kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изготовление тряпичной куклы Колокольчик

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация об учителе: Шкаредо Жанна Федоровна учитель начальных классов униципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №1 города Суража Брянской области Информация об уроке: Предмет: Внеурочная деятельность (общеинтеллектуальное направление) Класс:3 класс Тема занятия: В гостях у Марьи Искусницы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление тряпичной куклы Колокольчик »

Методическая разработка внеурочного занятия

«В гостях у Марьи Искусницы»

«Из всех существующих в мире загадок

тайна куклы — самая загадочная;

без понимания сущности куклы

невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков - Щедрин.


Пояснительная записка

На данном занятии изготавливаем народную куклу «Колокольчик» на традиционной основе.

Занятие входит в блок занятий образовательной программы «Знать и уметь» для третьего года обучения. Рассчитано для детей младшего и среднего школьного возраста.

Формы и методы: рассказ, беседа с применением фольклорного материала, поисково-исследовательский, наглядно-иллюстративный, интегрированное занятие, практический.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, иллюстрации с изображением готовых кукол, образцы кукол, инструкционные карты для изготовления куклы.

Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Подготовительная работа к занятию: оформление выставки народных традиционных кукол.

Материалы и инструменты:

лоскуты цветных и однотонных х/б тканей, тесьма различной ширины и цвета, нитки мулине,

Методические рекомендации:Для проведения данного занятия желательна предварительная работа: изучение специальной литературы, поиск интернет ресурсов.

Деятельность на занятии включает в себя теоретическую и практическую работу. Теоретический метод обучения:

- Рассказ-информация по истории создания куклы, функции и предназначение, беседа с применением фольклорного материала

- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, презентации.

- Беседа и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

В беседе принимают участие все дети. Беседа оживляет занятие, активизирует внимание учащихся. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, выясняется степень знаний детей, их подготовленность к работе, а также степень усвоения материала.

Практический метод обучения:

- После прослушивания сказки (фольклорного материала), дети представляют, как может выглядеть кукла.

-Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления куклы.

- Процесс изготовления куклы.

- Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы,

- Декоративное оформление.

Цель занятия: научиться выполнять русскую тряпичную куклу «Колокольчик» на основе традиционной технологии.

Задачи:

Образовательные

-создавать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию;

– формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах;

- обучить техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол, получение подготовки, позволяющей продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства;

- познакомить с народными традициями, их местом в сфере современного декоративно-прикладного искусства, с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества;



Развивающие

-развивать полноценную духовно богатую личность ребенка;
развивать познавательный интерес ребенка к декоративно-прикладному искусству, художественный вкус и творческие способности, мышление, самостоятельность, инициативу, мелкую моторику.

Воспитательные

– социально адаптировать ребенка в коллективе и обществе в целом; воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость, технологическую дисциплину, эстетический вкус;

- формировать мировоззрение, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся;

Социализирующие личность обучающегося

– преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня.

План урока.

1.Организационный этап: 2 мин.

а) Подготовка рабочего места.

б) Подготовка необходимых материалов.

в) Знакомство, приветствие и организация внимания учащихся.

г) Психологический настрой.

2. Подготовительный этап: 2 мин.

а) Определение темы занятия.

б) Определение цели и задач урока.

в) Знакомство с планом урока.

3. Основной этап: 30 мин.

Выполнение практической работы.

а) Беседа об истории куклы, ее образах, символике. ( Приобретение новых знаний).

б) Созерцание иллюстраций, панно. Наглядный, иллюстративный методы.

в) Повторение ТБ. Практическая работа.

г) Итоги:

4. Целевые обходы учителя:

а) Контроль над правильностью выполнения задания.

б) Оказание помощи слабым ученикам.

5. Итог урока: 6 мин

а) Обобщение и систематизация знаний учащихся, просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль.

б) Домашнее задание: сделать сообщения о других тряпичных куклах. (Поисковый метод).
















Ход занятия:

  1. Оргмомент

Ой, вы гости дорогие,

Ой, народ вы мой честной,

Приглашаю вас в мой терем,

Терем светлый, расписной!


Здесь, во тереме прекрасном,

Я хвалиться не хочу,

Побываешь не напрасно,

Мастерству вас научу.


Вы рассаживайтесь чинно,

Приготовьтесь, будет толк,

Вас порадует ребята,

Мой волшебный сундучок.


2. Вступительное слово учителя.

- В моем сундучке находится предмет, без которого раньше не обходилась ни одна семья, где были дети. Этот предмет оберегал от невзгод, он же развлекал деток.

- А узнать, что же у меня находится в сундучке, вы можете только после того, как послушаете отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

Идет презентация, звучит отрывок из аудиосказки.

«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; (СЛАЙД КУКЛА) береги ее всегда при себе, и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

И вот так и стала Василиса жить. «На, куколка, моего горя послушай! Научи ты меня, куколка, как мне быть, как мне жить, как мне горе избыть?»УБРАТЬ ЗВУК Отведает куколка того – сего, а потом и на ум Василису наставит, и в горе утешит, и всякую работу за неё справит».

– ПРОСЛУЩАВ СКАЗКУ, КТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ, какой предмет у меня лежит в сундучке?

- Кукла.

- Правильно кукла. НА ДОСКУ СЛОВО

-А что такое кукла? Как вы думаете?

СЛАЙД (кукла-первая из игрушек, Ожегов, куклы древности, РАБОТА НА ДОСКЕ

Традиционно куклы делятся на три группы: ИГРОВЫЕ и т.д.

- Давайте вспомним текст сказки. А как вы думаете, простую куклу подарила перед смертью мать Василисе?

– Нет. Это была кукла оберег.

- С давних времен славяне изготавливали куклы обереги. СЛОВО НА ДОСКУ СЛАЙД

Значит, оберег - это амулет, СЛОВО НА ДОСКУ защищающий человека от различных опасностей. Такие куклы несут в себе только доброе начало и по народным поверьям, поставленные в доме где-то выше головы людей, охраняют их от темных сил, ссор, болезней. Считается, что кукла-оберег вбирает в себя «черную» энергию, оберегая людей от негативных воздействий. Этих кукол вешали над колыбелью ребенка, у кровати больного. Нередко куклу-оберег помещали перед входом в жилище, и тогда она оберегала всю семью от различных несчастий. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу Берегиня.

- Ребята, а как вы думаете, отличается кукла оберег от обычной куклы для игры?

– У куклы - оберега нет лица.

СЛАЙД

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. А любая ли кукла, сделанная своими руками, может стать оберегом? Может ли ей быть, к примеру, кукла Барби?

- Сталкивались ли в жизни с такими куклами-оберегами? А может быть, сами делали? СЛАЙД

- Материалом для изготовления куклы служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома, лен. При изготовлении куклы оберега строго соблюдалось правило – не использовать нитку с иголкой и ножницы, дабы не нанести ей вред. Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.

При этом напевали, приговаривали или читали молитвы и только в редких специальных случаях хранили полное молчание.

-Конечно же, я рассказала далеко не обо все куклах-оберегах.

СЛАЙД девочка с кроваткой

Но хотелось бы отметить, что любимая детская игрушка, которая прошла с вами многие годы детства, достойна того, чтобы ее не выкидывали, а сохранили на память.

Возможно, она еще не раз отплатит вам за вашу преданность.


  1. Физминутка

Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи)

Смотрит влево, (Поворачивают корпус влево)

Смотрит вправо, (Поворачивают корпус вправо)

Смотрит вверх, (Поднимают голову вверх)

Смотрит вниз, (Опускают голову вниз)

Чуть присела на карниз, (Выполняют легкие полуприседания)

А с него свалилась вниз! (Резко приседают)


-Сегодня мы с вами сделаем такую куколку-оберег «Колокольчик». Колокольчик – куколка добрых вестей. ПОКАЗАТЬ КУКЛУ

-Как вы думаете, почему ее так назвали?

- Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. И счастье складывается тоже из трёх частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нём радостное и весёлое настроение.

  1. Практическая работа

  1. Слайд . Для изготовления куклы вам понадобится: кусочек ваты, нитки, цветные лоскутики.

  2. Слайд. Установлено время. В центр самого большого круга с изнаночной стороны вложить вату (по щелчку) и туго обмотать ниточкой.

  3. Слайд . Установлено время. Получившийся свёрток обернуть лоскутком меньшего диаметра и также плотно перевязать ниточкой.

По щелчку. Таким же образом обернуть куколку самым маленьким лоскутком.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Рассыпались у Люсеньки

Все маленькие бусинки.

Их соберем в коробочку,

Наденем на веревочку.

  1. Слайд . Установлено время. Взять из белой ткани небольшой прямоугольник для лица и ручек. По щелчку. Туго перевязать шейку. По щелчку. Края белого лоскута завернуть на 1 см внутрь и перетянуть ниточкой, как манжеты.

  2. Слайд . Установлено время. Вырезать и повязать нарядный платочек и куколка – Колокольчик готова.

  1. Рефлексия. Метод «Веселый хоровод»

- Куколка-Колокольчик готова. На столе у вас есть бумажные куколки. Ваша задача нарисовать такое личико, какие эмоции вы испытываете после нашего мероприятия. Ваша кукла может быть веселой и жизнерадостной, грустной или задумчивой. Вам решать! После того, как выполните задание- наклейте своих бумажных куколок в форме хоровода на листе ватмана.

Куклы наклеиваются на лист ватмана в форме хоровода.

  1. Подведение итогов

  1. Какое предназначение имели куклы в жизни человека?

  2. Почему обереговые куклы были безликими?

  3. Какую функцию выполняет кукла – оберег Колокольчик?

  4. Для чего сегодня на занятии мы делали кукол- оберегов?

ВЫСТАВКА РАБОТ

Не прощаемся мы с вами,

Зреет дружбы колосок.

Все – таки не за горами

Мой волшебный теремок.

Буду ждать, еще я встречи

Столь же чудной,яркой столь.

Этот миг не бесконечен,

Вам всегда у нас хлеб соль.








































































12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изготовление тряпичной куклы Колокольчик

Автор: Шкаредо Жанна Федоровна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 245127

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Занятие внеурочной деятельности  "Кукла - оберег "Колокольчик"""
    ["seo_title"] => string(67) "zaniatiie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kukla-obieriegh-kolokol-chik"
    ["file_id"] => string(6) "256104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448043419"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Презентация "В гостях у Марьи Искусницы" "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-v-ghostiakh-u-mar-i-iskusnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "245135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446057567"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси» "
    ["seo_title"] => string(127) "intieghrirovannyi-urok-tiekhnologhiia-muzyka-v-7-klassie-noiabr-skii-obraz-v-p-iesie-p-i-chaikovskogho-kukly-obierieghi-na-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "147611"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419436816"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Народные куклы-обереги"
    ["seo_title"] => string(22) "narodnye_kukly_oberegi"
    ["file_id"] => string(6) "531479"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576078021"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "творческий проект "Народная кукла""
    ["seo_title"] => string(33) "tvorchieskiiproiektnarodnaiakukla"
    ["file_id"] => string(6) "272391"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451976069"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства