Просмотр содержимого документа
«Классный час "Конституция -это..." »
Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации»
ьбюээээээээээээ
Ход занятия:
Учитель: Вы сегодня учениками пришли в школу. И нам надо будет вспомнить как вести себя в школе, что можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право и на что не имеете. А где мы это сможем узнать? (устав школы, правила поведения в школе) СЛАЙД 2.
Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон нашего государства. В этом году мы празднуем день рождения Конституции Российской Федерации – 12 декабря ей уже будет 20 лет.
Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он -
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок,
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Родину свою одну!
Сообщение темы классного часа
Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
Как называется наша Родина? (Россия) СЛАЙД 4.
Как называют людей, живущих в России? (россиянами)
Почему к Москве у нас особое отношение? (Москва – это столица нашей Родины, главный город) СЛАЙД 5.
Вспомните, что такое Конституция? (Конституция – это основной закон государства.) СЛАЙД 6.
Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. СЛАЙД 7.
Мне бы хотелось немного обратиться к истории нашей страны, думаю что вам это будет интересно. СЛАЙД 8.
В России раньше вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически мсложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
Символы России СЛАЙД 9.
Гимн
Учитель: А знаете, с чего начинается Конституция?
На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? (Стоя)
Прослушаем гимн нашей страны.(дети встают под гимн страны)
Флаг
Учитель: В каждой стране существует определённая государственная символика - это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны.
Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет - Отвага. СЛАЙД 10.
Герб
Учитель: Следующий символ нашей страны – герб. Что на нем изображено? СЛАЙД 11.
Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.
Игра «Собери герб и флаг»
На столах вы видите карточки. Попробуйте из них составить герб и флаг Российской Федерации. Работаем командами! Когда будете готовы, беретесь за руки, поднимаете их вверх и говорите: «Мы готовы!»
Учитель: Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
Многонациональность страны СЛАЙД 12.
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация. А что значит слово «федерация»?
Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».
Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
Демократия СЛАЙД 13.
Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?
Учитель: Народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. СЛАЙД 14.
Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? СЛАЙД 15.
Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».– Кто является президентом в России в настоящее время?
Выборы командира. СЛАЙД 16.
В каждом классе тоже должен быть свой президент, как мы его называем? (командир) И сегодня я предлагаю выбрать президента нашего класса на этот учебный год. Каждый из вас может стать президентом, если его выберет большинство ребят. (раздаются билютени с фамилиями учащихся, дети ставят галочки и бросают в ящик – подсчет голосов и объявление президента)
Права и обязанности СЛАЙД 17.
Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?
Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?
Игра «Где права, и где обязанности»
Дети берут по одной карточке, читают и вешают на доску в столбик «Права» или «Обязанности».
Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. СЛАЙД 18.
Права и свободы граждан
Обязанности граждан
Право на жизнь
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Право на защиту своей чести и доброго имени
Обязанность защищать Родину
Право личную неприкосновенность
Обязанность соблюдать законы
Право на жилище и его неприкосновенность
Обязанность платить налоги
Право на свободное передвижение
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Свобода мысли и слова
Право избирать и быть избранным
Право на труд
Право на отдых
Право на получение социальной помощи
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на образование
Право на получение юридической помощи
Свобода информации
Свобода творчества
Учитель: В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ». СЛАЙД 19.
Какие же права есть у вас, школьников? Прочитайте.
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
Учитель: В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Выполнять устав школы.
Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их обязательно выучим, и будем соблюдать.
Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность.
У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много в сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка!
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» СЛАЙД 21.
Каждый гражданин нашей страны имеет главный документ, как вы думаете какой? (паспорт) СЛАЙД 22.
Но паспорт выдается только по достижении 14 лет. А какой ваш главный документ? (дневник) Сегодня каждый из вас получил свой документ, берегите его, а после нашего урока мы вместе его заполним.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.
Учитель: Вот и подходит к концу ваш первый урок Знаний. Завтра вас ждут настоящие уроки. В добрый путь, ребята! Успехов вам в учёбе.
Тема классного часа: «20-летие Конституции Российской Федерации» .
Класс: 5 «А».
Цели:
Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.
Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».
5. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
6. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Оборудование:
Текст Конституции Российской Федерации.
Проектор, экран.
Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президентов РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.
Ход внеклассного занятия
I. Постановка цели классного часа.
Слайд 1.
Сегодня мы празднуем не только начало нового учебного года и переход от младшей школы к среднему звену. В этом году вся страна отмечает 20-летний юбилей принятия главного документа в государстве.
А что такое Конституция, для чего она нужна? (ответы детей)
Итог: Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
Когда и как была придумана Конституция?
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция
Что сказано в нашей Конституции?
В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека. Объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать права своих граждан
В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.
Какие вы можете назвать права гражданина России, о которых говорится в Конституции? (Ответы детей)
- право на труд
- право на отдых
- право на образование
- право на охрану здоровья
- равноправие мужчин и женщин.
Всего в Конституции записано 58 различных прав.
Права есть у каждого гражданина, но есть и обязанности, которые нужно выполнять. Какие обязанности вы знаете?
- Защита Родины
- Соблюдение законов Государства
- Получение основного общего образования
- Сохранение природы и окружающей среды
- Забота о детях
- Забота о родителях
- Защита исторических памятников и культурного наследия страны
- Уплата государственных налогов
Итак, в Конституции записано 8 основных обязанностей, которые должен выполнять каждый гражданин нашей страны.
Символы Российской Федерации. Учитель.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
Слайд 3- Государственный герб Российской Федерации
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Слайд 4 Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио. Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям С. Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
Слайд 5 РОССИЙСКИЙ ФЛАГ. Почему его называют Триколор?
Какие цвета входят в Российский флаг?
БЕЛЫЙ ЦВЕТ- БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО. СИНИЙ ЦВЕТ – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ . КРАСНЫЙ ЦВЕТ ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
Эти символы также закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
Слайд 6.
- Какой человек в России является гарантом соблюдения конституционных прав и обязанностей? (Президент)
- Назовите Президента своей страны.
Итог классного часа.
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Когда в России отмечается день Конституции?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
-- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн).
Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.
Прослушивание (или исполнение) гимна РФ. (слова С.Михалкова)
1-й куплет: Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твое достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2-й куплет: От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля!
Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
3-й куплет Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда!
Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Дата принятия современного гимна :07.03.2001г
- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
Список использованной литературы:
Заболотских Б. Во славу российского флага. – М., 1999.
Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000.
Лебедев В. Державный орел России. – М.: “Родина”,1995.
Михайлов Г.Святыня российской державы.- Патриот Отечества, №1, 2002.
Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: “Советская энциклопедия”, 1989.
Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.
Е. М. Тютрюмова Классный час: «Имею право на права» http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/2152.html
Ризатдинова А.М. Методическая разработка классного часа, посвящённого дню Конституции Российской Федерации http://shkolnie.ru/pravo/2307/index.html