kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Загадка-гимнастика для ума!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной консультации показано, как велика роль загадки в развитии ребенка. Загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов, а также служат своеобразной гимнастикой по развитию мышления. Поощряйте у детей интерес к загадкам! Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, и  к окружающему нас миру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Загадка-гимнастика для ума!"»

Консультация для родителей «Загадка — гимнастика для ума»


Еще в глубокой древности Человек начал создавать загадки. Составление и её разгадывание требовало пристального наблюдения за объектами действительности. С помощью Загадки развивали наблюдательность и учили воспринимать мир многогранно и образно, совершенствовать человеческую мысль.

Издавна люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью и т. д.

Загадка была не только «тайным языком», но и с её помощью испытывали мудрость, находчивость и образованность человека. Это хорошо отражено в мифах, сказках, песнях и других фольклорных жанрах.

Читая сказки можно заметить, как загадка нередко использовалась в качестве сюжетного компонента для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что и определяло его дальнейшую судьбу, а порой саму жизнь.

В немецких и скандинавских сказаниях, загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.

По прошествии времени, с ростом культуры и просвещения «тайный язык» загадки постепенно теряет своё значение, и загадку уже используют для проверки знаний и сообразительности человека.

Интересные факты.

В далёком прошлом, у некоторых народов, бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, который обычно проводился осенью, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Старшие загадывали младшим загадки, разделяя их по разным темам: о человеке, одежде, доме, явлениях природы, и т.д., что облегчало их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями.

По сей день загадку используют как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, а также в организации досуга.

Давайте заглянем в Литературную энциклопедию, и узнаем, что же такое загадка?

Загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность. С развитием общества существенно меняются содержание и тематика загадок. Загадки, отражающие быт прошлой эпохи устаревают.

Современная жизнь разнообразна, и тематика и содержание загадок значительно расширяется. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.

Основная, самая важная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Что значит отгадать загадку? Это значит найти решение, ответить на вопрос, но для этого нужно совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идёт речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От этого зависит и тип логической задачи, её сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Условно загадки можно разделить на три группы, по уровню сложности:

1) - загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово- отгадка. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое).

2) - загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

3) - метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Самый распространенный тип загадок – это метафорические загадки. Например: «Красненький петушок по жердочке бежит» (огонь). Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление.

Исходя из этого мы видим, что в основе загадки лежит логический смысл, который заключен в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекает внимание и вызывает интерес.

Сама загадка – это короткое по форме литературное произведение. Ее цель – поставить собеседника в затруднительное положение.

Загадкам свойственна богатая и многообразная звукопись. Она широко используется для создания образа загаданного предмета. Например: «Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт», частое повторение звуков Р, С, А, О создаёт звуковую картину барабанящего града.

Очень важно, что с помощью загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, вводят ребёнка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение, а также служит эффективным средством патриотического воспитания.

Для ребёнка разгадывание загадок служит своеобразной гимнастикой по развитию мышления, тренирующей его умственные силы, а соответственно развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность и самостоятельность.

У детей сам процесс отгадывание загадок всегда вызывает радость. Это своего рода умственное состязание, которое оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы.

Загадка полна познавательного смысла. Это даёт возможность использовать ее для развития наблюдательности, закрепления знаний о признаках предметов, о связях между явлениями в окружающем мире.

Не стоит забывать, что благодаря загадкам мы способствуем воспитанию эстетических чувств ребёнка. Воспроизводя живописные пейзажи нашей страны, рисуя окружающий мир полный красок, звуков, запахов — все это позволяет детям взглянуть на самую обыкновенную травинку, бабочку, цветок, с другой стороны, потому что загадка «картинное описание предмета». Например: «Стоят в поле сестрички: Жёлтый глазок, белые реснички».

Значима роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с потешками и песенками, загадка для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух разнообразными ритмами и мелодиями.

Разгадывание загадок непосредственно связано с активным развитием речи детей. Загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов.

Делая выводы, мы можем сказать, что под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многостороннее речевое средство. Это улучшает не только речевую подготовку, но и развивает мыслительные способности.

Загадка – это игра, игра в узнавании, в отгадывании, в разоблачении того, что скрыто она приковывает к себе внимание ребёнка, заставляет его сосредоточиться на языковой форме. Побуждает анализировать языковую структуру, позволяет запоминать слова и словосочетания. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами.

Придумывайте с ребенком загадки сами. Составление своих загадок поможет вам понять их принцип, а заодно вы научитесь разбивать их на части для того, чтобы решить. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами.

Поощряйте у детей интерес к загадкам! Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, к окружающему миру.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Консультация для родителей "Загадка-гимнастика для ума!"

Автор: Павлова Ксения Валерьевна

Дата: 07.05.2021

Номер свидетельства: 579992


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства