Программа ориентирована на выполнение требований к содержанию программ дополнительного образования (внеурочной деятельности) младших школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ.
Цель: создание условий для всестороннего развития и воспитания личности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
Формирование основ научного мышления ребёнка в области природы и социума.
Формирование целостной картины мира и осознание места человека в мире.
Получение опыта продуктивного, содержательного общения с людьми как представителями общества и опыта взаимодействия с природой.
Специфика курса «Экология» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие знания и формирует универсальные способы действия с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Значение курса «Экология» состоит также в том, что в ходе его изучения происходит формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, закладываются основы экологической и культурологической грамотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, со статьей 9 Закона РФ «Об образовании», с учетом образовательной потребности и запросов обучения в сфере образования и воспитания образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Программа ориентированана выполнение требований к содержанию программ дополнительного образования (внеурочной деятельности) младших школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ.
Цель: создание условий для всестороннего развития и воспитания личности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
Формирование основ научного мышления ребёнка в области природы и социума.
Формирование целостной картины мира и осознание места человека в мире.
Получение опыта продуктивного, содержательного общения с людьми как представителями общества и опыта взаимодействия с природой.
Специфика курса «Экология» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие знания и формирует универсальные способы действия с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Значение курса «Экология» состоит также в том, что в ходе его изучения происходит формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, закладываются основы экологической и культурологической грамотности.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса экологии.
Изучение курса экологии направлено на достижение следующих целей:
-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса «Экология» в 1 классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценивать как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Экология» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью педагога;
- учиться высказывать своё предположение(версию);
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии и интернет;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Экология» в первом классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
К концу 1 - го класса учащиеся должны знать:
- вежливые слова;
- язык тела, языки людей; язык животных;
-роль опыта – как источника благосостояния людей;
-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
-что такое общение и какова его роль в жизни человека;
-основные природные богатства ( солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
-свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;
-основные черты сходства и различий растений и животных;
-отличительные особенности человека от животных;
-элементарные сведения о животных;
-правила поведения в природе;
-основные признаки каждого времени года.
Учащиеся должны уметь:
-называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
-пользоваться словами, указывающими направление и время;
-наблюдать, делать умозаключения;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
-различать природные богатства, живые и неживые;
-различать растения и животных;
-приводить примеры названий 5-10 дикорастущих растений и животных;
-приводить примеры названий 5-10 культурных растений и домашних животных;
-оценивать правильность поведения в природе;
-оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения)
Данная программа рассчитана на 36 часов (по 1 часу в неделю).
Учебно-тематический план
№
п/п
Раздел, тема
количество часов
Форма контроля
теория
прак-
тика
всего
1
Сентябрь. Экскурсия в осенний лес. Правила техники безопасности
1,0
-
1,0
устный опрос, викторины, кроссворды
Подготовка природного материала.
-
1,0
2,0
Экскурсия в школьный огород.
0,5
0,5
1,0
Кисточка (оригами)
-
1,0
1,0
2
Октябрь. Беседа о птицах.
1,0
-
1,0
устный опрос, викторины, кроссворды
Дары осени.
0,5
0,5
1,0
Изготовление коллажа «Лес»
-
2,0
2,0
3
Ноябрь. Подготовка диких животных к зиме.
1,0
-
1,0
устный опрос, викторины, кроссворды
Оригами лиса.
-
1,0
1,0
Беседа о лесе.
1,0
-
1,0
Экскурсия в осенний лес
1,0
-
1,0
4
Декабрь. Как звери в лесу живут?
1,0
-
1,0
устный опрос, викторины, кроссворды,
У кого какой дом?
1,0
-
1,0
Жалобная книга природы
0,5
0,5
1,0
Голубь (оригами).
-
1,0
1,0
5
Январь. Зима – красавица.
1,0
-
1,0
устный опрос, викторины, кроссворды
Способы защиты животных.
1,0
-
1,0
Сравнение белого и бурого медведей
1,0
-
1,0
Медведь (оригами).
-
1,0
1,0
6
Февраль. Зачем зимой снег?
1,0
-
1,0
устный опрос, викторины, кроссворды
Знакомство детей с водой и ее свойствами.
0,5
0,5
1,0
Кто такие домашние животные?
1,0
-
1,0
Цыпленок (оригами)
-
1,0
1,0
7
Март. Комнатные растения (посадка лука).
0,5
0,5
1,0
устный опрос, викторины, кроссворды, исследования
Поможем природе.
0,5
0,5
1,0
Березы тоже плачут.
1,0
-
1,0
Беседа о родной природе.
1,0
-
1,0
8
Апрель. Беседа о перелетных птицах
1,0
-
1,0
устный опрос, викторины, кроссворды исследования
К первоцветам в гости.
0,5
0,5
1,0
Дикорастущие растения
1,0
-
1,0
Оригами тюльпан.
0,5
0,5
1,0
9
Май. Экскурсия в природу «весна – красна».
1,0
-
1,0
устный опрос, викторины,
кроссворды исследования
Природоведческая викторина.
1,0
-
1,0
Резервные уроки
2,0
-
2,0
ИТОГО:
24
12
36
Содержание программы
Раздел 1 Сентябрь. Инструктаж по ТБ. Экскурсия в осенний лес. Экскурсия в школьный огород. Подготовка природного материала. Кисточка (оригами)
Раздел 2 Октябрь. Беседа о птицах. Дары осени. Изготовление коллажа «Лес».
Раздел 3 Ноябрь. Подготовка диких животных к зиме. Оригами лиса. Беседа о лесе. Экскурсия проводы осени.
Раздел 4 Декабрь. Как звери в лесу живут? У кого какой дом? Жалобная книга природы. Голубь (оригами).
Раздел 5 Январь. Зима – красавица. Способы защиты животных. Сравнение белого и бурого медведей. Медведь (оригами).
Раздел 6 Февраль. Зачем зимой снег? Знакомство детей с водой и ее свойствами. Кто такие домашние животные? Цыпленок (оригами).
Раздел 7 Март. Комнатные растения (посадка лука). Поможем природе. Березы тоже плачут. Беседа о родной природе.
Раздел 8 Апрель. Беседа о перелетных птицах. К первоцветам в гости. Дикорастущие растения. Оригами тюльпан.
Раздел 9 Май. Экскурсия в природу «весна – красна». Природоведческая викторина.
Методическое обеспечение
1. Интернет-ресурсы.
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
3.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info
4.Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». - Режим доступа: http://www.school2100.ru
2. Информационно-коммуникативные средства.
1.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).
3.Дидактические и развивающие игры в начальной школе (CD).
2. Большой справочник школьника, 1-4 классы.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
3. Галанжина Е.С. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета,2011.
4. Коротеев И.А. Оригами для малышей: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей.- М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Мастер – класс учителя начальной школы. Выпуск 2. Разработки нестандартных уроков. Материалы для воспитательной работы. Сценарии коллективных творческих дел. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2011.