Воспитательная работа в организации дополнительного образования
Воспитательная работа в организации дополнительного образования
Данная статья предназначена для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования, учителей. В статье раскрываются приоритетные направления воспитательной работы в организации дополнительного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательная работа в организации дополнительного образования»
Воспитательная работа в организации дополнительного образования
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением.Согласно стратегии воспитания в Российской Федерации до 2025 года основной целью воспитания являетсяразвитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В связи с чем, необходимо тесное взаимодействие в процессе воспитания всех субъектов – педагогов, родителей, детей. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Система дополнительного образования детей – это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс, создает атмосферу взаимного интереса и партнерства между педагогами и обучающимися. Именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующие формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.
Именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.
Педагог проводит воспитательную работу на учебном занятии, при проведении воспитательных мероприятий в объединении- экскурсий, бесед, участий в межведомственных профилактических акциях, организации участия детей в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, при организации профориентационной работы с детьми, работе с родителями и т.д.
Решающим же фактором является желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.
У творчески работающего педагога – творчески развитые дети. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, в связи с чем, каждому педагогу необходимо развиваться. Развитие - главный показатель профессиональной компетентности педагога. Так как к решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. И именно этому учатся дети у нас . Педагог – это не просто профессия, это образ жизни.
В организации воспитательного процесса личность педагога имеет огромное значение.
Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча:
в сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления воспитательной работы с детьми:
Гражданско-патриотическое направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных патриотических и национальных мероприятиях.
Духовно-нравственноенаправлено на усвоение и принятие обучающимися культурных, духовно- нравственных, базовых национальных ценностей и традиций.
Физкультурно-оздоровительное
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья является одной из самых древних форм целенаправленного воздействия на подрастающее поколение.
Культурно-историческое
Культурное наследие это высшие ценности культуры и искусства, составляющие «золотой фонд» нации.
Правовоесостоит из комплекса мер, направленных на формирование терминологического аппарата, закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам, формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства – необходимая часть жизни в обществе.
Профилактическое направлено на создание системы профилактической работы, способствующей снижению показателей по безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, их адаптации в социуме.
Реализация выделенных направлений воспитательной работы позволяет организовать в учреждении дополнительного образования интересную и событийно насыщенную жизнь, что способствует профилактике антисоциального поведения обучающихся.