kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимодействие классного руководителя с семьей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вам представленн небольшой материал по теме: "Взаимодействие классного руководителя с семьей". Данный материал можно использовать для выступления на родительском собрании в первом и втором классах. Он поможет родителям справится с некоторыми проблемами, с которыми они могут столкнуться в период адаптации ребенка к школе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие классного руководителя с семьей »

 Работа классного руководителя с семьёй и её особенности в 1-2-ом   классах

       Основные   направления   реформы   общеобразовательной   школы ориентируют  педагогов  на  усиление  помощи  семье  и   поднятие   ее ответственности за  воспитание  подрастающего  поколения,  на  широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.

«Без  сомнения, все школы хотят  поддерживать  открытые  и  тесные связи с семьями.  Они знают, что обучение – совместная работа учителей и  родителей.  Он и  также  понимают,  что  взаимосвязь  с  родителями является  обязательной  при  желании  развивать  способности   каждого ученика в школе и за ее пределами.   Педагоги, которые  это  понимают, будут стараться достичь содержательного диалога с родителями  и  будут поддерживать  теплый  климат  в  классе:  без  напряжений,  дружеский, основанный на взаимопомощи. Современная школа знает, что связь школы и семьи не  должна  иметь только  одно  направление  как  в  старые  времена,  когда  инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам.  Сейчас  учителя  не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях»,- вот что высказывают по данному вопросу датский педагог Эйгил Кьяэргард и литовский педагог Рима Мартинене.

Продолжает  данную  тему  и  российский  педагог  И. П.  Подласый: «Современные  школы  переходят  к  тесной   интеграции   школьного   и семейного   воспитания,   создаются   комплексы   «школа   –   семья». Главным  требованием  устава  таких  комплексов  является  обеспечение родительского   контроля    за    всеми    направлениями    школьной деятельности. Родители  получили  доступ  к  рассмотрению  тех  вопросов,   куда традиционно  их  не  допускали, - выбору   предметов   для   обучения, определению  объёмов  их   изучения,   составлению   учебных   планов, изменению  сроков  и  длительности  учебных  триместров   и   каникул, выбору    профиля    школы,    выработке    внутришкольных    уставов, разработке   мер   по   обеспечению   дисциплины,    труда,    отдыха, питания,  медицинского  обслуживания  школьников,  системы   поощрений и   наказаний   и   т.  д.    Словом,   при   хорошо    организованной

совместной  деятельности  школа  и  семья  становятся  действительными партнерами   в   воспитании   детей,   где   каждый   имеет   вполне определенные  задачи  и  выполняет  свою  часть  работы».

      С.  Дапкене  утверждает: «Форма и содержание сотрудничества  школы с семьей зависят от целей поставленных учителем. Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как:

1. Познание  семьи  ученика.

2. Систематическое изучение  влияния  социального  окружения  на

личность ученика.

3. Организация  совместной  педагогической  деятельности   школы

и  семьи  в  обучении  и  воспитании  детей.

4. Помощь родителям в воспитании детей дома.

5. Организация педагогического просвещения родителей.

6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи».

Однако,  американский  педагог  Ричард  Арендс  отмечает: «Учителя хотят,  чтобы  нормы,  регулирующие  их   отношения   с   родителями, охватили  и  заботу  о  детях,  и  поддержали  их  учебную  программу.

В  тоже  время  большинство  учителей  не  хотят,   чтобы   родители вмешивались  в  их   классную   работу.    Вообще,   учителя   склонны сохранить  расстояние  между  собой  и  родителями. ...Правила,   как   работать    с    родителями    зависят    от конкретных  обстоятельств».

Русский педагог  Т.   Воликова  пишет:  «Формы  работы  учителя  с родителями разнообразны:

Ø   Индивидуальные:  посещение  семей  учащихся  на  дому,  беседы   с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

Ø   Групповые:   (Родители   могут   объединяться    в    группы    по образованию,  педагогической  культуре,  по  поведению  и  показателям успеваемости  их   детей.)    Здесь   выделяются:   взаимная   работа учителя  и  родителей  на  уроках,  когда  родители  помогают  учителю вести  урок;  и    работа  с  активом.

Ø   Коллективные:   классные   собрания,   общешкольные   родительские собрания,  родительские  конференции  по  обмену  опытом   воспитания, консультации,  вечера  вопросов  и  ответов,  совместные   внеклассные мероприятия и т. д.

Содержание  всех  форм  работы  школы  с  семьей   заключается   в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения».

И.В.Гребенщиков  пишет: «Родители должны  обладать  педагогической культурой.  Под  педагогической  культурой  понимается  такой  уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости  как  воспитателей  и  проявляется  в  процессе  семейного  и общественного  воспитания  детей.   Важный  компонент   педагогической культуры  родителей  –  их  сугубо  педагогическая   подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе  практики  навыки  по

воспитанию детей. Основная роль  в  повышении  педагогической  культуры  принадлежит целенаправленному    научно-педагогическому    просвещению,    которым занимается тот же классный руководитель или учитель»

С. Дапкене     выделяет     следующее      содержание       общего педагогического  просвещения  родителей:

1. Цели,  задачи  и  методы  образования  и  воспитания  молодого поколения.

2. Психологические,  физиологические  и   педагогические   основы воспитания     детей  в  семье,  особенности   детей   в   разном возрасте.

3. Обязанности   членов   семьи,   содержание,   формы,   методы, трудности,  недостатки  и  ошибки  семейного  воспитания.

4. Взаимоотношения  детей  и родителей,   способы   регулирования  отношении  между  школой  и  семьей.

5.  Проблемы    свободного    времени    и    занятости    детей, пропаганда   здоровья  и  здорового  образа  жизни.

Выделяются  следующие  формы  педагогического  просвещения:

Традиционные:

. Родительские  собрания

. Лекции

. Вечера  вопросов – ответов

. Диспуты

. Дни  открытых  дверей

Нетрадиционные:

. Деловые  игры

. Регламентированные  дискуссии.

На вопрос, на  каких  же  основах  должны  складываться  отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании,  -  отвечает  В.   А. Сухомлинский.  «Как можно меньше вызовов в школу матерей и  отцов  для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей  с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».

Эту же мысль продолжает  Вильма  Сикорските-Войшнене:  «Работая  с родителями важно достичь обоюдного откровения, познания  и  понимания, создать условия родителям познакомиться не только  с  учителем,  но  и между собой, со школой и школьной  администрацией,  подать  как  можно больше  информации   о  школе,  об  обучении,  воспитании   и   других интересующих родителей вопросах.   Обязательно  нужно  дать  родителям высказаться».

Следующее   мнение   по    тому    вопросу    в    своей    статье высказывает           Е.  Мартишаускене:     «Работа     классного руководителя   с   родителями  очень   сложна.   Их   влияние    имеет огромное  значение  для  ребенка,   однако   в   большинстве   случаев данное  влияние  стихийно.   Часто   оценка   родителями     поведения их  детей  не  совпадает  с  оценкой учителей  участников,   а   также с  оценкой  самих  учеников.   Поэтому  учитель  должен  искать  путь к  сердцу  родителей,   чтобы   дать   им   позитивное   направление. Взаимоотношения  с  родителями  укрепляются,  когда:

. учитель  родителям  старается  дать  то,  что  требуется  и  от  них (выслушивает    их    проблемы,     высказывает    понимание     и доброжелательность  по  отношению  к  их  детям);

. учитель не забывает,  что  родители   должны   смотреть   на   школу глазами  детьми  (сначала   устанавливает   контакт   с   детьми,   а затем  с их родителями);

. учитель  стремится  раскрыть  способности  родителей   в   отдельных областях  воспитания  детей;

. учитель помнит,  что  нельзя  родителям  указывать,  а   тем   более ругать  их  детей;

. учитель  надеется  на  победу  добра  в  душе  ребенка;

. учитель  делится  накопленным  педагогическим   опытом   и   т.  д.».

С. Дапкене   подчеркивает,   что    для   успешной  воспитательной работы  учитель  должен  обладать  педагогическим  мастерством:

1. Хорошо  знать и  любить  своего  воспитанника  и  свою  работу.

2. Сознательно  стремиться  достигнуть   поставленных   воспитательных целей  и  задач.

3. Эффективно  применять  воспитательные  формы,  методы  и  способы.

4. Уметь  общаться  и  взаимодействовать  с  семьей  воспитанника.

5. Поднимать  авторитет  родителей  в  глазах  учеников.

6. Передавать  родителям  научные  (педагогические,   психологические, юридические  и  др.)  знания  и  педагогический  опыт.

7. Развивать  свои  способности  и   педагогическое   мастерство.

От тех  связей  и  взаимоотношений,  которые  возникнут  в  первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.

По   мнению   В.  Н.  Ибрагимовой  содержание  работы  учителя   с родителями первоклассников определяется  «тремя основными задачами:

1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью  изучения уровня  подготовленности  первоклассников  к   школе;   соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.

2.  Управление  воспитанием  школьников  в  семье,  оказание   помощи родителям  в  правильной   организации    учебной   и   творческой деятельности первоклассника и его отдыха.

3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе».

Литовский   педагог   С.   Дапкене   предлагает   учителям   следующие « методы  познания  семьи:

. Наблюдение

. Беседа

. Анкетирование

. Метод  сочинений

. Мнение  других»   [29] 

Данную тему  продолжает  И.   В.   Гребенщиков:  «Учителю  первого класса  особенно  необходимо  за  короткий  срок   изучить   учащихся, познакомиться с родителями.

Рекомендуется провести для родителей  беседы  на  интересующие  их вопросы.  Например: «Об организации  учебы  первоклассника»;  «Учебная работа первоклассников и задачи родителей»; «Младший школьник: возраст  его особенности»; «Как помогать первокласснику в выполнении домашних заданий?»; «Воспитание сознательной дисциплины  у  детей  в  семье»  и другие».

   В.  Сикорските-Войшнене пишет: «В первом –  втором   классе  важно поощрять родителей познакомиться между собой,  обменяться  адресами  и телефонами.  Учитель должен обсудить случаи, когда родители недовольны дружбой детей.  Работа происходит  лучше,  если  она  основывается  на индивидуальных  беседах.   Следует  больше  организовывать  совместных праздников, утренников и других мероприятий.   Очень  важно  выслушать родителей,  разрешить   им   говорить,   высказать   свои   претензии школе,  учителю,  руководителям  школы.

Обычно  родители,  приходящие  в  школу  делятся  на  две  группы:

1.   Те,  которые  знают,  что  их   ребенок   в   школе   оценивается положительно,  они  ждут  похвалы.

2. Те,  которые  знают  о  трудностях  детей,  но   боятся   об этом  говорить,  избегают   учителя,   и   не   знают,   как помочь  ребенку.   Такие  родители  предпочитают  вообще  не ходить   в   школу,    ограничиться    лишь    телефонными звонками,   или   приходить   в   школу   лишь   по   вызову

учителя.   Часто   их   пугают   и   возможные   упреки   со стороны  других  родителей.    На   эту   группу   родителей учитель  должен  обратить  особое  внимание».

Советы  по  решению  проблем  взаимоотношении  между   родителями, учителем  и   учащимися   предлагает   Тома   Гедрайтене:    «  Меткое слово  учителя,  умная  и  тактичная   аргументация,   дельный   совет часто  решают  затянувшиеся,  мучительные  конфликты».

 «Для родителей учащихся первого – второго  класса характерен более высокий   уровень   воспитательной   активности   и   потребности   во взаимодействии со школой.  Они часто приходят  в  школу,  интересуются своими детьми.  И эти интересы учитель обязан удовлетворять  и  давать родителям больше информации, чем их интересует». ».

