Тема занятия: «Что растет на огороде в нашем краю?»
Цель: систематизировать и расширить знания об овощах; учить различать овощи на ощупь, по вкусу, по форме; развивать зрительное восприятие, зрительную память; учить использовать обобщающее слово «овощи»; обогащать словарь за счет обозначений качеств; развивать связанную речь, познавательный интерес; ознакомить с основной группой витаминов в овощах и их значением для организма; воспитывать здоровый образ жизни.
- ценить и принимать базовые ценности: «добро, терпение, природа»;
- определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности;
- отвечать на простые вопросы учителя;
- сравнивать предметы: находить общее и различие;
- участвовать в диалоге на занятиях;
- слушать и понимать речь других, участвовать в группе.
1. Орг. Момент.
2. У колдуньи Маргариты.
Платье золотом расшито,
Взгляд усталый, песни скучны.
Ей туман и дождь послушны.
- О каком времени года я прочитала стихотворение? (осень)
- Какие признаки осени я назвала?
- А какие осенние месяцы вы можете назвать?
- А как в народе называли эти месяцы? (запевала, златоцвет, листопадом, чернотропом, предзимьем,
- А чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?
3. Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой.
- Почему же октябрь пропах капустой?
- А что еще выращивают в нашем крае на огороде? А как, одним словом мы можем назвать дары огорода?
- А как вы думаете, какая тема сегодняшнего нашего занятия? (ОВОЩИ).
- К какой группе отнесем овощи: культурные или дикорастущие? ПОЧЕМУ?
4. Работа в группах.
- Представьте себе, что это кладовая, куда сложили все собранные овощи. В кладовой перегорела лампочка. Теперь, если что-то в ней понадобиться, можно найти только на ощупь.
- Чья группа правильно определит все овощи и объяснит, по каким признакам определили (форма)
В мешочке : свекла (на Дону говорят – буряк), морковь, картофель, лук, помидор). ПРОВЕРЯЕМ (открываем мешочек. По каким еще признакам можем назвать овощи в мешочке (цвет, вкус, запах)).
- не все овощи уместились в нашей кладовке. Часть я отложила в корзинку. Отгадайте, что в ней лежит?
1. Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява
Кто любит щи
Меня в них ищи (капуста).
2. В огороде – желтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна
Вкусные в нем семена (тыква).
В корзинке: щавель, укроп, петрушка (почему называется петрушкой?)
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.
- Разгадывание кроссворда в рабочих тетрадях (с. 16)
- Как можно назвать эту группу растений? ОВОЩИ
- Где выращивают овощи? (на грядках, в огороде).
Их выращивают еще и на полях.
ОГОРОД – небольшой участок земли, находящийся чаще всего около дома.
ПОЛЕ – большой участок земли, находящийся за огородом.
- Как называется поле, на котором растет картофель – картофельное
Капуста – капустное
Свекла – свекольное
Морковь – морковное
5. ИГРА «МОЙ ОГОРОД»
Я приглашаю вас на огород!
ЕСТЬ У МЕНЯ ОГОРОД
КАЖДЫЙ ГОД НА НЕМ РАСТЕТ:
- Назовите хором, что? (на доске)
(картофель, горох, свекла, помидоры, капуста, морковь, огурец, редис, перец).
- работа по карточкам.
- Отыщите овощи, которые растут над землей, под землей.
Ребята, а вы знаете, что в давние времена картофель, кукуруза, помидоры, подсолнечник высаживали на клумбу для красоты и любовались цветением этих овощей. В пищу их стали употреблять только через несколько десятков лет.
ФИЗМИНУТКА
НАД – встали, ПОД – присели (называю овощи)
6. ЧТО ТАКОЕ ВИТАМИНЫ?
- Почему люди выращивают так много разных овощей?
- Почему в пищу нужно употреблять много овощей? А что такое витамин?
Слово витамин придумал американский ученый КАЗИМИР ФУНК. Он открыл, что вещество АМИН, которое содержалось в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Латинское слово vita – жизнь и получилось витамин.
ИГРА «СОБЕРИ ПАЗЛЫ»
- Какие же витамины в луке, ……., …….., ………
ЕСЛИ ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ:
- у тебя были крепкие зубы …… (ешь витамины).
- быть сильным ……
- хорошо видеть…….
- не огорчаться ……
- хорошо расти…..
- реже простужаться ……
- быстрее выздоравливать при болезни……
ИГРА «УЗНАТЬ, КАКИЕ ОВОЩИ В САЛАТЕ?
ИТОГ: Что узнали нового и интересного на занятии?
С каким новым словом познакомились?
Что должны делать для своего здоровья?