Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоселовская школа» Симферопольского района Республики Крым
ул. Гагарина, 36, с. Новоселовка, Симферопольский район, Республика Крым, 297550
тел. (0652) 33-42-26, e-mail: [email protected]
ИНН9109008830/КПП910901001
Классный час на тему:
«Вместе весело шагать»
Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг.
Ш. Руставели
Классный руководитель: Клименко М.В.
Аудитория: 5
2015 год
Сценарий классного часа
«Вместе весело шагать».
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.
3. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
4. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»,
притча «Учитель и картошка».
5. Деловая игра «Учимся сотрудничать».
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
(звучит детская песня «Вместе весело шагать»)
Вступительное слово.
(СЛАЙД 1)
Классный руководитель.
(СЛАЙД 2)
Ребята обратите внимание на слайд. Нам нужно закончить следующие пословицы.
Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить? ( О дружбе)
Верно. Человек всю жизнь находится в обществе, ему всегда необходимо общение. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). А наш класс - это общество, это коллектив, где каждый из нас должен найти поддержку, понимание и уважение. Сегодня мы узнаем, что же такое настоящая дружба, что она дает человеку и как бывает полезно понять и простить друг друга.
II. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.
Классный руководитель. Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.
К доске выходят 2 девочки.
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша. Гулять пойдешь?
Д а ш а. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
М а ш а. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Д а ш а. О! Ее! Ты настоящая подруга!
Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?
(высказывания ребят)
Классный руководитель. Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон. К доске выходят 2 мальчика.
На самостоятельной работе по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.
Сергей. Ой, ампула закончилась!
А н т о н. А у меня запасная ручка есть!
Сергей. Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару «влепит»!
А н т о н. А что ты мне за это дашь?
С е р г е й. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
А н т о н. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
С е р г е й. Ладно, давай уж!
Классный руководитель. Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?
(Дети высказывают свои мнения)
Классный руководитель. Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?
(Дети отвечают хором, что не хотели бы).
Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий друг должен быть….(дети заканчивают вывод самостоятельно) бескорыстным.
А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова.
Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
К доске выходят 2 мальчика.
Один становится возле окна, другой отходит к двери.
Вова. Гришка, мячик принес?
Гриша. Конечно!
Вова. Давай пас!
Гриша. Лови!
Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
В о в а. К сожалению, я не смог поймать мяч, и он угодил в окно.
Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?
Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!
Классный руководитель. Ты бросил мяч?
Гр и ш а. Ну, я.
Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)
Вова. Ну, что в футбол играть будем?
Гр и ш а. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место.
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?
(ребята отвечают)
Классный руководитель. Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?
(Дети дружно отвечают, что нет).
Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?
( Ответ: Друг познается в беде).
III. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он? (СЛАЙД 3)
Классный руководитель. А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой. Я буду записывать ваши слова на доске.
В течение 3 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный и т. п.
Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом.
(дети называют качества настоящего друга). (СЛАЙД 4)
- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
- Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.
- Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.
- Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
- Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
- Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.
IV. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей? Примерные ответы детей:
- У человека должен быть только один настоящий друг.
- Друзей может быть много, но настоящих друзей очень мало, их нужно искать.
- Близких друзей у человека должно быть немного, а просто товарищей - сколько угодно.
- Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, с ним нужно съесть пуд соли, поэтому настоящих друзей мало.
Классный руководитель. Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?
Всех нас когда-либо обижали; несправедливо, как нам кажется, ругали, толкали, били. И внутри нас до сих пор сидит обида, горечь на того, кто их нам нанес. А правильно ли это?
(слушаю ответы ребят)
- По этому поводу мне хочется прочитать вам притчу «Учитель и картошка».
Притча «Учитель и картошка»
Однажды учитель сказал своим ученикам принести чистый полиэтиленовый пакет и мешок картошки в школу.
Когда они всё это принесли, каждый из учеников набрал несколько картофелин - по 1 клубню за каждого человека, на которого они держали обиду за что-то. После этого они написали на каждом клубне имена людей, которых они отказывались прощать, и дату, и положили картофелины в пластиковый пакет. Некоторые из этих пакетов оказались достаточно тяжёлыми.
Затем им было сказано носить эти мешки с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.
Проблемы и трудности, связанные с ношением этого мешка с собой повсюду, вскоре стали очевидны, как стало очевидным и то, какой груз они носили с собой на духовном уровне, и как на самом деле им приходилось всё время уделять этому внимание, чтобы не забыть об этом и не упускать из виду даже в неподходящих для этого местах.
Разумеется, со временем картошка начала портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это привело к тому, что с самими этими людьми было неприятно находиться рядом.
Не понадобилось много времени, как ребята поняли, что избавиться от этой картошки было намного важнее, чем таскать её за собой повсюду.
- Как вы думаете, что нужно нам сделать, чтобы освободиться от так называемой «картошки»?
- Вам нравится, когда вас прощают и не наказывают? Значит, и вы тоже должны прощать других.
V. Деловая игра «Учимся сотрудничать» Песня из м/ф Маша и Медведь «Дружба»
Классный руководитель. Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
Чем сплоченнее и дружнее коллектив, тем лучше будет выполнена их совместная работа. Согласны с этим, ребята?
(ответ: Да)
Сейчас мы проведем деловую игру. Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.
Всем претендентам нужно пройти испытание - за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.
Итак, нам нужно 9 человек. Кто хочет пройти испытание? Выбираем 3 тройки.
Желающие поднимают руки, выходят к доске.
(Предлагаю каждому вытащить один кружок из коробки. Те, у кого оказались кружки одного цвета, оказываются в одной группе).
Дети вытягивают кружки. Учитель группирует детей.
Претенденты выбраны. А мы все выступим в роли специалистов, которые будут оценивать, какая тройка оказалась самой сплоченной и дружной.
Три группы, приглашаю вас занять рабочее место. Засекаю время - начали!
Песни о дружбе
(В течение 5 минут каждая группа пытается собрать аппликацию, а остальные ребята внимательно наблюдают за работой, чтобы отследить, благодаря чему победившая команда первая выполнила задание).
Классный руководитель: 5 минут прошло, прикрепите ваши картинки к доске.
(дети вывешивают свои работы).
Испытание закончилось. Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам:
1) Довольны ли вы результатом?
2) Что вам мешало работать?
(дети высказывают свое мнение)
Классный руководитель. А теперь послушаем мнение специалистов. Ребята, как вы считаете, какая группа показала лучший результат? Кто показал себя лидером, командиром?
(«специалисты» высказывают свое мнение, самое важное – та команда, которая была самой сплоченной и дружной)
Правильно ребята. А чтобы коллектив был дружный, нужно и на свои качества обратить внимание. Посмотрите на слайд, какие качества личности делают человека привлекательным для вас?
(СЛАЙД 5)
Посмотрите, какое у меня грустное «Древо дружбы», чего-то в нем не хватает?????
(Ответ: листьев).
Давайте попробуем его украсить вот такими листочками (показываю заготовки), которые делают любое дерево привлекательным и красивым, но ведь это не простое дерево, это «Древо дружбы», значит и листочки на нем необычные: на каждом листочке вы сейчас напишите такие качества человека, которые помогают всем людям жить в обществе и находить себе друзей.
(раздаю по 2-3 листочка каждому ученику, даю время 2 минуты)
Сейчас каждый из вас подойдет к «Древу дружбы», назовет всем те качества человека, которые он считает необходимыми для создания дружеских отношений и приклеит свой «листочек».
(после того, как все ребята приклеили свои листочки)
Ребята, посмотрите, какое веселое и привлекательное стало наше «Древо Дружбы»!!! Так и у человека происходит: чем больше в нас хороших качеств-«листочков», тем приятнее с нами общаться.
Это «Древо дружбы» останется в нашем классе как символ нашего дружного коллектива. И каждый раз, когда вы не знаете, как поступить в трудной ситуации, связанной с отношениями со своими одноклассниками и друзьями, подойдите к нему, и оно вам обязательно подскажет, что можно предпринять.
VI. Подведение итогов.
Классный руководитель. Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу. Мы его обязательно продолжим. А пока скажите мне, пожалуйста:
Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня?
Чему научились? О чем задумались?
Какие чувства возникли у вас во время классного часа?
Что вам больше всего понравилось в ходе нашего занятия?
Классный руководитель: В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор. А чтобы так и было, улыбайтесь друг другу почаще…. (СЛАЙД 6)
(звучит песенка «Улыбка», все ребята подпевают).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ДО СВИДАНИЯ!!!