Представленное занятие по внеурочной деятельности по курсу "Гимнастика ддля ума" для 4 класса. В разработке даны упражнения в разгадывании разлибуков, логогрифов, омонимов, шарад.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Гимнастика для ума"»
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5
с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области"
Внеурочная деятельность
"Гимнастика для ума"
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Егоркина Г. Ф.
2021г.
Содержание работы: упражнения в разгадывании разлибук, логогрифов, шарад, омонимов, упражнения в создании разлибук.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Технологии, применяемые на занятии: технология парной и групповой деятельности, игровая технология, ИКТ и элементы технологии проектной деятельности.
Ход занятия
IОргмомент. Дети стоят полукругом.
- Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Я рада приветствовать Вас на внеурочном занятии «Гимнастика для ума».
С хорошим настроением возьмёмся за работу
- Как строки этого стихотворения связаны с нашим занятием? (Развиваем способности в игровой познавательной деятельности.)
II. Целеполагание.
Работая в паре, сформулируйте четко цель нашего занятия, выбрав одну из трех предложенных. (Развитие языковой интуиции и ориентирование в пространстве языка и речи.)
- Чтобы правильно разговаривать на родном русском языке, нужно...( изучать русский язык не только на уроках, но и в игровой познавательной деятельности).
А помогут нам в этом лингвистические сочинялки: разлибуки, логогрифы, шарады, омонимы.
Чем же мы будем заниматься? (Упражняться в разгадывании лингвистических сочинялок).
III. Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним значение этих замысловатых слов?
Работа в группах. Каждая группа соединяет части определения: разлибуки, логогрифы, шарады, омонимы.
(Находят карточки частями определения и соединяют их.)
Группа, которая выполнила задание первой, показывает ответ на компьютере.
Слайд 3
Логогрифы – это слова, которые получаются, если впереди или сзади у другого слова прибавляется или отнимается одна буква.
Шарады – это слова, в которых каждый слог – самостоятельное словечко. Сложив их вместе, получим что-нибудь новенькое.
Омонимы – это слова, которые пишутся и слышатся одинаково, а означают совсем разные вещи.
Разлибуки - это слова, которые отличаются друг от друга одной буквой - однобуквые отличники.
Физминутка
IV. Закрепление изученного.
Разгадывание логогрифов, шарад, омонимов, разлибук по презентации.( Слайды 4-15)
1. Ходит ПАПКА в КОТЕЛКЕ
С ПАПКОЙ кожаной в руке.
КОТЕЛОК у ПАПКИ варит:
Много ШАРИКОВ в голове.
2. Ты поступишь очень странно,
Словом с «С» посыпав рану,
Не завидую тебе:
Закричишь от слова с «Б»! (соль-боль)
3.С «З»-он дик, живёт в норе,
А бывает в конуре.
С «Д» - её любой толкает,
Скрипнет, а домой пускает. (зверь-дверь)
4. С «Л»- из них- чудное дело-
Ёлка платьице надела.
С «Р» -по вкусу всяк нашел:
Прятки, шахматы, футбол. (иглы-игры)
5. С буквой «Ш» -его работа-
Втихаря разнюхать что-то.
А без «Ш»- его мы сами
Можем нюхать хоть часами. (шпион-пион)
6. Из коротенького слова
Приготовишь гору плова!
А прицепишь букву к слову-
Будь к опасностям готовым! (рис-риск)
7.Мой первый слог
В плите горит отлично,
А слог второй-
Местоименье личное.
А всё словечко это означает
То, что для украшенья разбивают.(газ+он)
8. Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом –мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную. (сто+ля+р)
8. Слог первый из снега катай дотемна,
Второй-неизвестная величина.
Так что в результате выходит у нас?
Ты видел в журнале в картинках рассказ? (ком+икс)
V. Творческое задание
Лингвистические сочинялки
Работа в группах: сочиняем разлибуки и логогрифы.
Группа 1. Цапля-капля
Группа 2. Друг-круг
Группа 3. Крот-кот
Группа 4. Кран-экран
Проверка: представитель от каждой группы зачитывает сочинялки.
VI. Рефлексия
-Вот и подошло к концу наше увлекательное занятие.
- Вспомните цель, поставленную в начале занятия.
Ребята, как вы думаете, мы достигли поставленной цели?