Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"»
Конспект занятия по внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
Класс:1
Тема занятия:«Многоугольники»
Цель занятия: способствовать формированию у обучающихся понятия о многоугольнике.
Задачи:
-знакомить детей с признаками многоугольника, его элементами (углами, вершинами, стороны);
-развивать наглядно-образное и логическое мышление;
-воспитывать стремление к точности и аккуратности.
Оборудование: набор геометрических фигур, набор геометрических фигур для игры «Танграм», запись фонограммы «Песенка треугольников», пособие для учащихся «Математика и конструирование», лист с творческим заданием, бабочки для рефлексии, слайд-презентация.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Учитель мотивирует учащихся на учебную деятельность. СЛАЙД 1
- Ребята, улыбнитесь гостям, оглядитесь по сторонам, взгляните на доску.
С каким настроением вы пришли на занятие?
Дети отвечают на вопрос учителя
2. Актуализация знаний.
-О какой науке мы говорим на занятиях по «Математике конструированию»? (О геометрии).
-Где мы с вами побывали на прошлом занятии? СЛАЙД 2
(В городе ломаных линий)
-Почему эти фигуры называются ломаными линиями?
(Ломаные линии состоят из звеньев – отрезков. Конец одного звена является началом следующего).
-Почему же эти ломаные такие разные? На какие группы можно их разделить?
Обучающиеся делят фигуры на 2 группы (Одни ломаные незамкнутые, другие замкнутые). СЛАЙД 3
3. Формулирование темы занятия. Постановка учебной задачи.
-Ребята, подумайте, каким ломаным можно придумать другое название?
(Замкнутые ломаные линии называют многоугольниками).
Молодцы! Вы, наверное, догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии. Попробуйте назвать тему занятия.
Обучающиеся предполагают и называют тему занятия
(Многоугольники) СЛАЙД 4
-Попробуйте, дать определение: что такое многоугольник?
(Многоугольник – это замкнутая ломаная линия)
-Какие же задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем занятии?
(Учиться находить многоугольники, называть многоугольники, строить их).
-Где в жизни мы встречаемся с многоугольниками?
Зачем нужно знать о них?
(Многие профессии требуют знания о многоугольниках: строители, инженеры, дизайнеры и др.)
-Я желаю вам сегодня на занятии открыть для себя много нового и интересного. Итак, в путь.
4. Открытие нового знания.
- Чтобы побольше узнать о многоугольниках я предлагая вам отправиться в город Многоугольников. СЛАЙД 5
-Посмотрите как рады нам жители этого города. Но вот незадача, жители этого города привыкли к порядку. А вчера по городу пронесся сильный ветер и всех его жителей раскидал по разным улицам. Многоугольники заблудились и не могут найти свою улицу. Попробуем им помочь.
-Подумайте, на каких улицах могут жить эти фигуры?
(Размышляют. У одних многоугольников 3 угла, 3 вершины и 3 стороны, значит, они живут на улице Треугольников. У других многоугольников 4 угла, 4 стороны и 4 вершины, значит, они живут на улице Квадратов. На магнитной доске работают трое учащихся, они выстраивают фигуры в ряды, тем самым наводят порядок на улицах города Многоугольников).
-Молодцы! А какой многоугольник имеет меньше всего вершин? (Треугольник)
-Давайте споем ему веселую песенку.
Фонограмма «Песня треугольников».
-Жители города Многоугольников приготовили для вас загадку:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре сторон
Одинаковой длины.
Вам его представить рад, как зовут его? (Квадрат)
- Что вы знаете о квадрате?
(У квадрата все стороны равны и все углы прямые).
Квадраты тоже приготовили вам задание.
Игра «Сложи фигуру» СЛАЙД 6
Сложите фигуру из 10 палочек:
Переложите две палочки так, чтобы получился один большой и один маленький квадрат. (Работают со счетными палочками в парах) СЛАЙД 7
-Молодцы! Жители города Многоугольников вами очень довольны.
Физминутка «Три кота»
Ребята, к нам в гости пришёл удивительный квадрат. Он появился на свет почти две с половиной тысячи лет назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел придумать им игру, забавляясь которой его сын постиг бы начала математики, научился бы смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят их простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» - квадрат, разделенный на семь частей.
СЛАЙД 8
-Сейчас этот квадрат лежит перед вами.
-Пофантазируйте и превратите эти геометрические фигуры в любой предмет.
(Работают с «танграмом»). СЛАЙД 9
-Молодцы, ребята, вы настоящие волшебники!
-А теперь жители города предлагают нам провести зарядку для нашего ума (Логическая задача на поиск закономерностей). СЛАЙД 10
- Листочки с заданием на столах, дорисуйте недостающие фигуры в пустых квадратах.
-Молодцы!
5. Развитие умений (практическая работа «Изготовление рыбки из бумаги»).
-Наше путешествие по городу многоугольников продолжается. Мы подошли к мастерской «Умелые руки». СЛАЙД 11
-Откройте учебники на с. 90 (Пошагово выполняют действия вместе с учителем).
-Какая фигура перед вами?
-Почему вы решили, что это квадрат?
-Сложите заготовку по диагонали.
-Какие геометрические фигуры получились?
-Сложите еще раз пополам.
-Разверните.
-Какие геометрические фигуры получились?
-Посчитайте, сколько треугольников получилось?
-Сложите заготовку, нарисуйте хвост и плавники.
-Вырежете хвост и плавники по нарисованным линиям.
-Нарисуйте глазик.
-Мы сделали рыбку из бумажного квадрата путем складывания изделия их бумаги. Такое искусство сложение фигур из бумаги называется – оригами. СЛАЙД 12
Родина оригами – Япония. «Ори» - значит «сложенный», а «гами» бумага.
Какая фигура служит заготовкой для оригами?
Много интересного можно сделать из обычного квадрата бумаги!
Ребята, а как вы думаете, какая фигура в городе многоугольников главнее?
Вот послушайте, какой однажды спор произошёл в городе Многоугольников.
Сценка (подготовленные дети играют роли)
Жили - были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но квадрат ответил: Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал ещё нежней:
“Неизвестно, кто важней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснёшься без углов!”
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, нет Квадрата,
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
За что треугольник хотел отомстить квадрату?
Что из этого вышло?
Так можно ли назвать какой - то многоугольник самым главным?
Давайте попробуем сделать то же, что сделал треугольник в сценке.
Отрежьте у квадрата углы.
-Сколько сторон получилось?
- Сколько углов у фигуры?
-Сколько вершин?
-Как называют такую фигуру? (Восьмиугольник).
-Какой можно сделать вывод о названии многоугольников?
(Название многоугольника зависит от количества углов, сторон, вершин. Чтобы назвать многоугольник, нужно посчитать количество углов, сторон, вершин).
6. Подведение итогов. Рефлексия.
-Понравилось ли вам путешествие по городу Многоугольников?
-Что такое многоугольник? (Многоугольник - это замкнутая ломаная линия. Название многоугольника зависит от количества углов, сторон или вершин многоугольника).
-Как называется искусство сложения фигур из квадратного листа бумаги?
(Оригами).
-Посмотрите, у вас на партах лежат разноцветные бабочки. В какое время года их можно встретить?
А у нас на доске замечательная летняя полянка. Заметили, из каких фигур она состоит?
Но не хватает на этой полянке бабочек
-Если сегодняшнее занятие вам понравилось, вам было легко работать возьмите бабочку зеленого цвета, если занятие вам понравилось, но вы испытывали какие-то трудности выберите бабочку желтого цвета, а если вам было трудно и вы ничего не поняли , то выберите бабочку красного цвета.
( Размышляют над итогами своей работы на занятии, выбирают цвет бабочки и прикрепляют ее на доску).