Информация об учителе:
Шкаредо Жанна Федоровна
учитель начальных классов
униципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №1 города Суража Брянской области
Информация об уроке:
Предмет: Внеурочная деятельность (общеинтеллектуальное направление)
Класс:3 класс
Тема занятия: В гостях у Марьи Искусницы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изготовление тряпичной куклы Колокольчик »
Методическая разработка внеурочного занятия
«В гостях у Марьи Искусницы»
«Из всех существующих в мире загадок
тайна куклы — самая загадочная;
без понимания сущности куклы
невозможно понять и человека».
М. Е. Салтыков - Щедрин.
Пояснительная записка
На данном занятии изготавливаем народную куклу «Колокольчик» на традиционной основе.
Занятие входит в блок занятий образовательной программы «Знать и уметь» для третьего года обучения. Рассчитано для детей младшего и среднего школьного возраста.
Формы и методы: рассказ, беседа с применением фольклорного материала, поисково-исследовательский, наглядно-иллюстративный, интегрированное занятие, практический.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, иллюстрации с изображением готовых кукол, образцы кукол, инструкционные карты для изготовления куклы.
Музыкальное сопровождение: народная музыка.
Подготовительная работа к занятию: оформление выставки народных традиционных кукол.
Материалы и инструменты:
лоскуты цветных и однотонных х/б тканей, тесьма различной ширины и цвета, нитки мулине,
Методические рекомендации:Для проведения данного занятия желательна предварительная работа: изучение специальной литературы, поиск интернет ресурсов.
Деятельность на занятии включает в себя теоретическую и практическую работу. Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, функции и предназначение, беседа с применением фольклорного материала
- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, презентации.
- Беседа и полезные советы по рукоделию в процессе работы.
В беседе принимают участие все дети. Беседа оживляет занятие, активизирует внимание учащихся. Спрашивая детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, выясняется степень знаний детей, их подготовленность к работе, а также степень усвоения материала.
Практический метод обучения:
- После прослушивания сказки (фольклорного материала), дети представляют, как может выглядеть кукла.
-Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления куклы.
- Процесс изготовления куклы.
- Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы,
- Декоративное оформление.
Цель занятия: научиться выполнять русскую тряпичную куклу «Колокольчик» на основе традиционной технологии.
Задачи:
Образовательные
-создавать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию;
– формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах;
- обучить техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол, получение подготовки, позволяющей продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с народными традициями, их местом в сфере современного декоративно-прикладного искусства, с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества;
Развивающие
-развивать полноценную духовно богатую личность ребенка; развивать познавательный интерес ребенка к декоративно-прикладному искусству, художественный вкус и творческие способности, мышление, самостоятельность, инициативу, мелкую моторику.
Воспитательные
– социально адаптировать ребенка в коллективе и обществе в целом; воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость, технологическую дисциплину, эстетический вкус;
- формировать мировоззрение, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся;
Социализирующие личность обучающегося
– преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня.
План урока.
1.Организационный этап: 2 мин.
а) Подготовка рабочего места.
б) Подготовка необходимых материалов.
в) Знакомство, приветствие и организация внимания учащихся.
г) Психологический настрой.
2. Подготовительный этап: 2 мин.
а) Определение темы занятия.
б) Определение цели и задач урока.
в) Знакомство с планом урока.
3. Основной этап: 30 мин.
Выполнение практической работы.
а) Беседа об истории куклы, ее образах, символике. ( Приобретение новых знаний).
а) Обобщение и систематизация знаний учащихся, просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль.
б) Домашнее задание: сделать сообщения о других тряпичных куклах. (Поисковый метод).
Ход занятия:
Оргмомент
Ой, вы гости дорогие,
Ой, народ вы мой честной,
Приглашаю вас в мой терем,
Терем светлый, расписной!
Здесь, во тереме прекрасном,
Я хвалиться не хочу,
Побываешь не напрасно,
Мастерству вас научу.
Вы рассаживайтесь чинно,
Приготовьтесь, будет толк,
Вас порадует ребята,
Мой волшебный сундучок.
2. Вступительное слово учителя.
- В моем сундучке находится предмет, без которого раньше не обходилась ни одна семья, где были дети. Этот предмет оберегал от невзгод, он же развлекал деток.
- А узнать, что же у меня находится в сундучке, вы можете только после того, как послушаете отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».
Идет презентация, звучит отрывок из аудиосказки.
«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу;(СЛАЙД КУКЛА) береги ее всегда при себе, и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
И вот так и стала Василиса жить. «На, куколка, моего горя послушай! Научи ты меня, куколка, как мне быть, как мне жить, как мне горе избыть?»УБРАТЬ ЗВУК Отведает куколка того – сего, а потом и на ум Василису наставит, и в горе утешит, и всякую работу за неё справит».
– ПРОСЛУЩАВ СКАЗКУ, КТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ, какой предмет у меня лежит в сундучке?
- Кукла.
- Правильно кукла. НА ДОСКУ СЛОВО
-А что такое кукла? Как вы думаете?
СЛАЙД (кукла-первая из игрушек, Ожегов, куклы древности, РАБОТА НА ДОСКЕ
Традиционно куклы делятся на три группы: ИГРОВЫЕ и т.д.
- Давайте вспомним текст сказки. А как вы думаете, простую куклу подарила перед смертью мать Василисе?
– Нет. Это была кукла оберег.
- С давних времен славяне изготавливали куклы обереги. СЛОВО НА ДОСКУ СЛАЙД
Значит, оберег - это амулет, СЛОВО НА ДОСКУ защищающий человека от различных опасностей. Такие куклы несут в себе только доброе начало и по народным поверьям, поставленные в доме где-то выше головы людей, охраняют их от темных сил, ссор, болезней. Считается, что кукла-оберег вбирает в себя «черную» энергию, оберегая людей от негативных воздействий. Этих кукол вешали над колыбелью ребенка, у кровати больного. Нередко куклу-оберег помещали перед входом в жилище, и тогда она оберегала всю семью от различных несчастий. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу Берегиня.
- Ребята, а как вы думаете, отличается кукла оберег от обычной куклы для игры?
– У куклы - оберега нет лица.
СЛАЙД
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. А любая ли кукла, сделанная своими руками, может стать оберегом? Может ли ей быть, к примеру, кукла Барби?
- Сталкивались ли в жизни с такими куклами-оберегами? А может быть, сами делали? СЛАЙД
- Материалом для изготовления куклы служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома, лен. При изготовлении куклы оберега строго соблюдалось правило – не использовать нитку с иголкой и ножницы, дабы не нанести ей вред. Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.
При этом напевали, приговаривали или читали молитвы и только в редких специальных случаях хранили полное молчание.
-Конечно же, я рассказала далеко не обо все куклах-оберегах.
СЛАЙД девочка с кроваткой
Но хотелось бы отметить, что любимая детская игрушка, которая прошла с вами многие годы детства, достойна того, чтобы ее не выкидывали, а сохранили на память.
Возможно, она еще не раз отплатит вам за вашу преданность.
Физминутка
Любопытная Варвара (Дети поднимают и опускают плечи)
Смотрит влево, (Поворачивают корпус влево)
Смотрит вправо, (Поворачивают корпус вправо)
Смотрит вверх, (Поднимают голову вверх)
Смотрит вниз, (Опускают голову вниз)
Чуть присела на карниз, (Выполняют легкие полуприседания)
А с него свалилась вниз! (Резко приседают)
-Сегодня мы с вами сделаем такую куколку-оберег «Колокольчик». Колокольчик – куколка добрых вестей. ПОКАЗАТЬ КУКЛУ
-Как вы думаете, почему ее так назвали?
- Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. И счастье складывается тоже из трёх частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нём радостное и весёлое настроение.
Практическая работа
Слайд . Для изготовления куклы вам понадобится: кусочек ваты, нитки, цветные лоскутики.
Слайд. Установлено время. В центр самого большого круга с изнаночной стороны вложить вату (по щелчку) и туго обмотать ниточкой.
Слайд . Установлено время. Получившийся свёрток обернуть лоскутком меньшего диаметра и также плотно перевязать ниточкой.
По щелчку. Таким же образом обернуть куколку самым маленьким лоскутком.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Рассыпались у Люсеньки
Все маленькие бусинки.
Их соберем в коробочку,
Наденем на веревочку.
Слайд . Установлено время. Взять из белой ткани небольшой прямоугольник для лица и ручек. По щелчку. Туго перевязать шейку. По щелчку. Края белого лоскута завернуть на 1 см внутрь и перетянуть ниточкой, как манжеты.
Слайд . Установлено время. Вырезать и повязать нарядный платочек и куколка – Колокольчик готова.
Рефлексия. Метод «Веселый хоровод»
- Куколка-Колокольчик готова. На столе у вас есть бумажные куколки. Ваша задача нарисовать такое личико, какие эмоции вы испытываете после нашего мероприятия. Ваша кукла может быть веселой и жизнерадостной, грустной или задумчивой. Вам решать! После того, как выполните задание- наклейте своих бумажных куколок в форме хоровода на листе ватмана.
Куклы наклеиваются на лист ватмана в форме хоровода.
Подведение итогов
Какое предназначение имели куклы в жизни человека?
Почему обереговые куклы были безликими?
Какую функцию выполняет кукла – оберег Колокольчик?
Для чего сегодня на занятии мы делали кукол- оберегов?