Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Грамоте учиться - всегда пригодится"»
Дата проведения:21.11.2017
Место проведения: ДДТ,каб.204
Время проведения: 8.30
Подготовила и провела: Политова О.И.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе
ТЕМА: «Грамоте учиться – всегда пригодится»
Задачи:
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
2. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
3. Формировать умение делить слова на слоги.
4. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
5.Совершенствование навыков написания буквы Г и слогового чтения
Демонстрационный материал: цветок с семью лепестками, конверт с письмом.
карточки с рисунками.
Раздаточный материал: цветные квадратики (красные, синие, зеленые); карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения.
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Ход занятия: Педагог: Ребята, сегодня утром в кабинете я обнаружила вот такой замечательный цветок, ромашку. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Педагог открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школеи вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)
Педагог: Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, какой лепесток откроем первым ?
Ответы детей.
Задание № 1. «Кто внимательный».
Все предложения в русском языке состоят из…(слов). Слова можно делить на …(слоги, части). Звуки бывают …(гласные и согласные). Какие звуки называют гласными? (звуки, которые можно петь, во рту при их произнесении нет никакой преграды. А согласные звуки мы можем петь? Почему? А что мы еще можем сказать про согласные ? Они бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Твердые обозначаем фишкой какого цвета? Мягкие ?Как проверить звонкий звук или глухой?
Задание 2. «Отгадай загадку и выполни задание »
Пришла без красок
B без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
Педагог: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, осень?
(Придумать слова – определения и слова – действия)
Педагог:Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Осень»). Дети составляют предложения про осень и определяют количество слов в предложении.
Дети составляют схемы предложений в тетрадях и на доске
1. Наступила осень.
2. Дети пошли гулять в парк.
2 вариант
Наступила осень.
Тускло светит солнце.
С деревьев опадают листья.
Птицы улетают в тёплые края.
(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)
Педагог:Молодцы и с этим заданием вы справились
Педагог: какой лепесток с заданием будем открывать?
Задание 4 «Отгадай загадку и сделай звукобуквенный анализ для слова – отгадки»
Дождь сменяется снежком,
Дует ветер за окном,
Грусть по воздуху витает,
Как же месяц называют?
Ответ: Ноябрь
Педагог:Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «Ноябрь». Для этого у вас на столе лежат кружочки синего, зеленого и красного цвета.
-Сколько звуков в слове «Ноябрь»?
-Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «Ноябрь».
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Ноябрь. Один ребенок работает у доски.
Педагог: Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
-У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку
Физкультминутка:
Педагог:Отрываем следующий лепесток.
Задание 5. «Подели слова на слоги и определи их количество».
Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.
Воспитатель называет слова (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.
Педагог:Молодцы. Все верно.
Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание.
Задание 6. «Определите место звука в слове», но сначала отгадайте «Что находится в коробке?»
Загадка:
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Педагог произносит слова, а дети определяют место звука :
гараж, погода, друг, сапоги, грибы, галоша, загар, гуси, друг, глаза
Педагог:Звук Г на письме обозначается Буквой Г (выставить на доску Букву Г)
Обучение элементам грамоты
Карточки с буквой Г
Задание 7.
«Как зовут мальчика, который прислал нам письмо»
Решение кроссворда
Педагог: Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Педагог: Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме моему бывшему выпускнику Грише