Деятельность учителя 1.Мотивация. Природа- наш огромный дом, И всем найдётся место в нём: Букашке, зверю и побегу, И дереву, и человеку.
- Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям, к природе. (Каждый ряд должен подобрать слова , выражающие это отношение) - Как вы думаете, какое отношение к окружающему нас, мы в себе должны воспитывать? Как нужно относиться к природе?
2. Актуализация опорных знаний. -Озвучьте схему «Царства природы». Cл1
- А как вы думаете, всё ли о царствах живой природы мы знаем?
3.Сообщение темы урока - В мире живой природы оказывается есть ещё одно царство. -Отгадайте название царства, в которое мы сегодня отправимся. и н е б р о г 5 7 4 2 6 1 - Сегодняшний урок - это урок приобретения новых знаний. Мы разделимся на 3 команды (по рядам) и совершим небольшое путешествие в лес.
3. Постановка цели и задач урока. - А что интересного может нас ждать в этом царстве? - Cегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. -Я вижу, что вы вполне готовы к работе. 4 .Изучение нового материала. - Почему грибы - это живая природа?
-А к какому миру живой природы можно отнести грибы? У меня есть 3 варианта ответаВаша задача – доказать истинность или ложность высказывания, используя уже имеющиеся у вас знания.
Вопрос | 1 команда | 2 команда | 3 команда | К какому миру живой природы можно отнести грибы? | Гриб-это животное. | Гриб-это что-то другое | Гриб-это растение | В процессе обсуждения в группах учащиеся приходят к выводу, что грибы нужно отнести к растениям, т. к. они растут на земле. В данной ситуации возможно возникновение следующих вопросов: -Какие части растений вам известны? -Что можно сказать о грибах?
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? -А к миру животных?
-Так что же это такое - грибы? - Совершенно верно. Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. - Что бы вы хотели узнать об этих удивительных творениях природы?
- Как назвать то, что я держу в руках?(муляж гриба) - Вы в этом уверены? Так считают многие, потому что не знают, что сам гриб спрятан в почве. Сл2 -Можно ли уточнить наши предположения? А где мы можем оттискать такую информацию? -Откройте учебники на странице 70, прочитайте текст. Что нового вы узнали? (Ответы детей). Сл Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.)
-Как их можно назвать? - Из чего состоит надземная часть? А подземная? -Что образуется в нижней части шляпки ?
-По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А как называются вместе ножка и шляпка? Сл3 - А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? - Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей). - На самом деле подземная часть гриба называется “грибница”. Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
- Верно. Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела. -Все грибы, которые вы знаете имеют шляпку. Какое название вы бы им дали?,. Почему? Сл4 -Сейчас я покажу то, что вы видели много раз, но никто не догадывался, что это такое. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, покрытые плесенью.) - Что это? - А чем плесень может нас заинтересовать? Где можно добыть информацию о ней?
-Прочитайте мат-л на стр72-73 и подготовьте вопрос.
-Почему плесень можно назвать грибом? Давайте ещё раз рассмотрим рисунок учебника.
- Чего нет у плесени? - Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? - Как бы вы назвали этот гриб? Сл5 6Ф\м 7. Закрепление изученного. - А теперь я вас приглашаю на прогулку в лес. Сл 5 -Войдя в лес, мы пойдем по лесной тропинке, а по дороге сделаем несколько привалов. О чем бы в хотели напомнить друзьям? – А вы знаете, что сбор грибов – это не простая работа. Инсценировка «Мухомор». - А какими грибами ещё можно отравиться? -Где мы можем найти ответ? - Прочитаем правило на стр71. - Если ядовитые грибы так опасны, может быть их лучше все выкопать, затоптать, удалить с лица Земли? Как вы думаете?Сл6,7 - Ребята, смотрите «грибное царство» нам открывает свои двери. Сделаем первый привал и узнаем, как люди научились пользоваться грибами. У вас на партах лежат листочки. Объединитесь в группы , поработайте с информацией и определите, кто будет информировать класс. . На Руси была своя грибная столица – Судиславль недалеко от Москвы. С давних времен грибы считают продуктом питания, врачевания. Поэтому рассказ о грибах будет не совсем полным, если мы не узнаем, чем же полезны грибы для нашего здоровья? -Теперь мы понимаем почему нельзя уничтожать незнакомые грибы? Давайте составим памятку грибнику, как правильно собирать грибы. Посоветуйтесь и предложите как это нужно делать. -А теперь сравните эту памятку с предложенной . Сл13 Памятка грибнику Если сомневаетесь в съедобности гриба – лучше такой гриб не брать. Старые плодовые тела не брать, могут быть ядовитыми. Нельзя собирать возле дороги. Срезать ножом. Постоянно пополняй знания о грибах – тогда сомнений будет меньше. 8. Контроль усвоения. - Какое значение имеют грибы в природе? Cл15
-Итак, наше путешествие по грибному царству заканчивается. Но прежде, чем выйти из него, давайте проверим, все ли хорошо мы усвоили. Сейчас проведем письменный экспресс опрос. Грибы – это растения. Главной частью гриба является плодовое тело. Шляпка и пенек образуют плодовое тело. Может ли гриб вырасти на дереве? Животные едят несъедобные грибы. Шампиньон - это ядовитый гриб. Бледная поганка - это съедобный гриб. Размножаются грибы спорами. (-,-,+,+,+,-,-,+) Сл 16 - Проверьте свою работу и на листочке определите своё место на пьедестале знаний. 9. Рефлексия. - Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее путешествие .Что нового вы для себя открыли? - В чём вы затруднялись? -Оцените свою работу и определите своё место на пьедестале успеха. 10. Домашнее задание. - Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу). Желающие могут собрать информацию о чайном, кефирном и др. грибах и подготовить мини-доклад. VII. Выставление оценок.
| Деятельность учащихся -Бережно, внимательно, быть чутким, уметь помогать слабым... -Природа бывает живая и неживая. Живую природу учёные условно разделили на царства, о которых мы уже знаем. (Царство животных , растений.) -Наверное, нет. - Грибное. - Почему это отдельное царство и кто живёт в нем? Какие грибы бывают?
-Грибы появляются (рождаются), растут, умирают .
- Корень, стебель, ветки, листья, плод. - У грибов нет листьев, стебля, веток. Мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”. - Нет. - Тоже нет. - Наверное, это особенный мир природы: ни растения, ни животные.
-Как растут грибы и какую пользу, а может быть вред они приносят окружающим? Научиться распознавать грибы... -Гриб. - Да. Нам может помочь учебник. Чтение текста. Рассматривают строение гриба на слайде и уточняют названия. -Надземная и подземная. -Из ножки и шляпки. - В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. -Плодовое тело. -Состоит из нитей, похожа на паутину. -Грибница важнее, чем плодовое тело. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Если повредить грибницу, то грибы не вырастут. Это как у растений. - У них есть шляпки, значит они шляпочные. -Плесень. - Мы можем посмотреть в словаре , что такое плесень. А можем прочитать в учебнике. Работают со словарем. -Почему плесень называют грибами? - Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб.
- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.) -Шляпки. -Нет. - Плесневый.
-О правилах поведения в лесу. - Не все грибы можно собирать. Подготовленные уч-ся организуют игру. Я стою в красивой шляпке На изящной белой лапке, Но обходят все меня! Мух морю от скуки я, Мух – мо-рю – от – ску – ки – я! Как зовут меня, друзья? (Мухомор) - Верно, величают меня Мухомор Мухоморычем. Я так устал от скуки, мне очень хочется с вами поиграть в игру «Найди двойника». Я буду называть ядовитый гриб, а вы съедобный, с которым можно его спутать. Внимательно рассмотрите рисунок в учебнике на стр72. Итак, готовы? Начнем. Бледная поганка – сыроежка, шампиньон; ложные опята – опята; желчный гриб – белый гриб, подберезовик; ложная лисичка – лисичка. - В учебнике. Спросить у взрослых. Работают с правилом. -Нельзя. Ими лечатся животные и кормятся.
Сообщения учеников.( работа в группах.) I Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? Грибы не имеют зелёной окраски. Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тысяч разновидностей грибов. В нашей стране произрастает 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.И в 19 веке их выделили в отдельное царство. Возникла наука о грибах микология. Сл 8-12 II. С глубокой древности эти дары природы привлекали людей своими вкусовыми качествами. Конечно, не обходилось и без отравления, но любовь к вкусным блюдам заставила научиться отличать съедобные грибы от ядовитых. Грибы содержат большое количество витаминов. С наступлением грибного сезона целые деревни уходили на сборы грибов, а затем огромный караван, груженный свежими, солеными, сушеными грибами направлялся в города III. Японские и американские учёные нашли в белых грибах вещества, противодействующие раку. Смертельную ядовитую поганку используют в малых дозах для лечения холеры. Издавна водную настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, и радикулита . IV. Грибом чагой лечат язву желудка и некоторые опухоли. Во время Великой Отечественной войны медсёстры собирали трутовики и заменяли им вату, когда им не хватало перевязочного материала. Работают в парах. Выделяют несказанное. -Служат кормом для животных . Кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных и человека). Работают самостоятельно . Самооценка. | УУД К1,Л3, К3 Р2 К1 Р1,К1, П8,К4 П7, Р1,Л4 К1, К2, Р1,Л1, Л4 К1, П4 П4 П7 П5 П4 Л1,Л3,К3 П5 П3 П4 К1, К2 Р2 Р3 |