Тема: «Весенняя толока» в средней группе
(внедрение педагогического наследия В.А. Сухомлинского в детском саду)
Программное содержание:
— уточнить знания детей о способах выращивания растений; познакомить с приемами высадки рассады. Учить детей экспериментальной деятельности в условиях природы;
— формировать речевой аппарат ребенка, передавать свои впечатления от услышанного и увиденного простыми предложениями. Обогащать словарь детей словами: рассада, бутон, огородина, грядка, лунка;
— учить выполнять несложные поручения взрослого, быть внимательным к объектам природы. Развивать наблюдательность, мышление, речь. Продолжать давать детям знания о свойствах воды и земли;
— вызвать желание, интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы. Воспитывать ответственность к выполнению поручений, желание ухаживать за растениями;
— продолжать учить ребенка принимать посильное участие в совместной работе, планировать свои действия, пользоваться орудиями и материалами, подчинять свои действия общей цели;
— развивать любознательность; способствовать возникновению желания исследовать; самостоятельно выдвигать элементарные гипотезы, предположения.
Предварительная работа. Уход за рассадой; ведение календаря наблюдений; игра «Растет, цветет и зреет»; разработка 3 грядок длиной 2,5 – 3 м; шириной 70 – 80 см, междурядья 50 – 60 см, высота грядки 15 – 20 см.
Материал. Рассада в торфяных горшках, совочки, лейки, фартучки, фотоматериал, камешки желтого цвета, таблички с картинками овощей.
Ожидаемый результат. Вырастить урожай.
Ход занятия:
? Дорогие дети! Я приглашаю вас на праздник толоки. Это такой обычай, когда люди собирались всем селом, вместе строили дома, сеяли хлеб, собирали урожай. У нас с вами будет своя толока: мы посадим овощи, а родители цветы на цветнике.
1. ? Ребята, давайте закроем глаза, вытянем руки вперед. Вам на ладошки я положу подарок от солнышка – маленькие солнечные лучики (кладу камешки желтого цвета). Через пальчики идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Солнечные лучики согревают ваше тело, мышцы. Усталости нет. Дышим ровно, спокойно. Приказываем себе:
«Сердечко, милое, работай хорошо, будь ласковым.
Кровь, будь чистой, промой все сосуды моего организма.
Животик, будь мягким и никогда не болей».
Улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова.
2. ? Дети, сегодня нам с вами понадобится много сил, внимания, терпения. Мы пришли с вами на огород.
? А что растет на огороде? (ответы детей).
? Как вы считаете, что мы будем делать на огороде? (высаживать рассаду).
? Чтобы узнать, рассаду каких овощей мы будем высаживать на огороде, вам нужно отгадать загадки:
Длинный, зеленый,
Хорошо соленый,
Добрый и сырой,?
Кто он такой? (Огурец).
Очень важный я синьор,
Краснощекий. (помидор).
Видишь, конус непонятный,
А на вкус такой приятный.
Красный, жёлтый и зелёный,
Он в салат свежий влюблённый (перец)
? Молодцы, ребята, все загадки правильно отгадали. Но отгадки не простые, найдем их в рассаде.
? Кто покажет рассаду огурцов? Рассаду помидор? И рассаду перца?
? Дети, давайте вспомним: из чего можно вырастить рассаду? (из семени).
? Я хочу рассказать сказочку, как выросла наша рассада. А вы мне в этом поможете? Вы будете – семечками, а я – волшебницей. Сейчас я скажу волшебные слова и вы превратитесь в семечко: «Топ, топ, хлоп, хлоп, вокруг себя повернись, в маленькое семечко превратись».
Психогимнастика «Я растение».
Наступила весна – красна. Семечко посадили в землю. Теплый весенний дождик его поливал. Семечко увеличилось, набухло и проросло. Появился молоденький росток. Ласковое солнышко согревало семя. Оно росло, росло и появился первый листочек, потом второй, и выросла замечательная рассада.
Я скажу снова волшебные слова и вы станете детьми: «Топ, топ, хлоп, хлоп, вокруг себя повернись, в маленького ребенка превратись».
3. ? Ребята, сейчас посмотрим на наши фотографии и вспомним, как мы ухаживали за рассадой. (Рассматривание фотографий).
? Мы пьем ротиком водичку, а растение чем пьет водичку? (корешком).
? А если мы закроем глаза, мы увидим свет, солнышко? (ответы детей).
? Вот так и растениям, чтобы они росли, зеленели – им нужны свет, солнышко.
? Дети, где мы выращивали с вами рассаду? (в комнате, на подоконнике).
? А теперь, когда потеплело, когда солнышко своими лучиками согрело землю, рассаду пересаживают в огород.
Практическая часть. Высадка рассады.
? Ребята, посмотрите, на нашем огороде 3 грядки. На первой грядке мы будем высаживать рассаду помидор (ставлю табличку с картинкой помидора). На второй грядке – рассаду огурцов, а на третьей – рассаду сладкого перца (ставлю таблички).
? Чтобы рассаде было удобно расти, будем сажать ее в торфяных горшочках, чтобы не повредить корешки.
? Сейчас я покажу и расскажу, как надо сажать рассаду.
Знакомство с приемами высадки рассады.
? На каждой грядке я отметила кружочком из песка место, где вы будете делать ямку для посадки рассады. Такая ямка называется лункой.
Сначала я сделаю совочком лунку, землю высыпаю возле лунки. Беру рассаду в горшочке и проверяю: достаточна ли лунка для рассады? Если мы сделали все верно, то совочком присыпаю рассаду до бутона. Затем обеими руками придавливаем землю вокруг растения. Теперь я беру лейку с водой и очень осторожно поливаю растение: от края лунки до растения, не наливая на листочки.
Посадили огород,
Посмотрите, что растет!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать!
? Все запомнили, как правильно сажать рассаду? (если не запомнили, то еще раз объясняю).
Коллективный труд.
В процессе работы слежу за правильностью посадки рассады.
Вопрос: ? Что мы посадили на огороде?
? Что следует делать, чтобы рассада хорошо росла?
? Посмотрите, дети, сколько посадили мы рассады. Это потому, что мы работали вместе, дружно. Теперь на нашем огороде вырастут хорошие овощи. А когда овощи созреют, мы пригласим всех гостей на праздник урожая, отведать плоды нашего труда.
? А сейчас, ребята, пойдем мыть руки. Руки помыли, можно и отдохнуть (дети садятся на лавочку).
? Дети, Весна – красна, наблюдала, как вы трудились. Ваш труд на огороде ей очень понравился.
Инсценировка «Посадили дед и баба огород»
(на лавочке сидят дети в шапочках овощей — 2 морковки, 2 лука, 2 капусты. Около них стоят «дед» и «баба»).
Ведущий: Посадили дед и баба огород,
Только что-то в огороде, ничего не растёт!
Баба: Овощи я посадила, ничего я не забыла!
Здесь и лук, морковь, капуста —
Засадила грядку густо! (показывает руками)
Дед: О-хо-хо, о-хо-хо! Не растёт, ничего! (качает головой)
Ведущий: Надо, чтобы дождь полил, огород ваш намочил.
Овощи воды попьют, очень быстро вырастут.
Овощи: (хором) Дождика давно не видно,
Очень овощам обидно!
Ведущий: Надо дождик к нам позвать, огород ваш поливать.
(обращается к детям)
Вы, ребята, помогите, дождик к нам вы позовите!
Все дети: Дождик лей, лей, лей! Не жалей, лей, лей!
(прибегает Дождик, «поливает» овощи, те встают с лавочки)
Дождик: Свою работу выполнил, овощи я вырастил!
Ведущий и дети: Спасибо, тебе, Дождик!
— Ребята, вы сегодня были настоящими огородниками, и я вам желаю:
Здоровья вам виноградного,
Настроения шоколадного,
Радости земляничной,
А улыбки – клубничной.