Воспитательная работа в системе дополнительного образования детей
Воспитательная работа в системе дополнительного образования детей
В системе образования дополнительное образование своеобразный феномен. На всем протяжении истории отношение к дополнительному образованию и его участию в образовании и воспитании человека постоянно менялось: от полного непризнания – до отведения ему главной роли. Передовые мыслители сначала в философии, а затем и в педагогике рассматривали внешкольное образование как ступень, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретает свое признание, индивидуальность, место в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная работа в системе дополнительного образования детей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Воспитательная работа
в системе дополнительного образования детей»
В системе образования дополнительное образование своеобразный феномен. На всем протяжении истории отношение к дополнительному образованию и его участию в образовании и воспитании человека постоянно менялось: от полного непризнания – до отведения ему главной роли. Передовые мыслители сначала в философии, а затем и в педагогике рассматривали внешкольное образование как ступень, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретает свое признание, индивидуальность, место в жизни.
Впервые определение дополнительного образования как вида образования было опубликовано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». По закону, дополнительное образование направлено на полное удовлетворение образовательных потребностей человека в плане интеллектуального, умственного, морального, физического и профессионального развития и не сопровождается повышением уровня образования.
В последнее время дополнительное образование активно развивается как вариативный компонент учебного плана общеобразовательных школ, детских садов и других учреждений образования.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [16] учреждение относится к данному типу, если:
- в нем реализуются дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности;
- его образовательная деятельность нацелена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение и творческий труд обучающихся, формирование их общей культуры;
- в его деятельности учитываются запросы детей, национально-культурные традиции;
- в нем решаются задачи адаптации обучающихся к жизни в обществе и организации их содержательного досуга;
- в нем ведется массовая и методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников;
- оно оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной работы.
Основное назначение учреждений дополнительного образования детей – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Реализовывать это назначение в полной мере позволяют особенности учреждений дополнительного образования, которые отличают их от других типов образовательных учреждений.
Система дополнительного образования для детей – это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.
Важнейшей функцией дополнительного образования является воспитательная.
Воспитание рассматривается в современной учебной литературе как социальное взаимодействие между педагогом и обучаемым, направленное на сознательное овладение социальным и духовным опытом, формирование социально значимых ценностей и социально приемлемого поведения воспитанников. Воспитание – это длительный и непрерывный процесс, результаты которого имеют отсроченный характер и не могут быть жестко заданы заранее [5].
Воспитание– деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества.
Воспитательная работа – это воспитательная деятельность, направленная на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Педагогическая и воспитательная деятельность по большому счету представляют собой идентичные понятия. Такое понимание взаимосвязи между воспитательной работой и преподаванием подчеркивает важность тезиса о единстве воспитания и обучения.
Дополнительное образование детей – это специальная образовательная сфера, которая имеет свои ориентиры и содержание воспитания детей. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности.
Цель воспитательной работы в организациях дополнительного образования: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально – мобильной, востребованной в современном обществе.
Задачи:
1. Организовать единое образовательное пространство, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося;
2. Развивать самоуправление учащихся, предоставить им реальную возможность участия в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности;
Содействовать формированию сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.
Сегодня воспитание рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий. Создание воспитательной системы в образовательном учреждении способствует гуманизации отношений в коллективе, формирует условия, позволяющие объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного учреждения.
Для реализации возможностей воспитательной работы в системе дополнительного образования необходимо внедрять современные, эффективные методы, технологии и приемы воспитания, а также постоянно следить за эффективностью ее реализации.
В качестве одного из основных направлений обновления содержания воспитания должно стать повышение профессионализма и компетентности педагогов дополнительного образования. В рамках новой модели деятельности педагогов дополнительного образования на первый план выходит умение общаться с воспитанниками, стимулировать их духовную энергию, максимизировать самовыражение, осуществлять патриотическое и духовно-нравственное воспитание, активизировать интеллектуальное, творческое и физическое развитие, развивать творческий потенциал.
Слово планирование – процесс определения целей и задач воспитательной работы и средств их решения.
Планирование – ядро воспитания как целенаправленной деятельности, это область творчества педагога.
Планирование позволяет педагогу:
- четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
- предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно-воспитательного процесса в классе, окружающие условия;
- целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;
- проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;
- видеть перспективы собственного самосовершенствования – общечеловеческого и педагогического.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, федеральные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; вызовы для участия в них.
Воспитательная работа педагога дополнительного образования отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
План воспитательной работы является составной частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
План – это документ, в котором в определенной последовательности в изложении воспитательной работы с учащимися на конкретный период раскрываются ее:
- цель;
- содержание;
- объем;
- методы;
- этапы;
- место и сроки выполнения.
В плане указывается не только общий замысел воспитательной работы, но и предусматривается ее ход и развитие.
В плане педагога в единстве отражаются комплексный, деятельностный и личностный подходы, принятые в теории педагогики. В соответствии с основными объектами воспитания – коллектив, деятельность учащихся и развитие индивидуальности.
Педагог планирует мероприятия, которые будет проводить в объединении:
- использование интернет - ресурсов;
- ведение по направлению деятельности на сайте учреждения дополнительного образования;
- ведение собственного сайта;
- массовые мероприятия учебного характера (к ним относятся итоговые, отчетные, открытые занятия, выставки, участие в конкурсах и т.д.);
- массовые мероприятия воспитательное - развивающего характера (тематические праздники, дни рождения, календарные праздники, традиционные народные праздники).
Дополнительное образование имеет богатый опыт воспитательной работы. В последнее время большое внимание уделяется развитию индивидуальности детей, их разнообразных способностей. Кроме того, образовательную деятельность невозможно представить без реализации таких исторически сложившихся функций, как культурно-досуговая и функция предпрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей.
Главным организующим началом в учреждениях дополнительного образования является творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм.
Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки, конкурсы и другие формы.
Результатом деятельности ребенка не могут быть только знания, умения и навыки, а чаще всего – воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности (техническая модель, исследовательская работа, проект, декоративно-прикладное изделие, сыгранная роль, исполненное произведение и т. д.).
С годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны; и стремление педагога быть значимым для ребенка – с другой.
Определенный интерес представляет педагог дополнительного образования. Он интересен уже тем, что дети сами его выбирают, добровольно посещают занятия. Исследования показывают, что для многих детей педагог дополнительного образования – самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожими.
Чаще всего педагоги дополнительного образования – творческие личности, поскольку тот, кто стремится побудить в воспитаннике творческую жилку, должен иметь источник творчества в самом себе.
В личности педагога дополнительного образования, как носителя национальной культуры кроется огромная сила. В его труде много общего с трудом народного мастера. Часто они являются сами настоящими мастерами профессионалами.
Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает моделирование образовательного процесса, разработка авторских образовательных программ, конструирование образовательного пространства, а также дизайн среды, позволяющий наиболее полно осваивать конкретный вид деятельности.
Полное представление о возможностях дополнительного образования невозможно без анализа особенностей его содержания, к которым можно отнести следующие:
- Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. Его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов.
- Дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях – художественной, музыкальной технической, спортивной, экологической и многих других.
Часто, занимаясь в учреждениях дополнительного образования, ребенок осознанно выбирает будущую профессию и начинает готовиться к ней. На уровне начальной профессиональной подготовки дети имеют возможность углубления знаний, умений и навыков в конкретной профессии, постепенного приспособления, привыкания новичка к требованиям, режиму работы, содержанию профессиональных обязанностей, особенностям рабочего места. Освоение будущей профессии часто совершенствуется в процессе участия детей в производственной деятельности учреждений дополнительного образования.
Одной из важнейших в деятельности педагога дополнительного образования является задача формирования у учащихся элементов творческого мышления, интеллектуальной активности, творческой фантазии, эмоционального восприятия мира. Включение ребенка в процесс творчества необходимо для дальнейшего его профессионального самоопределения и саморазвития. Основной путь формирования и развития творческих способностей детей – включение их в активную творческую деятельность с самого раннего возраста, предоставление им возможности самостоятельного творчества, включение в эксперимент, создание условий для моделирования и конструирования.
Все перечисленные особенности делают дополнительное образование привлекательным для детей, позволяют ребенку найти сферу самореализации и удовлетворения своих интересов и потребностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. – 2009. – №7.
2. Воскобойников, В.М. Как определить и развить способности ребёнка/В.М. Воскобойников. – СПб., 1996.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.П. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2016.
5. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие/под ред. Е. Б. Евладовой. А. В. Золоторёвой.С. Л. Паладьева. – М.: Академия, 2014.– 296 с.
6. Кутеева, О. Планирование воспитательной работы на основе личностно-ориентированного обучения/О.Кутеева// Классный руководитель. – 2001. – №1. – С.55-65.
7. Маленкова, П.И. Теория и методика воспитания/П.И.Маленкова. – М., 2002.