Статья "Взаимодействие классного руководителя с семьей"
Статья "Взаимодействие классного руководителя с семьей"
Статья "Взаимодействие классного руководителя с семьей"направлена в помощь классному руководителю любой параллели при выстраивании парадигмы взаимодействия классного руководителя с родительской общественностью. Статья из рубрики "делюсь опытом",что, в свою очередь, предполагает выработку рекомендаций по дифференциации семей на "благополучные" и "неблагополучные"; выработанных на практике советов по использованию индивидуальных и групповых форм работы с семье;рекомендаций по проведению действительно продуктивных родительских собраний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Взаимодействие классного руководителя с семьей"»
Взаимодействие классного руководителяс семьей.
Из опыта работы
Автор: Бондарь Наталья Васильевна.
Республика Казахстан
Жамбылская область
город Тараз
КГУ «Средняя школа №16
имени Д.М.Карбышева
отдела образования акимата
города Тараза»
Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? Взаимодействие педагогов, родителей и детей может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют планирование, подводят итоги деятельности. Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Семья рассматривается как начальная структура членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин: – однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями; – молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается; остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек; – осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкий прожиточный минимум); – гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми не остаётся времени.
Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются: – по количеству детей: многодетные, молодёжные, однодетные и бездетные; – по составу: 1) только супруги, 2) родители и дети,3) дети, родители родителей; – неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка; – внебрачная семья: когда женщина рожает и воспитывает детей, не зарегистрировав брак.
Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу. В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений.
Мы, педагоги, делим семьи на «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки: – в «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей. – «формально-благополучные» благополучие нередко носит видимый характер, т.е. определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей; – «неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефектные воспитания -постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это делает его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в жизни; – родился новый тип: семьи высокообеспеченные и сверх обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.
Следует помнить, что характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы. Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести: беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи. При посещении семьи желательно соблюдать следующие условия: – не приходить в семью без предупреждения; – не планировать свой визит более чем на 5- 1О минут (чтобы не быть обременительным); – не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться), придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»; – нельзя вести беседу в агрессивных тонах; – не поучайте родителей, а советуйте; -- желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание .
Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.
Структура проведения родительского собрания. Собрание организуется 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создание своего рода программы для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку, выпустить тематическую газету, подобрать литературу для родителей, подготовить небольшое выступление детей).
Не менее значима форма приглашения родителей на собрание.
Например: Уважаемая Татьяна Ивановна и Игорь Григорьевич! Приглашаем, Вас на родительское собрание, которое состоится 10 сентября 2015 г. в 18.00 часов в школе. Тема собрания: «Влияние семейной атмосферы на успеваемость учащихся». Классный руководитель: Бондарь Н.В.
Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток.
Примерная структура родительского собрания. Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привлекают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа. 1.Вступительное слово классного руководителя 5 минут (представление гостей). 2. Анализ анкет родителей классным руководителем, чтобы ярче обнаружить проблему встречи (5-7 мин.)( по необходимости) 3.Вступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин.) 4.Обсуждение проблемы родителями (20 мин.) 5.Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече.
Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения в их преодолении.
Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов, диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами)
Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает: – обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы; – участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, в организации экскурсий; – помощь в оформлении; – ремонт кабинета; – создание органов самоуправления (родительский комитет, проблемные группы).
Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с Конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ребёнка и защите детства. Таким образом, успешное взаимодействие классного руководителя и семьи заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.
АНКЕТА «Воспитание трудолюбия в семье» 1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи? а) Да; б) Нет. 2. Имеет ли ребёнок трудовые обязанности в семье? а) Да в) Эпизодические б) Нет г) Не имеет д) Постоянные; 3. Как относится ребёнок к их выполнению? а) Выполняет охотно; б) Уклоняется; в) Пассивен; г) Только за вознаграждение. 4. Поощряете ли Вы ребёнка за выполнение трудовых поручений? а) Да; б) Нет. 5. Наказываете ли Вы ребёнка за невыполнение? а) Да; б) Нет; в) Иногда. 6. Привлекаете ли ребёнка к совместной работе? а) Да; б) Нет; . в) Иногда. 7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребёнка? а) Да; б) Нет. 8. Знаете ли ребёнок об этих разногласиях? а) Да; б) Нет. 9. Какой труд Вы предпочитаете для ребёнка в будущем? а) Физический; б) Интеллектуальный.
АНКЕТА «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка» 1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребёнка на весь день. а) Да; б) Нет. 2. Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти до школы вместе с ребёнком? а) Да, я часто так делаю; б) Нет, я не вижу в этом необходимости; в) Нет, но хотелось бы знать мнение других. 3. Какой вопрос Вы задаёте ребёнку по возвращении его из школы? а) «Какие оценки ты сегодня получил?»; б) «Что было интересного в школе?»; в) «Что ты сегодня натворил?». 4. Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неуда-чи ребёнка в школе? а) Я много об этом читал, знаю многое; б) Я мало что знаю об этом; в) Не знаю ничего. 5. Знаете ли Вы, что создаёт в семье обстановку сует, что служит перегрузкой для нервной системы ребёнка? а) Да, я знаю; б) Знаю, но хотелось бы знать больше; в) Не знаю ничего. 6. Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребёнка дома и оказания разумной помощи? а) Да, он необходим; б) Нет. 7. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъем-лемой частью воспитательного процесса в семье? а) Да, это единственный способ воздействия на ребёнка; б) Да, но я избегаю этого; в) Нет, это неверно.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. – с. 304.
2.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление)
3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая библиотека).
4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.