Коммуникативные: умение слышать и слушать, вести диалог.
Методы и формы:
Фронтальная - при работе над повторением пройденного.
Индивидуальный – при подготовке к уроку, выполнении задания.
Поисковый – при поиске и выборе правильного ответа.
Оборудование: презентация, рабочие тетради
Ход занятия:
I. Орг. момент.
II. Этап актуализации опорных знаний.
- Что вы знаете о Якутии? (входит в состав России)
- Как вы понимаете тему занятия? (Ответы детей)
III. Основной этап работы.
Рассказ учителя.
Домом люди называли свою родину. Там, где родились, там, где живут, учатся, работают.
Девочка Нюргуяна – северянка, потому что живёт в северном крае. Хоть и в холодном она живёт крае, но у Нюргуяны горячее сердце и весёлый нрав. Жилище у северных народов называлось юртой. С восточной стороны располагались двери в якутских юртах, чтобы выйти утром навстречу восходящему солнцу.
Жилища строили из мелких деревьев, потому что считали грехом срубить толстое дерево. Обычно окон в юрте было нечетное число.
-Вы слышали такое слово - ороны? Ороны – это лежаки, идущие вдоль южной и западной стен жилища. Они были широкие и ложились на них спать поперек. Были они разной высоты. Самый низкий орон помещался на правой стороне, рядом со входом, а более высокий - хозяйский, "чтобы счастье хозяина не было ниже счастья гостя".
-Какие же северные народы населяют Якутию?
Коренное население Якутии – якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи.
Якуты. Основным занятием якутов было разведение лошадей и крупного рогатого скота, в северных районах занимались оленеводством. Скотоводы кочевали с одного места на другое в поисках новых пастбищ. А на зиму для скота запасали сено. Большое значение для жизни были рыболовство и охота.
Для зимнего жилья выбирали более низкое незаметное место, около опушки леса, где оно лучше защищалось от холодных ветров. Холодными считались северные и западные ветры, поэтому ставили юрту на северной или западной части поляны.
При выборе места для жилища старались найти укромный счастливый угол. Не селились среди старых могучих деревьев, потому что считалось, что они уже взяли счастье и силу земли. Выбору места для жилья придавали исключительное значение. Поэтому скотоводы в этих случаях часто обращались к помощи шамана.
У чукчей главным занятием является оленеводство, пушной и морской промысел. Жилище у чукчей – чум. Это закалённые люди, приветливые и гостеприимные.
У эвенов и эвенков основной вид деятельности – оленеводство, рыболовство и охота, которая становится вторым по важности значением.
Юкагиры. Основным занятием остается оленеводство, разведение собак. Образ жизни полукочевой. У юкагиров два типа жилища: зимний (землянка), летнее жильё – шалаш.
Презентация.
Физминутка.
Рисунок дома, девочки Нюргуяны.
Итог занятия.
- Какой фрагмент занятия вам больше всего понравился? Почему? (Ответы детей)
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(166) "«Мюзикл как одна из форм работы по повышению гражданской активности сельского населения» "
["seo_title"] => string(97) "miuzikl-kak-odna-iz-form-raboty-po-povyshieniiu-ghrazhdanskoi-aktivnosti-siel-skogho-nasielieniia"
["file_id"] => string(6) "182183"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1425475436"
}
}