Консультация для родителей "Загадка-гимнастика для ума!"
Консультация для родителей "Загадка-гимнастика для ума!"
В данной консультации показано, как велика роль загадки в развитии ребенка. Загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов, а также служат своеобразной гимнастикой по развитию мышления. Поощряйте у детей интерес к загадкам! Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, и к окружающему нас миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Загадка-гимнастика для ума!"»
Консультация для родителей «Загадка — гимнастика для ума»
Еще в глубокой древности Человек начал создавать загадки. Составление и её разгадывание требовало пристального наблюдения за объектами действительности. С помощью Загадки развивали наблюдательность и учили воспринимать мир многогранно и образно, совершенствовать человеческую мысль.
Издавна люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли, уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью и т. д.
Загадка была не только «тайным языком», но и с её помощью испытывали мудрость, находчивость и образованность человека. Это хорошо отражено в мифах, сказках, песнях и других фольклорных жанрах.
Читая сказки можно заметить, как загадка нередко использовалась в качестве сюжетного компонента для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что и определяло его дальнейшую судьбу, а порой саму жизнь.
В немецких и скандинавских сказаниях, загадка, разгаданная путником, давала ему право на ночлег.
По прошествии времени, с ростом культуры и просвещения «тайный язык» загадки постепенно теряет своё значение, и загадку уже используют для проверки знаний и сообразительности человека.
Интересные факты.
В далёком прошлом, у некоторых народов, бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, который обычно проводился осенью, когда заканчивались сельскохозяйственные работы. Старшие загадывали младшим загадки, разделяя их по разным темам: о человеке, одежде, доме, явлениях природы, и т.д., что облегчало их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям во время развлечений усваивать знания, добытые многими поколениями.
По сей день загадку используют как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, а также в организации досуга.
Давайте заглянем в Литературную энциклопедию, и узнаем, что же такое загадка?
Загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность. С развитием общества существенно меняются содержание и тематика загадок. Загадки, отражающие быт прошлой эпохи устаревают.
Современная жизнь разнообразна, и тематика и содержание загадок значительно расширяется. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.
Основная, самая важная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Что значит отгадать загадку? Это значит найти решение, ответить на вопрос, но для этого нужно совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идёт речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От этого зависит и тип логической задачи, её сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Условно загадки можно разделить на три группы, по уровню сложности:
- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово- отгадка. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое).
2) - загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
3) - метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
Самый распространенный тип загадок – это метафорические загадки. Например: «Красненький петушок по жердочке бежит» (огонь). Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление.
Исходя из этого мы видим, что в основе загадки лежит логический смысл, который заключен в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекает внимание и вызывает интерес.
Сама загадка – это короткое по форме литературное произведение. Ее цель – поставить собеседника в затруднительное положение.
Загадкам свойственна богатая и многообразная звукопись. Она широко используется для создания образа загаданного предмета. Например: «Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт», частое повторение звуков Р, С, А, О создаёт звуковую картину барабанящего града.
Очень важно, что с помощью загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, вводят ребёнка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение, а также служит эффективным средством патриотического воспитания.
Для ребёнка разгадывание загадок служит своеобразной гимнастикой по развитию мышления, тренирующей его умственные силы, а соответственно развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность и самостоятельность.
У детей сам процесс отгадывание загадок всегда вызывает радость. Это своего рода умственное состязание, которое оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы.
Загадка полна познавательного смысла. Это даёт возможность использовать ее для развития наблюдательности, закрепления знаний о признаках предметов, о связях между явлениями в окружающем мире.
Не стоит забывать, что благодаря загадкам мы способствуем воспитанию эстетических чувств ребёнка. Воспроизводя живописные пейзажи нашей страны, рисуя окружающий мир полный красок, звуков, запахов — все это позволяет детям взглянуть на самую обыкновенную травинку, бабочку, цветок, с другой стороны, потому что загадка «картинное описание предмета». Например: «Стоят в поле сестрички: Жёлтый глазок, белые реснички».
Значима роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с потешками и песенками, загадка для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух разнообразными ритмами и мелодиями.
Разгадывание загадок непосредственно связано с активным развитием речи детей. Загадки обогащают словарный запас, помогают увидеть вторичные значения слов.
Делая выводы, мы можем сказать, что под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово как живое и многостороннее речевое средство. Это улучшает не только речевую подготовку, но и развивает мыслительные способности.
Загадка – это игра, игра в узнавании, в отгадывании, в разоблачении того, что скрыто она приковывает к себе внимание ребёнка, заставляет его сосредоточиться на языковой форме. Побуждает анализировать языковую структуру, позволяет запоминать слова и словосочетания. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами.
Придумывайте с ребенком загадки сами. Составление своих загадок поможет вам понять их принцип, а заодно вы научитесь разбивать их на части для того, чтобы решить. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами.
Поощряйте у детей интерес к загадкам! Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, к окружающему миру.