Есть ли у имени характеристики, которые неизбежно становятся присущи тому, кто его носит? Может ли имя влиять на жизнь и судьбу своего носителя или все зависит от воспитания? Ответы на этот вопрос могут быть самыми разными, но одно несомненно: каждый из нас встречал в жизни людей, про которых говорили: "Как ей не подходит ее имя! Ну какая она Оля? Она - Женя!". Это естественно, поскольку у каждого имени обязательно есть некоторые известные и значимые для всех признаки. Как уже говорилось, малыш отождествляет себя со своим именем. Понимая, что он - Валера, Коля или Толя, он перенимает и те характеристики, которые с этим именем связаны.
Национальная характеристика
Имя непосредственно связано с национальностью. Получая имя своего народа, ребенок невольно начинает причислять себя к его истории и характеру. С другой стороны, существуют и интернациональные имена, которые дают малышу большую свободу в национальном самоопределении. Они имеют некоторое объединяющее значение, то есть человеку с таким именем легче чувствовать себя "гражданином мира".
Исторические корни
У каждого имени есть свой социальный образ и характер. Узнавая историю человечества и своей страны, читая романы и учебники, ребенок невольно обращает внимание на тезок. Какими они были? Что сделали? Чем запомнились они потомкам? Он встречает в них те черты, которые свойственны или желанны ему самому, и тем самым как бы получает поддержку из прошлого: "Да, ты можешь быть таким!" (Например, смелым, великим, мудрым, находчивым, справедливым.)
Значение
Каждое имя что-то значит. Для удобства человечество отказалось от уникальности первых имен "Острый Глаз", "Утренняя Заря"). Однако все наши имена произошли от слов, имеющих свое значение. Какие-то из них утратили непосредственную связь с изначальным смыслом. Например, не прочитав в справочнике, что Алексей - это "защитник", а Петр - "камень", Вы вряд ли об этом догадаетесь. Некоторые имена, напротив, обозначают именно то, что обозначает - Вера, Виктория, Света.
Что означает имя
Считается, что имя каким-то таинственным образом влияет на судьбу человека. Как говорится, «как корабль назовешь…» На Руси детей называли двумя именами: первое было светским, и им представляли новорожденного окружающим, а второе давали при крещении. О втором имени знали только близкие родственники. Считалось, что это защитит от порчи.
Этой теме – значению имен – посвящено немало книг и исследований. В частности, этим вопросом занимались астролог Павел Глоба, психолог Борис Хигир, религиозный философ Павел Флоренский и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Что в имени твоём?" »
Игра « Что в имени твоем?»
Цель:закрепление знаний детей о праве на имя.
Задачи:
уточнить и расширить словарь по теме;
закрепить навыки правильного звукопроизношения;
совершенствовать навыки чтения, грамматический строй речи (активизировать словообразовательные процессы, обогащать словарь прилагательными, существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЁ, МОЯ).
Предварительная работа.
Чтение сказок, семейная беседа по теме.
Знакомство с правами детей.
Разучивание музыкального репертуара, ритмических речевых игр.
Прослушивание детских песен.
Обучение элементам грамоты, навыкам словообразования, творческому рассказыванию.
Ход занятия
1. Организационный момент.
учитель:Дети, мы очень рады вас видеть. Вы такие нарядные, красивые и вежливые. А вежливые люди здороваются. Встаньте, пожалуйста.
Мамы, папы всей страны Это знать давно должны: Есть права у их детишек, Например, на чтенье книжек, Также на заботу, ласку, И на жизнь, как будто в сказке, Иметь имя, быть счастливым В нашем самом лучшем мире!
Сегодня мы будем говорить об именах.
Интересно, что за мальчик к нам пришел и одет как-то странно? Мальчик, ты кто? Как тебя зовут?
Домовенок: Я – Домовенок. А как меня зовут, я не знаю. Имя мне никто не давал.
Логопед:А разве так бывает? У каждого ребенка есть право на имя. Имя ему дают родители при рождении. Послушай, какие имена дали родители нашим детям.
3. Ритмические речевые игры с именами.
Работа над темпом, ритмом, координацией речи с движениями, образованием имён детей с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Приготовьте руки, шлепайте, как я и по очереди называйте своё имя. Слушайте внимательно.
Исполняется рефрен, задается и сохраняется непрерывный пульс, темп, произносятся фразы:
- Меня зовут Оля.
- Оля-Олечка.
- Ольга Ивановна.
- Ольга Тарасова.
Такие имена дали детям.
Домовенок:А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не давал!
В сказках тоже встречаются имена, вспомните их, дети.
Дети:Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Золушка, Карабас-Барабас...
Домовенок, не печалься, сейчас мы придумаем тебе имя (приглашаются 2 человека). Составьте имя из кубиков.
А вы придумайте имя, которое заканчивается на звук А (Серёжа, Паша).
А теперь придумайте имя, в котором звук Н находится в середине слова (Андрей, Антон).
Проверим, какие имена составили из кубиков. (Кузя.)
Домовёнок:Мне нравится имя Кузя. Ку-зя.
5. Игра «Имена» (в парах), модель
Развитие слогового анализа, деление слов на слоги. Чтение слов.
:Очень хорошее имя. Я знаю интересную игру.
- Тебя зовут КУ.
- Тебя зовут ЗЯ.
- Тебя зовут КУ-ЗЯ.
Домовенок:Меня зовут Кузя!
Теперь, Домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма. Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении». В этом документе закреплено право ребёнка на имя. Кузя, мы хотим сделать тебе подарок, и вручить «Свидетельство о рождении», в котором вписано твоё имя. Посмотри, как оно пишется. Кузя (открывает свидетельство о рождении).
Домовёнок:Как интересно! Все буквы разные… А почему одна буква большая?
Все имена пишутся с большой буквы. Буквы мы видим и пишем.
Логопед пишет на магнитной доске маркером имя «КУЗЯ».
6. Обогащение словаря прилагательными.
Порадуйте Домовёнка. Подберите к каждой букве слова, отвечающие на вопрос: «Какой Кузя?»
К – культурный, красивый, корректный, классный, кареглазый, коротковолосый, круглолицый, классический…
У – умный, уважаемый, удивительный, удобный, узнаваемый…
З – заботливый, знающий, знаменитый, задушевный, замечательный, задумчивый…
Я – яркий, ясный, яхонтовый, ясноокий...
Домовенок:Да, я такой!
7. «Игра с палочками» на развитие чувства ритма, моторики, зрительного внимания. Кузя, а что у тебя в корзинке?
Домовенок:Палочки, по дороге их нашел.
А ты знаешь с палочками можно играть; поиграем все вместе (приглашает гостей).
Звучит музыкальный фрагмент №4, к/диск Т. Тютюнниковой.
В конце игры палочка у Кузи падает, он расстраивается.
Не расстраивайся, солнышко, ты научишься играть.
Домовёнок:Я не солнышко, я Кузя.
8. Игра с картинками «Семейные ласковые слова».
Взрослые иногда называют детей ласковыми словами. Посмотрите на картинку и назовите Кузеньку ласковым словом.
Вносится поднос с карточками, которые переворачиваются во время игры. Например:
- Кузя, ты мое солнышко, сердечко, сокровище…
- Кузя, ты мой мышонок, светик…
- Кузя, ты моя звездочка, радость…
Домовёнок (поет): Кузя-цветочек, Кузя-листочек.
Ты, Кузенька, петь любишь?
Домовёнок:Очень люблю, я много песен знаю.
9. Игра «Угадай мелодию».
Развитие кругозора, слухового внимания, музыкальной памяти.
Попробуй назвать сказочного героя, который исполняет эту песню.
Звучат мелодии детских песен, которые исполняют Антошка, Буратино, Чебурашка, Красная Шапочка, лиса Алиса, Шапокляк, крокодил Гена, кот Леопольд.
Домовёнок:Как мне у вас нравится, мы и играли и пели, а теперь расскажите мне сказку. Я очень люблю слушать сказки.
10. Формирование навыков самостоятельного творческого рассказывания.
Хорошо, мы будем передавать платочек и придумывать сказку про тебя, Кузенька.
- Жил Домовёнок. Не было у него имени…
Сочинение сказки по цепочке, творческая импровизация.
Домовёнок:Хорошая сказка, добрая, и платочек красивый (надевает на голову), как шляпка. Я знаю игру со шляпой, и вас научу.
11. Коммуникативная игра с пением «Разноцветные шляпки», Развитие общей моторики, ориентировки в пространстве зала, зрительного внимания, выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.
Дети выполняют движения под музыку.
12. Окончание занятия. Оценка деятельности.
Домовёнок:Какие Вы весёлые, добрые и имя мне придумали, и сказку рассказали; побегу я к своим друзьям, расскажу им обо всём. До свидания!
Логопед:До свидания, Кузя.
Домовёнок уходит.
Вы умные, внимательные, вежливые, добрые! Вы так помогли Домовёнку! Он ушел счастливым. Вы умеете дарить радость. Молодцы!