Вильма   Сикорските  –  Войшнене   выделяет    следующие   «важные аспекты  общения  учителя с  родителями  в  1 –2 –ом  классах:

.  Начинать   разговор   не   с   проблем   детей,   а   с   общих приятных  вопросов,  не  спешить  решать  проблемы;

. Показывать  внимание  родителям,  интересоваться   их   работой, домом;

. Обсудить  эмоции,  возникающие  из-за  школы,  учителей,  детей;

. Внимательно  слушать и  принимать то,  что   говорят   родители, не   критиковать   их   мнение,   а   стараться   понять,    что разрешает  им  так  думать;

. Договориться  об  общих  целях  и  на   родительских   собраниях говорить  о  том,  что  важно  всем;

. Уделять  столько  времени,  сколько  требуется;

. Мотивировать  аргументы  тем,  что  то   о   чем   вы   говорите важно  всем  и  большинство  вас  поддерживают;

.  Информировать   родителей   лично,   при   помощи   писем   или индивидуальных   бесед.    Информацию,    предназначенную    для родителей, не  передавать  через  детей   или   других   лиц  ».

Опытом  работы   с   родителями   делится   группа   учителей   из Жеймяльской  средней  школы.   Они  составили   программу   работы   с родителями,   в    которую    входило    так    называемое    обучение родителей. Для  родителей  проводились   курсы,   читались   лекции. Программа     предусматривала     просвещение      лишь      родителей первоклассников,  одна  родители  захотели   продолжить   обучение   и дальше.   В  данной  школе  проводились  родительские  вечера  поэзии, выставки,  родители  писали  пожелания  своим  детям

   «Педагоги   многих   школ   ищут   решения  проблем,   понимая   и осознавая,  что  взаимоотношения  учителей,   родителей   и   учеников замкнутый  треугольник.

Учителя                      Ученики

 

Родители

И  если  стороны  треугольника  совпадают,   то   это   прочнейшая фигура,  а  несовпадения   и   разногласия,   приводят   к   ухудшению взаимодействия  и  взаимопонимания  всех   “сторон”.    Поэтому   если школа   обвиняет   родителей,   следовательно   она   сама   допускает ошибки  и  наоборот».    

Своеобразную      «школу     для     родителей»     создала      в малокомплектной   школе    учительница    А.    Вайчюлене.     Педагог заметила,  что  родители  первоклашек  не  готовят  детей   к   школе, поэтому  просвещение  педагог  начала  с  родителей   пяти - шестилетних детей.   Кроме  этого  учительница   начала   выпускать   книжки   для родителей  и  детей.

Следовательно: «И родители нужны школе и она нужна сегодня  семье. Учитель является связывающим звеном между школой и  семьями  учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо,  так  как  без этого он оказывается лишенным очень важной информации.  У педагогов  и семьи общие цели.  Без  их  взаимодействия  жизнь  ребенка  становится беднее»   «Школа  дает  ребенку  научные  знания  и   воспитывает   у   него сознательное  отношение  к   действительности.    Семья   обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение  сопереживать  другому человеку, чувствовать  его  состояние.   Для  гармонического  развития личности необходимо и то и другое».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Взаимодействие классного руководителя с семьей

Автор: Борисова Татьяна Федоровна

Дата: 17.12.2014

Номер свидетельства: 145023

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-formy-vzaimodieistviia-klassnogho-rukovoditielia-s-roditieliami-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "112376"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408553831"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Взаимодействие классного руководителя с родителями "
    ["seo_title"] => string(57) "vzaimodieistviie-klassnogho-rukovoditielia-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "216603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433076912"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Взаимодействие классного руководителя с семьей""
    ["seo_title"] => string(61) "stat-ia-vzaimodieistviie-klassnogho-rukovoditielia-s-siem-iei"
    ["file_id"] => string(6) "293839"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455554670"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья по теме "Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_po_tiemie_proghramma_vzaimodieistviia_klassnogho_rukovoditielia_s_siem_i"
    ["file_id"] => string(6) "471008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1527227062"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Формы и методы взаимодействия классного руководителя, куратора и семьи."
    ["seo_title"] => string(76) "formy_i_mietody_vzaimodieistviia_klassnogho_rukovoditielia_kuratora_i_siem_i"
    ["file_id"] => string(6) "447162"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514450283"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства