kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"М.Ю. Лермонтов. Негаснущий образ поэта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе (6 класс)

Тема "М.Ю. Лермонтов. Негаснущий образ поэта"

Это урок знакомства с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова.
Форма организации урока
- учебная беседа.
Основной вид работы на уроках литературы - работа с текстами. Так как в основе данного урока лежат воспоминания современников о поэте, то учащиеся работают с документальными и художественными текстами. При этом проводится большая работа над лексическим значением слов.
Ученики 6 класса определяют основную мысль воспоминаний о поэте и выделяют главные слова , характеризующие личность М.Ю. Лермонтова. К текстам также задаются проблемные вопросы, способствующие активизации деятельности учащихся. Сопоставительный анализ позволяет выявить противоречивые черты в личности М.Ю. Лермонтова. В процессе работы составляется таблица ( элемент конспектирования), которая явится обобщением и подведением итогов урока.

Цели урока:

  • Образовательные: закрепление навыков комментированного и аналитического чтения, формирование умения работать с документальными текстами, умения выделить самое важное, найти "ключевое" слово, формирование первичных навыков конспектирования.

  • Развивающие: развивать логическое, образное мышление, внимание учащихся ; развивать коммуникативные навыки, культуру речи учащихся, умение грамотно излагать свои мысли; убедительно аргументировать свою точку зрения; стимулировать у учащихся навыки работы с документальными текстами; обогащать словарный запас учащихся.

  • Воспитательные: воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя, интерес к художественной и документальной литературе, уважение к мнению другого.

Оборудование урока:

  • Портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова.

  • Раздаточный материал (документальные и художественные тексты)

  • Видеосистема, аудиосистема

План урока:

1 этап: Организационный момент
Приветствие учеников. Знакомство с темой урока.

Приветствие учащихся, подготовка к уроку, запись темы, настрой на рабочую атмосферу.

2 этап: Просмотр видео фрагмента с целью ознакомления с основными событиями в жизни
М.Ю. Лермонтова.

Учитель комментирует и дополняет видеофрагмент, обращая внимание учащихся на отдельные эпизоды.

Учащиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

3 этап: Работа с эпиграфом урока. Создание проблемной ситуации.
Чтение эпиграфа.

"И, может быть, я завтра умру!… и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно..."

М.Ю. Лермонтов

Учитель рекомендует ученикам записать эпиграф в тетрадь, обращая внимание на правильное оформление эпиграфа; предлагает ученикам работу с текстами, характеризующими личность поэта.

Учащиеся записывают эпиграф.

Объясняют лексическое значение слова личность

4 этап: Работа с документальными текстами №1 по вариантам, работа с таблицей «Воспоминания современников о поэте.»

Учитель предлагает ученикам воспоминания современников, в которых описывается внешность поэта.

Задание:

  1. Выразительно прочитать текст.

  2. Определить лексическое значение непонятных слов.

  3. Определить основную мысль текста.

  4. Что выделяют во внешности М.Ю. Лермонтова современники?

Отвечая на вопрос, ученики выделяют «ключевые» слова, записывают их в таблицу.

  1. Ученики читают по вариантам тексты, описывающие внешность поэта (для полной работы учащимся представлены оба варианта).

  2. Ученики определяют лексическое значение сложных слов и непонятных выражений.

  3. Определяя основную мысль текста, отвечают на поставленный вопрос, подтверждая свою точку зрения цитатами из текста.

  4. В таблицу записывают «ключевые» слова.

5 этап: Художественное изображение поэта.

Учитель обращает внимание учеников на портреты М.Ю. Лермонтова на доске (представлены работы художников П.Е .Заболотского 1840г., М.Я.Зарянко 1842г.)

  • Какой из портретов больше подходит данному описанию (обращение к таблице)? Почему?

  • Какой из них вам понравился больше? Почему?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, аргументируя свою точку зрения.

6 этап: Работа с документальными текстами №2 по вариантам, работа с таблицей «Воспоминания современников».

Учитель предлагает ученикам тексты, в которых современники поэта вспоминают черты характера.

Задание:

  1. Выразительно прочитать текст.

  2. Объяснить лексическое значение непонятных слов;

  3. Определить основную мысль текста.

  4. Какие черты характера отмечают в своих воспоминаниях М.Е. Меликов, И.С. Тургенев?

Отвечая на поставленный вопрос, ученики находят «ключевые» слова, записывают его в таблицу.

Сопоставительный анализ.

  • Почему у современников поэта такие противоречивые воспоминания?

Учащиеся работают с документальными текстами, определяют лексическое значение непонятных слов.

Отвечая на вопрос, записывают «ключевые» слова , указывающие на черты характера поэта.

7 этап: Работа с художественными текстами.

 

  • Обратим внимание на автопортрет поэта. Каким изобразил себя?

  • Как поэт мог выразить свое отношение к окружающему миру, действительности, друзьям?

  • Каков его внутренний мир, отношение к жизни?

Учитель предлагает ученикам прочитать отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, ответить  на вопросы, отметить «ключевые» слова, записать их в таблицу.

Учащиеся выразительно читают отрывки из стихотворений, отмечая главное слово, записывая его в таблицу.

8 этап: Анализ таблицы.

Учитель обращает внимание учеников на противоречивые воспоминания современников, сложное отношение поэта к себе (конфликт личности)

  • Как вы думаете, где, когда зародились корни этого конфликта?

Ученики, анализируя составленную таблицу, вспоминая биографию поэта отвечают на вопрос. Дается лексическое толкование слова конфликт. (домашнее задание)

9 этап: Работа с эпиграфом.

Подведение итогов.

Учитель обращает внимание учеников на эпиграф урока, и предлагает учащимся дописать его.

«…одни скажут: он добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно».

  • Как вы понимаете эти слова? Кто прав?

Предлагается домашнее задание .

Используя материал урока , подготовить письменный ответ на вопрос: "Каким человеком, по вашему мнению, был М.Ю. Лермонтов? "

Учитель оценивает работу учеников на уроке.

Учащиеся записывают окончание цитаты, рассуждая, отвечая на вопрос. Ученики записывают домашнее задание, со звонком урок заканчивается

Приложение

М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1826г.)

В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны...

М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1836г.)

Живо помню, как отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым, после 10-летней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашел замечательную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными , но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг, что ирония , скользившая в прежнее время на губах поэта , исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее прости... Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. Более мы с ним не виделись...

А.М.Меринский - сокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.)

В школе Лермонтов имел страсть приставать с своими острыми и часто даже злыми насмешками к тем из товарищей, с которыми он был более дружен. Разумеется, многие платили ему тем же, и это его очень забавляло. Редкий из юнкеров в школе не имел какого-либо прозвища; Лермонтова прозвали Маешкой, уменьшительное от Мае- название одного из действующих лиц бывшего тогда в моде романа "Нотр Дам де Пари", Мае этот изображен в романе уродом, горбатым. Разумеется, к Лермонтову не шло это прозвище, и он всегда от души смеялся над ним...
По вечерам, после учебных занятий, поэт наш часто уходил в отдаленные классные комнаты, в то время пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи, стараясь туда пробраться не замеченным товарищами. Иногда он занимался рисованием; он недурно рисовал и любил изображать кавказские виды и черкесов, скакавших по горам...

И.С.Тургенев - современник М.Ю.Лермонтова. (1838г.)

В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий.
На бале дворянского собрания ему давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.

П.Ф.Вистенгоф- однокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.)

Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания.
Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь по обыкновению на один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профессорских лекций. Это бросалось всем в глаза. Шум, происходивший при перемене часов преподавания, не производил никакого на него действия. Роста он был небольшого, сложен некрасиво, лицом смугл; темные его волосы были приглажены на голове, темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безотчетное к себенерасположение...

 

***

Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье.

Н.Ф.Ивановой 1830г.

***

Ужасно стариком быть без седин,
Он равных не находит; за толпою
Идет, хоть с ней не делится душою;
Он меж людьми ни раб, ни властелин,
И все, что чувствует, он чувствует один!

1833г.

***

Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим,
Тоска блуждает на моем челе,
Я холоден и горд, и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там- ей все равно...

1840г.

***
К друзьям

Я рожден с душою пылкой,
Я люблю с друзьями быть,
Я не склонен к славе громкой,
Сердце греет лишь любовь;
Лиры звук дрожащий, звонкой
Мне волнует также кровь.

1833г.

***

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.

1833г.

***

Валерик

Чу - дальний выстрел! Прожужжала
Шальная пуля...славный звук...
Вот крик- и снова все вокруг
Затихло...Но жара уж спала,
Ведут коней на водопой.
Зашевелилася пехота;
Вот проскакал один, другой!
Шум, говор. Где вторая рота?

То было грозное молчанье,
Недолго длилося оно,
Но в этом странном ожиданье
Забилось сердце не одно.
Вдруг залп... глядим: лежат рядами,
Что нужды? здешние полки
Народ испытанный " В штыки,
Дружнее!"- раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...

1840г.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"М.Ю. Лермонтов. Негаснущий образ поэта" »

        1. Мулина Наталия Владимировна

МБОУ ООШ №116 имени В. П. Чкалова

        1. Урок по литературе (6 класс)
    1. Тема "М.Ю. Лермонтов. Негаснущий образ поэта"

Это урок знакомства с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова.
Форма организации урока
- учебная беседа.
Основной вид работы на уроках литературы - работа с текстами. Так как в основе данного урока лежат воспоминания современников о поэте, то учащиеся работают с документальными и художественными текстами. При этом проводится большая работа над лексическим значением слов.
Ученики 6 класса определяют основную мысль воспоминаний о поэте и выделяют главные слова , характеризующие личность М.Ю. Лермонтова. К текстам также задаются проблемные вопросы, способствующие активизации деятельности учащихся. Сопоставительный анализ позволяет выявить противоречивые черты в личности М.Ю. Лермонтова. В процессе работы составляется таблица ( элемент конспектирования), которая явится обобщением и подведением итогов урока.


Цели урока:

  • Образовательные: закрепление навыков комментированного и аналитического чтения, формирование умения работать с документальными текстами, умения выделить самое важное, найти "ключевое" слово, формирование первичных навыков конспектирования.

  • Развивающие: развивать логическое, образное мышление, внимание учащихся ; развивать коммуникативные навыки, культуру речи учащихся, умение грамотно излагать свои мысли; убедительно аргументировать свою точку зрения; стимулировать у учащихся навыки работы с документальными текстами; обогащать словарный запас учащихся.

  • Воспитательные: воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя, интерес к художественной и документальной литературе, уважение к мнению другого.





Оборудование урока:

  • Портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин М.Ю. Лермонтова.

  • Раздаточный материал (документальные и художественные тексты)

  • Видеосистема, аудиосистема































































План урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап: Организационный момент

Приветствие учеников. Знакомство с темой урока.

Приветствие учащихся, подготовка к уроку, запись темы, настрой на рабочую атмосферу.

2 этап: Просмотр видео фрагмента с целью ознакомления с основными событиями в жизни
М.Ю. Лермонтова.

Учитель комментирует и дополняет видеофрагмент, обращая внимание учащихся на отдельные эпизоды.

Учащиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

3 этап: Работа с эпиграфом урока. Создание проблемной ситуации.

Чтение эпиграфа.


"И, может быть, я завтра умру!… и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно..."

М.Ю. Лермонтов

Учитель рекомендует ученикам записать эпиграф в тетрадь, обращая внимание на правильное оформление эпиграфа; предлагает ученикам работу с текстами, характеризующими личность поэта.

Учащиеся записывают эпиграф.

Объясняют лексическое значение слова личность

4 этап: Работа с документальными текстами №1 по вариантам, работа с таблицей «Воспоминания современников о поэте.»



Учитель предлагает ученикам воспоминания современников, в которых описывается внешность поэта.

Задание:

  1. Выразительно прочитать текст.

  2. Определить лексическое значение непонятных слов.

  3. Определить основную мысль текста.

  4. Что выделяют во внешности М.Ю. Лермонтова современники?

Отвечая на вопрос, ученики выделяют «ключевые» слова, записывают их в таблицу.

  1. Ученики читают по вариантам тексты, описывающие внешность поэта (для полной работы учащимся представлены оба варианта).

  2. Ученики определяют лексическое значение сложных слов и непонятных выражений.

  3. Определяя основную мысль текста, отвечают на поставленный вопрос, подтверждая свою точку зрения цитатами из текста.

  4. В таблицу записывают «ключевые» слова.

5 этап: Художественное изображение поэта.


Учитель обращает внимание учеников на портреты М.Ю. Лермонтова на доске (представлены работы художников П.Е .Заболотского 1840г., М.Я.Зарянко 1842г.)

  • Какой из портретов больше подходит данному описанию (обращение к таблице)? Почему?

  • Какой из них вам понравился больше? Почему?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, аргументируя свою точку зрения.

6 этап: Работа с документальными текстами №2 по вариантам, работа с таблицей «Воспоминания современников».


Учитель предлагает ученикам тексты, в которых современники поэта вспоминают черты характера.

Задание:

  1. Выразительно прочитать текст.

  2. Объяснить лексическое значение непонятных слов;

  3. Определить основную мысль текста.

  4. Какие черты характера отмечают в своих воспоминаниях М.Е. Меликов, И.С. Тургенев?

Отвечая на поставленный вопрос, ученики находят «ключевые» слова, записывают его в таблицу.

Сопоставительный анализ.

  • Почему у современников поэта такие противоречивые воспоминания?


Учащиеся работают с документальными текстами, определяют лексическое значение непонятных слов.

Отвечая на вопрос, записывают «ключевые» слова , указывающие на черты характера поэта.

7 этап: Работа с художественными текстами.


  • Обратим внимание на автопортрет поэта. Каким изобразил себя?

  • Как поэт мог выразить свое отношение к окружающему миру, действительности, друзьям?

  • Каков его внутренний мир, отношение к жизни?

Учитель предлагает ученикам прочитать отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова, ответить  на вопросы, отметить «ключевые» слова, записать их в таблицу.

Учащиеся выразительно читают отрывки из стихотворений, отмечая главное слово, записывая его в таблицу.

8 этап: Анализ таблицы.


Учитель обращает внимание учеников на противоречивые воспоминания современников, сложное отношение поэта к себе (конфликт личности)

  • Как вы думаете, где, когда зародились корни этого конфликта?

Ученики, анализируя составленную таблицу, вспоминая биографию поэта отвечают на вопрос. Дается лексическое толкование слова конфликт. (домашнее задание)

9 этап: Работа с эпиграфом.

Подведение итогов.



Учитель обращает внимание учеников на эпиграф урока, и предлагает учащимся дописать его.


«…одни скажут: он добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно».

  • Как вы понимаете эти слова? Кто прав?

Предлагается домашнее задание .

Используя материал урока , подготовить письменный ответ на вопрос: Каким человеком, по вашему мнению, был М.Ю. Лермонтов?

Учитель оценивает работу учеников на уроке.

Учащиеся записывают окончание цитаты, рассуждая, отвечая на вопрос. Ученики записывают домашнее задание, со звонком урок заканчивается







Приложение

М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1826г.)

В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, черными ресницами, делавшими их еще глубже производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они были ужасны...

М.Е.Меликов - друг детства М.Ю.Лермонтова. (1836г.)

Живо помню, как отдохнув в одной из беседок сада и отыскивая новую точку для наброска, я вышел из беседки и встретился лицом к лицу с Лермонтовым, после 10-летней разлуки. Он был одет в гусарскую форму. В наружности его я нашел замечательную перемену. Я видел уже перед собой не ребенка и юношу, а мужчину во цвете лет, с пламенными , но грустными по выражению глазами, смотрящими на меня приветливо, с душевной теплотой. Казалось мне в тот миг, что ирония , скользившая в прежнее время на губах поэта , исчезла. Михаил Юрьевич сейчас же узнал меня, обменялся со мною несколькими вопросами, бегло рассмотрел мои рисунки, с особенной торопливостью пожал мне руку и сказал последнее прости... Заметно было, что он спешил куда-то, как спешил всегда, во всю свою короткую жизнь. Более мы с ним не виделись...

А.М.Меринский - сокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.)

В школе Лермонтов имел страсть приставать с своими острыми и часто даже злыми насмешками к тем из товарищей, с которыми он был более дружен. Разумеется, многие платили ему тем же, и это его очень забавляло. Редкий из юнкеров в школе не имел какого-либо прозвища; Лермонтова прозвали Маешкой, уменьшительное от Мае- название одного из действующих лиц бывшего тогда в моде романа "Нотр Дам де Пари", Мае этот изображен в романе уродом, горбатым. Разумеется, к Лермонтову не шло это прозвище, и он всегда от души смеялся над ним...
По вечерам, после учебных занятий, поэт наш часто уходил в отдаленные классные комнаты, в то время пустые, и там один просиживал долго и писал до поздней ночи, стараясь туда пробраться не замеченным товарищами. Иногда он занимался рисованием; он недурно рисовал и любил изображать кавказские виды и черкесов, скакавших по горам...

И.С.Тургенев - современник М.Ю.Лермонтова. (1838г.)

В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий.
На бале дворянского собрания ему давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.

П.Ф.Вистенгоф- однокурсник М.Ю.Лермонтова. (1833г.)

Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания.
Он даже и садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотясь по обыкновению на один локоть и углубясь в чтение принесенной книги, не слушал профессорских лекций. Это бросалось всем в глаза. Шум, происходивший при перемене часов преподавания, не производил никакого на него действия. Роста он был небольшого, сложен некрасиво, лицом смугл; темные его волосы были приглажены на голове, темно-карие большие глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безотчетное к себенерасположение...


***

Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье.

Н.Ф.Ивановой 1830г.

***

Ужасно стариком быть без седин,
Он равных не находит; за толпою
Идет, хоть с ней не делится душою;
Он меж людьми ни раб, ни властелин,
И все, что чувствует, он чувствует один!

1833г.

***

Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим,
Тоска блуждает на моем челе,
Я холоден и горд, и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?
Зачем ей знать, что в нем заключено?
Огонь иль сумрак там- ей все равно...

1840г.

***
К друзьям

Я рожден с душою пылкой,
Я люблю с друзьями быть,
Я не склонен к славе громкой,
Сердце греет лишь любовь;
Лиры звук дрожащий, звонкой
Мне волнует также кровь.

1833г.

***

Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.

1833г.





***

Валерик


Чу - дальний выстрел! Прожужжала
Шальная пуля...славный звук...
Вот крик- и снова все вокруг
Затихло...Но жара уж спала,
Ведут коней на водопой.
Зашевелилася пехота;
Вот проскакал один, другой!
Шум, говор. Где вторая рота?



То было грозное молчанье,
Недолго длилося оно,
Но в этом странном ожиданье
Забилось сердце не одно.
Вдруг залп... глядим: лежат рядами,
Что нужды? здешние полки
Народ испытанный " В штыки,
Дружнее!"- раздалось за нами.
Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди...

1840г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"М.Ю. Лермонтов. Негаснущий образ поэта"

Автор: Мулина Наталия Владимировна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 166145


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства