kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Будь природе другом!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый посещающий природу должен быть ей кем? (другом, гостем, соблюдающим правила поведения  в природе)
А сегодняшнее занятие я хочу закончить  стихотворением “ Лесные правила”
?    Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, 
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Будь природе другом!»

Педагог: Горностай Е.Л.

Тема: Будь природе другом!

Цель: Сформировать у детей нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе.

Задачи:

  1. Научить детей взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

  2. Развивать у обучающихся творческую активность, самостоятельность, инициативу.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе.


Возраст обучающихся: 9-10 лет.

Оборудование для обучающихся: ручки, тетрадки, цветные карандаши, альбомные листочки.

Оборудование для педагога: демонстрационный материал, презентация “Правила поведения на природе”
















Ход занятия

I. Орг. момент.

  • Здравствуйте, ребята. Все готовы к занятию? Посмотрели, у всех ли на столах лежат тетрадочки и ручки? Сели ровно, выпрямили спинки, положили руки на столы.

Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

II. Основная часть.

- Сегодня тема нашего занятия: “Будь природе другом”. (Слайд1)

  • А как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (Как правильно вести себя в природе)

  • Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с правилами поведения на природе, как нужно вести себя, придя в лес. Но, чтобы лучше об этом узнать, мы отправимся в виртуальную экскурсию по лесу.

Есть такие хорошие слова: “Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях”

  • Как понять эти слова?

  • Какой смысл вы, ребята, вкладываете в это высказывание?

  • Все знают, и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определенные правила поведения. Например,(вопрос педагога) надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко кричать, перебивать других. Правила вежливости – это для того, чтобы не обидеть хозяев. Чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь, как будет приятно, когда они придут к тебе.

  • И так, ты пришел в гости к природе. (Слайд 2)

“Здравствуй, лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что ты шепчешь на заре?

Весь в росе и серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои”

  • А зачем мы пришли в лес?

  • Чтобы услышать пение лесных птиц?

  • Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?

  • Чтобы раскрыть для себя новую загадку природы, которая так щедра на загадки.

  • Чтобы полюбоваться её красотой?

  • Чтобы насладится свежим, душистым воздухом?

  • Набрать в лукошко лесных ягод, орехов и грибов?

Да мало, ли за чем ты пришел в гости к природе. Но не забывай: ты в гостях! Ты - в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!

-И что же это за правила?

1. Начнем с самого начала. Ты идешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают стволы белых берез? Там, наверное, очень светло и уютно. Решение принято и ты начинаешь своё движение к выбранному уголку прямо напрямик – по лесным травам и невысоким лесным кустарничкам, бегом, вприпрыжку.

Но – стоп! Что ты сделал не правильно, не так? Так в гостях не ведут себя.

- Ребята, заметили ли вы ошибки? Нет? Все правильно? Так и надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?

- Тогда послушайте ещё одно изречение, которое, может быть, поможет вам исправить допущенную ошибку: “Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню”. Теперь вам понятно, что за ошибку вы совершили, гости природы?

- Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утромбовать. А заодно повредить и корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей. В своей книге “Мы и они” писатель-натуралист М.Ильин пишет:

Пришлось ученым призадуматься, как уберечь леса от беспорядочного людского нашествия. Ведь некоторым лесам грозит гибель даже не от руки, а от ноги человека.”

- Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?

Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам, от этого погибают насекомые и растения!” (Слайд 3)

2. Отправляемся дальше. (Слайд 4)

Ты долго ходил по лесу и проголодался. У тебя есть бутерброды, котелок. Рядом журчит ручеек- ключик. Хорошо бы пообедать! Лес растелил полянку, словно зеленую скатерть. Лес принял тебя в гости. Ты поел, пообедал. (Слайд 5)

Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной полянке! На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба, фантики из-под конфет. Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Рядом гора засохших еловых веток, которые были сорваны с ближайшей ели, чтобы мягко и удобно сидеть.

Вот так отдохнул гость природы! Сам-то отдохнул, а сколько вреда принес лесу и его обитателям! Сколько ошибок сделал?

( - Запачкал полянку, как не ряха. Выжег огромную полянку под костром, погубил травы, насекомых на них и в почве. Обезобразил лесную поляну! - Навредил елям.)(Слайд 6)

- А ещё! Посмотрите, какую “память” о своем походе оставил отдыхающий гость леса. Что же он сделал? А сделал он надпись ножом на белоствольной коре: “Я тебя люблю”. И по коре раненой березки потекли слезки, капли сока.

- А если тебе бы пришлось отдохнуть на лесной полянке или на берегу реки или озера, на лугу, как бы ты организовал свой отдых?

И ещё! Осознав неправильность поведения отдыхающего гостя в лесу и его поступка по отношению к раненой березе, как бы ты исправил ситуацию на лесной поляне?

Следующие правила. (Слайды 7,8)

Не оставляй после себя мусор. Не будь похож на это животное”

Не повреждай кору деревьев”

Физминутка

- Вы, наверное, устали?

- Дружненько тогда все встали

- Мы с вами входим в лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

(Посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.


В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.


3. (Слайд 9)Ты любишь слушать музыку и взял с собой походный приемник или магнитофон. Ты идешь по лесу или по лугу, а музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо. А хорошо ли? Почему? (Ответы детей)

- Шум, громкая музыка, крики в лесу – пугают птиц и зверей. И – рыб. И – насекомых. Не веришь? Выключи приемник и проверь – перед твоим появлением на лугу, здесь звенела мелодичная песня зеленого скрипача -кузнечика. А сейчас? Все стихло, спряталось, затаилось.

- Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы и помни об этом.

- Следующее какое правило мы сформулируем? (Слайд 10)

Не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.”

4. (Слайд 11) Идя по лесу, ты заметил, что за тобой летит неотступно, с дерева на дерево перелетает серая ворона? Не заметил? А – зря? Тебе кажется, что ты идешь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твоё появление – целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой.

- Вот ты заметил гнездо в кустах. Что сделаешь? (Слайд 12)

- Наклонешься посмотреть, нет ли в нем яиц или птенцов? Или просто ради интереса, как оно сделано, сплетено? Да, конечно, ты некого не тронул, не обидел. Но невольно сделал хозяевам плохую услугу! Какую?

- Разве ты не заметил, что ворона не спускает с тебя глаз? Так бы она, может быть, и не разглядела гнездо, а теперь? Гнездо размаскировано, путь к нему открыт вороне и другим хищникам, которые, обнаружив следы человека, идут по ним в надежде чем-нибудь по живиться.

- Случалось ли вам, ребята, находить гнездо?

- Как вы вели себя, когда его увидели?

- Нужно ли разыскивать гнездо, если вы увидели, что птица вспорхнула и явно старается вас отвести в сторону?

- Как вы теперь будете вести себя в ситуации “Встреча с гнездом”? (Ответы детей)

Запомните! В лесу, на лугу, на озере нужно быть очень осмотрительным, стараться не навредить тем, кто ползает, бегает, плавает и летает.

Следующее правило. (Слайд 13)

Не подходи близко к гнездам птиц, они могут навсегда покинуть свои гнезда. Не разоряй птичих гнезд”.

5. (Слайд 14)Ты дальше идешь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждет когда его накормят. А родители уже близко, возвращаются с едой. Но тут малыша крепко хватают твои руки! Может захотелось принести тебе его домой, как живую игрушку? Или, может, по невежеству своему, пожалел ты беззащитного детеныша, который вовсе не нуждался в твоей помощи?

- И вот в твоем доме появился новый жилец. Его окружили заботой и лаской. Но он хохлиться, отказывается от еды и вместо радости в доме появляется тревога за животное. Зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца. А почему зря? (Ответы детей)

- Другое дело, если попадется больной, раненый птенец – тогда в крайнем случае можно его взять домой, чтобы вылечить и отпустить.

- Или весной и ранним летом в лесу много молодняка: маленькие пушистые зайчата, крошки ежата....

- Ты не выдержал и принес зверька, также как и птенца домой. Что же ждет его у тебя дома? (Ответы детей)

- Ведь ты ничего не знаешь об образе жизни, о его пище. Кормят обычно зверька не той пищей, которой он питается в природе, а потом недоумевают – почему это зверек, не смотря на заботу о нем, вдруг гибнет? (Ответы детей)

- Многие ребята говорят: “Мы в лесу нашли ежа?” Не нашли, а похители! Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе, где его никто не терял и само оно тоже не терялось. Поле, лес, луг – это родной дом животного, к жизни в котором оно приспособилось.

Запомните! Красть из природы животное нельзя! Тащить домой всё, что попадается под руку, может только тот, кто не любит и не понимает природу. Достаточно полюбоваться зверьком на природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудится. (Слайд 15)

  • А ёжик ночью убежал.

Его никто не обижал.

Он тосковал уже с утра.

Он тосковал ещё вчера.

Чего он глупый тосковал?

К нему никто не приставал

Его мы так любили,

И гладили и мыли.

Но он свернулся и дрожал

А после взял и убежал.

В траве сновали паучки,

Тихонько тренькали сверчки,

С родной природой в мире

Ёж был в своей квартире. ( Стих. Ю.Могутина “Убежал”)

Следующее правило. (Слайд 16)

Не лови и не уноси домой птенцов и детенышей зверей”.

6. (Слайд 17) Однажды ты пошел с дедушкой в лес по ягоды и грибы. Ты бежал впереди деда.

-Ой, какая высокая куча! - удивился ты и воткнул в неё палку.

- Великая беда пришла в лес, - сказал дед.

- Где беда? У кого ?

- Да вон, у муравьев. Жили и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусинец с деревьев снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное, великим трудом.

- Где враг? - не понял ты.

- Враг – то ? Да тут, рядом.

- Как и от кого нужно защищать муравьев в муравейнике?

- Знаете ли вы , что муравейников в наших лесах становится все меньше и меньше? Муравейники гибнут при лесоразработках, разоряют их бездельники, уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта, и люди, заготавливающие “муравьиные яйца” для кормления певчих птиц и рыб в аквариумах. Разоряют муравейники и лесные звери: кабаны, медведи...

- Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять. Выполнять правила индивидуального поведения: самим не разорять и не беспокоить муравьев! Не позволяй разорять муравейники другим людям.

- Не обижайте муравья, его обидеть просто.

Он очень мал, он очень мал,

Он маленького роста. (Слайд 18)

Береги муравейник – муравьи санитары леса”. - следующее правило.

7. (Слайд 19) Мы все любим лесные и луговые цветы, стоящие в банке на подоконнике или в вазе на столе. Но нужна мера и вкус при их сборе.

- Как вы это понимаете? Мера и вкус? (Ответы детей)

-Если собрать все, что попадается на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите. Так, что сорвать в букет можно совсем немного – две, три штуки ромашки, василька, пушицы …

- Когда же собирать букет лесных и луговых цветов? В начале прогулки? Или по пути домой, когда вы возвращаетесь с прогулки? Почему?(Ответы детей)

- Какие цветы можно собирать – самые крупные и яркие или те, что только начинают распускаться? Как вы думаете, почему?

- Да, крупные распустившиеся цветы скоро завянут, а начавшие распускаться, поставленные в воду, воспрянут и распустятся.

Но помните! Все меньше и меньше остается красивых цветов на наших лугах и полях. Поэтому старайтесь лучше любоваться ими на природе, нежели рвать.

Особой защите нуждаются растения, занесенные в Красную книгу. Сбор их запрещен. Это: венерин башмачок, ветреница уральская, колокольчик широколистный, кувшинка белоснежная, кубышка желтая, ландыш майский и другие.

          • Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы.

То окажутся пусты

И деревья и кусты,

И не будет красоты.

Следующее правило. (Слайд 20)

Не рви на лугу цветы, пусть они останутся в природе”.

8. (Слайд 21) Лес угощает людей щедро. Горожане и сельские жители спешат в лес, как только начинают поспевать лесные ягоды и плоды. Многие спешат собрать недозрелыми бледно-розовые ягоды клубники, нередко ягодники собирают ягоды вместе с кустиками и ветками земляники, черники. Не потому ли так низко никнут они к земле, что страшатся быть сорванными под самый корень? Больно видеть, как юный сборщик несет домой горестный сувенир – увядший букетик земляничных веточек или веток из черники. А ведь черника, например, начинает плодоносить лишь на втором десятке лет. А плодоносить она может до двухсот лет.

- Как же собирать ягоды, чтобы не повредить растение? Давайте подумаем над этим вместе.

  1. Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их и не переходить без необходимости с места на место.

  2. Собирать ягоды надо руками, а не совком.

  3. Ягоды брать только зрелые; недозрелые и зеленые ягоды невкусные и их придется выбросить. Зато, если их не брать, растение через несколько дней даст второй урожай и порадует новых сборщиков ягод.

  4. Ни в коем случае нельзя вырывать растение с корнем.

  5. Ягоды никогда не надо собирать все до одной – надо часть оставлять зверям и птицам, которые тоже ищут корма в природе.(Слайд 22)

9. (Слайд 23) Август в лесу – месяц грибов. И разве встретишь в августовском лесу человека без лукошка? А вдруг попадется что? Не оставлять же! Зачем же оставлять? Можно и нужно брать! Только как брать?

Вспомните, как вы собираете грибы? Какие правила выполняете? Можно ли при сборе грибов разрывать и раскидывать в сторону мох, лесную подстилку? Почему?

  • Верно, грибница (нити в земле), оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть.

  • А как же правильно срывать грибы?

  • Не срывать, а ножку гриба нужно срезать ножом или вывернуть её из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

  • А как же быть с незнакомыми грибами?

  • Конечно, лучше их не брать! Почему?

  • Да, потому что среди них могут оказаться ядовитые грибы.

Запомни! Если грибы ядовиты для человека, то совсем необязательно, что они ядовиты для животных – для них-то они как раз и могут пригодиться: белкам, лосям, кабанам, оленям. Так что не стоит поддавать ногой красавец -мухомор. Пусть он лес украшает и животных от болезней лечит.(Слайд 24)

Следующее правило. (Слайд 25)

Не сбивай ногой грибы, даже если они несъедобные. Они нужны в природе”.


- Вот мы с вами и разобрали несколько заповедей поведения в природе. Конечно, это только небольшая часть правил своего поведения в природном окружении. Но и эти правила помогут сохранить и многообразие цветущих трав, и чистоту лесов и лугов, и “братьев наших меньших” и зеленый наряд планеты, и голоса птиц, и звонкий стрекот зеленого кузнечика на лугу.

Причина многих неблаговидных поступков в природе – незнание. Поэтому первая ваша задача – изучить жизнь обитателей природы, узнавать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе, стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора ягод, грибов, орехов и лекарственных трав.

Природа – общий дом растений, грибов, животных и человека, и надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.

Релаксация.

Положите голову на стол, закройте глазки и представте, что вы лежите на зеленой полянке, вокруг вас летают бабочки, стрекочат кузнечики, ярко светит солнышко. Воздух пахнет душицей, земляникой и мятой. Вам тепло и уютно. Вы лежите и мечтаете. О чем?

- Заканчиваем мечтать, возвращаемся на занятие.

III. Закрепление изученного.

1. - Теперь послушайте экологический рассказ “Воскресенье в лесу” и ответьте на вопрос, что ребята в лесу сделали неправильно? Перечислите ошибки, совершенные школьниками.

Чтение экологического рассказа “Воскресенье в лесу”

- За неделю только и было разговоров в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Владик повыбрасывал банки и полиэтиленовые пакеты, сказав: “Микробы всё разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мама его бросила, взяли ежика с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Дима решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Оживленные мы шли на станцию. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал Владик и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж”. “Всё равно гадина!” - ответил Владик.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

Ошибки, совершенные школьниками.

  1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.

  2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “Грибы-деревья”.

  3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще не рекомендуется

  4. Полиэтиленовые пакеты и банки в лесу выбрасывать нельзя. Полиэтилен разрушается микроорганизмами полностью через 220 лет, а металлические банки разрушаются 100 лет.

  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.

  6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.

  7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы снова захотите их отвезти в лес.

  8. Не следует что-то проталкивать в муравейник – нарушается взаимоотношения в этом сложном сообществе.

  9. Никоем образом не надо бить змей, даже гадюк.

  10. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

2. Игра “Предупредительные знаки”

Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающихзнаков, которые можно было бы установить в лесу. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.

IV. Итог занятия.

  • Ребята, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем занятии?

  • Каждый посещающий природу должен быть ей кем? (другом, гостем, соблюдающим правила поведения в природе)

А сегодняшнее занятие я хочу закончить стихотворением “ Лесные правила”(Слайд26)

  • Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Будь природе другом!

Автор: Горностай Елена Леонидовна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 315009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по окружающему миру на тему: "Будь природе другом!" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-bud-prirodie-drughom"
    ["file_id"] => string(6) "131962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416250965"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по окружающему миру "Будь природе другом" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-bud-prirodie-drughom"
    ["file_id"] => string(6) "142879"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418385761"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Конспект урока контроля и оценки  по окружающему миру по темам «Животные живого уголка», «Про кошек и собак», «красная книга. Будь природе другом» "
    ["seo_title"] => string(157) "konspiekt-uroka-kontrolia-i-otsienki-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemam-zhivotnyie-zhivogho-ugholka-pro-koshiek-i-sobak-krasnaia-knigha-bud-prirodie-drughom"
    ["file_id"] => string(6) "137496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417360445"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "урок.Будь природе другом! "
    ["seo_title"] => string(25) "urok-bud-prirodie-drughom"
    ["file_id"] => string(6) "215960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432832311"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок - конференция "Будь природе другом!""
    ["seo_title"] => string(37) "urok_konferentsiia_bud_prirode_drugom"
    ["file_id"] => string(6) "488740"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543853799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства