Программное содержание: закрепить знания детей о диких животных. Выучить с детьми новые слова: нора, берлога, дупло. Активизировать в речи наречия «темно», «светло», названия предметов одежды. Правильно употреблять существительные с предлогами («в», «на», «под»). Эмоционально воспринимать малые фольклорные формы, стихи.
Материалы и оборудование: картина леса: дерево с дуплом, в дупле белочка держит в лапках гриб; сорока на ветке; лисичка в своей норе; медведь в берлоге; зайчик под деревом, ширма.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, дети, мы с вами отправимся в лес и посмотрим, какие животные там живут. Но вести себя в лесу надо тихо, а то животные услышат шум и разбегутся. На улице холодно, поэтому мы оденемся потеплее. Что мы наденем на ножки?
Дети: Носочки, сапожки.
Воспитатель: А на тело?
Дети: Кофточку.
Воспитатель: На головку?
Дети: Шапочку.
Воспитатель: А что еще мы наденем, чтобы нам не замерзнуть?
Дети: Курточку, шарфик. (дети имитируют одевание.)
Воспитатель: Давайте позовем в дорогу солнышко, чтобы оно нам светило и указывало путь.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
(дети повторяют строчки).
Выглянуло солнышко, идем!
Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки идут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Убирается ширма)
Воспитатель: Вот, дети, мы и в лесу. Где мы?
Дети: в лесу.
Воспитатель: Посмотрите, везде снег лежит. Снег какого цвета?
Дети: Белого.
Воспитатель: Посмотрите, а что это там на пригорочке стоит?
Дети: Елочка.
Воспитатель: Какого она цвета?
Дети: Зеленая.
Воспитатель: Потрогайте иголочки. Они у елочки колючие. А кто это там под елочкой сидит?
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Где он?
Дети: Под елочкой.
Воспитатель: Да он весь дрожит и плачет.
Что ты плачешь, заюшка,
Серый побегаюшка?
Кто тебя обидел?
Заяц: Я волчонка видел!
Воспитатель: Дети, а мы волка видели?
Дети: нет, не видели.
Воспитатель: Иди к нам, зайчик, не бойся. Давайте зайчика пожалеем и погладим. Какая у него шерстка пушистая! А ушки длинные или короткие?
Дети: Длинные.
Воспитатель: А хвостик?
Дети: Короткий.
Воспитатель: Ты, наверное, зайчик, замерз. Давайте мы с зайчиком погреемся и поиграем:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(Дети сидят на корточках, «шевелят ушами» - вытянутыми вверх руками, встают, хлопают в ладоши, прыгают).
Кто-то зайку испугал.
Зайка – прыг и убежал.
Убежал зайка. А кто его напугал?
(Бежит лиса, останавливается, что-то ищет под деревом.)
Воспитатель: Это кто сюда прибежал?
Дети: Лисичка.
Воспитатель: Что ищешь, лисичка – рыжая сестричка?
(Лиса убегает и прячется в нору.)
Знает лисонька-лиса:
В шубе вся ее краса.
Шубы нет в лесу рыжей.
Зверя нет в лесу хитрей.
Хитрая лисичка. А это ее нора. Что это?
Дети: Нора.
Воспитатель: Посмотрите, дети: на дереве дупло. А в дупле знаете кто?
Дети: Белка.
Белка:
Я белка в шубе меховой,
Пушистый хвост –
Помощник мой.
Он помогает мне скакать,
Везде успею побывать.
Воспитатель: Какой хвост у белочки?
Дети: Пушистый.
Воспитатель: А что у белочки в лапках?
Дети: Грибок.
Белка: Я запасаю много шишек и сушу грибы, а зимой грызу.
Воспитатель: Молодец, запасливая! А на веточке кто?
Дети: Сорока.
Воспитатель: Где сорока?
Дети: На веточке.
Воспитатель: Идем дальше, везде сугробы.
Как на горке снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег,
И под елкой - снег, снег,
А под снегом спит медведь!
Тише, тише… Не шуметь!
Дети, это берлога. Что это?
Дети: берлога.
Воспитатель: Зимой медведь спит в берлоге. Где он спит?
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Он будит спать до весны. Не надо его будить. Сейчас мы возвращаемся домой.
Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ.
(Идут большими шагами, бегут.)
А мы сейчас послушаем стихотворение о том, кто спрятался в лесу:
Сидит зайчик под елкой,
А белочка в дупле,
А мишка спит в берлоге,
Лиса сидит в норе.
(Повторное чтение, дети проговаривают новые слова).
Дети, кого мы видели в лесу?
Дети: зайчика, лисичку, белочку, сороку, медведя.
Воспитатель: Дети, белочка прислала вам из леса орешков. Угощайтесь!
Дети: Спасибо!