выделить самое важное, найти "ключевое" слово, формирование первичных навыков конспектирования.
-
Развивающие: развивать логическое, образное мышление, внимание учащихся ; развивать коммуникативные навыки, культуру речи учащихся, умение грамотно излагать свои мысли; убедительно аргументировать свою точку зрения; стимулировать у учащихся навыки работы с документальными текстами; обогащать словарный запас учащихся.
-
Воспитательные: воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя, интерес к художественной и документальной литературе, уважение к мнению другого.
Оборудование урока:
-
Портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова.
-
Раздаточный материал (документальные и художественные тексты)
-
Видеосистема, аудиосистема
План урока:
1 этап: Организационный момент
Приветствие учеников. Знакомство с темой урока.
Приветствие учащихся, подготовка к уроку, запись темы, настрой на рабочую атмосферу.
2 этап: Просмотр видео фрагмента с целью ознакомления с основными событиями в жизни
М.Ю. Лермонтова.
Учитель комментирует и дополняет видеофрагмент, обращая внимание учащихся на отдельные эпизоды.
Учащиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
3 этап: Работа с эпиграфом урока. Создание проблемной ситуации.
Чтение эпиграфа.
"И, может быть, я завтра умру!… и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно..."
М.Ю. Лермонтов
Учитель рекомендует ученикам записать эпиграф в тетрадь, обращая внимание на правильное оформление эпиграфа; предлагает ученикам работу с текстами, характеризующими личность поэта.
Учащиеся записывают эпиграф.
Объясняют лексическое значение слова личность
4 этап: Работа с документальными текстами №1 по вариантам, работа с таблицей «Воспоминания современников о поэте.»
Учитель предлагает ученикам воспоминания современников, в которых описывается внешность поэта.
Задание:
-
Выразительно прочитать текст.
-
Определить лексическое значение непонятных слов.
-
Определить основную мысль текста.
-
Что выделяют во внешности М.Ю. Лермонтова современники?
Отвечая на вопрос, ученики выделяют «ключевые» слова, записывают их в таблицу.
-
Ученики читают по вариантам тексты, описывающие внешность поэта (для полной работы учащимся представлены оба варианта).
-
Ученики определяют лексическое значение сложных слов и непонятных выражений.
-
Определяя основную мысль текста, отвечают на поставленный вопрос, подтверждая свою точку зрения цитатами из текста.
-
В таблицу записывают «ключевые» слова.
5 этап: Художественное изображение поэта.
Учитель обращает внимание учеников на портреты М.Ю. Лермонтова на доске (представлены работы художников П.Е .Заболотского 1840г., М.Я.Зарянко 1842г.)
-
Какой из портретов больше подходит данному описанию (обращение к таблице)? Почему?
-
Какой из них вам понравился больше? Почему?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, аргументируя свою точку зрения.
6 этап: Работа с документальными текстами №2 по вариантам, работа с таблицей «Воспоминания современников».
Учитель предлагает ученикам тексты, в которых современники поэта вспоминают черты характера.
Задание:
-
Выразительно прочитать текст.
-
Объяснить лексическое значение непонятных слов;
-
Определить основную мысль текста.
-
Какие черты характера отмечают в своих воспоминаниях М.Е. Меликов, И.С. Тургенев?
Отвечая на поставленный вопрос, ученики находят «ключевые» слова, записывают его в таблицу.
Сопоставительный анализ.
-
Почему у современников поэта такие противоречивые воспоминания?
Учащиеся работают с документальными текстами, определяют лексическое значение непонятных слов.
Отвечая на вопрос, записывают «ключевые» слова , указывающие на черты характера поэта.
7 этап: Работа с художественными текстами.
-
Обратим внимание на автопортрет поэта. Каким изобразил себя?
-
Как поэт мог выразить свое отношение к окружающему миру, действительности, друзьям?
-
Каков его внутренний мир, отношение к жизни?
Учитель предлагает ученикам прочитать отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, ответить на вопросы, отметить «ключевые» слова, записать их в таблицу.
Учащиеся выразительно читают отрывки из стихотворений, отмечая главное слово, записывая его в таблицу.
8 этап: Анализ таблицы.
Учитель обращает внимание учеников на противоречивые воспоминания современников, сложное отношение поэта к себе (конфликт личности)
-
Как вы думаете, где, когда зародились корни этого конфликта?
Ученики, анализируя составленную таблицу, вспоминая биографию поэта отвечают на вопрос. Дается лексическое толкование слова конфликт. (домашнее задание)
9 этап: Работа с эпиграфом.
Подведение итогов.
Учитель обращает внимание учеников на эпиграф урока, и предлагает учащимся дописать его.
«…одни скажут: он добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно».
-
Как вы понимаете эти слова? Кто прав?
Предлагается домашнее задание .
Используя материал урока , подготовить письменный ответ на вопрос: "Каким человеком, по вашему мнению, был М.Ю. Лермонтов? "
Учитель оценивает работу учеников на уроке.
Учащиеся записывают окончание цитаты, рассуждая, отвечая на вопрос. Ученики записывают домашнее задание, со звонком урок заканчивается
Приложение
М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1826г.)
В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны...
М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1836г.)
Живо помню, как отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым, после 10-летней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашел замечательную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными , но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг, что ирония , скользившая в прежнее время на губах поэта , исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее прости... Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. Более мы с ним не виделись...
А.М.Меринский - сокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.)
В школе Лермонтов имел страсть приставать с своими острыми и часто даже злыми насмешками к тем из товарищей, с которыми он был более дружен. Разумеется, многие платили ему тем же, и это его очень забавляло. Редкий из юнкеров в школе не имел какого-либо прозвища; Лермонтова прозвали Маешкой, уменьшительное от Мае- название одного из действующих лиц бывшего тогда в моде романа "Нотр Дам де Пари", Мае этот изображен в романе уродом, горбатым. Разумеется, к Лермонтову не шло это прозвище, и он всегда от души смеялся над ним...
По вечерам, после учебных занятий, поэт наш часто уходил в отдаленные классные комнаты, в то время пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи, стараясь туда пробраться не замеченным товарищами. Иногда он занимался рисованием; он недурно рисовал и любил изображать кавказские виды и черкесов, скакавших по горам...
И.С.Тургенев - современник М.Ю.Лермонтова. (1838г.)
В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий.
На бале дворянского собрания ему давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.
П.Ф.Вистенгоф- однокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.)
Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания.
Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь по обыкновению на один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профессорских лекций. Это бросалось всем в глаза. Шум, происходивший при перемене часов преподавания, не производил никакого на него действия. Роста он был небольшого, сложен некрасиво, лицом смугл; темные его волосы были приглажены на голове, темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безотчетное к себенерасположение...
***
Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье.
Н.Ф.Ивановой 1830г.
***
Ужасно стариком быть без седин,
Он равных не находит; за толпою
Идет, хоть с ней не делится душою;
Он меж людьми ни раб, ни властелин,
И все, что чувствует, он чувствует один!
1833г.
***
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим,
Тоска блуждает на моем челе,
Я холоден и горд, и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там- ей все равно...
1840г.
***
К друзьям
Я рожден с душою пылкой,
Я люблю с друзьями быть,
Я не склонен к славе громкой,
Сердце греет лишь любовь;
Лиры звук дрожащий, звонкой
Мне волнует также кровь.
1833г.
***
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
1833г.
***
Валерик
Чу - дальний выстрел! Прожужжала
Шальная пуля...славный звук...
Вот крик- и снова все вокруг
Затихло...Но жара уж спала,
Ведут коней на водопой.
Зашевелилася пехота;
Вот проскакал один, другой!
Шум, говор. Где вторая рота?
То было грозное молчанье,
Недолго длилося оно,
Но в этом странном ожиданье
Забилось сердце не одно.
Вдруг залп... глядим: лежат рядами,
Что нужды? здешние полки
Народ испытанный " В штыки,
Дружнее!"- раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...
1840г.