Приветствует учащихся. (Звучит песня «Улыбка») Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта. Ну-ка, дети, соберитесь, И друг другу улыбнитесь! -Улыбнулись? -Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! -Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Раздаю учащимся пригласительные билеты с № группы (4 группы) на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. (выдёргивают карточки) Учащиеся рассаживаются по группам: «Доброта», «Милосердие», «Уважение », «Радость» - Мы с вами разделились на 4 группы. -На какие? («Доброта», «Милосердие», «Уважение », «Радость») -На занятии мы будем говорить о поступках ваших и других людей, будем учиться дарить людям радость своими поступками, быть внимательными, будем учиться общаться. - Кто уже догадался, какова тема нашего занятия? (говорить про поступки какие они бывают) - Попытайтесь её сформулировать? (Поступки людей) - Тема нашего занятия: Добрые и недобрые поступки людей - Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно рассматривать добрые и недобрые поступки, знать правила вежливости?( чтобы мы стали лучше, добрее, терпимее друг к другу.) -Прочитаем девиз нашего занятия:( на доске) Чтобы радость людям дарить, Надо добрым и вежливым быть! - Ключевое слово сегодня: доброта? - Что же такое доброта? Доброта – это отзывчивость, вежливое обращение и доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим. Работа в группах (каждая группа расшифровывает слово Доброта) - Каждое слово несет в себе определенную информацию. Расшифруйте, пожалуйста, это слово. -Подберите слова на каждую букву этого, которые обозначают добрые поступки. Д – добродушный, добрый, доверчивый О – открытый, отзывчивый Б – благотворительный, благотворящий, благородный Р – решительный, радостный О - ответственный Т – толерантный, терпеливый, трогательный А – активный Проверка работы в группах.(зачитывает 1 ученик из каждой группы) - Молодцы! А теперь я предлагаю вам совершить путешествие . -Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях (напечатать) “Море Вежливости”. “Остров добрых людей”. “Непроходимое болото трудных задач”. “Опушка сказочных героев”. “Озеро добрых поступков”.
1 остановка « Море вежливости» -Что такое вежливость? Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. -Какие правила вежливости вы знаете? - У вас на столах лежат конвертики со словами, из которых вы должны составить правила вежливости. У каждой группы по 1 правилу. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек. В разговоре и игре помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших. Не отвечай на грубость грубостью. Игра “Вежливо — невежливо” -Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, отвечайте: «вежливо или невежливо» и выполняйте движения головой: кивок или повороты в стороны. Поздороваться при встрече? (вежливо) Толкнуть и не извиниться? (невежливо) Говорить: «Спасибо» за подарок?(вежливо) Обозвать обидным словом соседа?(невежливо) Бегать по коридорам, сбивая всех с ног? (невежливо) Помогать родителям? (вежливо) Помочь подняться по лестнице бабушке. (вежливо) Не вставать на обращение учителя.(невежливо) Свистеть, кричать, шуметь в школе. (невежливо) Уступить место старшим. (вежливо) Попрощаться уходя.( вежливо) Обижать младших. ( невежливо) Пожилых уважать. (вежливо) Уважать желание других? (вежливо) - Остановимся на последней фразе. -В каждом классе есть ребята, которые забывают об этом правиле: пристают к другим детям и заставляют их делать то, чего они не хотят. -К чему это приводит? (к дракам, ссорам) -Убедимся в этом ещё раз. -Послушайте басню «Хочу бодаться» (басня С.Михалкова) Это был ужасно приставучий козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем: - Хочу бодаться! Давай бодаться! - Отстань от меня! – сказал индюк и важно отошёл в сторону. - Давай бодаться! – пристал козлёнок к поросёнку. - Отвяжись! – ответил поросёнок и зарылся пятачков в землю. Подбежал козлёнок к старой овце. -Давай бодаться! - Отойди от меня! - попросила овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться! - А я хочу! Давай пободаемся! Промолчала овца, а сама отошла в сторону. Увидел козлёнок щенка. - А ну! Давай бодаться! - Давай! – обрадовался щенок и больно укусил козлёнка за ногу. -Постой! – заплакал козлёнок.- Я хочу бодаться, а ты что делаешь? - А я хочу кусаться! Ответил щенок и ещё раз укусил козлёнка. - Какой сделаем вывод? Над чем заставляет нас задуматься эта басня? (Нельзя приставать к детям и делать то, чем они не хотят заниматься) - Какого человека можно назвать вежливым? (Вежливый человек- человек, который знает и употребляет, вежливые, добрые слова). 2 остановка «Остров добрых людей» - Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым? Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим. - А сейчас послушайте небольшой рассказ и попытайтесь ответить на вопрос: каким может быть человек? В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек» В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше. – Что это за человек? – спросил внук деда. – Это не человек, – ответил дед. В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал. – Что это за человек? – спросил внук деда. – И это еще не человек, – ответил дед. Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца. – А это что за человек? – спросил внук. – Обыкновенный человек, – ответил дед. Анализ рассказа: - Понравился ли вам рассказ? - Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему? - Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему? - Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? - Каким еще человеком его можно назвать? - Чему нас учит эта история? 3 остановка «Непроходимое болото трудных задач» - Ребята, мы с вами много говорили о доброте, но на нашей планете к сожалению бывает и зло. - Что такое зло? Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям. - А коль существует добро и зло, значит люди могут совершать добрые и недобрые (злые) поступки. - Наша 4 остановка называется «Непроходимое болото трудных задач». -Чтобы перебраться через него надо решить задачи. -Это будут не математические задачи, а жизненные. - Но я думаю, что вы с ними справитесь без труда. (Каждая команда получает задачу , анализирует и обсуждает ситуацию, данную в задаче, и предлагает своё решение.) 1.Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод. Как вы оцениваете поступок девочки и её мамы? 2 .Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», – сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», – сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей? 3.Однажды Петя и Гриша вошли в класс на перемене. В классе никого не было. На учительском столе лежали два больших красных яблока. «Берем и смываемся», - сказал Петя. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал, что яблоко взял Петя. «У — у, предатель», - подумал Петя,- «я еще с тобой рассчитаюсь!». Как вы оцениваете поступок Гриши? 4.Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба. Как вы думаете, ребята? 4 остановка « Опушка сказочных героев» - Ребята, а вы любите сказки? - В них встречаются добрые и злые герои. -Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. -Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками. - Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете. (Белоснежка, Баба Яга, Доктор Айболит, Крокодил Гена, Шапокляк, Винни-Пух, Дракон, Леопольд, Карабас – Барабас, Колобок.) 5 остановка « Озеро добрых поступков» -Как вы думаете легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем, совсем непросто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета Доброта – не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.
- Что же надо делать, чтобы быть добрым? (совершать добрые поступки) - Надо ли стесняться быть добрым? - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? - На доску я вывешу слова, которые обозначают «зло» (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь). - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы поступков с «добром» было больше. -Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили,… вы называете свой поступок, а я снимаю – злой. - Вот видите, ребята, и зло можно победить . -Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. - Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ( Делать добро очень приятно и радостно.) Я думаю, что в нашем классе все ребята добрые. Если вы согласны со мной - поапплодируйте. - Наше занятие подошло к концу. - Вам понравилось наше занятие? - Что больше всего запомнилось? - У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо). В конце хочу прочитать такие строки: Когда по склонам вечной суеты Бежать от неудач устанешь люто. Направь шаги Тропою ДОБРОТЫ И радость помоги найти кому-то. |