|    Приветствует учащихся.         (Звучит песня «Улыбка»)   Если хмуримся с утра,                                                     Нам поможет доброта.            Ну-ка, дети, соберитесь,                                           И друг другу улыбнитесь!      -Улыбнулись?    -Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!    -Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.     Раздаю учащимся пригласительные билеты с № группы (4 группы) на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. (выдёргивают карточки)  Учащиеся рассаживаются по группам:    «Доброта», «Милосердие», «Уважение », «Радость»  - Мы с вами разделились на 4 группы.  -На какие? («Доброта», «Милосердие», «Уважение », «Радость»)  -На занятии мы будем говорить о поступках ваших и других людей, будем учиться дарить людям радость своими поступками, быть внимательными, будем учиться общаться.  - Кто уже догадался, какова тема нашего занятия?    (говорить про поступки какие они бывают)  - Попытайтесь её сформулировать?  (Поступки людей)  - Тема нашего занятия: Добрые и недобрые поступки людей  - Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно рассматривать добрые и недобрые поступки, знать правила вежливости?( чтобы мы стали лучше, добрее, терпимее друг к другу.)      -Прочитаем девиз нашего занятия:( на доске)  Чтобы радость людям дарить,  Надо добрым и вежливым быть!      - Ключевое слово сегодня: доброта?  - Что же такое доброта?    Доброта – это отзывчивость, вежливое обращение и доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим.      Работа в группах (каждая группа расшифровывает слово Доброта)  - Каждое слово несет в себе определенную информацию. Расшифруйте, пожалуйста, это слово.    -Подберите слова на каждую букву этого, которые обозначают добрые поступки.      Д – добродушный, добрый, доверчивый О – открытый, отзывчивый Б – благотворительный, благотворящий, благородный Р – решительный, радостный О - ответственный Т – толерантный, терпеливый, трогательный А – активный  Проверка работы в группах.(зачитывает 1 ученик из каждой группы)      - Молодцы! А теперь я предлагаю вам совершить путешествие .  -Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях (напечатать)   “Море Вежливости”.  “Остров добрых людей”.  “Непроходимое болото трудных задач”.  “Опушка сказочных героев”.  “Озеро добрых поступков”.    
     1 остановка « Море вежливости»  -Что такое вежливость?  Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.  -Какие правила вежливости вы знаете?      - У вас на столах лежат конвертики со словами, из которых вы должны составить правила вежливости. У каждой группы по 1 правилу.   Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.    Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.    В разговоре и игре помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.    Не отвечай на грубость грубостью.          Игра “Вежливо — невежливо”  -Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, отвечайте: «вежливо или невежливо» и выполняйте движения головой: кивок или повороты в стороны.   Поздороваться при встрече? (вежливо)  Толкнуть и не извиниться? (невежливо)   Говорить: «Спасибо» за подарок?(вежливо)   Обозвать обидным словом соседа?(невежливо)   Бегать по коридорам, сбивая всех с ног? (невежливо)  Помогать родителям? (вежливо)  Помочь подняться по лестнице бабушке. (вежливо) Не вставать на обращение учителя.(невежливо)  Свистеть, кричать, шуметь в школе. (невежливо)  Уступить место старшим. (вежливо)  Попрощаться уходя.( вежливо)  Обижать младших. ( невежливо) Пожилых уважать. (вежливо)  Уважать желание других? (вежливо)      - Остановимся на последней фразе.    -В каждом классе есть ребята, которые забывают об этом правиле: пристают к другим детям и заставляют их делать то, чего они не хотят.    -К чему это приводит? (к дракам, ссорам)  -Убедимся в этом ещё раз.      -Послушайте басню «Хочу бодаться» (басня С.Михалкова)      Это был ужасно приставучий козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:  - Хочу бодаться! Давай бодаться!  - Отстань от меня! – сказал индюк и важно отошёл в сторону.  - Давай бодаться! – пристал козлёнок к поросёнку.  - Отвяжись! – ответил поросёнок и зарылся пятачков в землю.  Подбежал козлёнок к старой овце.    -Давай бодаться!  - Отойди от меня! - попросила овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!  - А я хочу! Давай пободаемся!  Промолчала овца, а сама отошла в сторону.  Увидел козлёнок щенка.  - А ну! Давай бодаться!  - Давай! – обрадовался щенок и больно укусил козлёнка за ногу.  -Постой! – заплакал козлёнок.- Я хочу бодаться, а ты что делаешь?  - А я хочу кусаться! Ответил щенок и ещё раз укусил козлёнка.      - Какой сделаем вывод? Над чем заставляет нас задуматься эта басня?  (Нельзя приставать к детям и делать то, чем они не хотят заниматься)  - Какого человека можно назвать вежливым? (Вежливый человек- человек, который знает и употребляет, вежливые, добрые слова).      2 остановка «Остров добрых людей»    - Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым?  Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.        - А сейчас послушайте небольшой рассказ и попытайтесь ответить на вопрос: каким может быть человек?      В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»  В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.  У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.  Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.  На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.   – Что это за человек? – спросил внук деда.   – Это не человек, – ответил дед.   В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.   – Что это за человек? – спросил внук деда.   – И это еще не человек, – ответил дед.   Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.   – А это что за человек? – спросил внук.     – Обыкновенный человек, – ответил дед.      Анализ рассказа:  - Понравился ли вам рассказ?  - Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?  - Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?  - Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?    - Каким еще человеком его можно назвать?   - Чему нас учит эта история?      3 остановка «Непроходимое болото трудных задач»  - Ребята, мы с вами много говорили о доброте, но на нашей планете к сожалению бывает и зло.  - Что такое зло?  Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.  - А коль существует добро и зло, значит люди могут совершать добрые и недобрые (злые) поступки.                  - Наша 4 остановка называется «Непроходимое болото трудных задач».    -Чтобы перебраться через него надо решить задачи.    -Это будут не математические задачи, а жизненные.  - Но я думаю, что вы с ними справитесь без труда.        (Каждая команда получает задачу , анализирует и обсуждает ситуацию, данную в задаче, и предлагает своё решение.)       1.Трехлетний Ваня увидел девочку лет шести, которая баюкала в игрушечной коляске своего зайчика. Он подошел к счастливой владелице розового сокровища и очень вежливо попросил: «Дай, пожалуйста, поиграть зайку». Но хозяйка мягкой игрушки спрятала ее за спину и затопала ногами: «Отойди! Это мой зайчик!» Ваня продолжал просить игрушку. Его мама не выдержала и тоже начала уговаривать девочку: «Дай, пожалуйста, Ванечке поиграть с зайчиком, а он тебе даст свою игрушку». Но обмен не состоялся, и маленький Ваня горько заплакал. Мама взяла мальчика на руки и направилась в сторону дома. А что же мама девочки? Женщина сидела рядом на скамейке, продолжала спокойно листать свой красочный журнал, несколько раз с любопытством поднимала глаза, чтобы посмотреть, чем закончится эпизод.  Как вы оцениваете поступок девочки и её мамы?      2 .Дети играли в песочнице. Мимо проходила старая больная кошка. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла. «Фу, какая противная кошка», – сказала Лена. «Так и хочется в нее чем-нибудь запустить», – сказала Надя. И дети принялись кидать в кошку песком. Как оценить поступок детей?      3.Однажды Петя и Гриша вошли в класс на перемене. В классе никого не было. На учительском столе лежали два больших красных яблока. «Берем и смываемся», - сказал Петя. Он схватил яблоко и выбежал из класса. Гриша не взял яблоко. На уроке учительница спросила ребят о том, кто взял яблоко. Все молчали. Гриша встал и сказал, что яблоко взял Петя. «У — у, предатель», - подумал Петя,- «я еще с тобой рассчитаюсь!». Как вы оцениваете поступок Гриши?        4.Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая дружба. Как вы думаете, ребята?      4 остановка « Опушка сказочных героев»  - Ребята, а вы любите сказки?  - В них встречаются добрые и злые герои.    -Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой.    -Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.  - Попытайтесь объяснить, почему вы так считаете.  (Белоснежка, Баба Яга,  Доктор Айболит, Крокодил Гена, Шапокляк, Винни-Пух, Дракон, Леопольд, Карабас – Барабас, Колобок.)                 5 остановка « Озеро добрых поступков»  -Как вы думаете легко ли быть добрым?  
     Добрым быть совсем, совсем непросто,  Не зависит доброта от роста,  Не зависит доброта от цвета    Доброта – не пряник, не конфета.  Только надо, надо добрым быть   И в беде друг друга не забыть  И завертится земля быстрей,  Если будем мы с тобой добрей.  
     - Что же надо делать, чтобы быть добрым? (совершать добрые поступки)  - Надо ли стесняться быть добрым?  - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?    - На доску я вывешу слова, которые обозначают «зло» (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь).      - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы поступков с «добром» было больше.    -Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили,… вы называете свой поступок, а я снимаю – злой.       -  Вот видите, ребята, и зло можно победить .    -Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра.    - Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? ( Делать добро очень приятно и радостно.)  Я думаю, что в нашем классе все ребята добрые.   Если вы согласны со мной - поапплодируйте.  - Наше занятие подошло к концу.    - Вам понравилось наше занятие?    - Что больше всего запомнилось?  - У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).  В конце хочу прочитать такие строки:      Когда по склонам вечной суеты  Бежать от неудач устанешь люто. Направь шаги Тропою ДОБРОТЫ И радость помоги найти кому-то.   |