Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Экологический следопыт" 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Экологический следопыт" 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии. 6 класс. Соответствует ФГОС. Авторская программа Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров М: "Просвещение", 2012 год. Пояснительнительная записка включает все требуемые разделы: список документов, на основе которых разработана программа, общую характеристику предмета, результаты освоения курса, содержание предмета, количество часов, планируемые результаты. В тематическом плане прописаны темы уроков, универсальные учебные действия и планируеме даты на 2015-2016 учебный год. Есть описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Экологический следопыт" 6 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
Сергиево-Посадский муниципальный район
Московская область
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
________/Л.В.Иванова/
«____»_____________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Экологический следопыт»
6 класс
Составитель:Брюхова С.В.
учитель географии 1 категории
2015 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России 01.02.2011г, регистрационный номер 19644)
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
Учебным планом МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 уч.год;
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому образованию для 6 класса составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
Цели внеурочной деятельности в 6 классе формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.
Стратегические цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы экологической грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоровья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши полезные советы»; оформление информационного уголка класса, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здо-ровьесберегающей практической деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности строится с учётом следующих содержательных линий:
• учусь экологическому мышлению;
• учусь управлять собой;
• учусь действовать, мои экологические проекты.
Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде шести разделов-модулей.
Раздел «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению» направлен на развитие важного метода познания — экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемной познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое — окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избеганию экологической опасности, приспособлению к ней или активному её устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.
В разделе «Экологическая грамотность: уроки прошлого» обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, даётся оценка возможности его использования в современной жизни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного поиска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.
Раздел «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности» предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения — принципа предосторожности («не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного представления информации.
Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всёммеру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.
Раздел «Экологическая безопасность в природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).
Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нём реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 5 классе начинается серия курсов внеурочной деятельности по экологическому образованию, выстроенных последовательно на основе учебных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической составляющей базовых учебных предметов основной школы. В 5—6 классах это «Моя экологическая грамотность», в 7 классе — дискуссионный клуб «Экология общения», в 8 классе — клуб по интересам «Экологическая культура и здоровый образ жизни», в 9 классе — малая экологическая академия «Экологическая культура и устойчивое развитие». Учебные задачи, решаемые этими курсами, последовательно формируют у учащихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.
В 5 классе учащиеся знакомятся с экологическими опасностями в окружающем их мире, уроками прошлого по обеспечению здоровья и экологической безопасности, способами получения информации, возможностью ее использования в современном мире; способами работы с современной экологической информацией (о питании, жилище, транспорте и т. д.), её проверки на достоверность; учатся кратко представлять информацию своими словами в публичной форме (классная газета, урок, просветительские акции); разрабатывают проект ресурсосбережения. Создаются условия для того, чтобы ценность природы как источника удовлетворения материальных потребностей человека дополнилась ценностью духовных связей с ней, потребностью в непрагматическом отношении к природе.
Содержание внеурочного компонента экологического образования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формирования экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.
В ходе освоения содержания базовых учебных предметов начальной и основной школы у учащихся формируются элементарные представления об экологической нравственности как области экологически ответственного отношения к жизни во всех её проявлениях. Учащиеся осваивают ряд понятий, значимых для образования в области экологии и здоровья: «экосистема», «экологический фактор», «экологический риск», «экологическая безопасность», «экологическая культура».
Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспитательную и социализирующую функции. Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимися в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.
Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; самоопределением в экологических ценностях.
Содержание курса «Моя экологическая грамотность» в 5—6 классах является важным звеном в системе непрерывного экологического образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена из расчёта 70 ч, включая 20% времени, отводимого на вариативную часть рабочей программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты предусматривают умения:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметными результатами являются представления:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
Разделы №1- №3 изучаются в 5 классе. Изучение материала 6 класса начинается с раздела №4.
Содержание учебного предмета
6 класс (34 ч)
Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (14 ч)
Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,
художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, теологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия
Земли.
Формы организации внеурочной деятельности: Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете).
Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».
Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде (12 ч)
Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, его познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической
культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Практикум, демонстрационные опыты.
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идёт по следу» (1994), режиссёр А. Бабаян.
Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.
Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение (8ч)
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.
Формы организации внеурочной деятельности:
Месячник экологической грамотности (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).
Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование темы
Универсальные учебные действия
Сроки прохождения
6-а
6-б
план факт
план факт
Раздел 1. «Экономное потребление: учусь быть взрослым» (14 ч):
Тема №1 «Чувство меры как признак взрослости» (6 часов)
1.
Земля – наш общий дом. Влияние космоса на Землю.
Личностные результаты предусматривают умения:
— оценивать значимость для личности осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
Метапредметными результатами являются умения:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
Предметными результатами являются представления:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия.
01.09 – 05.09
01.09 – 05.09
2.
Глобальные экологические проблемы. Определение географических координат районов Земли с экологическими проблемами.
07.09.-
11.09
07.09.-
11.09
3.
Места экологической опасности в Сергиево – Посадском районе. Работа с картой района (условные знаки, определение расстояний и пр.)
14.09.- 18.09
14.09.- 18.09
4.
Строение Земли. Работа с пластилином.
