kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ДОБРОТА И ЗЛО: КАК ИХ ОТЛИЧИТЬ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-дискуссия о доброте и зле проводится в рамках внеурочной деятельности. Так же элементы урока можно использовать для проведения классного часа или игры на знание литературных произведений по данной тематике для учащихся 5 классов. 

Из всех наук, которые человек должен знать главная наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Л.Н.Толстой -эта основная мысль урока, которая может стать жизненным девизом для будущих поколений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ДОБРОТА И ЗЛО: КАК ИХ ОТЛИЧИТЬ»»

СЦЕНАРИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ по теме «ДОБРО И ЗЛО»


Класс: 5 Дата проведения: 18 октября 2014 г.

Тип занятия: урок-дискуссия


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


Этап I. Самоопределение к деятельности

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Педагог: Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к занятию.

Обучающиеся: Приветствуют педагога, настраиваются на занятие.

УУД: -


Этап II. Постановка образовательной и воспитательной задачи

Цель: Формулирование темы урока.

Педагог: Ребята, вы изучаете различные предметы: математику, биологию, чтение, русский язык. Как вы думаете какая наука главная?

Обучающиеся: рассуждают о поставленном вопросе

Педагог: А великий писатель Л.Н. Толстой считает «Из всех наук, которые человек должен знать главная наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

Сегодня мы с вами будем размышлять, оценивать поступки героев различных произведений и будем задумываться над своими поступками. Будет учиться различать «добро» и «зло».

Обучающиеся: формулируют тему занятия

УУД:

  • Владение навыками аргументированного устного высказывания.

  • Способность ставить новые учебные цели и задачи


Этап III. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: Познакомить с понятием добра и зла в литературных произведениях.

Педагог: Начнём наше занятие с древней китайской притчи о добре и зле.

Притча

Юноша пришёл к мудрецу с просьбой взять его в ученики.

- Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.

- Конечно нет! – ответил юноша.

- А воровать? - Нет!

- А убивать? - Нет!

- Так иди и познай всё это – воскликнул мудрец – а познав не делай!


Педагог:

Обучающиеся

О чём эта притча?

О добре и зле.

Чему она учит?

Не совершать зла.

Что необычного вы заметили в совете, который дал мудрец юноше.

Познай, но не делай!

Учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, что зло присутствует в жизни.




Ребята давайте дадим определение понятию: что такое добро?

Ответы детей.


Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов:

Ребята, а теперь давайте посмотрим в Толковом словаре Ожегова, что такое добро?

Работа со словарями: http://slovari.yandex.ru/


Педагог:

Обучающиеся

А что такое зло?

Ответы детей.

Ребята, а теперь давайте посмотрим в Толковом словаре Ожегова, что такое зло?

Работа со словарями: http://slovari.yandex.ru/

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру. Беда, несчастье, неприятность.

Толковый словарь Ожегова.

Педагог:

Обучающиеся

Ребята закончите предложения: Добрый человек..., Злой человек...

Ответы детей.

Зачем же его знать?

Для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должны делать? (Л.Н.Толстой).

А теперь давайте вспомним «героев зла». Начнём с такого людского порока, как лень.


Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (используется презентация)

Педагог:

Обучающиеся

О ком эта сказка?

Она о двух девочках – Рукодельнице и Ленивице.

Чем занята Рукодельница? (слайд).

Рукодельница умная девочка рано вставала, и за дело принималась. Печку топила, хлебы месила, избу мела, за водой ходила.

Чем была занята Ленивица? (слайд).

Ленивица в постельке нежится, а встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать – да и то надоело. Сидит, плачет, да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

Вспомните, какой обед она сварила Морозу Ивановичу?

Кушать она любила, а готовить не умела. Мороз Иванович попробовал, поморщился, есть не стал, да и сама Ленивица попробовала и выплюнула.

Зачем пришла Ленивица к Морозу Ивановичу?

Ленивица хотела, чтобы Мороз Иванович её за работу наградил.

