kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме "Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье автор раскрывает основные аспекты и формы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника. Исходя из этого проектируется Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, рассчитанная на 4 года взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся 1-4 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника"»

Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника



Аннотация: в данной статье автор раскрывает основные аспекты и формы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника. Исходя из этого проектируется Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, рассчитанная на 4 года взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся 1-4 классов.

Ключевые слова: семья, классный руководитель, младший школьник, начальная школа, традиционные формы взаимодействия, вариативные формы взаимодействия, программа.



Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает, что воспитание и социализация должны быть направлены на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012, провозглашающие «демократический, характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями» служат исходными нормами для обеспечения сотрудничества школы и родителей.

В новых социокультурных условиях постоянно происходят изменения в общественно-политическом устройстве государства. Эти изменения не обходят стороной и школу, находящуюся в процессе реформирования, прямо или косвенно влияют на все стороны учебно-воспитательного процесса. Возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными словами становятся педагогические технологии, проводятся многочисленные эксперименты, в ходе которых школа стремится повернуть к ребенку, создать условия для взаимных отношений между классным руководителем и родителями, между родителями и детьми.

Именно потому сейчас так актуальна идея сотрудничества учителей, родителей и учащихся.

В достижении этой цели роль классного руководителя неизмеримо велика.

Исходя из актуальности темы, была определена цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать Программу взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника.



Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса.

Взаимодействие с родителями младших школьников является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы в начальной школе. Семья - та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Семья играет решающую роль на любом возрастном этапе развития ребенка, выполняя важнейшие функции.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа - семья - ребенок. В условиях современной школы наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне. В начале работы создается программа деятельности классного руководителя по воспитательной работе класса. Она создается вместе с представителями родительской общественности, с учетом их пожеланий, требований, – ведь это их дети будут воспитываться на основе данной программы. Ведь новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей.

Классные руководители в настоящее время играют ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребёнка. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.



От того, как именно классный руководитель построит взаимодействие с семьей младшего школьника, во многом зависит успешность самого учащегося.

Главными формами взаимодействия школы с семьей являются индивидуальные формы работы и групповые.

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные и тематические консультации, беседы, посещения на дому. Все это традиционные формы работы с родителями учащихся.

Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. Поэтому, в практику педагогов важно включить нетрадиционные формы проведения собраний. Среди вариативных форм взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника в психолого-педагогической и методической литературе выделяют: дискуссия, диспут, семинар, круглый стол, ролевая и деловая игры, родительские чтения, родительские университеты, родительский лекторий, родительский ринг, родительский вечер, родительский тренинг, день открытых дверей в школе.

Большой выбор форм взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника и послужил ведущим обстоятельством для проектирования Программы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, реализация которой по заказу администрации должна осуществляться классными руководителями 1-4 классов.

Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:

  • изучение семей учащихся;

  • работа с родителями;

  • работа с проблемными семьями;

  • сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;

  • сотрудничество классного руководителя и родителей с другими работниками образовательной организации.

Данная Программа составлена на 4 года взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся 1-4 классов и ставит перед собой следующие цель и задачи:

Цель: создание условий для организации совместного продуктивного сотрудничества и сотворчества классного руководителя и родителей в воспитании и развитии детей.

Задачи:

  1. Формировать активную педагогическую позицию родителей, повысить воспитательный потенциал семьи.

  2. Обеспечить взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию.

  3. Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка.

Основные направления деятельности классного руководителя внутри Программы:

  • обеспечение нормального физического здоровья школьников;

  • решение проблемы общения;

  • расширение познавательной сферы ребёнка;

  • повышение воспитательного потенциала семьи.



Заключение

Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования - организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

По заказу Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Центра образования №1» города Нижний Тагил и на основании проведенного теоретического анализа была разработана авторская Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, рассчитанная на 4 года обучения. Программа уникальна тем, что учитывает основные направления деятельности классного руководителя и включает все формы взаимодействия классного руководителя с родителями, как традиционные, так и вариативные.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута. Разработанная авторская Программа была частично апробирована в соответствии с выявленными проблемами и запросами данного класса и показала, что взаимодействие классного руководителя с семьей младшего школьника через различные формы взаимодействия способствует укреплению связи школы с семьей младшего школьника, повышению уровня ответственности родителей за воспитание и обучение детей, просвещению родителей по вопросам психологии и педагогики, а также повышению степени удовлетворенности обучающихся и их качеством образования.

Программа взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника будет успешно реализована в случае системности взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, активного участия родителей обучающихся во всех мероприятиях, организуемых классным руководителем и обновлением содержания Программы взаимодействия классного руководителя с семьей младшего школьника, форм, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей с учетом особенностей общеобразовательного учреждения и развития субъекта Российской Федерации.



Библиографический список

  1. Борисова Л. В. Семья как основа становления личности/ Л. В. Борисова // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 227-229.

  2. Грибоедова, Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк : Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. – 95 с.

  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластёнина. М., 2013.

  4. Мухатаева Ж. А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания// Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 180-182.

  5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – Москва: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. – (Правовая библиотека образования). – ISBN 978-5-9949-0742-9.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М – во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд.– Введ. 06.10. 2009 г., № 373. – Москва: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025477-9.

  7. Шумкова Т.Л. Современные подходы к организации взаимодействия школы и семьи в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Т.Л. Шумкова // Сообщество взаимопомощи учителей: [сайт] – URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4284.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Попова Татьяна Андреевна

Дата: 25.05.2018

Номер свидетельства: 471008

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ    РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ»"
    ["seo_title"] => string(99) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-lichnosti-mladshiego-shkol-nika-chieriez-rabotu-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "277189"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452855802"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Программа "Доноведение""
    ["seo_title"] => string(24) "proghrammadonoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "264940"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449814406"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методические разработки по преподаванию предпрофильного курса «Школа юного организатора досуга» с использованием информационно-методических ресурсов "
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskiie-razrabotki-po-priepodavaniiu-priedprofil-nogho-kursa-shkola-iunogho-orghanizatora-dosugha-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-mietodichieskikh-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "126857"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415216983"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства