"Детская журналистика" (на материале газеты "С любовью к Родине!")
"Детская журналистика" (на материале газеты "С любовью к Родине!")
Детская журналистика включает в себя газеты, журналы, теле- и радиопередачи, предназначенные для детей и создаваемые самими детьми.
На сегодняшний день более изученными являются как раз те детские СМИ, которые создаются взрослыми для детей. Профессиональной детской журналистике посвящены монографии М.А.Алексеевой, В.Н.Ганичева, К.Ю.Новикова, О.А.Петровой, И.А.Руденко, а также многочисленные статьи. Однако, значительный пласт СМИ, создателями которых являются сами дети и подростки, изучен, на наш взгляд, недостаточно. Исследователи упоминают о данном явлении зачастую вскользь и под разными названиями: самиздатовская, юнкоровская, подростковая, журналистика «детьми для детей». В своей работе мы расскажем о газете «С любовью к Родине!», издаваемой школьниками.
На Всероссийском портале «Школьная пресса России» зарегистрировано более 3000 различных школьных периодических изданий. Среди них известные детские газеты: «Контакт» (Москва), «Лига» (Казань), «Летучка» (Калининград). Под номером 1105 зарегистрировано периодическое издание школы №101 Советского района г. Казани - газета «С любовью к Родине!».
«Где прошло детство, там и начинается Родина!» - сказал писатель Кузьма Чорный. Отечество у каждого из нас одно. И каждый человек любит то место, где он родился и вырос. Газета «С любовью к Родине!» посвящена изучению родного края. Мы хотим, чтоб все любили свою Родину (и малую, и большую). Поэтому на страницах школьной газеты вы можете увидеть статьи о нашей малой Родине, о школе, о семье, о дружбе.
Задачи:
способствовать возрождению чувства патриотизма и гордости за свою Родину; предоставить возможность выразить патриотические чувства к Родине (городу, деревне, посёлку); способствовать сплочению школьных коллективов; повышать ответственность школьников за подготовку и реализацию собственных творческих идей.
Идея создания газеты появилась ещё в 2007 году. Редакция сформировалась практически сразу – это ребята из 7Б класса (классный руководитель Н.Г Поликарпова). У них было две цели:
1. выпускать газету, которая привлечёт к работе ребят, ничем не заинтересованных
2. газета должна освещать жизнь школы №101.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Детская журналистика" (на материале газеты "С любовью к Родине!") »
Детская журналистика
(с использованием материалов школьной газеты
«С любовью к Родине!»)
Детская журналистика включает в себя газеты, журналы, теле- и радиопередачи, предназначенные для детей и создаваемые самими детьми.
На сегодняшний день более изученными являются как раз те детские СМИ, которые создаются взрослыми для детей. Профессиональной детской журналистике посвящены монографии М.А.Алексеевой, В.Н.Ганичева, К.Ю.Новикова, О.А.Петровой, И.А.Руденко, а также многочисленные статьи. Однако, значительный пласт СМИ, создателями которых являются сами дети и подростки, изучен, на наш взгляд, недостаточно. Исследователи упоминают о данном явлении зачастую вскользь и под разными названиями: самиздатовская, юнкоровская, подростковая, журналистика «детьми для детей». В своей работе мы расскажем о газете «С любовью к Родине!», издаваемой школьниками.
Сейчас уже трудно представить себе те времена, когда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни Интернета. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя месяцы, а то и годы. Если надо было сообщить что-то важное, правительство рассылало по городам и весям гонцов с царскими указами и распоряжениями. Но они доходили не до всех граждан. В большинстве случаев новости разносили странники, которые узнавали о том, что где произошло, от таких же, как и они сами, странствующих людей.
В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова есть следующие определения: «Периодика – периодические издания (газеты и журналы). Периодический – выходящий (из печати) через определенные промежутки времени». Издания могут выходить ежедневно, через неделю, раз в две недели, ежемесячно и так далее.
Газета – это еженедельное или ежедневное издание, которое рассказывает о самых последних событиях в мире, в стране или в городе.
Первая печатная газета в России была выпущена 2 января 1703 года по указу Петра I. Она называлась «Ведомости». Эту дату (13 января по новому стилю) с 1992 года отмечают как День российской печати. Стоила газета 2 копейки. Каждый номер выходил один раз в неделю.
Журнал – это периодическое издание, содержащее статьи, материалы или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию. Журналы должны быть «сброшюрованы», то есть печатные листы скреплены в корешке. Журнал почти на полвека младше газеты. Один из первых увидел свет в Париже 5 января 1665 года. Он назывался «Журнал учёных».
Детская журналистика в нашей стране имеет богатую историю. До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали свое существование на первой книжке.
До середины XVII века детской литературы не существовало. Первой книгой, написанной специально для детей, стала книга "Мир в картинках" Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей. Первым детским журналом в мире стал "Лейпцигский еженедельный листок" (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание "Детское чтение для сердца и разума" стало выходить в России в Москве. Главная идея издания - истинное благородство, честность, великодушие. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был "служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан".
Далее Б. Федоров составил для детей альманахи "Детский Цветник" и "Детский павильон", где учитывались вкусы детей разного возраста. А предназначены они были для "семейного чтения", то есть для чтения детей вместе с взрослыми. Содержание альманахов разнообразно: здесь присутствует смешное и серьезное, нравоучительные беседы и басни, небольшие пьесы и загадки, игры.
Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет, стал журнал Александры Осиповны Ишимовой "Звездочка". Об Александре Осиповне Ишимовой следует сказать особо, так как она сыграла огромную роль в развитии литературы для детей первой половины XIX века. Тяжелы и суровы были ее молодые годы. Сопровождая ссыльного отца, она не могла получить образования, всему училась сама, по книгам. Самостоятельно овладела и языками: французским, английским и немецким, да так, что переводами зарабатывала себе на жизнь. С 1842 года в Санкт-Петербурге приступила к изданию журнала "Звездочка", затем с 1850 года - "Лучи" (1850-1860). Оба журнала предназначались для девочек. Обладая от природы писательским даром, Ишимова решила написать "Историю России в рассказах для детей", трудилась шесть лет, и результат превзошел ожидания. "История.." А.О. Ишимовой состояла из шести частей и открывалась обращением к маленьким читателям: "Милые дети! Вы любите слушать чудные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слушать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков". Это произведение - одна из самых значительных попыток рассказать детям об истории родной страны. Известен отклик А. С. Пушкина - из последнего в его жизни письма: "Сегодня я нечаянно открыл Вашу "Историю в рассказах" и поневоле зачитался. Вот как надо бы писать!"
С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить "Подснежник" (1858-1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей: "...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения". Редактор привлекал к сотрудничеству Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева.
В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: "Светлячок" (1902-1916), "Путеводный огонек" (1904-1918), "Дело и потеха" (1905-1909). Редактор стремился развлечь ребенка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя.
Каждые две недели выходил журнал "Светлячок" (1920). Предназначался этот журнал детям младшего возраста. В нём можно было увидеть игры, забавные игрушки, поделки, которые должны были изготавливать сами дети. Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал "Тропинка" (1906 - 1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. На его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.
16 мая 1924 г. в СССР вышел первый номер журнала «Мурзилка». Сначала Мурзилка был маленькой белой собачкой и появлялся вместе со своим хозяином — мальчиком Петей. Только потом он стал всем известным жёлтым пушистым персонажем в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.
«Пионерская правда» — одна из самых популярных газет для детей в 20 веке. В СССР была печатным органом Центрального совета Всесоюзной пионерской организации. Основана в 1925 году в Москве и вначале издавалась как еженедельная пионерская газета. В основании и развитии газеты принимали деятельное участие Надежда Крупская, Максим Горький, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Лев Кассиль и другие. С 1991 года «Пионерская правда» — это цветное иллюстрированное издание. Вместе с «Пионерской правдой» выходят в свет и ее приложения «Юная Москва», «Олимпионик», «Привет, мальчишки-девчонки», «АСЯ и КЛАВА».
Газета изменила вид, но сохранила свои традиции по проведению детских ежегодных спортивных соревнований на призы газеты «Пионерская правда». Ежегодно в марте проводятся Всероссийские соревнования по детским лыжным гонкам на призы газеты «Пионерская правда». В четвертых соревнованиях в 2011 г. участие приняли 448 юных лыжников из 92 школ разных регионов России.
«Юный натуралист» — ежемесячный советский и российский научно-популярный журнал для школьников о природе, природоведении, биологии и экологии. Основан в июле 1928 года. С 1941 по 1956 год не издавался. В некоторые годы тираж журнала достигал почти 4 млн экземпляров. Среди заявленных целей издания — воспитание у подрастающего поколения любви к Родине и природе, биологии и экологии. В журнал можно присылать свои рисунки, стихи. В журнале публиковали свои статьи В. В. Бианки, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, В. А. Солоухин.
В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Очень красочный журнал «Свирелька» - это детский экологический журнал для чтения в кругу семьи. Прекрасные фотографии и рисунки расскажут вам о животных и растениях, не менее увлекательный и весёлый журнал о животных «Тошка». Ещё один интересный журнал «Мир техники для детей», который повествует о самолётах, танках и прочей военной технике. Почитать любимые современными детьми комиксы можно в журналах «Фея», «Скуби-Ду», «Том и Джерри».
Также в школьной библиотеке есть развлекательно-познавательные журналы для девушек «Маруся», «Джульетта», в которых вы найдёте статьи о моде, взаимоотношениях, кумирах и многое другое. Газета «Добрая дорога детства» расскажет вам о правилах дорожного движения.
Школьная газета «С любовью к Родине!»
На Всероссийском портале «Школьная пресса России» зарегистрировано более 3000 различных школьных периодических изданий. Среди них известные детские газеты: «Контакт» (Москва), «Лига» (Казань), «Летучка» (Калининград). Под номером 1105 зарегистрировано периодическое издание школы №101 Советского района г. Казани - газета «С любовью к Родине!».
«Где прошло детство, там и начинается Родина!» - сказал писатель Кузьма Чорный. Отечество у каждого из нас одно. И каждый человек любит то место, где он родился и вырос. Газета «С любовью к Родине!» посвящена изучению родного края. Мы хотим, чтоб все любили свою Родину (и малую, и большую). Поэтому на страницах школьной газеты вы можете увидеть статьи о нашей малой Родине, о школе, о семье, о дружбе.
Задачи:
способствовать возрождению чувства патриотизма и гордости за свою Родину; предоставить возможность выразить патриотические чувства к Родине (городу, деревне, посёлку); способствовать сплочению школьных коллективов; повышать ответственность школьников за подготовку и реализацию собственных творческих идей.
Идея создания газеты появилась ещё в 2007 году. Редакция сформировалась практически сразу – это ребята из 7Б класса (классный руководитель Н.Г Поликарпова). У них было две цели:
1. выпускать газету, которая привлечёт к работе ребят, ничем не заинтересованных
2. газета должна освещать жизнь школы №101.
Несколько лет газета существовала только в классе, в это время ребята создавали дизайн печатного издания, работали над рубриками. Некоторые из учеников (Селестенюк Елена, Зарипова Аделя) ездили за консультацией в другие школы, где выпускаются газеты и журналы, другие - делали пробные номера (Пегасов Андрей). Ребята тренировались писать статьи и отдавали их на рецензию учителям литературы.
Школа №101 имеет давнюю историю (ей 75 лет), в ней много звездочек среди учеников, выпускников и учителей. А знаем мы не про всех! Общие интересы – это тоже повод для обсуждения на страницах газеты. У нас в школе много спортсменов – и это тоже большая рубрика. Практически в каждой параллели есть поэты, художники, танцоры, музыканты… То есть писать есть о чем.
С 2012 года редакция газеты остановилась на следующих рубриках:
1. Колонка редактора «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» Д. Байрон
2. Школьные новости «Радость труда требует, чтобы все то, что хорошо сделано, было замечено и отмечено» К. Чорный
3. Слово выпускнику школы. В каждом номере берется интервью у выпускника школы, который рассказывает о своей жизни после школы, о своих профессиональных поисках, дает советы старшеклассникам.
4. Знакомый незнакомец «Люди, с которым мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной» И. Гете
5. В мире прекрасного «Научите вашу душу не только воспринимать, но и впитывать в себя прекрасное…» В.Ф. Комиссаржевская
6.Я помню! Я горжусь!«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма» В. Сухомлинский
7. Пока все дома «Любовь к родине начинается с семьи» Ф. Бэкон
8. Малая Родина. Записки путешественника «Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать» М.А. Шолохов
9.Жизнь замечательных детей «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В.А. Сухомлинский
10. Из школьных сочинений
11. Сердце отдаю детям «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» А. Дистерверг. Интервью с учителем – и это потрясающе принимается читателями, учителя очень интересно и красочно рассказывают о себе!
12. Спортивная рубрика «В здоровом теле — здоровый дух» Ювенал
13. Золотая полка «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце» У. Теккерей
14. Это интересно
15. Фотовзгляд
16. Творческий уголок
17. В гостях у Деда Всеведа
В газете мы не стараемся давать материал, который можно прочитать в других источниках. Ученики комментируют книги или фильмы, театральные постановки. Но не просто так – они сами сначала сходят в кино или прочитают эту книгу. Ученики и учителя школы много путешествуют – самые интересные моменты тоже на страницах газеты.
Программы, которые необходимы редколлегии для выпуска газеты: Photoshop, Publisher, Microsoft Word. Незаменимым помощником редактора газеты является ученик 10 А класса Апаков Азат, который прошёл профильную практику в Москве на базе Лицея №1310.
Темы, которые выбирают ребята для газеты, интересны и актуальны. Учащиеся постоянно получают практические навыки в интервью с гостями, на юбилее школы (а нашей школе недавно исполнилось 75 лет!) ребята беседовали с выпускниками, во время различных творческих конкурсов пробовали себя в жанре репортажа, работали фотокорреспондентами.
В школе №101 проводятся различные мероприятия, направленные на воспитание патриотизма. Это и встречи с блокадниками Ленинграда, и работа волонтеров с ветеранами ВОВ, и создание школьного музея. Мы пытаемся сохранить историю и передать на страницах нашей газеты все то, что так дорого и свято!
Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей «История блокадного Ленинграда», где учащиеся совместно с руководителем Петровой Т.Н. занимаются изучением истории родного города, школы, собирают материалы о подвигах земляков - участниках военных событий. В последнем номере газеты «С любовью к Родине» (февраль, 2014), над которым сейчас работает редколлегия, вы сможете увидеть статью «Дом, ставший адом» Петровой Александры, ученицы 11А класса. Рассказ посвящён истории своей семьи в блокадном Ленинграде. Эту историю должны знать мы, молодое поколение. Вот цитаты из расследования ученицы о тех страшных блокадных днях:
«Аня одна знала мамину тайну. Ей пришлось держать дверь комнаты, где сидели братья, чтобы те не увидели, как Вера Андреевна зарезала пять дворовых собак – любимцев Коли. Даже мужу женщина сказала, что выменяла вещи на кроликов. Но мальчики узнали правду спустя годы. Поэтому мой дед, Николай Иванович Петров, до конца жизни не мог пройти мимо бездомного пса и подкармливал собак со всей округи. Дед вспоминал, что город часто бомбили. Когда объявляли «Воздушную тревогу» семья спускалась в бомбоубежище. Но там было тесно и душно. И мама сказала: «Будь что будет!». Больше в бомбоубежище не спускались. Дом в войну выстоял. Только однажды упала большая бомба во двор дома и не разорвалась. Всех жильцов эвакуировали, бомбу разминировали и увезли. Осталась только большая воронка».
Все эти события находят отражение на страницах газеты «С любовью к Родине!»
Учащиеся школы, начинавшие в 2007 году создавать школьную газету, став выпускниками, говорят, что газета «С любовью к Родине!» - это их жизнь. Вместе с редакцией они побывали в Сочи, Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске. Селестенюк Елена, главный редактор газеты, в настоящее время учится на журфаке КФУ, работает журналистом на одном из казанских порталов. Фролова Анна, выпускница 2011 года, также является студенткой КФУ (учится на журналиста), статьи об её учебе можно увидеть на страницах нашей газеты.
Таким образом, детская журналистика включает в себя газеты, журналы, предназначенные для детей и создаваемые самими детьми. История детской журналистики насчитывает большое количество разнообразных газет и журналов, выпускаемых для детей. Это и «Пионерская правда», и «Юный натуралист», и «Свирелька», и «Тошка»… Практически у каждой газеты есть свой сайт, на котором можно увидеть свежие номера газет и журналов.
На сегодняшний день более изученными являются те детские СМИ, которые создаются взрослыми для детей. Существует большой пласт школьных периодических изданий (издаваемых учениками), которые не изучены до сих пор.
В школе №101 с 2007 года выпускается газета «С любовью к Родине!». Руководитель газеты Поликарпова Н.Г. говорит: «Наша цель - не просто создавать интересную газету, но и воспитывать патриотизм у молодёжи. Мы рассказываем о родном крае, о школьной жизни, о творчестве учеников, о встречах с земляками, о конкурсах и проектах».
Работа в газете для учеников – это огромный стимул для саморазвития и самоорганизации. Здесь решается такие вопросы: профессиональная ориентация – и это не обязательно журналистика, развиваются и культура речи, и творческое воображение, вырабатывается владение компьютером, опыт работы с различными источниками информации. Это все ценно для всех нас.
Современные газеты и журналы выходят также и в электронном виде (как на дисках, так и на страницах Интернета). В будущем данная работа может быть продолжена путём изучения детских газет и журналов 21 века. Ещё одно возможное направление – изучение детской периодики школ Советского района Казани (например, газеты «Переменка», «Школьный вальс», школа №84, альманах «Звёздный час», школа №110).
Читайте газеты и журналы, чтобы быть в курсе всех важных событий в своём городе, в своей стране и во всем мире!
Список использованных источников
Алексеева М. И. Советские детские журналы 20-х годов. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 133 с.
Колесова Л. Н. Детские журналы России. ХХ век. – Петрозаводск: Изд-во Петр ГУ, 2009. – 369 с.
Холмов М. И. Становление советской журналистики для детей. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 208 с.