ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- формировать представление о принципе измерения длины с помощью условной мерки
- формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано
- закреплять умения ориентироваться в пространстве, используя понятия «вправо, влево»
- закреплять «читать» карточки - схемы по блокам Дьенеша
- закреплять умения решать логические задачи
- упражнять в умении называть дни недели, их порядковый номер
- формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их
- формировать понятие числовой последовательности, отношений «право-лево»
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность
- развивать зрительное и слуховое восприятие
- развивать речевую активность детей
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор
- воспитывать чувство отзывчивости, взаимопомощи
- воспитывать чувство признательности к окружающему миру, к сверстникам
Предварительная работа с детьми:
- чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»
- рассматривание иллюстраций с изображением природы родного края и тундры»
- чтение стихотворения «Дни недели»
ОБОРУДОВАНИЕ: цветок, веревка или лента, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, геометрические фигуры (шар, куб), карточки-схемы, иллюстрации с изображением деревьев, деревянные бруски, геометрические фигуры из ковролина, листы бумаги в клетку, простые карандаши.
- Догадались? К нам в гости прилетел волшебный цветок – цветик- семицветик!
На обратной стороне лепестков у него приготовлены задания для вас и если все задания будут выполнены, он наградит вас за старание. А это будет для вас сюрприз.
Воспитатель: Хотите сюрприз получить?
Дети: Да! Хотим.
Актуализация темы.
Воспитатель: Тогда принимаемся за работу.
(воспитатель срывает по лепестку, показывает детям ,они называют его цвет, а на обратной стороне каждого лепестка задание, которое дети выполняют)
1 лепесток.
ЗАДАЧКИ ДЛЯ УМА:
- Сколько спинок у трех свинок?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Сколько животиков у пяти бегемотиков?
- Сколько рогов у двух быков?
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?
- Сколько задних лап у двух зайчат?
- Сколько домишек у ста муравишек?
2 лепесток
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Посади правильно деревья»
На доске две картины, на одной изображена природа нашего края, на другой природа тундры. У детей карточки с изображением деревьев, которые надо расположить, где они растут.
Воспитатель:
- какие деревья растут в нашем крае?
- какие деревья растут в тундре?
- почему в тундре не растут высокие деревья?
3 лепесток
ИГРА «КТО, КАКОЙ ПО СЧЕТУ?»
Воспитатель детям предлагает определить количество игрушек, расположенных в ряд, назвать их порядковый номер (количество игрушек - 10, считать надо слева направо.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие-нибудь игрушки похожи на геометрические фигуры? Если есть назовите их (куб, квадрат).
- какую из них можно катать по полу, почему?
- почему нельзя куб катать? (ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, вы молодцы, приглашаю вас размяться и вспомнить дни недели!
В понедельник – я купался (машут руками)
А во вторник – рисовал (руками вверх-вниз)
В среду – долго умывался (моют лицо)
А четверг – в футбол играл (пинают мяч)
В пятницу – я прыгал, бегал,
Долго, долго танцевал (кружатся)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал (хлопают)
- Какой первый день недели?
- Какой четвертый день недели?
-Как мы называем середину недели?
- Как называются суббота и воскресенье?
-Вторник, какой по счету?
-А пятница?
4 лепесток.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «На помощь зайцу»
Воспитатель рассказывает детям, что в лесу в своем домике сидит Заяц, по одной дорожке к его дому бежит Лиса, чтобы выгнуть его из домика, а по другой дорожке спешит к нему Петух, чтобы спасти Зайца. Давайте выложим дорожки и определим кто прибежит первый?.(выкладывают дети дорожки их деревянных брусков и геометрических фигур из ковролина)
Воспитатель:
- Какая из дорожек короче? Какая длиннее? (Дети высказывают свои предположения, делают выводы)
Воспитатель: Чем можно измерить дорожки?
Дети: Можно измерить веревкой, бумажными полосками, ленточками, шагами.
Воспитатель: Сколько шагов надо сделать, чтобы пройти по первой тропинке? По второй тропинке?
(Ответы детей)
Воспитатель: Если мы измеряем шагами дорожки, скажите, на сколько шагов одна дорожка короче другой?
-Кто же прибежит первый?
(ответы детей)
Восприятие и усвоение нового
5. лепесток
Практическая часть «Построй фигуру» (блоки Дьенеша)
Воспитатель: Ребята, цветик- семицветик просит собрать автомобиль из геометрических фигур по схемам, которые лежат на столах. Пожалуйста, можете приступать к заданию.
- Ребята, все справились с заданием, а теперь посмотрите друг у друга верно ли выполнено, и если есть ошибки, исправьте их.
-Итак, автомобили собраны ,подумайте, чем интересен ваш автомобиль.
(варианты ответов детей)
6 лепесток
Отгадайте загадку: В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит? (поезд)
Воспитатель: постройте каждый себе поезд, вагонов в нем может быть сколько вы пожелаете ( может два, а может 4)
- Сосчитайте вагоны в поезде слева направо
- какого цвета первый вагон, последний вагон
- А сейчас возьмите самую короткую палочку- это будет пассажир, поместите его в центральный вагон
- Как вы догадались, что данный вагон центральный?
-Какого он цвета?
7 лепесток. Соедините точки по порядку. Что получилось? (конфета)
Перед детьми листы в клетку, простые карандаши.
Подведение итогов
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Какое задание волшебного цветка вам больше всего понравилось выполнять? В чем вы затруднялись?
В заключении, сюрприз от волшебного цветка. (воспитатель раздает конфеты)
Используемая литература:
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду». Издательство «Мозаика-Синтез». г. Москва 2006 г.
2. Р. М. Хамидулина «Математика. Подготовка к школе». Издательство «Экзамен». г. Москва 2009 г.