Данное внеурочное занятие разработано для учащихся первых классов. Цель урока в непринужденной форме привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.Ребята отгадывают загадки,играют в различные игры. Отвечают хором на вопросы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Вступительное слово учителя.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился, как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём о том, чего ещё не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? ( Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. С. И. Ожегов.)
А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться, и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
РАЗМИНКА
Что у цапли впереди, а у зайца позади? ( Буква «ц».)
Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Сто нет).
Что общего у дня и ночи? («ь» знак на конце.)
Что находится между горой и оврагом? ( Буква «и».)
Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. (« Длинный» язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Путешествие начинается под песню « Голубой вагон».
Мост через речку
Мост через речку является фонетический разбор слова «ЗЛИТЬСЯ». Кто сделает его, тот на другом берегу реки, ближе к финишу.
- Какова роль звуков в речи?
Ответ на него можно найти, прочитав следующие четверостишие:
На брата сердится сестра,
Её зовут Марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: «Ты где, малина?»
Две сороки стрекочут, сидя на дубе:
-Скоро ли, старая, бурю встречать?
Не стара я, сестрица, не стара?
Жёлудь сорвался с дуба и сердито пробубнил
-Буду бить вас обеих белобоких
Буду бить белооких.
Посёлок «Фонема».
Сколько на свете звуков?
Сколько в снегу снежинок,
Сколько в дожде дождинок,
Сколько в песке песчинок –
Столько звуков в речи!
Вспомните изученные вами скороговорки. Прочтите их, назовите преобладающий в них звук, дайте характеристику.
Работа с загадками.
–Запишите отгадки и скажите, чем отличаются они друг от друга.
А) С глухим шипящим круглый, как мячик, со звонким, как огонь горячий.
(шар-жар)
Б) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню в раздолье
(колос – голос)
С глухим – траву она срезает,
Со звонким – все листочки объедает.
(коса – коза)
Привал «У костра»
Конкурс знатоков пословиц
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
1.Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». («Поспешишь - людей насмешишь».)
2.Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». ( « Век живи - век учись».)
3.Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». ( Тише едешь – дальше будешь.)
4. Малайская: « Кончил шить – оборвал нить». ( Сделал дело - гуляй смело.)
5. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». ( Что посеешь то пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется.)
6. Таджикская: « Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». ( Без труда не вытянешь рыбку из пруда.)
7. Каракалпакская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». ( Яблоко от яблони недалеко падает.)
8. Казахская « Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного». ( Не давши слова – крепись, а давши – держись. Не будь щедр на слова, будь щедр на дела.)
9. Удмурдская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». ( Слово не воробей, вылетит, не поймаешь. Меткая слово – что пуля снайпера.)
Деревушка « Алфавит».
Приближаемся к д. Алфавит. Перед деревушкой ворота: с одной стороны ъ, с другой ь – спорят о чем – то и хотят услышать от нас ответы на вопросы; только нам можно войти в город.
- Что такое алфавит?
- Каким, другим словом можно назвать алфавит и почему?
- О чем спорят ъ и ь?
- По деревушке передвигаемся группами. Ваши задания:
К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. Можно написать больше столбиков, тогда больше детей смогут принять участие в конкурсе. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.
Агент мельком
гусеница мусоропровод
торты вахтер
балуюсь щавель
комбайнер силос
тефтели квартал
« Весёлый привал».
Попробуй отгадать пары слов, отличающихся только одной буквой.
С буквой «А» - жужжу, верчусь,
С «Я» - девчонкой становлюсь.
( Юла – Юля)
С буквой «У» - на мне сидят,
С буквой «О» - за мной едят.
( Стул – стол)
С буквой «Б» - я одноногий,
И стою я у дороги.
А без «Б» - ног аж четыре,
И стою в твоей квартире.
( Столб – стол)
С буквой «Д» - вас в дом пускает,
С буквой «З» - рычит, кусает.
(Дверь – зверь)
С буквой «В» - я часть рубашки,
А без «В» - я часть Наташки.
(Рукав – рука)
С буквой «Т» - это символ защиты,
А без «Т» - вам в тарелку налиты.
(Щит – щи)
Долина « Орфоэпия».
Задание: написать отгадки с орфограммой «Непроверяемое написание». Кто правильно ответит, тот первый пришёл удачно к привалу «Оценка»
Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное р содержит он
И называется ………
Загадка эта нелегка
Пишусь всегда через два к,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …..
На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с;
Называется …..
Во мне два к, не забывайте
Таким, как я, всегда бывайте.
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом ……..
Привал «Оценка»
Подведение итогов.
Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегая к ним, ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.
Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, ёмкие, двусмысленные, эти мудрёные слова.