kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Хлеб войны - какой он?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Актуальность темы

        Существуют понятия, ценность которых не вызывает ни у кого сомнений. Это вода, земля, солнце, воздух и, конечно же, хлеб.

     2 сл.    Хлеб - самая древняя еда человека. "Хлеб да соль!" - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом.

    3-6 сл.      Нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками. Большинство из них не знают истинную цену хлеба, насколько он был дорог в годы Великой Отечественной войны, как он спасал жизнь людям, как тяжело доставался кусок хлеба людям на фронте,  в глубоком тылу,  в блокадном Ленинграде.

     7 сл.   У войны был свой хлеб. Небогатый,отмеренный хлебной карточкой. И если сейчас, в год 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, так важно писать о её ветеранах, то не менее важно вспомнить и о том, как в те годы обстояло дело с хлебом.

  8-10 сл.        Мы решили узнать, каким был хлеб войны, из чего его пекли.

       Гипотеза нашей работы: Мы предположили, что военный хлеб по своему составу  был мало похож  на наш  современный хлеб.

Цель нашей работы:

- сохранение исторической памяти, изучение состава и значения хлеба во время войны.

Задачи:

-расширить знания о значении хлеба во время войны;

 -узнать состав и испечь хлеб военного времени;  
- создать сборник рецептов хлеба военного времени;

-доказать, что хлеб войны  отличался от современного хлеба;

-выяснить, как относились к хлебу во время войны через воспоминания людей военного времени;

- изучить и внедрить литературу в проектную работу;

-ознакомить учащихся с этой темой, провести анкету –опрос по теме «Отношение к хлебу»;

- обобщить полученные результаты.

 

Основная часть

         11-13 сл.  Мы со своей учительницей Гулией Расиховной искали материал по нашей теме в музее, в архиве, посетили  детскую и центральную библиотеку.

          В классе был проведен опрос об отношении к хлебу наших учеников и их родителей.   

         Результаты проведённого исследования на основе составленной анкеты:

1. Все учащиеся нашего класса любят хлеб.

2. Употребляют его несколько раз в день.

3. Белый хлеб является наиболее любимым у ребят. 

4. Больше половины ребят считает, что хлеб является полезным продуктом.

5. Несколько человек  признались в том, что они не доедают кусочки хлеба.

6. К сожалению, есть родители, которые не беседуют со своими детьми о ценности хлеба.

      На  вопрос «Знаете ли вы состав хлеба во время войны?» не смог ответить никто. И мы решили узнать рецепт военного хлеба.

       Мы считаем, что все люди нашей страны не должны, не имеют права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время.

 14 сл.        Хлеб войны

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

    15-16 сл.   Хлеб  во время войны  был самым главным продуктом питания. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «ХЛЕБ» - это слово – «ЖИЗНЬ». Советское правительство сумело в  очень трудных  условиях организовать выпечку хлеба для фронта. Даже тогда, когда земля горела под ногами.

          За годы войны колхозы и совхозы дали Родине много хлеба. Это были в основном женщины, им помогали дети. Женщины научились водить тракторы и комбайны.

        17-22 сл.   Труженики сельского хозяйства делали всё, чтобы обеспечить фронт и тыл продуктами питания, отказывая себе в самом необходимом. Голодно было везде. Через 26 дней после начала войны страна перешла на карточную систему.

           Почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе?

            Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь, хлебом и сухарями. Всюду продолжали работать хлебозаводы.  У горячей печи стояли по 12-14 часов. Заменив  ушедших на фронт мужчин, трудились женщины. И стремление у всех было выстоять, помочь солдатам своим трудом, своим хлебом победить, одолеть врага.

        23-24 сл. Часто случалось так, что доставить хлеб в нужное место было просто не возможно. И тогда прямо на местах, где шли бои, сами солдаты выпекали хлеб в самодельных печах, которые  делали из глины или кирпича.

          Если муку не  успевали доставлять, то  хлеб готовили из того, что находили: мерзлых овощей, грибов, отрубей. Добавляли трухлявые пни, лебеду, сено, солому, древесную кору. Через мясорубку все это перекручивали и получали «сырую блинную муку». Эту муку смешивали с картофельным пюре, добавляли туда соль, артиллерийский солидол и пекли блины.

Почему так сложно было с мукой?

       Фашисты не случайно напали на нашу Родину в сорок первом в конце июня, когда все хлебные поля набирали силу. Первый удар был нанесен именно по хлебу. Горели поля пшеницы и ржи. Часто  немцы ходили по дворам и отбирали весь хлеб, муку и зерно.

25-37 сл. Мы собрали воспоминания жителей нашего города, родных и сделали электронную книгу памяти о хлебе военного времени.

       38 -41 сл.  В разных точках нашей страны, в военные годы хлеб готовили по разным рецептам.

 «Блокадный» хлеб

Для воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни» на Ладожском озере.

В состав блокадных буханок входило:

10–12% — это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

 Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

 «Хлеб» фашистских концлагерей»

Многие  люди были в гитлеровских  концлагерях. И кто там был, по сей день помнят тот хлеб, которым кормили заключенных. Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту. Назывался он «остен - брот», что в переводе с немецкого - «только для русских».

Вот его рецепт:

отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.

Хлеб «Сталинградский»

В годы войны ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске.

 «Ржевский» хлеб

Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли  соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.

Кукурузная лепёшка

-  Кукурузная мука – 200 г.

-  Обойный клей – 100г.

-  Вода – 100 г.

Хлеб из овса и лузги ячменя 

-  Овёс – 4 ст. л.

-  Лузга ячменя – 2 ст л.

-  Вода 100 г.

Ржаной хлеб

-  Рожь – 200 г.

-  Древесные опилки – 100 г.

-  Вода – 100 г.

    44-52 сл.  В Санкт-Петербурге создан музей хлеба, здесь представлены разные виды хлеба, в том числе и  военный.

            Мы сравнили рецепты современного хлеба и хлеба войны, вот что у нас получилось.

Результаты исследования.

53 слайд

Современный хлеб

Хлеб войны

Простые хлебные изделия:

мука пшеничная 1 сорт

вода

соль

дрожжи

Сдобные хлебные изделия:

добавляются

сахар

растительный жир

животный жир

яйцо

патока

Мука ржаная

овсяная мука

Солодовая мука

Целлюлозная мука из листьев или соломы

Жмых

Отжимки сахарной свёклы

Лебеда

Картофель, картофельные очистки

Отруби

Лузга ячменная

Шелуха семян - отход маслобойной промышленности.

Древесные опилки

Хвоя

Вывод: хлеб войны по своему составу  не похож на современный. Мало в нем было основного продукта – муки, а больше – разных добавок, часто даже несъедобных.

      54-55 слайд    Мы решили приготовить хлеб по нескольким рецептам и посмотреть, что из этого получится.

          Возможно, хлеб на войне был не совсем таким, как получился у нас.        Хлеб по вкусу отличался очень сильно, хлеб для русских пленников есть невозможно.

          Мы сказали:

-Как страшно, что такой хлеб пришлось нам попробовать один раз, не говоря уже про людей, которые ели его во время войны.

-  Пусть никому больше не придется есть такой хлеб!

-  Этот хлеб совсем не похож на тот, что мы сейчас едим.

56-58 сл.Как  ученики в нашей школе едят.

          Мы подсчитали, что если каждый учащийся нашего класса в день не доест хотя бы 10г хлеба, то в целом это составит 160г  хлеба, в сутки  почти  640г. А в неделю это будет примерно 4480 граммов. Этого хлеба людям  блокадного Ленинграда хватило бы примерно на 35 дней. Нам есть, над чем задуматься.

Заключение

    59-64 сл.  Мы собрали богатую копилку сведений по нашей исследовательской работе. Сюда вошли: иллюстрации, статьи из газет и журналов, фотографии, книги, информация о хлебе из интернета.

         Работая над проектом, мы вместе с одноклассниками записали воспоминания своих родных, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, знакомых, соседей по дому о хлебе военного времени, сохранив тем самым историческую память о войне, собрали сборник стихотворений, пословиц  о хлебе. Прочитали много детских книжек о хлебе во время войны.

    66 сл.

Выводы.

1.  В годы Великой Отечественной войны хлеб был большой ценностью.

2.  Рецепты, способы приготовления, вкус хлеба в военные годы и сегодня отличаются.

 3. В процессе работы над выбранной темой мы достигли поставленной цели и подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что военный хлеб отличался от современного хлеба.

4.Начали создавать электронную Книгу Памяти с воспоминаниями о хлебе участников военного времени. Работа над ее пополнением будет продолжаться.

      Мы должны всегда помнить, сколько труда людей затрачено, чтобы мы ели хлеб каждый день и не знали голода.

     Никогда нельзя выбрасывать остатки хлеба, ведь ими можно накормить птиц, других животных в городе.

-Пусть во всех домах мира будет хлеб!  Ведь хлеб – это жизнь!

67 сл.

-Спасибо за внимание!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Хлеб войны - какой он? »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»






Исследовательская работа

на тему:




«Хлеб войны – какой он?»







Выполнили

ученицы 4 класса

Кормильцева Дарья

Семёнова Арина

Руководитель:

Хафизова Г. Р.



г. МЕНДЕЛЕЕВСК, 2015 г.


Оглавление


Введение


1.Основная часть: «Хлеб войны - какой он?»


2.Заключение


3.Приложение


4.Список литературы



















Введение

Актуальность темы

Существуют понятия, ценность которых не вызывает ни у кого сомнений. Это вода, земля, солнце, воздух и, конечно же, хлеб.

2 сл. Хлеб - самая древняя еда человека. "Хлеб да соль!" - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом.

3-6 сл. Нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками. Большинство из них не знают истинную цену хлеба, насколько он был дорог в годы Великой Отечественной войны, как он спасал жизнь людям, как тяжело доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде.

7 сл. У войны был свой хлеб. Небогатый,отмеренный хлебной карточкой. И если сейчас, в год 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, так важно писать о её ветеранах, то не менее важно вспомнить и о том, как в те годы обстояло дело с хлебом.

8-10 сл. Мы решили узнать, каким был хлеб войны, из чего его пекли.

Гипотеза нашей работы: Мы предположили, что военный хлеб по своему составу был мало похож на наш современный хлеб.

Цель нашей работы:

- сохранение исторической памяти, изучение состава и значения хлеба во время войны.

Задачи:

-расширить знания о значении хлеба во время войны;

-узнать состав и испечь хлеб военного времени;  
- создать сборник рецептов хлеба военного времени;

-доказать, что хлеб войны отличался от современного хлеба;

-выяснить, как относились к хлебу во время войны через воспоминания людей военного времени;

- изучить и внедрить литературу в проектную работу;

-ознакомить учащихся с этой темой, провести анкету –опрос по теме «Отношение к хлебу»;

- обобщить полученные результаты.







Основная часть

11-13 сл. Мы со своей учительницей Гулией Расиховной искали материал по нашей теме в музее, в архиве, посетили детскую и центральную библиотеку.

В классе был проведен опрос об отношении к хлебу наших учеников и их родителей.

Результаты проведённого исследования на основе составленной анкеты:

1. Все учащиеся нашего класса любят хлеб.

2. Употребляют его несколько раз в день.

3. Белый хлеб является наиболее любимым у ребят.

4. Больше половины ребят считает, что хлеб является полезным продуктом.

5. Несколько человек признались в том, что они не доедают кусочки хлеба.

6. К сожалению, есть родители, которые не беседуют со своими детьми о ценности хлеба.

На вопрос «Знаете ли вы состав хлеба во время войны?» не смог ответить никто. И мы решили узнать рецепт военного хлеба.

Мы считаем, что все люди нашей страны не должны, не имеют права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время.

14 сл. Хлеб войны

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

15-16 сл. Хлеб во время войны был самым главным продуктом питания. Есть только одно слово, которое равнозначно слову «ХЛЕБ» - это слово – «ЖИЗНЬ». Советское правительство сумело в очень трудных условиях организовать выпечку хлеба для фронта. Даже тогда, когда земля горела под ногами.

За годы войны колхозы и совхозы дали Родине много хлеба. Это были в основном женщины, им помогали дети. Женщины научились водить тракторы и комбайны.

17-22 сл. Труженики сельского хозяйства делали всё, чтобы обеспечить фронт и тыл продуктами питания, отказывая себе в самом необходимом. Голодно было везде. Через 26 дней после начала войны страна перешла на карточную систему.

Почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе?

Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь, хлебом и сухарями. Всюду продолжали работать хлебозаводы. У горячей печи стояли по 12-14 часов. Заменив ушедших на фронт мужчин, трудились женщины. И стремление у всех было выстоять, помочь солдатам своим трудом, своим хлебом победить, одолеть врага.

23-24 сл. Часто случалось так, что доставить хлеб в нужное место было просто не возможно. И тогда прямо на местах, где шли бои, сами солдаты выпекали хлеб в самодельных печах, которые делали из глины или кирпича.

Если муку не успевали доставлять, то хлеб готовили из того, что находили: мерзлых овощей, грибов, отрубей. Добавляли трухлявые пни, лебеду, сено, солому, древесную кору. Через мясорубку все это перекручивали и получали «сырую блинную муку». Эту муку смешивали с картофельным пюре, добавляли туда соль, артиллерийский солидол и пекли блины.

Почему так сложно было с мукой?


Фашисты не случайно напали на нашу Родину в сорок первом в конце июня, когда все хлебные поля набирали силу. Первый удар был нанесен именно по хлебу. Горели поля пшеницы и ржи. Часто немцы ходили по дворам и отбирали весь хлеб, муку и зерно.


25-37 сл. Мы собрали воспоминания жителей нашего города, родных и сделали электронную книгу памяти о хлебе военного времени.


38 -41 сл. В разных точках нашей страны, в военные годы хлеб готовили по разным рецептам.

«Блокадный» хлеб

Для воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни» на Ладожском озере.

В состав блокадных буханок входило:

10–12% — это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

«Хлеб» фашистских концлагерей»

Многие люди были в гитлеровских концлагерях. И кто там был, по сей день помнят тот хлеб, которым кормили заключенных. Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту. Назывался он «остен - брот», что в переводе с немецкого - «только для русских».

Вот его рецепт:

отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.


Хлеб «Сталинградский»

В годы войны ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске.


«Ржевский» хлеб

Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.


Кукурузная лепёшка

-  Кукурузная мука – 200 г.

-  Обойный клей – 100г.

-  Вода – 100 г.

Хлеб из овса и лузги ячменя 

-  Овёс – 4 ст. л.

-  Лузга ячменя – 2 ст л.

-  Вода 100 г.

Ржаной хлеб

-  Рожь – 200 г.

-  Древесные опилки – 100 г.

-  Вода – 100 г.


44-52 сл. В Санкт-Петербурге создан музей хлеба, здесь представлены разные виды хлеба, в том числе и военный.

Мы сравнили рецепты современного хлеба и хлеба войны, вот что у нас получилось.





Результаты исследования.


53 слайд


Современный хлеб

Хлеб войны

Простые хлебные изделия:

мука пшеничная 1 сорт

вода

соль

дрожжи

Сдобные хлебные изделия:

добавляются

сахар

растительный жир

животный жир

яйцо

патока


Мука ржаная

овсяная мука

Солодовая мука

Целлюлозная мука из листьев или соломы

Жмых

Отжимки сахарной свёклы

Лебеда

Картофель, картофельные очистки

Отруби

Лузга ячменная

Шелуха семян - отход маслобойной промышленности.

