дать детям первоначальное представление о том, что лес – это многоэтажный дом, в котором на разных "этажах" (ярусах) живет много растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор; показать многоярусность леса; выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека; дать детям представления о леснике – человеке, который заботится о лесе : бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды; развивать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение; воспитывать интерес к природе, умение видеть его красоту, желание сохранять все живое
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Разработала Лошкина Ирина Витальевна, Воспитатель Общежития ГБОУ СПО «ТТТ» Кемеровская область, Топкинский район, г. Топки.
"Лес – многоэтажный дом"
Задачи : дать детям первоначальное представление о том, что лес – это многоэтажный дом, в котором на разных "этажах" (ярусах) живет много растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор; показать многоярусность леса; выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека; дать детям представления о леснике – человеке, который заботится о лесе : бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды; развивать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение; воспитывать интерес к природе, умение видеть его красоту, желание сохранять все живое.
Предварительная работа: 1 беседа о лесе; 2 рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома "Звери леса"; 3 заучивание пословиц о лесе; 4 отгадывание загадок о лесных зверях; 5 рассматривание иллюстраций с изображением лесника . Материалы: 1 модель "этажи леса", картинки с изображением деревьев, кустарников, грибов, ягод, лесных обитателей ; 2 таблицы; картинки "Как лесник заботиться о лесе", "Правила поведения в лесу", "Зачем люди ходят в лес".; 3 музыкальное сопровождение. Методические приемы: загадывание загадки, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, заполнение таблиц, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание музыкальных записей, просмотр слайдов. Оборудование : мультимедийная установка, магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре, а куда вы узнаете по дороге (воспитатель предлагает занять детям места). Пока мы будем лететь, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, куда мы отправимся. Богатырь стоит богат Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешками, Петю – сыроежками, Катеньку – малиной, Хулигана – хворостиной. Дети : в лес. Воспитатель: правильно, это лес. Пока мы с вами будем лететь в лес, давайте посмотрим , сколько интересного можно увидеть (просмотр мультимедййных слайдов , видится все сверху, подвести к тому, что с высоты все кажется маленьким, у домов видны только крыши) Воспитатель : Прислушайтесь … Слышите, как ветерок играет с листьями . А вот послышались голоса птиц (звучат голоса птиц) Слышите ? Синь –синь – синь – это песенка синицы, ча –ча- ча – а это сорока, чив- чив – чик- чирик – это воробей. Мы приближаемся к лесу (звучит музыка). Дети, а можно сказать, что мы слышали голос леса? Почему? (ответы детей) Воспитатель: Вот мы и прибыли в лес, давайте выйдем из воздушного шара. Здравствуй , лес, дремучий лес, полный сказок и чудес. Посмотрите, сколько деревьев в лесу, грибов, кустарников. Сколько красок… Красный, бордовый цвет можно найти в шляпках грибов и спелых ягодах брусники, клюквы. Желтый, оранжевый цвета дарят лесные ромашки и бабочки. Зеленый цвет вы найдете в траве, листьях и озорных кузнечиках. Голубой – в небесных просторах и прозрачных водах. Синий цвет спрятан на лесных полянках в васильках и колокольчиках. А фиолетовый цвет вот – вот улетит на крыльях жука (Показываются слайды с изображением леса на мультимедийной установке). Воспитатель: А как вы думаете, кто самые главные жители леса ? Дети: деревья Воспитатель: Правильно, деревья. Какие деревья растут в лесу? (показываются слайды с изображением деревьев и уточняются их названия). Воспитатель: Ребята, перед вами картинки с изображением деревьев , попробуйте назвать их ( дети называют деревья, воспитатель спрашивает , как они узнали, что это береза, дуб, ель и. т.