Статья по теме "Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника"
Статья по теме "Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника"
В данной статье автор раскрывает основные аспекты и формы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника. Исходя из этого проектируется Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, рассчитанная на 4 года взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся 1-4 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника"»
Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника
Аннотация: в данной статье автор раскрывает основные аспекты и формы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника. Исходя из этого проектируется Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, рассчитанная на 4 года взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся 1-4 классов.
Ключевые слова: семья, классный руководитель, младший школьник, начальная школа, традиционные формы взаимодействия, вариативные формы взаимодействия, программа.
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает, что воспитание и социализация должны быть направлены на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, провозглашающие «демократический, характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей.
В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными словами становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.
Именно потому сейчас так актуальна идея сотрудничества учителей, родителей и учащихся.
В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика.
Исходя из актуальности темы, была определена цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать Программу взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.
Взаимодействие с родителями младших школьников является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы в начальной школе. Семья - та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Семья играет решающую роль на любом возрастном этапе развития ребенка, выполняя важнейшие функции.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок. В условиях современной школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне. В начале работы создается программа деятельности классного руководителя по воспитательной работе класса. Она создается вместе с представителями родительской общественности, с учетом их пожеланий, требований, – ведь это их дети будут воспитываться на основе данной программы. Ведь новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей.
Классные руководители в настоящее время играют ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребёнка. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
От того, как именно классный руководитель построит взаимодействие с семьей младшего школьника, во многом зависит успешность самого учащегося.
Главными формами взаимодействия школы с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные и тематические консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся.
Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. Поэтому, в практику педагогов важно включить нетрадиционные формы проведения собраний. Среди вариативных форм взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника в психолого-педагогической и методической литературе выделяют: дискуссия, диспут, семинар, круглый стол, ролевая и деловая игры, родительские чтения, родительские университеты, родительский лекторий, родительский ринг, родительский вечер, родительский тренинг, день открытых дверей в школе.
Большой выбор форм взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника и послужил ведущим обстоятельством для проектирования Программы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, реализация которой по заказу администрации должна осуществляться классными руководителями 1-4 классов.
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:
изучение семей учащихся;
работа с родителями;
работа с проблемными семьями;
сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
сотрудничество классного руководителя и родителей с другими работниками образовательной организации.
Данная Программа составлена на 4 года взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся 1-4 классов и ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель: создание условий для организации совместного продуктивного сотрудничества и сотворчества классного руководителя и родителей в воспитании и развитии детей.
Задачи:
Формировать активную педагогическую позицию родителей, повысить воспитательный потенциал семьи.
Обеспечить взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию.
Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка.
Основные направления деятельности классного руководителя внутри Программы:
обеспечение нормального физического здоровья школьников;
решение проблемы общения;
расширение познавательной сферы ребёнка;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Заключение
Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования - организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
По заказу Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Центра образования №1» города Нижний Тагил и на основании проведенного теоретического анализа была разработана авторская Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, рассчитанная на 4 года обучения. Программа уникальна тем, что учитывает основные направления деятельности классного руководителя и включает все формы взаимодействия классного руководителя с родителями, как традиционные, так и вариативные.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута. Разработанная авторская Программа была частично апробирована в соответствии с выявленными проблемами и запросами данного класса и показала, что взаимодействие классного руководителя с семьей младшего школьника через различные формы взаимодействия способствует укреплению связи школы с семьей младшего школьника, повышению уровня ответственности родителей за воспитание и обучение детей, просвещению родителей по вопросам психологии и педагогики, а также повышению степени удовлетворенности обучающихся и их качеством образования.
Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника будет успешно реализована в случае системности взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, активного участия родителей обучающихся во всех мероприятиях, организуемых классным руководителем и обновлением содержания Программы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, форм, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей с учетом особенностей общеобразовательного учреждения и развития субъекта Российской Федерации.
Библиографический список
Борисова Л. В. Семья как основа становления личности/ Л. В. Борисова // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 227-229.
Грибоедова, Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк : Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 95 с.
Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластёнина. М., 2013.
Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания// Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 180-182.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. – (Правовая библиотека образования). – ISBN 978-5-9949-0742-9.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М – во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд.– Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9.
Шумкова Т.Л. Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Т.Л. Шумкова // Сообщество взаимопомощи учителей: [сайт] – URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4284.