Каждый посещающий природу должен быть ей кем? (другом, гостем, соблюдающим правила поведения в природе)
А сегодняшнее занятие я хочу закончить стихотворением “ Лесные правила”
? Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Будь природе другом!»
Педагог: Горностай Е.Л.
Тема: Будь природе другом!
Цель: Сформировать у детей нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе.
Задачи:
Научить детей взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.
Развивать у обучающихся творческую активность, самостоятельность, инициативу.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Возраст обучающихся: 9-10 лет.
Оборудование для обучающихся: ручки, тетрадки, цветные карандаши, альбомные листочки.
Оборудование для педагога: демонстрационный материал, презентация “Правила поведения на природе”
Ход занятия
I. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Все готовы к занятию? Посмотрели, у всех ли на столах лежат тетрадочки и ручки? Сели ровно, выпрямили спинки, положили руки на столы.
Каждый день- всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Основная часть.
- Сегодня тема нашего занятия: “Будь природе другом”. (Слайд1)
А как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (Как правильно вести себя в природе)
Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с правилами поведения на природе, как нужно вести себя, придя в лес. Но, чтобы лучше об этом узнать, мы отправимся в виртуальную экскурсию по лесу.
Есть такие хорошие слова: “Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях”
Как понять эти слова?
Какой смысл вы, ребята, вкладываете в это высказывание?
Все знают, и вы, конечно, тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определенные правила поведения. Например,(вопрос педагога) надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко кричать, перебивать других. Правила вежливости – это для того, чтобы не обидеть хозяев. Чтобы им было приятно, когда ты к ним приходишь, как будет приятно, когда они придут к тебе.
И так, ты пришел в гости к природе. (Слайд 2)
“Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что ты шепчешь на заре?
Весь в росе и серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои”
А зачем мы пришли в лес?
Чтобы услышать пение лесных птиц?
Чтобы увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика?
Чтобы раскрыть для себя новую загадку природы, которая так щедра на загадки.
Чтобы полюбоваться её красотой?
Чтобы насладится свежим, душистым воздухом?
Набрать в лукошко лесных ягод, орехов и грибов?
Да мало, ли за чем ты пришел в гости к природе. Но не забывай: ты в гостях! Ты - в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!
-И что же это за правила?
1. Начнем с самого начала. Ты идешь в гости в лес. Ты стоишь у кромки леса, сейчас ты оглядываешься и выбираешь направление, куда идти? Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают стволы белых берез? Там, наверное, очень светло и уютно. Решение принято и ты начинаешь своё движение к выбранному уголку прямо напрямик – по лесным травам и невысоким лесным кустарничкам, бегом, вприпрыжку.
Но – стоп! Что ты сделал не правильно, не так? Так в гостях не ведут себя.
- Ребята, заметили ли вы ошибки? Нет? Все правильно? Так и надо шагать по лесу, где хочу и куда хочу?
- Тогда послушайте ещё одно изречение, которое, может быть, поможет вам исправить допущенную ошибку: “Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню”. Теперь вам понятно, что за ошибку вы совершили, гости природы?
- Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить, утромбовать. А заодно повредить и корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей. В своей книге “Мы и они” писатель-натуралист М.Ильин пишет:
” Пришлось ученым призадуматься, как уберечь леса от беспорядочного людского нашествия. Ведь некоторым лесам грозит гибель даже не от руки, а от ноги человека.”
- Какое важное правило поведения человека в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?
“Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам, от этого погибают насекомые и растения!” (Слайд 3)
2. Отправляемся дальше. (Слайд 4)
Ты долго ходил по лесу и проголодался. У тебя есть бутерброды, котелок. Рядом журчит ручеек- ключик. Хорошо бы пообедать! Лес растелил полянку, словно зеленую скатерть. Лес принял тебя в гости. Ты поел, пообедал. (Слайд 5)
Посмотрите, что осталось после отдыха гостей на лесной полянке! На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба, фантики из-под конфет. Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Рядом гора засохших еловых веток, которые были сорваны с ближайшей ели, чтобы мягко и удобно сидеть.
Вот так отдохнул гость природы! Сам-то отдохнул, а сколько вреда принес лесу и его обитателям! Сколько ошибок сделал?
