Внеурочная деятельность как условие развития одарённости школьников
Внеурочная деятельность как условие развития одарённости школьников
С раннего детства ребёнка окружает "море" музыки, часто несущей в себе безвкусицу, агрессию.
Пассивно слушая, впитывая в себя обилие компьютерной, однодневной музыки ребёнок лишён возможности развивать свои творческие способности, выявить свою одарённость. В современных условиях школьного образования ребёнок с помощью внеурочной деятельности способен открыть для себя перспективы самовыражения, развивать сво способности, формировать художественно- эстетический вкус. Развитию одарённости школьников поможет создание эстрадно вокальной студии в общеобразовательной школе. Во -первых эстрадный вокал - самый любимый и доступный вид искуссва, во - вторых программа по эстрадному вокалу развивает музыкально - исполнительские способности через сольную и ансамблевую деятельность, закладывает основы поведения певцов - солистов, реализует эстетические принципы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как условие развития одарённости школьников »
Внеурочная деятельность как условие развития одарённости школьников
Современная музыкальная жизнь многогранна и чрезвычайно противоречива. Ребёнка с раннего детства окружает «море музыки», где переплетаются образы серьёзного и развлекательного искусства. Ориентиры в этом музыкальном пространстве закладываются средством музыкальной коммуникации часто несущими безвкусицу, агрессию, которые заглушают доверительный, требующий внимания голос классики. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие компьютерной, примитивной, однодневной музыки, ребёнок, на мой взгляд, лишён возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и творческие способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не особенно ярко выражены. В связи с этим целесообразно организовать для учащихся в общеобразовательной школе внеурочную деятельность по музыкально- эстетическому направлению, чтобы развивать творческие способности учащихся, формировать навыки самореализации личности, воспитывать музыкальную и исполнительскую культуру.
Реализации развития творческих способностей поможет создание программы по эстрадному вокалу, которая открывает для школьников перспективы самовыражения личности, отражает стремление помочь школьникам полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивает высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс сольного и ансамблевого пения, создания в процессе исполнения художественно-исполнительского образа.
Программа по эстрадному вокалу направлена на развитие вокальных способностей через сольную и ансамблевую вокально-исполнительскую деятельность, где закладываются основы поведения певцов-солистов, дуэтов, трио, квартетов и вокальных ансамблей и реализуются эстетические принципы.
По уровню создания программа является программой детского творческого объединения «вокальная студия»; по типу - авторская; по структуре сквозная, т.е. строится с учётом возрастных особенностей детей, их количества в группах.
Программа рассчитана на учащихся 7-16 лет, составлена в соответствии с «Программами дополнительного художественного образования детей» (М.: Просвещение, 2005), допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа рассчитана на 8 лет обучения.
Рецензирована кандидатом педагогических наук, доцентом Института искусств ХГУ им.Н.Ф.Катанова, Ответственным секретарём Союза композиторов РХ, Заслуженным работником культуры РХ, членом союза композиторов России Н.К.Барановой. Программа утверждена экспертно-методическим советом ГУО от 28.04.05г.
Общие цели деятельности эстрадно-вокальной студии:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству.
формирование художественного вкуса,
формирование жизненной, высоконравственной позиции.
Задачи деятельности детской студии:
1.Научить коллективному и сольному эстрадно-вокальному творчеству.
2.Сформировать у детей вокальные навыки.
3.Сформировать чувство музыкального стиля.
4.Научить самостоятельному пению на сцене.
5.Научить ансамблевому пению, умению слушать друг друга.
6.Научить артистично и выразительно петь.
7.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Вся работа студии ведётся по принципу возрастной многоступенчатости, обусловленной характерными особенностями развития детского голоса.
Первая возрастная ступень - это обучающиеся 7-9 лет. На этой возрастной ступени закладываются основы певческой культуры, формируются вокально-хоровые навыки. Голоса детей этого возраста характеризуются нежным, лёгким звучанием, светлым звуком небольшой силы, в верхней части диапазона преобладает фальцетное звучание. «Звучащая зона» голосов расположена от Ми (1 октавы )до Си –До (2 октавы). Это связано с физическими данными, влияющими на дыхание (небольшая ёмкость детских лёгких), на образование певческого звука (у детей этого возраста происходит лишь краевое колебание голосовых связок), на резонатор (хорошо развит верхний – головной резонатор, грудной же мал по объёму). В этот период детский голос нуждается в правильном певческом воспитании. Поэтому все занятия строятся с учётом музыкального развития и возрастных особенностей голосов детей. На этой возрастной ступени у обучающихся закладываются основы певческой культуры, формируются вокально-хоровые навыки.
Важным условием развития вокально-хоровых навыков является певческая установка – правильное положение корпуса и головы, правильное открывание рта во время пения. Усиленное внимание уделяется работе над певческим дыханием. Дыхание – основа пения. Усваиваются понятия и навык «пение, на опоре», «цепное дыхание». К вокально-хоровым навыкам относится и звукообразование. На начальном этапе оно связано с воспитанием напевного протяжного звучания. Довольно часто приходиться наблюдать, как обучающиеся переносят навыки разговорной речи на пение, отсюда получается проговаривание текста песни в её ритме. Основой же вокального искусства является связное, плавное пение, поэтому с самого первого занятия необходимо прививать навык «тянуть звук». Развивать этот навык помогут специальные упражнения.
Важнейшим условием выразительного исполнения является и дикция. Дикция – это произношение, манера выговаривать слова.
Основная задача руководителя – освободить у ребят от напряжения нижнюю челюсть, выработать напевность гласных, а так же правильное их формирование (упр. № 5,7, - 14)
Программа обучения 7-9 лет рассчитана на 2 года обучения. Содержательной и концептуальной опорой является программа развития детского голоса, созданная В.В. Емельяновым. Дети полностью овладевают 1 уровнем фонопедического метода развития голоса. Он включает в себя три цикла певческого развития:
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Интонационно-фонетические упражнения
3.Голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Обучающиеся 1 возрастной группы образуют вокальную группу «До-ми -солька»
2 ступень обучения – это обучающиеся 9-12 лет.
Голоса детей этого возраста начинают звучать уже с большей силой, постепенно обогащаются обертонами, увеличивается диапазон. У одних детей на нижних нотах появляются элементы грудного звучания, расширяется диапазон вниз, ниже До (1 октавы). У других - диапазон растёт вверх (Ми, Фа 2 октавы). Примерно к 10 годам голоса начинают дифференцироваться на 2 типа: Высокие и низкие.
К 11- 12 годам голосовые связки заметно увеличиваются, внутри них уже формируются голосовые мышцы, крепнут дыхательные мышцы, увеличивается ёмкость лёгких. Сила звука возрастает. Выделяются три регистра: грудной, смешанный и головной (сопрановый)
Концептуальной опорой обучения на 2 ступени так же является программа фонопедического метода развития голоса:
1 цикл – это программа нефальцетного режима;
2 цикл – это фонопедическая программа на переходе из нефальцетного в фальцетный режим;
3 цикл- это фонопедическая программа в фальцетном режиме. На занятиях используются и вокальные упражнения других авторов-составителей. Это упражнения, разработанные М.И.Глинкой, М.Н.Помоловой и Н.В.Добровольской.
На этом этапе ребята образуют вокальную группу «Песенка». Срок обучения в этой группе 3 года. За период обучения ребята активно выступают в различных концертах, фестивалях, принимают участие в благотворительных концертах, которые проходят в городе Абакане в АДМ, В ЦДТ, в ГК «Победа» и др.концертных площадках.
3 ступень обучения - это обучающиеся 13-16 лет. Обучение рассчитано на 3 года. Продолжается работа по усовершенствованию голоса. В период 13-16 лет происходит половое созревание, а это значит, что перестраивается весь организм. В связи с этим возникают изменения и в голосовом аппарате. Меняется анатомия гортани. Происходит смена голоса – мутация. В этот период ребята по-прежнему продолжают петь, для ребят устанавливается строгий щадящий режим (ограниченный диапазон, умеренная сила звука, отдых через 3-5 минут пения) Концептуальной опорой обучения этой стадии является 3 уровень фонопедического метода развития голоса. Сущность этого уровня заключается в дальнейшем усовершенствовании голоса.
На этой возрастной ступени дети образуют вокальную студию «Школьные истории». Группа является активным участником различных музыкальных мероприятий, фестивалей, конкурсов, проводимых в городе Абакане.
Все занятия ведутся 3 раза в неделю. За учебные единицы берутся такие предметы как групповое сольфеджио, дуэт, сольное пение.
Всего учебных часов в неделю 9, за год 324 ч
Отбор музыкальных произведений осуществляется с учётом их доступности для учащихся определённого возраста, художественной выразительности, воспитательной направленности.
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной музыкальной деятельности.
В качестве главных методов избрана методика В.В.Емельянова «ФПМ развития голоса», а так же используются авторские методики западных педагогов по вокалу.
Все результаты работы студии чётко прослеживаются на концертах, выступлениях, на городских и республиканских конкурсах и фестивалях.