Просмотр содержимого документа
«Занятие на развитие коммуникативных навыков "Протяни руку"»
Занятие 1 «Наша команда»
Цель: знакомство, сплочение группы
Задачи: Знакомство участников между собой и с ведущим (если участники уже знают друг друга); Создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу; Формирование представления о тренинге и правилах участия в нем.
Ход занятия:
Упражнение 1 «Приветствие без слов»
Участникам предлагается в течение 2-3 минут свободно передвигаться по помещению и успеть за это время поприветствовать как можно большее количество человек. Делать это нужно без слов, другими способами: кивком головы, рукопожатием, объятием и т.д. При этом каждый способ участник вправе использовать только один раз, для каждого следующего приветствия нужно придумать новый способ.
Упражнение 2 «Разборка имени»
Участникам предлагается записать по буквам свое имя и подобрать начинающиеся на каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления дается 4-5 минут. Достаточно, если будут предложены всего по 3-4 слова (касательно слов на те буквы, которые не пришли в голову участнику, можно попросить подсказку у окружающих). Потом каждый называет свое имя и те характеристики, которые ему удалось придумать. Например имя Андрей:
А-Адаптированный
Н-Независимый
Д-Дружелюбный
Р-Решительный
Е-Единодушный
И-Ищущий
Упражнение 3 «Ветер дует»
Участники стоят в кругу. Водящий говорит «Ветер дует на того, у кого…», и последовательно называет какие-либо признаки некоторых участников. Это могут быть как детали внешности, так и психологические качества, какие-либо умения, жизненные события и т.д. Например: у кого светлые глаза, кто сегодня проснулся в хорошем настроении, кто умеет играть на музыкальных инструментах. После того как назван очередной признак, участники, которые обладают им, сразу выходят в центр круга, а потом быстро возвращаются, но не туда, где стояли до этого, а поменявшись местами с кем-либо из тех, кто тоже выходил в центр круга. Замешкавшийся сам становится водящим.
Заключительная часть-рефлексия
Занятие 2 «Воображение и выразительность»
Цель: развитие творческого воображения, умения выражать свои идеи в необычных, оригинальных формах (развитие креативности)
Задачи: Развитие экспрессивности и навыков командной работы. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций.
Ход занятия:
Упражнение 1 «Промежуточное звено»
Участникам зачитываются два логически несвязанных между собой предложения, в каждом из которых описывается какая-либо ситуация. Например, можно предложить такие варианты:
- На фонарный столб сел скворец. Студент не смог сдать экзамен по математике.
- В магазин привезли некачественную колбасу. Бабушка взяла газету и с ней пошла куда-то.
- Хулиган разбил окно. Продавца повысили в должности до зама.
Задача участников – придумать «промежуточное звено»: то, что могло произойти между этими ситуациями, так, что первая из них стала причиной второй. Упражнение может выполняться в микрогруппах по 2-3 человека или индивидуально.
Упражнение 2 «Живой стул»
Каждый участник задумывает какое-либо живое существо, берет стул, представляет его этим существом и демонстрирует другим участникам, как бы он стал с ним взаимодействовать. Разговаривать или издавать какие-либо звуки, характерные для этого существа, запрещается. Задача других участников – наблюдая, угадать, какое существо подразумевается.
Упражнение 3 «Покажи движениями»
Участники делятся на четыре подгруппы, которые получают по одному слову из каждого списка:
- Время суток (утро, день, вечер, ночь)
- Время года (зима, весна, лето, осень)
- Стихии (вода, земля, огонь, воздух)
- Эмоцию (страх, гнев, интерес, обида)
- Возраст (ребенок, подросток, взрослый, пожилой человек)
- Профессия (водитель, врач, повар, учитель)
- Цвет (красный, зеленый, синий, желтый)
Проще всего распределить слова между подгруппами путем жеребьевки: написать их на небольших листочках бумаги, перевернуть и попросить представителей каждой из подгрупп вытянуть по одному листочку из каждых четырех. Другим подгруппам вытянутые листочки не демонстрируются и не зачитываются. Когда слова распределены, каждая из подгрупп получает задание: подготовить небольшие драматические этюды, изобразив с помощью движений каждое из доставшихся им слов. Разговаривать при этом нельзя. На подготовку дается 6-8 минут, потом команды поочередно демонстрируют свои этюды, а представители других подгрупп, выступающие в роли зрителей, угадывают, о каких именно словах идет речь.
Заключительная часть-рефлексия.
Занятие 3 «Вместе мы - сила»
Цель: сплочение группы.
Задачи: Знакомство участников с ключевым принципом командной работы. Развитие умения координировать совместные действия. Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими.
Ход занятия:
Упражнение 1 «Бегущие движения»
Участник, начинающий упражнение, говорит группе свое имя и сопровождает его каким-либо несложным движением, выражающим его эмоциональное состояние (например, хлопком по голове или энергичным подпрыгиванием). Его сосед справа повторяет имя и движение предыдущего участника, после чего произносит собственное имя и демонстрирует свое движение. Третий участник повторяет имена и движения двух предыдущих, после чего добавляет свои, и т.д. Если группа небольшая (до 8-10 человек), то каждый следующий участник повторяет имена и движения всех предыдущих, при большей группе лучше ограничить число повторений 4-5 (в противном случае упражнение затянется и, кроме того, может оказаться слишком сложным для последних участников).
Упражнение 2 «Хвостоглаз»
Участники встают в колонну, каждый кладет руки на плечи стоящего впереди. Ведущий поясняет, что участники – это загадочная сороконожка, глаза которой расположены не на голове, а на хвосте. Все, кроме замыкающего, закрывают глаза, а тот, кто оказался в хвосте, управляет движениями всей «сороконожки», отдавая голосом команды находящемуся впереди, а при необходимости и другим участникам. Задача-перемещаться таким образом по заданной траектории (обойти по периметру помещение, пройти «змейкой» между несколькими стульями и т.п.) Если ведущий замечает, что кто-то, кроме пребывающего в хвосте, открывает глаза, «сороконожка» начинает путь сначала. Игра продолжается 3-5 минут, каждую минуту порядок расстановки участников в колонне меняется.
Упражнение 3 «Передай апельсин»
Участники стоят по кругу. Одному из них, водящему, дают крупный апельсин и просят зажать его между шеей и подбородком (другой вариант-прижать плечом к уху, как телефонную трубку). Задача участников – передать этот апельсин по кругу так, чтобы не прикасаться к нему руками, а каждый следующий участник брал его таким же способом, как и водящий. Если апельсин падает – упражнение делается сначала. А он успешно пройдет полный круг, побывав у каждого из игроков, они им угощаются.
Вариант 2: Участники разбиваются на 2-3 равные команды, каждая из них встает в шеренгу. Те, кто стоит последним в этих шеренгах, получают по апельсину, которые далее последовательно передаются каждому из членов команд так же, как в первом варианте. Если кто-то роняет апельсин, то должен поднять его, не используя кисти рук (локтями, коленями и т.п.)