Конспект учебного занятия по журналистике "Как создать школьную газету?" подготовлен для проведения на занятиях в сфере дополнительного образования, или в рамках внеурочной деятельности. Конспект апробирован на занятия с учащимися 11-17 лет в детском объединении "Журналистика" МБУДО "Белгородский Дворец детского творчества". В процессе проведения занятия учащиеся знакомятся с этапамы по выпуску газеты, с профессиями, которые превалируют в редакции газеты. Знакомятся с такими понятиями как "Макет газеты", "Рубрика" "Общипывание перьев" и другие. Повторяют ранее изученный материал обинформационных жанрах и жанре "Заметка". Выпоняют практическое задание по созданию макета газеты и написанию заметки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Как создать школьную газету?"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода
Конспект учебного занятия по журналистике «Как создать школьную газету?»
подготовил:
Маматова Анна Ивановна,
педагог дополнительного образования,
руководитель детского объединения «Журналистика»
Белгород,
2016 г.
Цель: формирование знаний воспитанников о выпуске газеты.
Задачи: - развивать литературно-творческие и аналитические способности, умение работать в команде в процессе игры.
Оборудование и материалы: проектор, презентация, ватман, клей, ножницы, подшивки газет, распечатанные названия газеты, рубрик, эмблемы, различные картинки для иллюстрации газеты, маркеры.
Организационно-подготовительный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Анна Ивановна. Ребята, прежде чем начать наше занятие давайте с вами станем в круг и каждый из вас повернется вправо и скажет соседу комплимент или несколько приятных слов, которые могли бы поднять ему настроение (упражнение для создания положительного эмоционального настроя «Круг положительных эмоций»)
Учащиеся: «Ты сегодня хорошо выглядишь», «у тебя красивая прическа», «ты очень обаятельный», «у тебя добрая улыбка», «ты очень милый человек» и т.д.
Педагог: Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием, а теперь мы с вами разделимся на три команды. Я надеюсь, что все помнят, в каком порядке загораются цвета светофора при переходе через дорогу?
Учащиеся: Да. Красный, за ним желтый, а затем зеленый.
Педагог: Правильно. Итак, начиная с права от меня, посчитаемся по цветам светофора. Каждый запоминает названный цвет. А теперь я попрошу вас занять свои места. Команда «красных» присаживается за 1 стол, команда «желтых» за 2 стол, а команда «зеленых» за 3 стол. А чтобы вы не запутались, на столах у вас есть цветные карточки красного, желтого и зеленого цвета.
II. Конструирующий этап:
Основной:
Педагог: Ребята, вы знаете, я не раз слышала от школьников, что их заставляют делать газеты, но они не знают с чего им начать. Поэтому наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы посвятить рассмотрению этой проблемы. В начале мне бы хотелось вам сказать, что в Конвенции о правах ребенка есть статьи, предоставляющие ребенку право свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению через СМИ.
Права ребенка согласно Конвенции о правах ребенка: ст. № 12 «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение», ст. № 17 «Государство поощряет детские издания, борется с изданиями, приносящими вред»;
Права ребенка согласно Конституции Российской Федерации:Ст. № 29.П. 1 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова», Ст. № 29. П. 4 «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»;
Права ребенка согласно закону Российской Федерации об образовании:
Ст. № 50 П.4 Обучающиеся имеют право на получение информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Педагог: Ребята, скажите где, в первую очередь, вы можете реализовать эти права?
Учащиеся:В школьной газете.
Педагог: Правильно, это право необходимо использовать в процессе создания школьной газеты. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия: «Как создать школьную газету?».
Ребята, а как вы считаете с чего же необходимо начать при создании школьной газеты?
Учащиеся: дают свои варианты (собрать команду, придумать название, собрать материал для газеты и т.д.)
Эти варианты параллельно набираются на слайде презентации (или записываются на доске).
Учащиеся: Молодцы ребята, вы правильно назвали необходимые составляющие.
Далее идет показ слайда, и педагог анализирует с воспитанниками, какие составляющие были не названы.
Чтобы выпустить газету необходимо:
1) Провести старт работы над газетой коллективно. Определить участников дела: а) инициативная группа, вызвавшаяся по желанию, интересу; б) творческая группа, сформированная по представительству от каждого коллектива; в) по микроколлективам.
2) Определить задачи и сроки. Самое главное здесь: правильно распределить поручения между участниками выпуска: - кто возьмется за интервью; - другому поручат собрать материал об интересном деле; - третий согласится оформлять и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ПРОДУМАТЬ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЯ, ЧТОБЫ НЕ ЗАТЯНУТЬ ВЫПУСК ГАЗЕТЫ;
3) Приступить к работе над содержанием и оформлением газеты:
а) придумать название и эмблему;
в) придумать рубрики в газете;
б) из числа редколлегии газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;
в) сделать макет газеты;
Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое макет газеты?
Учащиеся отвечают:
Макет – газета в миниатюре или натуральную величину с предварительной расклейкой всех элементов текста и иллюстраций.
Педагог: Итак, ребята, сейчас мы с вами распределим обязанности по выпуску газеты и выпустим первый номер нашей школьной газеты.
Команда «красных» придумывает название газеты и ее эмблему, своего рода «лицо» газеты.
Педагог: Ребята, а как в журналистских кругах это называется?
Учащиеся отвечают
В журналистских кругах это называется шапка.Шапка – это «лицо» газеты, верхняя часть первой полосы, титул, включающий в себя заголовок, номер, периодичность, эмблему, возможен девиз и т.д.
Каким может быть заголовок:
Одно емкое слово;
Строчка из песни;
Строчка из стихотворения;
Вопрос;
Крылатое выражение;
Пословица, поговорка;
Призыв, восклицание и т.д.
Педагог: Итак, приступайте к выполнению задания, при этом не забудьте дать обоснование, почему вы дали именно такое название газете и выбрали такую эмблему. Все понятно?
Учащиеся отвечают, задают вопросы.
Эмблемы и названия газет необходимо выдать ребятам: «Искорка», «Радуга», «Светлячок», «Школьные вести», «Школяр», «Рюкзачок», «Портфельчик», «Своя колокольня» (или СК), «Сто пудов», «Мальчишки и девчонки», «Штурвал», «Бинокль», «Улёт», «Знай наших!», «Фактура факта», «Закавыка», «Родимые стены», «Неисчислимая рать» (У С.Есенина «Несчислимая рать»), «Над миром с незримой лестницы» (С. Есенин), «Отыщи всему начало и ты многое поймешь» (Козьма Прутков), «А напоследок я скажу» (Белла Ахмадулина), «Не откладывай на завтра то, что можно прочитать сегодня» (перефразированный Бенджамин Франклен), «Никогда не поздно прочитать» (перефразированный Даниэль Дефо – «никогда не поздно поумнеть») и т.д.
Педагог: Команда «желтых» определяет название рубрик для газеты. В газете их может быть гораздо больше, но за отсутствием времени мы ограничимся тремя. Причем в газете несколько рубрик может быть постоянными, а остальные сменяться в зависимости от событий и тем для выпуска.
Рубрики в газете:
Постоянные: колонка редактора, проба пера (литературно-художественное творчество), афиша (объявления), наши увлечения и т.д.
Сменяющиеся: наш опрос, знай наших, экологическая тропа и т.д.
Педагог: Определите три рубрики и скажите, почему именно эти рубрики считаете важными. Помимо этого стоит отметить, что команда «желтых», отбирая определенные рубрики, занимается процессом редактирования номера вообще, так как отбрасывает ненужные рубрики, а вместе с тем и ненужные темы для данного сборника. Ребята, а как на журналистском языке называется этот процесс?
Учащиеся: На журналистском языке это называется «общипывание перьев», или курица с общипанными перьями.
(«Общипывание перьев», или курица с общипанными перьями – это процесс редактирования, отбор нужных, полезных фактов из «кучи» собранной информации).
Педагог: Итак, определите три рубрики и скажите, почему именно эти рубрики считаете важными.
Учащиеся:отвечают, задают вопросы.
Названия выдаются: «Колонка редактора», «Кладовая здоровья», «Знай наших» (сведения о выигранных мероприятиях), «Проба пера» (литературно-художественное творчество), «Праздник», «Благое дело», «Успехов немало», «Персона номера» (рубрика о новичках, или выдающихся учениках школы), «Экологическая тропа», «Наш опрос», «Читальный зал», «Мисс номера», «Афиша» (для размещения рекламы о проводимых конкурсах, мероприятиях и т.д.), «Актуально», «ЧП и Т.П.» (о происшествиях в школе), «Наши увлечения», «Нам это интересно», «Вести из вне», «Вне школы» и т.д.
Педагог: Итак, команда «зеленых» определяет состав редакции газеты и распределяет обязанности участников.
Примерный состав редакции газеты выдается
- редакция (то лат. redactus – «приведенный в порядок») – административная единица учреждений системы средств массовой информации (печати, радиовещания, телевидения, кино).
- главный редактор – лицо, осуществляющее проверку и правку авторского текста; руководитель редакции газеты, журнала, издательства.
- обозреватель, менеджер по рекламе (прием и составление объявлений) – лицо, отвечающее за сбор и распространение информации.
- фотоиллюстратор – лицо, занимающееся сбором фотоматериала для освещения рубрик в газете;
- корректоры – лицо, занимающееся правкой авторского текста на предмет орфографических, лексических, фактических ошибок и т.д.
- корреспондент – постоянныйсотрудник редакции, выступающий как автор и выполняющий поручения редакции.
- ответственный за дизайн и верстку – сотрудник редакции, занимающийся конечным оформлением собранных и отредактированных материалов.
Это необходимо сделать, так как в редколлегии должны быть четко распределены обязанности. Только в этом случае номер будет подготовлен в установленный срок.
Учащиеся: выбирают названия для газеты, рубрики, ответственных. Макет необходимо распечатать и положить рядом с ватманом.
название эмблема
рубрика №1 рубрика № 2 рубрика № 3 состав
редакции
2) Систематизированный
Педагог: Итак, попросим команду «красных» озвучить нам название, показать эмблему и дать обоснование своему выбору. (идет обсуждение названия) Молодцы, ребята, можете прикрепить эмблему и название к макету газеты.
Теперь попросим команду «желтых» озвучить нам выбранные рубрики. И сказать: почему для этого номера газеты они остановили свой выбор на этих рубриках. Прикрепите их на макете нашей газеты.
И, наконец, попросим команду «зеленых» озвучить состав редколлегии.
3) Контрольный:
Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Теперь мы переходим к следующему этапу работы. Каждая из команд должна заполнить рубрику информацией. Если говорить о жанровой принадлежности, то это будет заметка, так как это один из самых оперативных жанров современной журналистики. Ребята, охарактеризуйте заметку, как жанр.
Учащиеся отвечают
Заметка – это простейшая форма оперативного газетного сообщения, в основе которой лежит интересный, оперативный, общественно значимый факт.
Искусство написания заметки:
Состоит в том, чтобы дать читателям ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем?. Причем сделать это необходимо в предельно сжатом газетном пространстве, примерно 40 слов
Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут и прикрепляют получившиеся заметки к макету газеты. Параллельно к заметкам подбираются картинки и иллюстрации, которые тоже приклеиваются к макету.
III. Итоговый
1) Аналитический:
Педагог и воспитанники анализируют, насколько четко они выполнили цель, поставленную в начале занятия.
Работа над содержанием и оформлением газеты:
а) придумать название и эмблему;
в) придумать рубрики в газете;
б) из числа редакции газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;
в) сделать макет газеты;
2) Рефлексивный: воспитанникам раздаются листочки, на которых они пишут, что они знали о создании газеты до занятия и что знают теперь. Они зачитываются и анализируются совместно с ребятами.
Информационный:
Педагог сообщает детям домашнее задание: Ребята, дома попробуйте создать макет газеты (придумайте название, эмблему, рубрики).