kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интернет-проект "ХЛЕБ ВОЙНЫ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При работе над проектом была выдвинута гипотеза: военный хлеб был мало похож на современный по своему составу. Участники проекта решили узнать, каким он был на самом деле.

Цель: сохранение исторической памяти.

Задачи:

- расширить знания о значении хлеба во время войны;

- узнать состав и испечь хлеб военного времени;

- начать создавать электронную Книгу Памяти с воспоминаниями о хлебе свидетелей военного времени;

- создать сборник рецептов блюд с использованием зачерствевшего хлеба.

Объект исследования: хлеб войны.

Предмет исследования: состав и значение хлеба войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интернет-проект "ХЛЕБ ВОЙНЫ"»

Открытый международный конкурс

«Знаем! Помним! Гордимся!»





Интернет-проект


«ХЛЕБ ВОЙНЫ»






Руководители интернет – проекта:

Малахова Елена Владимировна,

учитель начальных классов,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Репное, Балашовский район, Саратовская область»

Плотникова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

Муниципальное образовательное учреждение «Очёрская средняя общеобразовательная школа» №3», г. Очёр, Пермский край

Сироткина Светлана Федоровна,

учитель начальных классов,

Муниципальное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №1 Уренского муниципального района Нижегородской области г.Урень

Шуруто Валентина Викторовна,

учитель начальных классов,

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №14,

г.Нижневартовск, ХМАО-Югра



Давно закончилась Великая Отечественная война. Всю жизнь люди, пережившие те страшные голодные военные годы, помнят о цене хлеба. Ученица 4-Б класса Цопа Надежда со своей учительницей Шуруто Валентиной Викторовной решили узнать, каким был хлеб войны, из чего его пекли, какое значение он имел во время войны. Все люди нашей страны не должны, не имеют права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы все должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

Наша страна огромная. Во время войны кто-то жил в тылу, кто-то в оккупации, кто-то воевал. Для того, чтобы более полно собрать информацию о жизни людей в это время, о военном хлебе, в классном блоге 4-Б класса МОСШ №14 г.Нижневартовска «ВАРТОВЧАНЕ» было размещено приглашение

http://myblogvartovchane.blogspot.com/2009/07/blog-post_04.html для участия в работе над Интернет-проектом учеников из разных городов России. Откликнулись 3 ученицы со своими учителями: Анна Голубева из г. Урень Нижегородской области (учитель Сироткина Светлана Федоровна), Мария Каменских из г. Очёра Пермского края (учитель Плотникова Ольга Александровна) и Калганова Анастасия из. с.Репное Саратовской области (учитель Малахова Елена Владимировна).

На созданном блоге «Хлеб войны» http://xlebvoina.blogspot.com/ участники Интернет-проекта выкладывали свои материалы по теме, обсуждали ход работы.

Собранные материалы систематизировались в разделе «Ярлыки» по темам: «Давайте познакомимся», «История хлеба», «Обсуждение», «Писатели и поэты о хлебе войны», «Приготовление военного хлеба», «Рецепты блюд из черствого засохшего хлеба», «Советы по хранению хлеба», «Состав военного хлеба», «Хлеб - это жизнь», «Электронная Книга Памяти».

Была выдвинута гипотеза: военный хлеб был мало похож на современный по своему составу. Участники проекта решили узнать, каким он был на самом деле.

Цель: сохранение исторической памяти.

Задачи:

- расширить знания о значении хлеба во время войны;

- узнать состав и испечь хлеб военного времени;

- начать создавать электронную Книгу Памяти с воспоминаниями о хлебе свидетелей военного времени;

- создать сборник рецептов блюд с использованием зачерствевшего хлеба.

Объект исследования: хлеб войны.

Предмет исследования: состав и значение хлеба войны.

Работа над проектом проходила по плану:

1. Изучение литературы по теме.

2. Состав и значение военного хлеба.

3. Создание электронной Книги Памяти с воспоминаниями о хлебе войны.

4. Выпечка хлеба войны по найденным рецептам.

5. Создание сборника рецептов блюд из зачерствевшего хлеба.

6. Выводы.


Представляем Вашему вниманию отчет о работе над проектом.

1. Хлеб войны.

1.1. Обзор источников информации.

За время работы над проектом мы очень много прочитали литературы и Интернет-источников по теме. На блоге эти материалы мы размещали в разделах «История хлеба», «Поэты и писатели о хлебе войны», «Хлеб – это жизнь».

Девочки со своими учителями создали фильм с записью стихотворения Е.Винокурова «Хлеб войны». В нем очень точно отражено отношение к хлебу в то тяжелое время.

http://xlebvoina.blogspot.com/2010/02/blog-post_07.html

Мы утвердились во мнении, что к хлебу во все времена было особое отношение, а во время войны – тем более. Хлеб ценился не на вес золота, а дороже него. Хлеб – это жизнь.

От голода, недоедания страдали все люди. Но больше всех страдали матери, которые видели голодные глаза своих детей и не могли ничем им помочь.

С мякиной, с трухой, со жмыхом

Он все же казался желанней всего.

И матери тяжко и тайно вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Мякина — это слоистая оболочка зерен овса, ко­торую стирали и выдували между жерновами.

Жмых - остатки семян масличных растений после выжимания из них масла.

«Часто дети во время вспашки перед новым севом, как воробьи, выис­кивали пропитание - черненькие комочки полусгнившего карто­феля. Клубни вымачивали, перетирали, промывали, добывали черный, с затхлым запахом крахмал. Его-то и добавляли в хлеб для связки вместо настоящей муки. Долго после такого хлеба болели животы.

Дети находили норы сусликов, раскапывали их лопатами, добираясь до горок отборного чистейшего зерна. От радости плакали — к их горькому хлебу можно будет добавить настоящей муки».1

Это в деревне. А в городе приходилось еще труднее: надо было сутками стоять в очередях за хлебом, который выдавали по карточкам. Потеря этих карточек грозила гибелью всей семье. Понимал это и тот мальчик, который, сгорая заживо, успел выхватить из кармана хлебные карточки и крепко зажать в руке, чтобы они не сгорели. Страшно представить, как сестры откладывали по крохотному кусочку хлеба, чтобы подарить маме на 8 Марта. Невозможно без ужаса читать о том, как водитель полил руки бензином и поджег, чтобы отогреть их и починить испортившийся мотор своей машины с хлебом для ленинградцев.

1.2. Состав военного хлеба.

Мы узнали страшные рецепты хлеба военного времени. Страшные, потому что совершенно непонятно, как можно было жить, питаясь таким хлебом, - и победить!

Разным был хлеб войны: фронтовой, тыловой, блокадный, хлеб оккупированных районов, хлеб концлагерей. Разный, но такой похожий. Мало в нем было основного продукта – муки, а больше – разных добавок, часто даже несъедобных.

Фронтовой хлеб.

В 1941 г. неподалеку от верховья Волги находился исходный рубеж. Под крутым берегом реки дымили земляные кухни, располагалась санрота. Здесь же в первые месяцы войны создавались земляные (в основном они устанавливались в грунте) хлебопекарные печи. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.
Ветераны московских сражений рассказывали, как в овраге старшина раздавал солдатам горячий хлеб, который привез на лодке (вроде саней, только без полозьев), запряженной собаками. Старшина торопился, над оврагом низко проносились зеленые, синие, фиолетовые трассирующие ракеты. Неподалеку рвались мины. Солдаты, на «скорую руку» покушав хлеба и запив его чаем, приготовились к повторному наступлению...
«Сталинградский хлеб»

Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному.
Приготовление хлеба из обойной муки с примесью ячменной существенных изменений технологического процесса не требовало. Тесто с добавлением ячменной муки получалось

более плотным и дольше выпекалось.

Блокадный хлеб.

В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни». А.Н. Юхневич – старейшая работница ленинградского хлебозавода делится составом блокадных буханок: 10–12% — это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Хлеб оккупированных районов.

О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Украинские, российские и белорусские матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат. Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам вместо хлеба давали по две ложки пшенной каши в день.

Тыловой хлеб

Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт «рабочего хлеба», который специальными приказами доводился до руководителей предприятий общепита. В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.

«Остен-брот»

Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб и по особому рецепту. Назывался он «Остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе 21 декабря 1941 года «только для русских». Вот он:

Целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%

Отжимки сахарной свеклы – 40%

Отруби – 30%

Древесные опилки – 20%

Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба». Чтобы как-то облегчить участь узников, горожане бросали через забор кусочки хлеба. Делать это нужно было очень осторожно: и перебрасывавших, и ловивших хлеб немецкие часовые расстреливали. Единственной пищей заключенных была баланда из жмыхов.

1.3. Электронная Книга Памяти.

Никого не могут оставить равнодушными воспоминания о хлебе людей, которые жили во время войны. В то время они, в основном, были еще детьми, но память о тех страшных годах не стерлась. Как пишет Аня Голубева о своей прабабушке: «Вспоминает она те годы со слезами на глазах». Наша обязанность – сохранить эту память. Поэтому мы начали создавать электронную Книгу Памяти с воспоминаниями свидетелей военных лет о хлебе войны. Воспоминания мы записывали после бесед с этими людьми или из литературных источников. На блоге воспоминания свидетелей военных лет выкладывали в разделе «Электронная Книга Памяти». Создали Книгу Памяти в виде презентации в программе Miсrosoft Office Power Point.

Нельзя без волнения читать воспоминания о том, из чего приходилось печь хлеб, как его берегли и ценили.

Мы узнали, что для выпечки хлеба использовали:

Таблица 1.

Съедобные продукты питания

Несъедобные части растений

Несъедобные добавки

мука

картофель

свекла

просо

морковь


лебеда

вика (мелкий дикий горошек; корм для скота)

листья дуба

желуди

лузга проса

крапива

листья липы

хвощ полевой

ботва свеклы

хвоя

полевой хвощ

клевер

труха пней

обойный клей

бумага

картофельные очистки

свекольные очистки

жмых

отруби (остатки от оболочки зерна после размола)

шрот

древесные опилки

солома

Но даже такого хлеба не хватало, чтобы поесть досыта!

О чем мечтали военные дети? Конечно, о том, чтобы скорее наступил мир, чтобы отцы возвратились живыми! А еще: «Всю свою жизнь я не могу забыть о своей военной мечте: мне так хотелось попробовать хоть маленький кусочек того, довоенного, вкусного хлеба! И какое это было счастье, когда после войны эта мечта осуществилась!» - вспоминает Гузь Александра Григорьевна.

1. 4. Приготовление военного хлеба.

Нам не удалось найти точных рецептов военного хлеба. По найденным примерным рецептам мы попытались испечь хлеб. Только в один из них мы добавили соль, потому что её тогда тоже не хватало.

Хлеб из лебеды и отрубей

Так как лебеды зимой не найти, ее мы заменили шпинатом.

Шпинат – 150 г

Отруби – 150 г

Вода – 100 г

Ржаной хлеб

Рожь – 200 г

Вода – 100 г

Щепотка соли

Хлеб из овса и лузги ячменя

Овес – 4 ст.л.

Лузга ячменя – 2 ст л.

Вода 100 г

Кукурузная лепешка

Кукурузная мука – 200 г

Вода – 100 г

Возможно, хлеб на войне был не совсем таким, как получился у нас. Пекли мы его в духовке, а не в глиняной печке, как это чаще всего бывало в то время. Не добавляли древесные опилки, обойный клей…

В школе с ребятами мы попробовали этот хлеб. Вот что написали потом дети:

«Я понимала, что хлеб в войну был не такой, как сейчас, но я не думала, что он может быть ТАКИМ!»

«Страшно подумать, что даже такого хлеба, и то не хватало».

«Как же дети росли, если им приходилось есть такой хлеб?»

«Я думаю: а как солдаты воевали?»

Пусть никому и никогда больше не придется есть такой хлеб!

2. Берегите хлеб!

2.1. Советы по хранению хлеба.

Несколько старинных советов по хранению хлеба и замедлению его очерствения. Резать целый батон или буханку нужно начинать не с края, а от середины. Разрезав батон пополам, надо отрезать от середины нужное количество ломтиков, а оставшиеся части сложить срезами плотно друг к другу и так и хранить. Разрезанную таким же образом буханку нужно ставить вертикально. Так удается плотнее совместить срезы. Хлеб как бы остается защищенным с двух сторон и дольше не черствеет. Хлеб не так быстро черствеет, если в хлебницу положить кусочек сахара, небольшую очищенную картофелину или дольку яблока. Они довольно хорошо поглощают излишнюю влагу и помогают поддерживать уровень влажности на одном уровне.

Издавна на Урале и в Сибири свежеиспеченный хлеб замораживали, а по мере надобности разогревали караваи в русской печи. Хлеб вновь становился мягким, румяным, с аппетитной хрустящей корочкой.

Оказывается, хлеб быстрее всего черствеет при температуре +2 градуса. Именно такая температура на верхней полке холодильника, где хранит хлеб большинство из нас.

2.2. Сборник рецептов блюд из зачерствевшего хлеба.

Нередко покупая хлеба больше, чем требуется, немногие хозяйки знают, как использовать оставшиеся куски. Мало кому известно все то разнообразие блюд, которое можно приготовить из них. Мы создали сборник рецептов блюд из зачерствевшего хлеба. Предлагаемые рецепты будут полезны каждой хозяйке. Таким образом, ни один кусочек хлеба, в который столько людей вложили свой труд, не пропадет.

Приложение 1.

БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!

Заключение.

В результате работы над проектом мы:

- Значительно расширили свои знания о значении и составе хлеба во время войны. Мы утвердились во мнении, что хлеб – это жизнь.

- Узнали примерные рецепты и испекли хлеб военного времени. Не дай Бог никому и никогда больше есть такой хлеб!

- Создали сборник рецептов блюд с использованием зачерствевшего хлеба. Надеемся, он поможет кому-то сберечь ценный продукт – хлеб.

- Начали создавать электронную Книгу Памяти с воспоминаниями о хлебе участников военного времени. Работа над ее пополнением будет продолжаться. Предлагаем присоединиться всем, кто считает для себя важным сохранение исторической памяти.

«...Рейхстаг. Каких только надписей не оставили воины на его стенах: «Сталинград - Берлин. Брызгалов», «Москва», «Был здесь», «Оксана», «Одесса», «Дошли», «Алла Еремеева» и сколько их, других фамилий - русских, украинских, белорусских, узбекских, грузинских...

Была и такая надпись: «Возвращаюсь растить хлеб!!!»2

ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ ХЛЕБ МИРА, А НЕ ХЛЕБ ВОЙНЫ!


Ученицы выступили с этим отчетом в своих классных коллективах. Цопа Надежда – еще и на Фестивале ученических проектов «Грани познания», где она представляла авторский коллектив участников проекта. Все девочки получили высшую награду Фестиваля: Дипломы лауреатов.






Источники информации:

1. Газета "Очерский край" - 5. 05. 2000

2. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.- http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%F5%EB%E5%E1&all=x

3. Левицкая З. В. "История Отечества для детей". - М., 1996

4. http://http://www.eda-server.ru/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm

5. http://militera.lib.ru/poetry/russian/vinokurov/10.html

6. http://www.eda-server.ru/cook-book/muchnye/raznoe/st00228.htm

7. http://artofwar.ru/a/antonow_s_w/text_0680.shtml

8. http://www.ksk66.ru/news/print:page,1,839-xleb-vojny-pomog-vystoyat-pobedit.html

9. http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=19257

10. http://militera.lib.ru/memo/russian/kozlov_ap/22.jpg

11. http://samsv.narod.ru/Klb/City/Leningrad/way.html

12. http://www.ekulinar.ru/tema44.html

http://www.sunhome.ru/journal/15115/p3

http://www.diet-diet.ru/kulinar/xleb6.htm









Приложение 1












СБОРНИК

РЕЦЕПТОВ БЛЮД

ИЗ ЗАЧЕРСТВЕВШЕГО ХЛЕБА
































2010



СОДЕРЖАНИЕ

1. БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!..................................................................................... 2

2. БАБКА С ЯБЛОКАМИ……………………………….………………… 2

3. ГРЕНКИ С ЧЕСНОКОМ………………..………………………………. 2

4. ЗАКУСКА ИЗ ЯИЦ И ЧЁРСТВОГО ХЛЕБА…………………………. 3

5. ЗАПЕКАНКА С МОРКОВЬЮ…………………………………………. 3

6. ЗАПЕКАНКА СО СВЁКЛОЙ…………………………………………... 3-4

7. КИСЕЛЬ ИЗ РЖАНОГО ХЛЕБА………………………………………. 4

8. КЛУБНИЧНЫЙ ТОРТ………………………………………………….. 4

9. СУП ХЛЕБНЫЙ С ЛУКОМ……………………………………………. 4

10. ХЛЕБНЫЙ САЛАТ……………………………………………………. 4

11. И ЕЩЁ ПОЧТИ 150……………………………………………………. 5

12. ХЛЕБ НАДО БЕРЕЧЬ!............................................................................ 5








































2

БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!

Нередко покупая хлеба больше, чем требуется, немногие хозяйки знают, как использовать оставшиеся куски. Мало кому известно все то разнообразие блюд, которое можно приготовить из них. Предлагаемые рецепты будут полезны каждой хозяйке. Таким образом, ни один кусочек хлеба, в который столько людей вложили свой труд, не пропадет.

БАБКА С ЯБЛОКАМИ

ПОТРЕБУЮТСЯ ПРОДУКТЫ:

На 4 порции:

Черствый пшеничный хлеб — 250 г,

яблоки — 400 г,

молоко — 120 г,

яйцо — 4 шт.,

сахарный песок — 80 г,

маргарин — 120 г.

КАК ПРИГОТОВИТЬ: Хлеб без корок нарезать прямоугольными ломтиками толщиной 0,5 см. Оставшиеся обрезки нарезать мелкими кубиками и подсушить. Очищенные от кожицы и семян яблоки нарезать мелкими кубиками, пересыпать сахаром, добавить молотую корицу. Приготовить смесь из яиц, молока и сахара. Смочить в ней с одной стороны ломтики хлеба. Уложить часть хлеба на сковороду сухой стороной вверх. На него положить подготовленные яблоки, смешанные с сухариками. Затем все покрыть ломтиками хлеба, уложив их смоченной стороной вверх, и запечь в духовом шкафу. Подать к чаю или кофе.

ГРЕНКИ С ЧЕСНОКОМ


ПОТРЕБУЮТСЯ ПРОДУКТЫ:

На 4 порции:

Черствый ржаной или пшеничный хлеб 200 г,

растительное масло - 40 г,

чеснок 20 г (0,5 головки),

соль по вкусу.

КАК ПРИГОТОВИТЬ: Хлеб нарезать тонкими ломтиками или кубиками, обжарить на растительном масле и посыпать чесноком, растертым с солью. Гренки можно приготовить без чеснока. Подать к борщу.

3

ЗАКУСКА ИЗ ЯИЦ И ЧЁРСТВОГО ХЛЕБА

ПОТРЕБУЮТСЯ ПРОДУКТЫ:

Пшеничный хлеб (2 куска) — 2 шт.,

яйцо — 2 шт.,

молоко — 1 стакан,

морковь — 1 шт.,

лук репчатый — 1 шт,

соль.

КАК ПРИГОТОВИТЬ: Черствый пшеничный хлеб нарезать мелкими кубиками, морковь натереть на крупной терке, лук измельчить. Яйцо взбить с молоком, вылить в подготовленную смесь, посолить и довести до кипения. Подавать закуску к столу можно как в горячем, так и в холодном виде.

ЗАПЕКАНКА С МОРКОВЬЮ

ПОТРЕБУЮТСЯ ПРОДУКТЫ:

На 4 порции:

Черствый пшеничный хлеб — 200 г,

молоко — 250 г,

сливочное масло или маргарин — 80 г,

сахар — 40 г,

яйцо — 1 шт.,

сметана — 100 г.

КАК ПРИГОТОВИТЬ: Хлеб или сухари залить молоком, пропустить через мясорубку, смешать с тертой морковью, растопленным маслом или маргарином и яйцом. Все вылить в форму или глубокую сковороду, смазанную маслом. Запечь в духовом

шкафу до готовности. Подать на стол со сметаной или сливочным маслом.

ЗАПЕКАНКА СО СВЁКЛОЙ

ПОТРЕБУЮТСЯ ПРОДУКТЫ:

4

На 4 порции:

Черствый ржаной хлеб — 400 г,

свекла — 300 г,

яйцо — 4 шт.,

сухари — 40 г,

изюм — 100 г,

маргарин — 40 г.

КАК ПРИГОТОВИТЬ: Хлеб нарезать ломтиками 0,5 см и слегка смочить водой. Вареную свеклу очистить, натереть на крупной терке, добавить яйца, изюм и перемешать. На сковороду, смазанную маргарином, насыпать сухари, выложить слой хлеба, на него положить свеклу, сверху закрыть другим слоем хлеба, залить яйцами и запекать в духовом шкафу 40 минут. Подать на стол со сметаной.


КИСЕЛЬ ИЗ РЖАНОГО ХЛЕБА

Издавна на Руси делали такой замечательный десерт.

ПОТРЕБУЮТСЯ ПРОДУКТЫ:

На 40 г ржаного хлеба возьмите:


15 г сухофруктов,

25 г сахара,

5 г крахмала,

0,05 г корицы.

КАК ПРИГОТОВИТЬ: Черствый ржаной хлеб залейте водой и доведите до кипения. Слегка охладите и протрите сквозь сито, добавьте сахар. Промытые сухофрукты проварите до мягкости, добавьте крахмал, разведенный холодной водой. Все смешайте, доведите до кипения и охладите. К столу такой кисель можно подать со сливками или мороженым.

КЛУБНИЧНЫЙ ТОРТ

КАК ПРИГОТОВИТЬ: Черствый пшеничный хлеб мелко крошат на терке и смешивают с ягодами или кефиром (это условное название торта, ягоды можете взять любые, какие вам больше по вкусу.) Несколько ягод отдельно размягчают вилкой, перемешивают с сахаром и добавляют в смесь. Торт выкладывают в форму и дают настояться на холоде.


СУП ХЛЕБНЫЙ С ЛУКОМ

КАК ПРИГОТОВИТЬ: 200 г черствого хлеба нарезать мелкими кубиками и обжарить в 2 ст. ложках масла. 2 средние луковицы мелко нарезать и так же обжарить в масле до золотистого цвета. Смешать лук с хлебом и продолжать жарить, теперь уже до бронзового цвета. Переложить все в кастрюлю, залить литром кипящей воды, посолить и добавить желаемые специи. Варить на слабом огне 10-15 минут.


ХЛЕБНЫЙ САЛАТ

КАК ПРИГОТОВИТЬ: Батон черствого хлеба нарежьте на мелкие кубики. 3 больших помидора и 1 луковицу нашинкуйте на дольки, добавьте крупно нарезанную зелень петрушки. Все перемешайте в салатнике. А для приправы смешайте ¾ стакана растительного масла, ¼ стакана яблочного уксуса, 1 ч. ложку толченого чеснока, ½ ч.

7

ложки соли и ¼ ч. ложки молотого черного перца. Салат залейте приправой, но не перемешивайте, а просто несколько раз встряхните. Перед подачей на стол с полчаса выдержите его при комнатной температуре, чтобы все компоненты хорошо пропитались приправой.

5

И ЕЩЁ ПОЧТИ 150

И еще почти полторы сотни рецептов блюд из зачерствевшего хлеба можно найти здесь:

http://www.ekulinar.ru/tema44.html


Вот такие чудесные метаморфозы могут произойти с черствым хлебом, если не выбросить его за ненадобностью, а попытаться извлечь из него пользу. Потому что все эти блюда мы приготовим не только из соображений экономии, не только потому, что это вкусно и полезно, а, прежде всего, потому что


ХЛЕБ НАДО БЕРЕЧЬ!

















1 http://www.ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html


2 http://www.ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Интернет-проект "ХЛЕБ ВОЙНЫ"

Автор: Плотникова Ольга Александровна

Дата: 04.06.2021

Номер свидетельства: 582551


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства