Внеклассное занятие разработано для 2 класса в рамках ФГОС. Занятие включает в себя практическую работу в парах и группах. Большое внимание уделяется православным традициям в семье. Дается понятие " молитва" и " благословение". К занятию есть презентация. Занятие я провела на областном семинаре посвященном духовно - нравственному воспитанию, т.к. наша школа тесно сотрудничает с православной церковью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие " Моя семья" »
Разработала:
учитель начальных классов Емельянова Анна Александровна
Направление внеурочной деятельности:
Духовно-нравственное
Тема:
Моя семья
Класс:
2 и 4 классы
Цель:
Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и о взаимоотношениях в семье, объединяющих родных и близких.
Задачи:
- раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха;
- развивать навыки ответственного поведения в семье; интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
- показать необходимость уважительного отношения к родным и близким;
- создавать благоприятную среду для осознания учащимися уникальности, неповторимости каждой семьи.
- воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек
Планируемые результаты:
Предметные
Знать:
- степень родства в семье; обязанности каждого члена семьи
Уметь:
- рассказывать о важнейших событиях семьи;
- работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию.
Личностные УУД:
Формирование:
- личностной мотивации и познавательной деятельности учащихся;
- позитивного отношения к себе, к членам своей семьи.
Метапредметные
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
- следовать режиму организации учебной деятельности;
- уметь контролировать и оценивать свою деятельность;
- развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции.
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с партнером;
- взаимодействовать в паре;
- оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
- выделять и формулировать познавательную цель;
- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
- находить и выделять необходимую информацию;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- анализировать объекты с целью выделения признаков.
- Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
II. Определение темы занятия. Постановка цели. СЛАЙД 2
Тему нашего занятия вы угадаете, расшифровав ребус.
Ребус
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья) СЛАЙД 3
- Ребята, кто может объяснить значение слова «семья».
- Как узнать лексическое значение слова « СЕМЬЯ»?
(Определение читаем из словаря Ожегова) СЛАЙД 4
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека — о семье.
III. Изучение нового материала.
Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «Семь — я».
- Как вы думаете, что это значит?
- На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка — папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Конечно вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
- Кто у вас самые родные и близкие люди?
(Работа в парах)
Кроссворд «Моя семья» СЛАЙД 5
.
По вертикали:
1)
Кто вас, детки, сильно любит? Кто вас нежно так голубит, Не смыкая ночью глаз Все заботится о вас?
2)
Улыбаюсь я как мама, Так же хмурюсь я упрямо, У меня такой же нос И такой же цвет волос. (Дочь)
По горизонтали:
3, 4)
В семье мы – мастера. Всяких дел у нас гора! Взяли в руки молотки Ремонтируем замки.
- О ком идет речь? (Папа, сын)
5) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка) СЛАЙД 6
- Проверьте. Папа, мама, дедушка, бабушка, брат, сестра – члены вашей семьи. С кроссвордом вы справились .
Рассказы по рисункам
- Недавно вы нарисовали рисунки с родителями на тему « Моя семья». Расскажите о своей семье. Кто чем занимается? СЛАЙД 7
( Рассказ о своей семье по рисунку)
Обсуждение 5 заповеди Христа
-Семья это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас.
- Кто нас любит и о нас заботится?
- Кто принимает важные решения в вашей семье? Конечно это отец. Издавна так повелось , что отец – глава семейства.
- А почему ? Верно, папа сильный, мужественный. Мама – хозяйка дома. Она заботится о домашнем уюте. Она следит за тем чтобы вы были накормлены, одеты , обуты. Главная забота родителей , чтобы дети выросли воспитанными людьми. Но для этого и вы должны слушаться родителей.
- Почему нужно слушаться родителей?
- Я хочу вам напомнить 5 заповедь Христа: СЛАЙД 8 « Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.»
- Что значит « почитай»?( слушаться, советоваться, уважать, понимать когда растроены родители))
- Что обещает бог, тем кто почитает родителей?( значит будете жить долго)
- Ваше почитание своих родителей необходимо для вас как школа уважения всех людей и всех женщин, которые в трудах и страданиях воспитывают своих детей. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Бог вас благословил на земле.
- Раньше все соблюдали эту заповедь. Были традиции в семье.
СЛАЙД
- Посмотрите на картинку. Какая традиция у этой семьи?( Молиться)
Раньше в каждой семье молились. Просили у бога здоровье, благодарили за обед и ужин.
- А на этой картине?
Дети просят у родителей благословения. ( о благословении батюшки перед учебой)
IV. Физкультминутка
Как у бабушки Наташи»
- Как у бабушки Наташи (держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову).
- Ели вкусную мы кашу! (соединить ладони перед собой – сделать тарелку, показывать ее всем стоящим слева и справа)
- Каша пшенная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать дымок).
- С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»).
- С маслом! (левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»).
- С молоком! (соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»).
- Взяли мы большие ложки. (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх).
- Съели все до самой крошки! (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту).
- Вот какая каша! (большой палец вверх и показать во все стороны)).
- У бабушки Наташи!
Работа в группах( по 4 чел.) СЛАЙД 10
- Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи и ознакомить нас.
Обязанности детей
Обязанности родителей
Словосочетания (заранее заготовлены): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, ходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.
- Посмотрим что у вас получилось! Договоритесь кто в вашей группе будет отвечать.1 группа прочитает обязанности детей, 2 группа – обязанности родителей.
Пословицы
- Издавна о семье сложено множество пословиц. Собери пословицу. Объясните как их понимайте. СЛАЙД 11
- Семьёй дорожить – счастливым быть!
СЛАЙД12
- На что клад, когда в семье лад
СЛАЙД13
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- У кого есть бабушка и дед, тот( не знает бед.)
- В дружной семье и в( холод тепло.)
- Семья в куче – (не страшна туча)
- В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Игра «Дом моей мечты»( работа в группах) СЛАЙД 14
- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья. Сегодня каждый может построить дом своей мечты. Пусть вы превратитесь в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. (Раздаю конверты с “кирпичиками”). Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На кирпичах у вас уже написаны слова ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА, ДОБРОТА, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ, КАПРИЗЫ,ЗЛО, . Вы должны только выбрать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома...
III. Заключительная часть
- Обратите внимание, ребята, какое получились у нас дома. Я надеюсь, что ваш дом построен из таких же кирпичиков.
Что живет в вашем доме? Назовите это одним словом? (СЧАСТЬЕ)
- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на занятии.
- Какой была тема занятия?
Доскажи предложение: СЛАЙД 15
Семья для меня – это…
Мама и папа для меня самые …
Родным я хочу пожелать…
Рефлексивный прием«Наше дерево»: СЛАЙД 16
на доске прикреплён ствол дерева, детям раздаются листики жёлтого и красного цветов, которые нужно прикрепить к веткам (желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; красного цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации).
Семья – это то, что мы делим на всех. Всем понемножку: и радость, и смех. Взлет и падение. Радость, печаль, Дружбу и ссоры. Молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года. Но стены родные. Отчий твой дом, Сердце навеки останется в нем.
Дорогие гости, мы надеемся, что ваш дом построен из таких же кирпичиков счастья!