Мороз Иванович дал ей сосульку.

Чему учит нас эта сказка?

Будешь лениться - ничему не научишься. Будешь грязным, голодным, нищим.

Ребята, лень очень прилипчива, остерегайтесь подружиться с ней. Как спастись от лени?

Нужно обязательно трудиться.

Французский философ Вольтер утверждал « Труд избавляет нас от трёх великих зол: скуки, пороков, нужды».


китайская сказка «Упорный Юн Су»

Педагог:

Обучающиеся

Так ли это вспомним. Какие трудности пришлось преодолеть Юн Су?

Ответы.

- Он был бедным, у него не было бумаги, чернил.

- Он учился писать на песке.

- Читал при свете луны, и при свете живых светлячков.

Чего он хотел больше всего на свете?

он хотел учиться.

Кем стал Юн Су?

Юн Су стал учёным.

Какое основное качество помогло ему стать учёным?

Трудолюбие. Он работал с утра до вечера.

От каких зол спасло его трудолюбие?

От скуки, от плохого поведения, от нищеты.


Педагог: Другим злом для человека является зависть. Что такое зависть?

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов:

Ребята, а теперь давайте посмотрим в Толковом словаре Ожегова, что такое зависть?

Работа со словарями: http://slovari.yandex.ru/

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого..

Толковый словарь Ожегова.


Педагог:

Обучающиеся

Кому обычно завидуют?

Завидуют человеку, который имеет что – то такое, чего нет у тебя.

Поделитесь, кому и чем вы завидовали?

Ответы.

сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане»

Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане». Кто и кому завидует в этой сказке?

Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Баборихой, которые из зависти к государевой жене они клевещут царю на неё, извести её хотят. Они добились своего царицу вместе с сыном посадили в бочку и пустили в океан.

До чего может довести зависть?

До преступления

Завидуют многие люди но боятся признаться. Ведь признаться, что завидуешь, значит согласиться с тем, что другой человек лучше, удачливее. Зависть рождает болезни.

Какое противоположное чувство зависти





Нужно радоваться чужим успехам

Каждый человек может радоваться успехам другого?

Нет. На это способны лишь добрые люди.



Отрицательным качеством всегда в народе считалась жадность (скупость). К чему человек проявляет жадность?

К вещам, еде, деньгам.

В какой сказке старуха была наказана, за жадность?

Сказка «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Она ругает старика. Не умел ты взять выкупа с рыбки. И требует сначала корыто, потом избу, потом дворец. Богатство не уменьшает жадности. В наказание старуха осталась у «разбитого корыта».

Русский народ не обошёл вниманием такие качества как зависть и жадность. И создал много пословиц и поговорок


Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов:

Вспомните русские пословицы о жадности и зависти, найдите их в сети Интернет

Кто чужое желает – тот своё потеряет.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Где счастье, там и зависть.

Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.

Дай душе волю, захочется поболе.

Объяснить смысл пословиц.

Педагог:

Обучающиеся

Какие ещё качества не украшают человека?

Хитрость.

Давайте вспомним, кто и в каких сказках является хитрой обманщицей?

Главная героиня, конечно Лиса. Она притворялась мёртвой, рыбу у мужика таскала. У Михаила Потаповича, приютившего её, мёд съела, да ещё на него же и свалила.

Но ведь ложь, хитрость наказывается, а честность торжествует.

Всегда от лица народа осуждаются обидчики, грубияны. От них исходит зло.


Посмотрим ролик «Морозко».

Как была наказана старухина дочь?



Морозко превратил её в ледышку.

Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят грубо. Когда его обидят, он сам вспомнит, как поступал с другими.


Ребята, давайте задумаемся над вопросом почему люди грубят?



Диалог

Обучающиеся

Педагог:

Почему все вокруг обзываются грубыми словами?

Потому что людям так проще выразить свои эмоции. Сначала человек ругается, когда ему плохо, а потом привыкает всегда использовать грубые слова.

В языке так много слов! Почему нужно употреблять самые грубые.

Чтобы сказать по - другому, надо сделать над собой усилие, прежде подумать, а на это не все способны.

Но я не хочу общаться с грубыми людьми.

Смотри не на слова, а на человека. Иногда грубые слова вроде дурной привычки, но это не значит, что человек плохой.

Может он и хороший, но разговаривать с ним не возможно.

Если ты будешь разговаривать с ним по - другому, его дурная привычка исчезнет.

Разве это возможно, не отвечать грубостью на грубость?

Конечно можно.


Посмотрим сценку «Как добро приходило в гости к Злу».

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положила в чашку соль. Добро попробовало солёный чай, но не слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Возьмите деньги, купите конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло. Добро всегда сильнее Зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту.


Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов:

Все вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас я буду называть сказочного героя, а вы будете говорить добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой говорите: «Дадим отпор».

(Иван царевич, красная шапочка, Карабас Барабас, Дюймовочка, Баба Яга, Золушка).


Сейчас давайте поразмышляем как нам самим стать лучше?


Диалог «Как стать лучше».

Обучающиеся

Педагог:

Я стараюсь быть добрым и приветливым. Но на самом деле я не такой и мне тяжело делать над собой усилие

В жизни мало людей добрых от рождения, но многие стараются быть лучше.

Разве это не обман?

Когда человек хочет быть добрее с другими, это не обман. Это стремление души к лучшему.

Разве я на самом деле стану лучше, если буду так себя вести?

Конечно, это как упражнение. Если гимнаст каждый день упражняется в гибкости, он становится гибким.

Но постоянно быть лучше, чем ты есть на самом деле, тяжелее, чем упражняться в гибкости.

Согласен, это тяжело. Но это самое важное дело в жизни каждого.

Кто может помочь мне в этом важном деле?

Ответ на твой вопрос есть в притче, которую я сейчас расскажу.


Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

- Почему бывают плохие люди? – спросил его внук.

- Плохих людей не бывает, - ответил вождь.

- В Каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности.

А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение. Зависть, ложь, измену.

Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй тёмный. Понимаешь?

Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает»? Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Педагог:

Обучающиеся

Какую жизненную истину открыл дед своему внуку?

  • Плохих людей не бывает, есть плохие поступки.

  • Помочь должен себе сам. Если я буду трудиться, буду добрым, вежливым, то избавлюсь от лжи, грубости, стану лучше.

  • Нужно приучить себя к хорошим поступкам.

Правильно. Послушаем стихотворение «Быть добрым надо по привычке».


Сумей преодолеть преграды

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому – то нужен

Всегда - как хлеб или вода.

Быть добрым надо по – привычке,

Не по расчёту. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти её из клетки ввысь.


И в заключении, пускай сегодня в нашем классе распустится цветок доброты, а лепестки его – это наши добрые пожелания всем нам, нашим гостям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«ДОБРОТА И ЗЛО: КАК ИХ ОТЛИЧИТЬ»

Автор: Попова Людмила Анатольевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Диспут "Что такое доброта?""
    ["seo_title"] => string(26) "disput-chto-takoie-dobrota"
    ["file_id"] => string(6) "258337"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448471919"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Классный час по самопознанию в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(36) "klassnyichasposamopoznaniiuv3klassie"
    ["file_id"] => string(6) "273512"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452242107"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Классный час по самопознанию в 3 классе  на тему: «Спешите творить добро!»"
    ["seo_title"] => string(64) "klassnyichasposamopoznaniiuv3klassienatiemuspieshitietvoritdobro"
    ["file_id"] => string(6) "273513"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452242245"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект воспитательского мероприятия "Передай добро другому" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-vospitatiel-skogho-mieropriiatiia-pieriedai-dobro-drughomu"
    ["file_id"] => string(6) "195230"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427885557"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока "Если добрый ты""
    ["seo_title"] => string(29) "konspekt_uroka_esli_dobryi_ty"
    ["file_id"] => string(6) "569375"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1609872734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства