МОУ ДДД и МШВ Сельниковская начальная школа-детский сад
ДОКЛАД
Приготовила:
Костикина Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов
20 ноября 2014 год
В моем выступлении речь пойдет о гражданско-патриотическом становлении обучающихся начальных классов. Воспитание учащихся начальной школы в данном направлении очень своевременно для усвоения нравственных норм и ознакомления с общественной жизнью.
Через изучение курса «Окружающий мир» ребята познают ту реальную социальную действительность, которая их окружает.
Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты.
Например, знакомя детей с историей страны, я просила их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма я начинаю с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно.
Я познакомила детей с флагом, гербом, гимном России и Москвы. На следующем занятии мы рисовали Российский флаг. Дети запомнили расположение цветов. 1ноября прошёл праздник посвящённый Дню независимости России, дети не только выучили стихотворения о Родине, но и поиграли в подвижные игры. Так же прошла беседа посвящённая Бородинскому сражению. 20 февраля прошёл праздник посвящённый Дню защитника отечества. Дети выучили стихотворения. Так же словарь детей пополнился новыми словами: воин, парад, курсанты, погоны. Так же мои дети участвовали в классном часе посвящённом Сталинградской битве. Дети выучили стихотворения и познакомились с краткой исторической справкой.
Известная эмоциональность младших школьников диктует мне необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе наглядны, т.к. сухость здесь противопоказана.
Ребенок должен эмоционально пережить то, о чем ему рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях).
Так, запланированная встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, музыкальное поздравление, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захочется повторить.
Организуя гражданско-патриотическое воспитание, я учитываю и такую особенность младших школьников, как активность. Работа в группе очень нравится детям. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому мы используем игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и др.
Огромную роль в воспитании младших школьников играет учитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему.
Например, после классного часа, посвященному блокадному Ленинграду, дети на столько прониклись, что на следующий день девочка принесла в класс медали и ордена своего прадеда, со всеми документами, в которых все зафиксировано. Поэтому наш классный час продолжился и на следующий день, и на этот раз рассказчиками были сами дети. Они поведали много историй о своих прадедах, услышанных из уст своих родителей.
Воздействие семьи на воспитание патриотизма усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Ребенку об этом рассказывают, показывают семейные реликвии (ордена, медали, заметки из газет, фотографии, письма, стихи, рассказы, книги и т. д.), идут вместе с ним на могилы воинов, павших, защищая нашу землю от врагов, кладут цветы. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.
Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в гражданско-патриотическом воспитании я широко использую игру, игровое оформление, игровые моменты. Это познавательные, экологические, подвижные игры, участие в общественных акциях, игровые названия, девизы — все то, что делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
Этические беседы формируют гражданско-патриотические представления детей; разъясняют нормы и правила поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.
Темы бесед, проводимых в наших классах: «Сохраняй красоту и богатство природы – это наш общий дом», «Безнравственно только брать от природы, надо обогащать её», «Я и моя малая Родина», «Кого мы называем добрым?», «Что такое «красивый поступок»?», «Земля – уникальное творение Вселенной», «Что значит быть патриотом?», «Пусть всегда будет мама», «Красивое и уродливое», «Всё в мире создано трудом», «Какой след ты оставишь на Земле?», «Уважай и почитай родителей: они дали тебе жизнь» и др.
Классному часу отводится ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Наши классные часы имеют самую разнообразную тематику. Например, «От старины до наших дней», «Наша Конституция», «Наши права», «Земля отцов – моя земля», «Дети Великой Отечественной войны», «Свеча памяти», «Я – продолжатель своего рода», «Государственные символы» и др. объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.
Праздник – это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Праздник требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.
В своей работе используем праздники как средство сплочения детей, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить свое единство с классом, школой, городом, страной.
Заключение
Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании необходимо использовать разнообразные формы работы.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей.