Тема. Сбережём удивительный мир растений и животных.
Образовательная область «Познание»
Раздел: экология + математика
Цель: закрепление навыков счёта, правил поведения в лесу, расширение кругозора.
Задачи:
-повторить счёт в пределах 10, порядковый счёт, понятия «столько же», «поровну», правила поведения в лесу
-развивать внимание, память, связную речь, мышление.
-воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.
Словарная работа: костяника, сыроежки
Оборудование: карточки с цифрами и таким же количеством кружков, изображения деревьев (берёза, клён, рябина, осина, сосна). Изображения птиц (дятел, сорока, сова, соловей, кукушка, воробей), куст с гнездом, изображение муравейника, картинка жабы, дупло на дубе, белка с бельчатами, грибы, лоси, заготовка земного шара, цветы и деревья по количеству детей, карточки с загадками, интерактивная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационно – побудительный этап.
На наборное полотно выставляется поезд, рядом вагончики из стульчиков, на каждом стульчике цифра. Звучит запись песни «Голубой вагон»
Воспитатель: Внимание! Внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие в мир растений и животных, просим вас занять места, согласно купленным билетам.
Дети: Считают предметы на карточках и садятся на стул с нужной цифрой.
Воспитатель: Поезд отправляется! Куда? Догадайтесь. Отгадайте загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит весёлый поезд.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят
Ваню - земляникой, Таню - костяникой,
Машеньку – орешками, Петю – сыроежками,
Катеньку – малиной,
Хулигана – хворостиной.
Дети: Лес
2. Организационно - поисковый
Воспитатель: Да, мы подъезжаем к лесу
-Какие деревья в нём растут? Как они называются
Дети: Читают названия деревьев
Д/игра «С какого дерева листик?»
Воспитатель: Много голосов разных птиц раздаётся в лесу (запись птичьих голосов) Слышите?
-Синь – синь – синь – это синица.
-Ча-ча-ча – это сорока.
-Чив – чив – чик – чирик – это воробей.
-Какие птицы живут в нашем лесу, отгадайте загадки:
Чёрный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
На наборном полотне появляется картинка с изображением дятла.
Дятел – лесной санитар.
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая (Сорока.)
Дети ставят картинку с сорокой
Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло – спать летит в дупло (Сова)
Маленький певец лесной,
Лучше всех поёт весной (Соловей)
Кто, усевшись на суку,
Двадцать раз кричит «ку-ку»? (Кукушка)
Серый маленький воришка,
Я беспечен и болтлив и пуглив, чив – чив! (Воробей)
Воспитатель:
-Сколько птиц на полотне?
-На каком месте стоит дятел, воробей, сорока и т.п.?
-На нижнюю полоску поставьте столько клубничек, сколько птичек на верхней полоске.
Оставить на полотне 3 птички и 2 ягодки:
-Что надо сделать, чтобы птичек и ягодок стало поровну
Дети: Отвечают на вопросы, выполняют указанные действия
Воспитатель:
-Ребята, а где птички выводят своих птенчиков?
Вот изба без углов, строилась без топоров.
Дети: Подходят к столу, где в кустах спряталось гнездо.
Воспитатель:
В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их, обогревают и, конечно же, охраняют.
Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать своё гнездо. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди! Поэтому они не должны шуметь в лесу, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей.
Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу. Кто из вас их знает? Расскажите.
Дети: Высказывают свои мнения и вместе с воспитателем приходят к выводу:
*Не разорять птичьи гнёзда!
*Не брать птенцов из гнезда!
*Не ломать ветки, не рвать цветы!
Музыкальная пауза (физминутка)
Вот за пнём бугорок, а в нём городок? (Муравейник)
-Для чего муравьи в лесу?
-Можно ли разорять муравейники?
Дети: После рассуждений выясняют, что муравьи приносят пользу, поедая вредных гусениц, которые питаются зеленью.
Воспитатель:
-Вот у лесного болотца жаба! Мальчики хотели кинуть в неё камень. Девочки просто испугались и убежали.
-Можно обижать жабу? А приносит она вред?
-Вот жаба, жаба! Убежим! – дрожит Наташа с Майей
А жаба им в ответ:
-Эх, вы!
Ведь я вам не мешаю.
Живём мы тихо у воды, едим букашек, мошек.
От жаб детишки нет беды, как нет беды от кошек.
Вам жаб не нужно обижать
И ни к чему от них бежать.
-Ребята, посмотрите какое дерево. А что это за дыра в нём?
-Кто же мог здесь поселиться?
Дети: Дупло, а в нём живёт белочка со своими бельчатами.
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом.
Воспитатель: Эти зверьки живут в лесу круглый год. Ведь у них есть жилище и много – много корма в лесу.
-Чем питается белочка?
Дети: Шишки да орехи, ягоды да жёлуди, и, конечно грибы – любимое лакомство белочек.
Воспитатель: Какие грибы растут в лесу?
Дети: Называют грибы, приготовленные к занятию.
Мальчик читает стихотворение К. Бальмонта «За грибами»
Вот мы дружною семьёй – за грибами в лес.
Я да он, да ты со мной, старый лес воскрес.
Был он тихий, тёмный бор, пасмурно глядел.
А как наш родился хор, весь он загудел.
Белка слушала в сосне, и с размаху прыг!
Там сорока в вышине подняла свой крик.
Ну, товарищи, вперёд, врассыпную вдруг.
Тот, кто первый гриб найдёт, он мой лучший друг.
Только, братцы, примечай, вот вам уговор:
Чтобы этот гриб, пускай, был не мухомор.
Воспитатель: А что делать с мухоморами? Может растоптать этот ядовитый гриб? Сбить его палкой?
Дети: После рассуждения делают вывод вместе с воспитателем, что для некоторых животных мухоморы пригодны в пищу. Например, лесной красавец лось не только щиплет траву, ест папоротники и лакомится молодыми побегами ив, осин и липок, но и ест грибы. А мухоморы для лося - лекарство.
По кустам шагает тихо мама – старая лосиха.
Вслед за нею шли лосята, ели вкусные маслята,
Лось – старик глодал осину, белый гриб губами брал,
А на шкуре на лосиной, зайчик солнечный играл.
Воспитатель:
-Кого из зверей, жителей леса вы знаете? (показ слайдов из жизни зверей весной)
-Как вы думаете, хорошо ли живётся всем живым существам в лесу?
Дети: Рассуждают. Лес это чистый воздух, хорошо дышится в нём, это дом для животных, в лесу животные находят себе корм. Люди могут отдохнуть в лесу, набраться сил, только надо не забывать правила поведения в лесу
(повторяют правила поведения)
Просматривают презентацию «Звери весной»
Чтение стихотворения Я. Акима «Земля»
Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету – ведь другой похожей нету!
Воспитатель:
-Давайте посадим на нашей планете много цветов и деревьев, чтобы Земля была цветущей и прекрасной
Дети: Наклеивают на модель Земли заготовки цветов и деревьев.
3. Рефлексивно – корригирующий
-Внимание! Внимание! Весёлый поезд возвратился на станцию. Наше путешествие завершается.
Звучит музыка. Дети танцуют.