д.) Воспитатель: Что еще растет в лесу? (ответы детей: кустарники, ягоды, грибы, трава…) Воспитатель: Как вы думаете, кому и зачем нужны деревья, трава, кустарники и грибы? (ответы детей: животным , птицам, насекомым…) Воспитатель: Правильно, в лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь), лесные птицы (сорока, соловей, сова, дятел), насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары). Воспитатель: А можно ли назвать лес многоэтажным домом? (ответы детей) Воспитатель: Давайте мы сейчас свами создадим свой лес (на панно собирается картина леса) Воспитатель: А теперь давайте сравним лес с многоэтажным домом (к таблице-панно "Лес"подставляется таблица с изображением многоэтажного дома, от каждого этажа проводиться линия, проходящая через панно) Воспитатель: Что растет на первом этаже? (ответы детей: трава, грибы , цветы….) Воспитатель: Что растет на втором этаже? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, следующий этаж занимают кустарники и деревья поменьше и самый верхний этаж –высокие дубы и сосны. На всех этажах обитают жители леса. Расскажите какие обитатели леса на каком этаже живут? (ответы детей) Воспитатель: Лес – это как большой многоэтажный дом. Там живет много- много жильцов, соседей. Они все нужны друг другу ( Показ слайда - многоярусность леса) Воспитатель: Ребята, а кто из вас живет в многоэтажном доме ? (ответы детей) Воспитатель: Теперь вы знаете, что многоэтажным может быть не только дом, но и лес (уточняется с детьми , что растет и кто живет на разных этажах леса) Воспитатель: Как вы думаете, человеку нужен лес? (ответы детей) Воспитатель: Лес – это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами (работа с таблицей - детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать те, на которых изображено зачем человек ходит в лес. Дети выбирают картинки и вклеивают их в таблицу ) Воспитатель: Дети, как вы думаете, лес можно обидеть? (ответы детей) Научно-практический журнал 2015. №1 СОВУШКА 29 Воспитатель: Ко мне в руки попала жалобная книга леса. (дети рассматривают жалобную книгу, воспитатель зачитывает жалобы цветов, птиц и т.д.) Воспитатель: А чем можно помочь лесу? (ответы детей) На столе разложены картинки с изображением чего не следует делать и чем можно помочь. Воспитатель: Я приготовила для вас 2 таблицы: на одной цветочек улыбается, а на другой грустит. Как вы думаете, почему? (ответы детей: цветок грустит – этого не следует делать в лесу, улыбается – чем можем помочь лесу). Воспитатель: Давайте с вами выберем себе картинки и заполним таблицы. (Дети заполняют таблицу о правилах поведения в лесу) Воспитатель: Молодцы! Запомните эти правила и соблюдайте их. Ребята, мы с вами говорили, что лес – это большой дом. В каждом доме есть хозяин. А знаете ли вы , кто в лесу главный хозяин? (ответы детей) Воспитатель: Правильно, главный человек в лесу – лесник. Он хорошо знает всех обитателей леса и старается помочь им в трудное время. Он следит чтобы деревья не болели, гасит лесные пожары и сажает новые деревья взамен срубленным. Лесников не так уж много в нашей стране, работа лесника трудная, а иногда опасная. Он живет в лесу вдали от города. Давайте с вами посмотрим как лесник заботится о лесе (рассматривание таблицы). Воспитатель: Ребята, подумайте, могут ли обычные люди помогать лесу, лесным обитателям? Как? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы. Мы с вами много говорили о лесе, его обитателях, правилах поведения в лесу, необходимости леса для людей, о работе лесника. А сейчас нам пора попрощаться с лесом: Лес дремучий , до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес! Воспитатель: Давайте с вами сядем в наш воздушный шар и отправимся обратно в детский сад (дети занимают свои места). Воспитатель: А пока мы с вами долетим, скажите, почему лес называют дремучим, могучим? (ответы детей) Воспитатель: А что значит "ты расти на радость людям"? Воспитатель: Как вы думаете, почему лес полон сказок и чудес? (ответы детей) Воспитатель: Мы с вами не заметили как долетели (дети выходят из воздушного шара). Мы снова в детском саду. Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А что вам понравилось больше всего? (ответы детей) Воспитатель: Теперь вы знаете, что лес – это многоэтажный дом, в котором на разных "этажах"живет много растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Знаете правила поведения в лесу и что в лесу главный человек - лесник