21.09. – 25.09
21.09. – 25.09
5.
Хартия Земли. Общее знакомство.
28.09. – 02.10
28.09. – 02.10
6.
Основные принципы Хартии Земли.
05.10 – 09.10
05.10 – 09.10
Тема №2 «Ресурсосбережение, его виды» (8 часов)
7.
Ресурсосбережение. Виды ресурсосбережения.
Личностные результаты:
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
Предметными результатами являются представления:
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
12.10. – 16.10
12.10. – 16.10
8.
Полезные ископаемые и их рациональное использование.
19.10. – 23.10
19.10. – 23.10
9.
Движения Земной коры. Техногенное выветривание горных пород.
26.10 – 30.10
26.10 – 30.10
10.
Рациональное использование водных ресурсов. Описание рек и озер России.
09.11.
-13.11
09.11.
-13.11
11.
Рациональное использование биологических ресурсов.
16.11
- 20.11
16.11
- 20.11
12.
Докучаев В.В. – основоположник почвоведения.
23.11
-
27.11
23.11
-
27.11
13.
Почвы и их рациональное использование.
30.11.
-
04.12
30.11.
-
04.12
14.
Деятельность человека для сохранения качества окружающей среды.
07.12
-
11.12
07.12
-
11.12
Раздел 2. «Экологическая безопасность в природной среде» (12 ч):
Тема №1 «Безопасность общения с природой для человека» (4 часа)
15.
Природа Подмосковья. Работа с атласом Московской области.
Личностные результаты:
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе;
Метапредметными результатами являются умения:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
Предметными результатами являются представления:
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
14.12
-
18.12
14.12
-
18.12
16.
Водоемы Московской области. Работа с атласом Московской области.
21.12
-
25.12
21.12
-
25.12
17.
Состояние питьевых источников в Подмосковье.
11.01
-
15.01
11.01
-
15.01
18.
Почвы Московской области. Меры по восстановлению почв.
18.01
-
22.01
18.01
-
22.01
Тема №2 «Природа в жизни человека» (8 часов)
19.
Опасные для человека растения нашего края. Меры безопасного общения с природой.
Личностные результаты:
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
Предметными результатами являются представления:
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
25.01
-
29.01
25.01
-
29.01
20.
Опасные для человека животные нашего края. Меры безопасного общения с природой.
01.02
-
05.02
01.02
-
05.02
21.
Сохранение и укрепление психологического и нравственного здоровья человека в общении с природой.
08.02
-
12.02
08.02
-
12.02
22.
Звуки природы. Благотворное влияние определенных звуков на здоровье человека.
15.02
-
19.02
15.02
-
19.02
23.
Красота природы в литературных произведениях и изобразительном искусстве.
22.02
-
26.02
22.02
-
26.02
24.
Природные ресурсы – источник духовных потребностей человека.
29.02.
-
04.03
29.02.
-
04.03
25.
Основные природные достопримечательности нашего края.
Раздел 3. «Мой вклад в экологическое просвещение» (8 ч)
Тема №1 «Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека»
27.
Правила экологически грамотного поведения. Викторина.
Личностные результаты предусматривают умения:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма и пр.
Метапредметными результатами являются умения:
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
— выполнять проект;
Предметными результатами являются представления:
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
21.03
-
25.03
21.03
-
25.03
28.
Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
04.04
-
08.04
04.04
-
08.04
29.
Обсуждение фильма«Дом — свидание с планетой»
11.04
-
15.04
11.04
-
15.04
30.
Создание презентаций на тему: «Экологическая грамотность»
18.04
-
22.04
18.04
-
22.04
31.
Выпуск буклета «Наш дом – Земля»
25.04
-
29.04
25.04
-
29.04
32.
Подготовка к выступлению в 5 классах
02.05
-
06.05
02.05
-
06.05
33.
Выступление в 5 классах на тему: «Экологическая грамотность»
09.05-13.05
09.05-13.05
34.
Итоговое повторение изученного курса.
16.05
-
20.05
23.05
.-
27.05
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Называть предмет изучения науки экологии.
Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность».
Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.
Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности.
Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).
В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.
Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.
Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.
Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.
Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.
Называть цели просветительской работы и её формы.
Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.
Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Для организации курса требуется помещение и оборудование для просмотра кинофильмов, фильмотека (перечень фильмов, приведённый в программе, является примерным, он может изменяться или дополняться), помещение для тренингов, изобразительные инструменты и материалы.
Рекомендуемая литература для учителя
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.
Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.
Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.
Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.
Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.
Кавтарадзе Д. N. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.
Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.
Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.
Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1.
Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.
Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.
Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.
Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.
Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.
Рекомендуемая литература для учащихся
Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1-3.
Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995. .
Дзятковская Е. Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4—5 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008.
Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: LINKA PRESS, 1996.
Рянжин С. В. Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.
Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.
Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.
Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.
Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. К. Е. Чижевский. - М.: ACT, 1997.
Интернет ресурсы
Программы внеурочной деятельности / ФГОС / Методический пресс...
metodpresscentr.ru/blog/fgos/174.ht...
ЗАВУЧ.инфо - Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных...
zavuch.info/methodlib/305/62258/
Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и...
do.gendocs.ru/docs/index-242154.htm...
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического объединения классных руководителей