Древесные опилки

Хвоя



Вывод: хлеб войны по своему составу не похож на современный. Мало в нем было основного продукта – муки, а больше – разных добавок, часто даже несъедобных.

54-55 слайд Мы решили приготовить хлеб по нескольким рецептам и посмотреть, что из этого получится.

Возможно, хлеб на войне был не совсем таким, как получился у нас. Хлеб по вкусу отличался очень сильно, хлеб для русских пленников есть невозможно.

Мы сказали:

-Как страшно, что такой хлеб пришлось нам попробовать один раз, не говоря уже про людей, которые ели его во время войны.

-  Пусть никому больше не придется есть такой хлеб!

-  Этот хлеб совсем не похож на тот, что мы сейчас едим.

56-58 сл.Как ученики в нашей школе едят.

Мы подсчитали, что если каждый учащийся нашего класса в день не доест хотя бы 10г хлеба, то в целом это составит 160г хлеба, в сутки почти 640г. А в неделю это будет примерно 4480 граммов. Этого хлеба людям блокадного Ленинграда хватило бы примерно на 35 дней. Нам есть, над чем задуматься.



Заключение

59-64 сл. Мы собрали богатую копилку сведений по нашей исследовательской работе. Сюда вошли: иллюстрации, статьи из газет и журналов, фотографии, книги, информация о хлебе из интернета.

Работая над проектом, мы вместе с одноклассниками записали воспоминания своих родных, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, знакомых, соседей по дому о хлебе военного времени, сохранив тем самым историческую память о войне, собрали сборник стихотворений, пословиц о хлебе. Прочитали много детских книжек о хлебе во время войны.

66 сл.


Выводы.


1. В годы Великой Отечественной войны хлеб был большой ценностью.

2.  Рецепты, способы приготовления, вкус хлеба в военные годы и сегодня отличаются.

 3. В процессе работы над выбранной темой мы достигли поставленной цели и подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что военный хлеб отличался от современного хлеба.

4.Начали создавать электронную Книгу Памяти с воспоминаниями о хлебе участников военного времени. Работа над ее пополнением будет продолжаться.

Мы должны всегда помнить, сколько труда людей затрачено, чтобы мы ели хлеб каждый день и не знали голода.

Никогда нельзя выбрасывать остатки хлеба, ведь ими можно накормить птиц, других животных в городе.


-Пусть во всех домах мира будет хлеб! Ведь хлеб – это жизнь!




67 сл.


-Спасибо за внимание!





Список литературы:



1.  Алмазов Б. А. «Наш хлеб». Ленинград, Детская литература, 1985 г.


2. Б.А.Алмазов «Хлеб наш насущный» Лениздат, 1991 г.


3.Н.Ходза «Дорога Жизни», М.: «Детская литература»,1979 г.


4.В. Степаненко «хлеб»,М.:Агропромиздат,1989г.


5.  Рассказы местных жителей.


6 Газета «Менделеевские новости»,2013 г.,2014 г.,2015г.


  7.Википедия, Интернет ресурсы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Хлеб войны - какой он?

Автор: Хафизова Гулия Расиховна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Хлеб войны"
    ["seo_title"] => string(12) "khlieb-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "270414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451115837"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Интернет-проект "ХЛЕБ ВОЙНЫ""
    ["seo_title"] => string(27) "internet_proekt_khleb_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "582551"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1622777985"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Священный хлеб блокады"
    ["seo_title"] => string(27) "sviashchennyi_khleb_blokady"
    ["file_id"] => string(6) "542037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1583574072"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект классного часа "Детство, опаленное войной""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-klassnogho-chasa-dietstvo-opaliennoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "251741"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447272260"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект классного часа "Хлеб - всему голова" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-klassnogho-chasa-khlieb-vsiemu-gholova"
    ["file_id"] => string(6) "107630"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403358712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства