Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по этикету»
«Сервировка стола». Высшая оценка – 10 баллов (3 балла за сервировку и по 1 за каждый вопрос) Поведение за столом: За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева — вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки в салфетницы. — Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками) — У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам) — Что такой «шведский стол»? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах) — Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках) — Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест — пауза в еде, параллельно- окончание трапезы) — С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (не имеет значения, просто с тупого удобнее) — По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул) Аукцион идей – за каждый правильный ответ – 1 балл, макс – 9 баллов Ситуация 1: Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик. -Садитесь, пожалуйста! -Ну, что ты…Спасибо…Не надо… -Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю. В чём не прав мальчик? Ситуация 2: Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось». В чём не прав мальчик? Ситуация 3. «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой) Ситуация 4. «На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником? Ситуация 5. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку? Ситуация 6. «В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует? Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ. Ситуация 7. Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга? Ситуация 8. Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку? Ситуация 9. Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?
5. У меня зазвонил телефон – по 2 балла за каждую ситуацию, макс – 10 баллов Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете? Сценка. Два мальчика сидят у телефона. Первый: Алло! Алло! Второй: Алло! Первый: Слышно что-нибудь? Второй: Слышно. А тебе слышно? Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно? Второй: Хорошо! А тебе? Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать. Второй: Давай. А о чём разговаривать? Первый: Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда? Второй: Правда. Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда? Второй: Правда. Первый: Ну? Второй: Что «ну»? Первый: Чего ж ты не разговариваешь? Второй: А ты почему не разговариваешь? Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь. ПК. Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен. Сценка №2. У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон. Первый. Кто? С кем я говорю? Второй. Здрасьти. А кто вам нужен? Первый. Что? Куда я попал? Второй. Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть? Первый бросает трубку. Звучат гудки. ПК для жюри. Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю» Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться. Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит. Вопросы: — Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже) — Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу? — Перечислите правила телефонного этикета. ( *Дети заранее при подготовке могут использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)