( - Запачкал полянку, как не ряха. Выжег огромную полянку под костром, погубил травы, насекомых на них и в почве. Обезобразил лесную поляну! - Навредил елям.)(Слайд 6)
- А ещё! Посмотрите, какую “память” о своем походе оставил отдыхающий гость леса. Что же он сделал? А сделал он надпись ножом на белоствольной коре: “Я тебя люблю”. И по коре раненой березки потекли слезки, капли сока.
- А если тебе бы пришлось отдохнуть на лесной полянке или на берегу реки или озера, на лугу, как бы ты организовал свой отдых?
И ещё! Осознав неправильность поведения отдыхающего гостя в лесу и его поступка по отношению к раненой березе, как бы ты исправил ситуацию на лесной поляне?
Следующие правила. (Слайды 7,8)
“Не оставляй после себя мусор. Не будь похож на это животное”
“Не повреждай кору деревьев”
Физминутка
- Вы, наверное, устали?
- Дружненько тогда все встали
- Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
3. (Слайд 9)Ты любишь слушать музыку и взял с собой походный приемник или магнитофон. Ты идешь по лесу или по лугу, а музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо. А хорошо ли? Почему? (Ответы детей)
- Шум, громкая музыка, крики в лесу – пугают птиц и зверей. И – рыб. И – насекомых. Не веришь? Выключи приемник и проверь – перед твоим появлением на лугу, здесь звенела мелодичная песня зеленого скрипача -кузнечика. А сейчас? Все стихло, спряталось, затаилось.
- Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы и помни об этом.
- Следующее какое правило мы сформулируем? (Слайд 10)
“Не шуми в природе, старайся передвигаться и отдыхать без шума.”
4. (Слайд 11) Идя по лесу, ты заметил, что за тобой летит неотступно, с дерева на дерево перелетает серая ворона? Не заметил? А – зря? Тебе кажется, что ты идешь по лесу бесшумно. Но для лесных животных твоё появление – целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой.
- Вот ты заметил гнездо в кустах. Что сделаешь? (Слайд 12)
- Наклонешься посмотреть, нет ли в нем яиц или птенцов? Или просто ради интереса, как оно сделано, сплетено? Да, конечно, ты некого не тронул, не обидел. Но невольно сделал хозяевам плохую услугу! Какую?
- Разве ты не заметил, что ворона не спускает с тебя глаз? Так бы она, может быть, и не разглядела гнездо, а теперь? Гнездо размаскировано, путь к нему открыт вороне и другим хищникам, которые, обнаружив следы человека, идут по ним в надежде чем-нибудь по живиться.
- Случалось ли вам, ребята, находить гнездо?
- Как вы вели себя, когда его увидели?
- Нужно ли разыскивать гнездо, если вы увидели, что птица вспорхнула и явно старается вас отвести в сторону?
- Как вы теперь будете вести себя в ситуации “Встреча с гнездом”? (Ответы детей)
Запомните! В лесу, на лугу, на озере нужно быть очень осмотрительным, стараться не навредить тем, кто ползает, бегает, плавает и летает.
Следующее правило. (Слайд 13)
“Не подходи близко к гнездам птиц, они могут навсегда покинуть свои гнезда. Не разоряй птичих гнезд”.
5. (Слайд 14)Ты дальше идешь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждет когда его накормят. А родители уже близко, возвращаются с едой. Но тут малыша крепко хватают твои руки! Может захотелось принести тебе его домой, как живую игрушку? Или, может, по невежеству своему, пожалел ты беззащитного детеныша, который вовсе не нуждался в твоей помощи?
- И вот в твоем доме появился новый жилец. Его окружили заботой и лаской. Но он хохлиться, отказывается от еды и вместо радости в доме появляется тревога за животное. Зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца. А почему зря? (Ответы детей)
- Другое дело, если попадется больной, раненый птенец – тогда в крайнем случае можно его взять домой, чтобы вылечить и отпустить.
- Или весной и ранним летом в лесу много молодняка: маленькие пушистые зайчата, крошки ежата....
- Ты не выдержал и принес зверька, также как и птенца домой. Что же ждет его у тебя дома? (Ответы детей)
- Ведь ты ничего не знаешь об образе жизни, о его пище. Кормят обычно зверька не той пищей, которой он питается в природе, а потом недоумевают – почему это зверек, не смотря на заботу о нем, вдруг гибнет? (Ответы детей)
- Многие ребята говорят: “Мы в лесу нашли ежа?” Не нашли, а похители! Ведь как можно найти животное в его собственном доме, в природе, где его никто не терял и само оно тоже не терялось. Поле, лес, луг – это родной дом животного, к жизни в котором оно приспособилось.
Запомните! Красть из природы животное нельзя! Тащить домой всё, что попадается под руку, может только тот, кто не любит и не понимает природу. Достаточно полюбоваться зверьком на природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудится. (Слайд 15)
А ёжик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра.
Он тосковал ещё вчера.
Чего он глупый тосковал?
К нему никто не приставал
Его мы так любили,
И гладили и мыли.
Но он свернулся и дрожал
А после взял и убежал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки,
С родной природой в мире
Ёж был в своей квартире. ( Стих. Ю.Могутина “Убежал”)
Следующее правило. (Слайд 16)
“Не лови и не уноси домой птенцов и детенышей зверей”.
6. (Слайд 17) Однажды ты пошел с дедушкой в лес по ягоды и грибы. Ты бежал впереди деда.
-Ой, какая высокая куча! - удивился ты и воткнул в неё палку.
- Великая беда пришла в лес, - сказал дед.
- Где беда? У кого ?
- Да вон, у муравьев. Жили и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусинец с деревьев снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное, великим трудом.
- Где враг? - не понял ты.
- Враг – то ? Да тут, рядом.
- Как и от кого нужно защищать муравьев в муравейнике?
- Знаете ли вы , что муравейников в наших лесах становится все меньше и меньше? Муравейники гибнут при лесоразработках, разоряют их бездельники, уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта, и люди, заготавливающие “муравьиные яйца” для кормления певчих птиц и рыб в аквариумах. Разоряют муравейники и лесные звери: кабаны, медведи...
- Муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять. Выполнять правила индивидуального поведения: самим не разорять и не беспокоить муравьев! Не позволяй разорять муравейники другим людям.
7. (Слайд 19) Мы все любим лесные и луговые цветы, стоящие в банке на подоконнике или в вазе на столе. Но нужна мера и вкус при их сборе.
- Как вы это понимаете? Мера и вкус? (Ответы детей)
-Если собрать все, что попадается на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите. Так, что сорвать в букет можно совсем немного – две, три штуки ромашки, василька, пушицы …
- Когда же собирать букет лесных и луговых цветов? В начале прогулки? Или по пути домой, когда вы возвращаетесь с прогулки? Почему?(Ответы детей)
- Какие цветы можно собирать – самые крупные и яркие или те, что только начинают распускаться? Как вы думаете, почему?
- Да, крупные распустившиеся цветы скоро завянут, а начавшие распускаться, поставленные в воду, воспрянут и распустятся.
Но помните! Все меньше и меньше остается красивых цветов на наших лугах и полях. Поэтому старайтесь лучше любоваться ими на природе, нежели рвать.
Особой защите нуждаются растения, занесенные в Красную книгу. Сбор их запрещен. Это: венерин башмачок, ветреница уральская, колокольчик широколистный, кувшинка белоснежная, кубышка желтая, ландыш майский и другие.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы.
То окажутся пусты
И деревья и кусты,
И не будет красоты.
Следующее правило. (Слайд 20)
“Не рви на лугу цветы, пусть они останутся в природе”.
8. (Слайд 21) Лес угощает людей щедро. Горожане и сельские жители спешат в лес, как только начинают поспевать лесные ягоды и плоды. Многие спешат собрать недозрелыми бледно-розовые ягоды клубники, нередко ягодники собирают ягоды вместе с кустиками и ветками земляники, черники. Не потому ли так низко никнут они к земле, что страшатся быть сорванными под самый корень? Больно видеть, как юный сборщик несет домой горестный сувенир – увядший букетик земляничных веточек или веток из черники. А ведь черника, например, начинает плодоносить лишь на втором десятке лет. А плодоносить она может до двухсот лет.
- Как же собирать ягоды, чтобы не повредить растение? Давайте подумаем над этим вместе.
Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их и не переходить без необходимости с места на место.
Собирать ягоды надо руками, а не совком.
Ягоды брать только зрелые; недозрелые и зеленые ягоды невкусные и их придется выбросить. Зато, если их не брать, растение через несколько дней даст второй урожай и порадует новых сборщиков ягод.
Ни в коем случае нельзя вырывать растение с корнем.
Ягоды никогда не надо собирать все до одной – надо часть оставлять зверям и птицам, которые тоже ищут корма в природе.(Слайд 22)
9. (Слайд 23)Август в лесу – месяц грибов. И разве встретишь в августовском лесу человека без лукошка? А вдруг попадется что? Не оставлять же! Зачем же оставлять? Можно и нужно брать! Только как брать?
Вспомните, как вы собираете грибы? Какие правила выполняете? Можно ли при сборе грибов разрывать и раскидывать в сторону мох, лесную подстилку? Почему?
Верно, грибница (нити в земле), оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть.
А как же правильно срывать грибы?
Не срывать, а ножку гриба нужно срезать ножом или вывернуть её из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
А как же быть с незнакомыми грибами?
Конечно, лучше их не брать! Почему?
Да, потому что среди них могут оказаться ядовитые грибы.
Запомни! Если грибы ядовиты для человека, то совсем необязательно, что они ядовиты для животных – для них-то они как раз и могут пригодиться: белкам, лосям, кабанам, оленям. Так что не стоит поддавать ногой красавец -мухомор. Пусть он лес украшает и животных от болезней лечит.(Слайд 24)
Следующее правило. (Слайд 25)
“Не сбивай ногой грибы, даже если они несъедобные. Они нужны в природе”.
- Вот мы с вами и разобрали несколько заповедей поведения в природе. Конечно, это только небольшая часть правил своего поведения в природном окружении. Но и эти правила помогут сохранить и многообразие цветущих трав, и чистоту лесов и лугов, и “братьев наших меньших” и зеленый наряд планеты, и голоса птиц, и звонкий стрекот зеленого кузнечика на лугу.
Причина многих неблаговидных поступков в природе – незнание. Поэтому первая ваша задача – изучить жизнь обитателей природы, узнавать, почему нужно поступать в природе так, а не иначе, стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора ягод, грибов, орехов и лекарственных трав.
Природа – общий дом растений, грибов, животных и человека, и надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.
Релаксация.
Положите голову на стол, закройте глазки и представте, что вы лежите на зеленой полянке, вокруг вас летают бабочки, стрекочат кузнечики, ярко светит солнышко. Воздух пахнет душицей, земляникой и мятой. Вам тепло и уютно. Вы лежите и мечтаете. О чем?
- Заканчиваем мечтать, возвращаемся на занятие.
III. Закрепление изученного.
1. - Теперь послушайте экологический рассказ “Воскресенье в лесу” и ответьте на вопрос, что ребята в лесу сделали неправильно? Перечислите ошибки, совершенные школьниками.
Чтение экологического рассказа “Воскресенье в лесу”
- За неделю только и было разговоров в классе о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Владик повыбрасывал банки и полиэтиленовые пакеты, сказав: “Микробы всё разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мама его бросила, взяли ежика с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Дима решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Оживленные мы шли на станцию. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал Владик и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж”. “Всё равно гадина!” - ответил Владик.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
Ошибки, совершенные школьниками.
В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “Грибы-деревья”.
Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще не рекомендуется
Полиэтиленовые пакеты и банки в лесу выбрасывать нельзя. Полиэтилен разрушается микроорганизмами полностью через 220 лет, а металлические банки разрушаются 100 лет.
Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы снова захотите их отвезти в лес.
Не следует что-то проталкивать в муравейник – нарушается взаимоотношения в этом сложном сообществе.
Никоем образом не надо бить змей, даже гадюк.
Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
2. Игра “Предупредительные знаки”
Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающихзнаков, которые можно было бы установить в лесу. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.
IV. Итог занятия.
Ребята, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем занятии?
Каждый посещающий природу должен быть ей кем? (другом, гостем, соблюдающим правила поведения в природе)
А сегодняшнее занятие я хочу закончить стихотворением “ Лесные правила”(Слайд26)