kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Все о шахматных комбинациях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область - внеклассная работа. Статья ориентирована для педагогов дополнительного образования. В ней  даётся  описание как педагог может раскрыть раздел шахмат темы "Комбинация". Приводится пример объяснения некоторых шахматных комбинаций на практике, отражающих необычность и красоту достижения победы партии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Все о шахматных комбинациях »

ВСЕ О ШАХМАТНЫХ КОМБИНАЦИЯХ


Сегодня во всём мире шахматы столь популярны, что невольно задаёшься вопросами: «Почему так происходит? Чем объяснить притягательную силу этой старинной игры?». До сих пор нет строго научного определения, что такое шахматы. Одни считают шахматы лучшим отдыхом, другие – это только спорт, многие считают, что шахматы сродни науке, а кто-то утверждает, что шахматы ближе всего к искусству, так как лавное в них – эстетическая сторона. Играя в шахматы, ребёнок живёт в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов доставляют истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном – необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Лично, на мой взгляд, шахматы являются сплавом науки, искусства и спорта. В этом мне видится секрет их популярности. И каждый находит в них то, что больше соответствует его вкусам и характеру. Для одного это строгий научный анализ и точность мышления, для другого – азарт борьбы и столкновение идей, для третьего – эстетическая красота логики или, наоборот, красота парадокса.

Надо отметить, что в шахматах, как правило, всё решает превосходство в материале. Однако, так бывает далеко не всегда.

На начальном этапе знакомства с шахматами обучающимся необходимо запомнить ряд правил. Самая сильная фигура на доске – ферзь: его сила примерно равна трём лёгким фигурам или двум ладьям. Следующей на чаше весов оказывается ладья: по силе равна слону или коню и ещё двум пешкам. Слон и конь в табеле о рангах занимают третье место: их сила примерно равна трём пешкам.

Но все эти азбучные истины часто теряют своё значение в процессе игры. Ведь ценность фигур зависит от взаимного расположения их на доске.

Разберем комбинацию.



Бывает, что конь оказывается сильнее ферзя, а сторона, обладающая материальным перевесом, терпит поражение из-за неудачного положения своего короля. Но такое бывает редко когда пешка или конь сильнее на одной диагонали. Белый ферзь связан он не может сойти с вертикали d (иначе белый король окажется под шахом), и закрыться ферзю от напавшей на него ладьи тоже нечем. Кроме того, на одну белую ладью напал черный конь – она стоит под боем, и вторая белая ладья не в лучшем положении, ей приходится сдерживать черную проходную пешку. Если ладья сдвинется с места, черные сразу смогут поставить на доску ещё одного ферзя. Кажется, что белые погибли. А что, если попытаться выручить своего ферзя? 1. ... Лf 1 – f 8 +…(на выручку ферзю приходит ладья, освобождая его от СВЯЗКИ). 1. … Лd 8: f 8 2. Фd 6 – d 5 + … (Освобожденный ферзь приступает к боевым действиям). 2. … Лf 8 – f 7 3. Фd 5 : а 8 + Лf 7 – f 8 4. Фа 8 : а 2 + … (Теперь и ферзь выручает своего товарища). 4. … Лf 8 – f 7 5. Фа 2 – а 8 + Лf 7 – f 8 6. Фа 8 – d 5 + Лf 8 – f 7 7. Ла 1 – а 8 x .

Как видно ферзь очень сильная фигура! Но нужно отметить, что сила фигуры зависит от позиции.

Бывают позиции, когда ради того, чтобы запутать противника, обострить игру или повернуть партию в свою пользу, мы сознательно решаем пожертвовать материалом. Оценка положения в партии определяется не только количественным соотношением материала, но и ещё и временем, пространством и положением королей. Один из важнейших принципов шахматной стратегии получить преимущество в пространстве. Если ты смог обеспечить своим фигурам большой простор действий, значит, ограничил свободу действий противника.

Разумеется, трудно, а порой и невозможно во время турнирной партии гарантированно определить все последствия жертвы. Но как говорил австрийский гроссмейстер Рудольф Шпильман, «если требовать от каждой жертвы безусловной аналитически доказуемой правильности, то следовало бы вычеркнуть из шахматной игры все элементы риска». Так что оценивать жертву нужно не с точки зрения её правильности, а с точки зрения её опасности для противника.

Нельзя точно определить, когда выгодно и когда не выгодно идти на большие материальные жертвы, всё постигается собственным опытом. Но есть некоторые ориентиры, помогающие принять решение. Если в результате жертвы резко повысится активность твоих фигур, на такую жертву можно идти. Практикой установлено, что почти всегда есть смысл пожертвовать пешку, а иногда и фигуру, чтобы задержать противника ладьей или ферзем. Очень часто ладья, лёгкая фигура и пешка являются вполне достаточной компенсацией за ферзя, в особенности, если в лагере противника образуются слабости. Три пешки могут скомпенсировать потерянную фигуру. В борьбе против ладьи трудно установить точное соотношение: хотя сила пешек в эндшпиле возрастает по мере их продвижения вперёд.

Жертвенные комбинации бывают двух типов: тактические, построенные на точном расчете вариантов и интуитивные, основаны на глубоком понимании позиции, точному расчету не поддаются.

Как не вспомнить известного немецкого мастера Адольфа Андерсена. Каждая его партия – это своеобразный урок на тему: «Атака и комбинация». Получив атаку, Андерсен стремился завершить её красивой комбинацией. В этом он был непревзойдённым мастером.

В одной из партий против польского мастера Кизерицкого Андерсен пожертвовал слона, две ладьи и ферзя и оставшимся слоном и двумя конями заматовал неприятельского короля, которого не смогли защитить все находившиеся в этот момент на доске чёрные фигуры. Современники назвали эту партию Андерсена «Бессмертной». А вот какую блестящую комбинацию провёл Андерсен в партии против немецкого мастера Дюфреня.



  1. Ле 1 : е 7 + ! Кс 6 : е 7

  2. Фа 4 : d 7 + ! Кре 8 : е 7

  3. Сd 3 – f 5 + +

Ради этого двойного шаха белые пожертвовали ферзя. Теперь, несмотря на то, что обе белые фигуры под боем и белому королю грозит мат, черные беспомощны: закрыться от двойного шаха невозможно, поэтому черным остается отойти королем на поле с6 (тогда белые дают мат 4. Сd 7 x) или сыграть: 3. … Крd 7 – е 8 (что тоже не принесет им спасания).

4. Cf 5 – d 7 + Кре 8 – f 8

5. Са 3 : е 7 x.

Таким образом, шахматные комбинации наполняют сердца каждого ценителя шахмат творческой радостью. Мы восхищаемся красотой комбинаций, где в борьбе белых и чёрных фигур воплощаются самые фантастические замыслы. Шахматист может только в том случае считать себя настоящим, если ему удалось раскрыть тайны глубоких комбинационных идей.

Только в результате неустанной и серьёзной тренировки, в практической борьбе удаётся шаг за шагом приблизиться к намеченной цели. Особое значение я придаю самостоятельным тренировкам учеников. Эти тренировки должны ускорить процесс развития комбинационного зрения, научить их самостоятельно мыслить, не теряясь в неожиданных ситуациях.


Используемая литература:

  1. Кобленц А.И. Рассказы о комбинациях. – М.. 1970. – с. 3

  2. В. Зак, Я. Длуголенский Я играю в шахматы. – Ленинград, Детская литература, 1980.

  3. Губницкий С.Б. Уникальный полный курс шахмат.– М.: АСТ. Астрель Полиграфиздат, 2011.

  4. Калиниченко, Линдер Полный курс. Шахматы. – М.: Астрель, 2009.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Все о шахматных комбинациях

Автор: Барахтенко Елена Николаевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 170972

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Современная хореография"
    ["seo_title"] => string(29) "sovriemiennaiakhorieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "321125"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461228550"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Элементы комбинаторики. Решение задач на вычисление числа размещений, перестановок и сочетаний."
    ["seo_title"] => string(80) "eliemienty_kombinatoriki_rieshieniie_zadach_na_vychislieniie_chisla_razmieshchie"
    ["file_id"] => string(6) "380626"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484677514"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Русский народный танец. Стилизация."
    ["seo_title"] => string(34) "russkiinarodnyitanietsstilizatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "295898"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455886694"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Партерная гимнастика (1 год обучения)"
    ["seo_title"] => string(42) "partiernaia_ghimnastika_1_ghod_obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "356641"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478607127"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Партерная гимнастика"
    ["seo_title"] => string(23) "partiernaia_ghimnastika"
    ["file_id"] => string(6) "433813"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508671829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства