kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Экологический следопыт" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии. 6 класс. Соответствует ФГОС. Авторская программа Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров М: "Просвещение", 2012 год. Пояснительнительная записка включает все требуемые разделы: список документов, на основе которых разработана программа, общую  характеристику предмета, результаты освоения курса, содержание предмета, количество часов, планируемые результаты. В тематическом плане прописаны темы уроков, универсальные учебные действия и  планируеме даты на 2015-2016 учебный год. Есть описание материально-технического  обеспечения образовательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Экологический следопыт" 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

Сергиево-Посадский муниципальный район

Московская область






УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

­­­­­­­­­­­­________/Л.В.Иванова/

«____»_____________2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка «Экологический следопыт»


6 класс





Составитель: Брюхова С.В.

учитель географии 1 категории












2015 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России 01.02.2011г, регистрационный номер 19644)

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

  • Учебным планом МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2016 уч.год;


Рабочая программа внеурочной деятельности по эко­логическому образованию для 6 класса составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. в соот­ветствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы от­дельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Программа построена на основе общенациональных цен­ностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать эко­логические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосбе­регающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информа­ции, красоты, здоровья, материального благополучия.

Цели внеурочной деятельности в 6 клас­се формулируются на личностном, метапредметном и пред­метном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья.

Стратегические цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической без­опасности граждан страны; международными рекомендация­ми в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направлен­ной на выживание человечества и предотвращение глобаль­ной экологической катастрофы.

На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим сти­лем мышления, осознающей ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к соци­альному партнёрству, законопослушанию; исследовательским, коммуникативным и практическим действиям по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, без­опасности жизни в интересах устойчивого развития общества.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа предусматривает организацию дея­тельности учащихся в форме школы экологической грамот­ности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экологии и здоро­вья, с другой — даёт возможность поиграть в школу, когда каждый учащийся может попробовать себя в роли учителя для младших школьников, просветителя для сверстников и даже взрослых — родителей. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъектной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.

Формы учебной деятельности: исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете; деятельность редколлегии классной газеты «ЭКООКО», пресс-конференция «Наши по­лезные советы»; оформление информационного уголка клас­са, проекты-исследования по экономному использованию энергии, предметов, материалов; дискуссионный клуб «Стыд­но жить расточительно»; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; за­седания киноклуба.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания эколо­гического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здо-ровьесберегающей практической деятельности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности стро­ится с учётом следующих содержательных линий:

• учусь экологическому мышлению;

• учусь управлять собой;

• учусь действовать, мои экологические проекты.

Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде шести разделов-модулей.

Раздел «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению» направлен на разви­тие важного метода познания — экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемной позна­вательной модели, позволяющей мысленно выделять в окру­жающем мире систему «живое — окружающая его среда»; анализировать её; описывать потребности живого в экологи­ческих условиях жизни; факторы окружающей среды, дающие возможность удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели пове­дения по избеганию экологической опасности, приспособле­нию к ней или активному её устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.

В разделе «Экологическая грамотность: уроки про­шлого» обобщается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, даётся оценка возможности его использования в современной жиз­ни. Развиваются общеучебные умения целенаправленного по­иска необходимой информации в разных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), её анализа, обобщения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выпол­нению исследовательских проектов.

Раздел «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности» предусматривает освоение ос­новного принципа экологически безопасного поведения — принципа предосторожности («не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и про­верке на достоверность современной экологической инфор­мации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного пред­ставления информации.

Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрос­лым» направлен на развитие регулятивного умения осо­знанного самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всёммеру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережения в повседневной жизни.

Раздел «Экологическая безопасность в природной сре­де» направлен на формирование представлений о роли об­щения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном обще­нии с природой, её познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения непрагматического, субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного обще­ния с природой у разных народов, на психологических тре­нингах получают практический опыт проживания чувства единения с ней. У школьников формируется осознание цен­ности дикой природы, закрепляются умения экокультурного пребывания в природной среде, безопасные как для приро­ды, так и для человека (понятия о клещах, змеях, состоянии источников питьевой воды и др.).

Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» яв­ляется итоговым. В нём реализуются индивидуальные про­светительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В 5 классе начинается серия курсов внеурочной дея­тельности по экологическому образованию, выстроенных последовательно на основе учебных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической со­ставляющей базовых учебных предметов основной шко­лы. В 5—6 классах это «Моя экологическая грамотность», в 7 классе — дискуссионный клуб «Экология общения», в 8 классе — клуб по интересам «Экологическая культура и здоровый образ жизни», в 9 классе — малая экологическая академия «Экологическая культура и устойчивое развитие». Учебные задачи, решаемые этими курсами, последовательно формируют у учащихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятель­ности.

В 5 классе учащиеся знакомятся с экологическими опас­ностями в окружающем их мире, уроками прошлого по обес­печению здоровья и экологической безопасности, способами получения информации, возможностью ее использования в современном мире; способами работы с современной эко­логической информацией (о питании, жилище, транспорте и т. д.), её проверки на достоверность; учатся кратко пред­ставлять информацию своими словами в публичной форме (классная газета, урок, просветительские акции); разрабаты­вают проект ресурсосбережения. Создаются условия для того, чтобы ценность природы как источника удовлетворения ма­териальных потребностей человека дополнилась ценностью духовных связей с ней, потребностью в непрагматическом отношении к природе.

Содержание внеурочного компонента экологического об­разования проектируется преемственно с инвариантным и вариативным урочными компонентами и направлено на воспитание и социализацию личности средствами формиро­вания экологической грамотности как начального элемента экологической культуры.

В ходе освоения содержания базовых учебных предме­тов начальной и основной школы у учащихся формируются элементарные представления об экологической нравствен­ности как области экологически ответственного отношения к жизни во всех её проявлениях. Учащиеся осваивают ряд понятий, значимых для образования в области экологии и здоровья: «экосистема», «экологический фактор», «экологический риск», «экологическая безопасность», «экологическая культура».

Внеурочная деятельность выполняет развивающую, воспи­тательную и социализирующую функции. Развивающая на­правленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучаю­щимися в базовых учебных курсах опыт познания предме­тов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологическо­го миропонимания. Содержание внеурочной деятельности направлено на развитие опыта рефлексивно-оценочных дей­ствий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков и поведения.

Воспитательная и социализирующая функции внеуроч­ной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; социальным позиционированием; детско-взрослым диалогом и социальным партнёрством; са­моопределением в экологических ценностях.

Содержание курса «Моя экологическая грамотность» в 5—6 классах является важным звеном в системе непрерыв­ного экологического образования.

Рабочая программа внеурочной деятельности составле­на из расчёта 70 ч, включая 20% времени, отводимого на вариативную часть рабочей программы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты предусматривают умения:

— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающе­го поведения;

— выражать отношение к случаям экологического ванда­лизма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

— демонстрировать личную готовность к непрагматическо­му отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

— объяснять смысл экологического мышления как обще­научного метода изучения взаимосвязей живого с окружаю­щей средой;

— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

— рефлексировать личные затруднения при работе с ин­формацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

— находить необходимую информацию в библиотеке, Ин­тернете, музее, у представителей старшего поколения, специ­алистов;

— представлять информацию в кратком виде, без искаже­ния её смысла;

— пересказывать полученную информацию своими слова­ми, публично представлять её;

— различать достоверные объективные знания и субъек­тивные мнения о них;

— называть признаки ложной информации, способы про­верки информации на достоверность;

— выполнять проект;

— называть правила работы в группе сотрудничества, уча­ствовать в планировании её действий;

— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, кон­сультанта.

Предметными результатами являются представления:

— о научной области экологии, предмете её изучения;

— о принципе предосторожности;

— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

— об историческом опыте экологически грамотного пове­дения коренных народов своей местности;

— о моделях поведения в условиях экологической опас­ности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её;

— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бе­режного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;

— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизнен­ной ситуации;

— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потреб­ностями расточительного потребительства;

— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, фор­мы оповещения о ней;

— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

Разделы №1- №3 изучаются в 5 классе. Изучение материала 6 класса начинается с раздела №4.

Содержание учебного предмета

6 класс (34 ч)

Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым (14 ч)

Чувство меры как признак взрослости. Ценность эко­номности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре,

художественных произведениях, верованиях разных наро­дов, в международной Хартии Земли. Причины формирова­ния сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, теологиче­ской грамотности человека, условие его здоровья и долго­летия.

Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, эко­номное использование изделий из дерева, бережное расхо­дование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия

Земли.

Формы организации внеурочной деятельности: Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская ра­бота в библиотеке, Интернете).

Киноклуб: документальные фильмы о Хартии Земли. «Природа — наш дом».

Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде (12 ч)

Безопасность общения с природой для человека. Эколо­гическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.). Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоцио­нальном общении с живым, его познании. Духовное обще­ние с природой, его культурные традиции у разных народов. Чувство единения с природой. Ценность эстетической при­влекательности природной среды. Отсутствие следов пребы­вания человека в природе как показатель его экологической

культуры.

Формы организации внеурочной деятельности:

Практикум, демонстрационные опыты.

Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идёт по следу» (1994), режиссёр А. Бабаян.

Заседание редколлегии газеты «ЭКООКО» с подготовкой фотовыпуска.

Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение (8ч)

Просвещение как средство повышения экологической гра­мотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.). Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в город­ской, сельской, природной среде.

Формы организации внеурочной деятельности:

Месячник экологической грамотности (публичные выступ­ления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы экологических плакатов, буклетов).

Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с пла­нетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.


Тематическое планирование


№ п/п

Наименование темы

Универсальные учебные действия

Сроки прохождения

6-а

6-б

план факт

план факт

Раздел 1. «Экономное потребление: учусь быть взрослым» (14 ч):

Тема №1 «Чувство меры как при­знак взрослости» (6 часов)

1.

Земля – наш общий дом. Влияние космоса на Землю.

Личностные результаты предусматривают умения:

— оценивать значимость для личности осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающе­го поведения;

— выражать отношение к случаям экологического ванда­лизма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

Метапредметными результатами являются умения:

— объяснять смысл экологического мышления как обще­научного метода изучения взаимосвязей живого с окружаю­щей средой;

— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

Предметными результатами являются представления:

— о научной области экологии, предмете её изучения;

— о принципе предосторожности;

Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здо­ровья человека и его долголетия.

01.09 – 05.09


01.09 – 05.09


2.

Глобальные экологические проблемы. Определение географических координат районов Земли с экологическими проблемами.

07.09.-

11.09


07.09.-

11.09


3.

Места экологической опасности в Сергиево – Посадском районе. Работа с картой района (условные знаки, определение расстояний и пр.)

14.09.- 18.09


14.09.- 18.09


4.

Строение Земли. Работа с пластилином.

21.09. – 25.09


21.09. – 25.09


5.

Хартия Земли. Общее знакомство.

28.09. – 02.10


28.09. – 02.10


6.

Основные принципы Хартии Земли.

05.10 – 09.10


05.10 – 09.10


Тема №2 «Ресурсосбережение, его виды» (8 часов)

7.

Ресурсосбережение. Виды ресурсосбережения.

Личностные результаты:

— демонстрировать личную готовность к непрагматическо­му отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.


Метапредметными результатами являются умения:

— рефлексировать личные затруднения при работе с ин­формацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

— находить необходимую информацию в библиотеке, Ин­тернете, музее, у представителей старшего поколения, специ­алистов;

— представлять информацию в кратком виде, без искаже­ния её смысла;

Предметными результатами являются представления:

— об историческом опыте экологически грамотного пове­дения коренных народов своей местности;

— о моделях поведения в условиях экологической опас­ности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её;

— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бе­режного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);



12.10. – 16.10


12.10. – 16.10


8.

Полезные ископаемые и их рациональное использование.

19.10. – 23.10


19.10. – 23.10


9.

Движения Земной коры. Техногенное выветривание горных пород.

26.10 – 30.10


26.10 – 30.10


10.

Рациональное использование водных ресурсов. Описание рек и озер России.

09.11.

-13.11


09.11.

-13.11


11.

Рациональное использование биологических ресурсов.

16.11

- 20.11


16.11

- 20.11


12.

Докучаев В.В. – основоположник почвоведения.

23.11

-

27.11


23.11

-

27.11


13.

Почвы и их рациональное использование.

30.11.

-

04.12


30.11.

-

04.12


14.

Деятельность человека для сохранения качества окружающей среды.

07.12

-

11.12


07.12

-

11.12


Раздел 2. «Экологическая безопасность в природной среде» (12 ч):

Тема №1 «Безопасность общения с природой для человека» (4 часа)

15.

Природа Подмосковья. Работа с атласом Московской области.

Личностные результаты:

— выражать отношение к случаям экологического ванда­лизма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;

— демонстрировать личную готовность к непрагматическо­му отношению к природе;

Метапредметными результатами являются умения:

— объяснять смысл экологического мышления как обще­научного метода изучения взаимосвязей живого с окружаю­щей средой;

Предметными результатами являются представления:

— о принципе предосторожности;

— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;


14.12

-

18.12


14.12

-

18.12


16.

Водоемы Московской области. Работа с атласом Московской области.

21.12

-

25.12


21.12

-

25.12


17.

Состояние питьевых источников в Подмосковье.

11.01

-

15.01


11.01

-

15.01


18.

Почвы Московской области. Меры по восстановлению почв.

18.01

-

22.01


18.01

-

22.01


Тема №2 «Природа в жизни чело­века» (8 часов)

19.

Опасные для человека растения нашего края. Меры безопасного общения с природой.

Личностные результаты:

— демонстрировать личную готовность к непрагматическо­му отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.

Метапредметными результатами являются умения:

— называть признаки ложной информации, способы про­верки информации на достоверность;

— выполнять проект;

— называть правила работы в группе сотрудничества, уча­ствовать в планировании её действий;

Предметными результатами являются представления:

— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потреб­ностями расточительного потребительства;

— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, фор­мы оповещения о ней;


25.01

-

29.01


25.01

-

29.01


20.

Опасные для человека животные нашего края. Меры безопасного общения с природой.

01.02

-

05.02


01.02

-

05.02


21.

Сохранение и укрепление психоло­гического и нравственного здоровья человека в общении с природой.

08.02

-

12.02


08.02

-

12.02


22.

Звуки природы. Благотворное влияние определенных звуков на здоровье человека.

15.02

-

19.02


15.02

-

19.02


23.

Красота природы в литературных произведениях и изобразительном искусстве.

22.02

-

26.02


22.02

-

26.02


24.

Природные ресурсы – источник духовных потребностей человека.

29.02.

-

04.03


29.02.

-

04.03


25.

Основные природные достопримечательности нашего края.

07.03

-

11.03


07.03

-

11.03


26.

Составление эколого -краеведческого экскурсионного маршрута.

14.03

-

18.03


14.03

-

18.03


Раздел 3. «Мой вклад в экологическое просвещение» (8 ч)

Тема №1 «Просвещение как сред­ство повышения эколо­гической грамотности человека»

27.

Правила экологи­чески грамотного поведения. Викторина.

Личностные результаты предусматривают умения:

— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающе­го поведения;

— выражать отношение к случаям экологического ванда­лизма и пр.

Метапредметными результатами являются умения:

— представлять информацию в кратком виде, без искаже­ния её смысла;

— пересказывать полученную информацию своими слова­ми, публично представлять её;

— различать достоверные объективные знания и субъек­тивные мнения о них;

— называть признаки ложной информации, способы про­верки информации на достоверность;

— выполнять проект;

Предметными результатами являются представления:

— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, фор­мы оповещения о ней;

— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.



21.03

-

25.03


21.03

-

25.03


28.

Открытый просмотр кинофильма «Дом — свидание с пла­нетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.


04.04

-

08.04


04.04

-

08.04


29.

Обсуждение фильма «Дом — свидание с пла­нетой»

11.04

-

15.04


11.04

-

15.04


30.

Создание презентаций на тему: «Экологическая грамотность»

18.04

-

22.04


18.04

-

22.04


31.

Выпуск буклета «Наш дом – Земля»

25.04

-

29.04


25.04

-

29.04


32.

Подготовка к выступлению в 5 классах

02.05

-

06.05


02.05

-

06.05


33.

Выступление в 5 классах на тему: «Экологическая грамотность»

09.05-13.05



09.05-13.05



34.

Итоговое повторение изученного курса.


16.05

-

20.05


23.05

.-

27.05




Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

  • Называть предмет изучения науки экологии.

  • Давать определение поня­тиям «экологический риск», «эколо­гическая безопасность».

  • Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой.

  • Приводить примеры приме­нения экологического мышления для обнаружения экологической опас­ности.

  • Называть источники эколо­гических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека).

  • В ролевой игре обоснованно выби­рать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её.

  • Приводить доказа­тельства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологи­ческой грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.

  • Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духов­ных потребностей человека.

  • Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохно­вения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.

  • Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов.

  • Высказывать аргументиро­ванные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психоло­гического и нравственного здоровья человека.

  • Называть цели просветительской работы и её формы.

  • Формулировать правила экологически грамотного по­ведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.

  • Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.

  • Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школь­ников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, кол­лективное обсуждение кинофильмов).



Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Для организации курса требуется помещение и оборудо­вание для просмотра кинофильмов, фильмотека (перечень фильмов, приведённый в программе, является примерным, он может изменяться или дополняться), помещение для тре­нингов, изобразительные инструменты и материалы.

Рекомендуемая литература для учителя

Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.

Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педа­гогический институт, 2000.

Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита терри­тории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гри­нин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: об­щие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Да­нильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.

Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учи­теля к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятков­ская. — М.: Образование и экология, 2008.

Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.

Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.

Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.

Кавтарадзе Д. N. Обучение и игра: введение в интерак­тивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просве­щение, 2009.

Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.

Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей круж­ков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.

Методы изучения состояния окружающей среды: практи­кум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1.

Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Звере­ва, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.

Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.

Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.

Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.

Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учи­теля / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвеще­ние, 1995.

Рекомендуемая литература для учащихся

Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1-3.

Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и под­ростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995. .

Дзятковская Е. Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4—5 кл. / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и эколо­гия, 2008.

Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о пове­дении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Доль­ник. - М.: LINKA PRESS, 1996.

Рянжин С. В. Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.

Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.

Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: спра­вочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.

Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. К. Е. Чижевский. - М.: ACT, 1997.


Интернет ресурсы


Программы внеурочной деятельности / ФГОС / Методический пресс...

metodpresscentr.ru/blog/fgos/174.ht...

ЗАВУЧ.инфо - Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных...

zavuch.info/methodlib/305/62258/

Экологическое образование и воспитание школьников в урочной и...

do.gendocs.ru/docs/index-242154.htm...







СОГЛАСОВАНО.

­­­­­­­­­Протокол заседания методического объединения классных руководителей

№ _______ от «_____» ______________2015г.




СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по ВР

_________/Т.А. Минеева/

«_____»___________2015г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Экологический следопыт" 6 класс

Автор: Брюхова Светлана Викторовна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259268


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства