Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»
678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,
ул. Ленина , 34 «а», тел. (41145) 52-5-16, 52- 5- 32
факс (41145) 52-5-16, sh5len@rambler.ru
Внеклассное мероприятие
Путешествие в «мир профессий»
Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 2а и 4 класса.
Учителя начальных классов: Афонькина Е.Н., Гришина Е.А.
Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий.
Задачи:
1. Активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащихся о профессиях.
2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.
3. Способствовать активизации речевой деятельности детей, развивать их связную речь.
4. Способствовать обогащению словарного запаса детей.
5. Развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку.
6. Развивать навыки взаимодействия в команде.
7. Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.
Возраст детей: учащиеся 2-4 классов.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, пословицы о труде: «Дело мастера боится», «Труд умелые руки любит», «Хорош садовник – хорош и крыжовник», «Люби дело – мастером будешь», «Научился сам – научи другого»
наборы для практических заданий; музыкальное сопровождение практических заданий.
ХОД ИГРЫ:
Я предлагаю вам совершить путешествие в «мир профессий». Ребята, а кто такой мастер? (мастерит, творит, создает). А кого мы называем профессионалом своего дела? (тот кто умеет что-то хорошо делать). А вы хотите стать мастерами? (ответ).
Итак, вы готовы отправиться в «мир профессий» ? (ответ)
Звучит песня «Волшебники изумрудного города»
Для того чтобы попасть в «мир профессий» мы должны пройти несколько испытаний:
Правила игры: В игре участвуют …команды по 10-12 человек. Вам нужно придумать название своей команды, девиз и выбрать капитана.
Но сначала конкурс «ЗНАКОМСТВО» (представление команд, девиз).
Замечательно – команды готовы.
А теперь, чтобы продолжить игру нужна разминка.
Чтобы дети не болели,
Не ходили еле-еле,
Чтоб здоровыми росли,
Ели кашу, пироги,
Чтоб упитанными были,
В школу каждый день ходили,
Чтобы слышать детский говор,
Нужен в каждой школе…(повар).
Я в жизни своей повидал много стран.
Учителем был у меня океан.
Мне ветры морские лицо обдували,
Тем самым характер мой закаляли.
Не раз приходилось бороться с волной,
Но все ж я остался доволен судьбой.
И если б меня попросили опять
Профессию выбрать – не стал бы менять.
В глазах ваших вижу, ребята, вопрос
И вот вам ответ мой: я русский … (матрос)
В любую погоду - метель и жару,
Кручу я баранку – машину веду,
Для стройки музея везу кирпичи,
С пекарни везу в магазин куличи,
На ферму коровам везу я корма,
Для школ молока привезу задарма.
Я честно признаюсь, что я не грабитель,
Я просто трудяга, обычный… (водитель
Строю школы, строю бани, строю новые дома,
Строю целые деревни, даже строю города!
Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,
Чтоб жилось в тепле, уюте даже в сильные снега.
В своем деле я художник и над ленью победитель.
Догадались? Я - …(строитель)
Если в доме случилась беда,
Едким дымом режет глаза,
И кругом только копоть и жар,
Значит, это, ребята, - пожар!
Но не дремлет команда мужчин,
Набери телефон – 01!
Из беды тебя выручит славный,
Уважаемый всеми…(пожарный
Услышав, как звенит звонок,
Спешат ребята на урок.
Узнать, что дважды два - четыре,
Что значит «уже», а что «шире»,
Узнать, откуда взялся снег,
Что означает слово «смех».
Учить их будет не любитель,
А добрый, ласковый... (учитель
Рано утром, встав с дивана,
Взяв ведро, метлу, топор,
Выбегаю я во двор.
Убираю мусор, грязь, подметаю не ленясь.
Знает мама, знает папа,
Даже шестилетний школьник:
Убирает двор наш… (дворник)
Вам известно, что за свой труд люди разных профессий люди получают вознаграждение, чтобы обеспечить себя питанием и одеждой, поэтому на разных этапах испытаний за свой труд, то есть за правильный ответ будете получать жетоны, чтобы получить пропуск в «Город мастеров»
Итак, с разминкой справились молодцы, а команды ждёт первое испытание
Продолжить пословицы
Вспомнить пословицы о труде. Перед вами пословицы, но они растерялись.(соберите пословицы)
-Маленькое дело, - Без труда - - Какова пряха - - Терпенье и труд – -Хочешь есть калачи, -Труд человека кормит | такова и рубаха …все перетрут …не сиди на печи …а лень портит …не вытащишь и рыбку из пруда …лучше большого безделья |
Игра со зрителями
«Отгадай пословицы»
ведущая: Пока наши «Моляры» работают, предлагаю вам отгадать пословицы. Я начну пословицу, а вы продолжите её.
Без труда - … (не вынешь и рыбку из труда).
Без охоты - … (нет работы).
Без ремесла - … (как без рук).
Без топора - … (не плотник), без иглы- … (не портной).
Кончил дело - … (гуляй смело).
Кто не работает - … (тот не ест).
Глаза боятся, … (а руки делают).
Была бы охота- … (заладится всякая работа).
Второе испытание
Викторина
Ребята, вы много читали стихотворений, сказок о труде и безделье, давайте сейчас вспомним эти произведения.
Какая девушка за свое трудолюбие была вознаграждена поездкой на бал? (Золушка)
Госпожа Метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то ее облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку? (Смолой ее облило)
О какой профессии идет речь в книжке Маршака, если там есть строчки:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой «5» на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
(Почтальон)
На какую работу Поп брал Балду за три щелчка и вареную полбу?
(Повар, конюх, плотник)
Блиц-викторина. Игра для зрителей.
Вспомните профессии героев литературных произведений.
-Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
-Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)
-Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (рыбак)
-Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик. (столяр)
-Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. (ткачиха, повариха).
-Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).
-Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «сказке о Золотом петушке» Пушкина. (звездочёт, мудрец)
- Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник)
- Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (портные)
- Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка. (доктор)
- Профессия коротышки по имени Гусля. (музыкант)
- Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С. Т.Аксакова «Аленький цветочек»? (купец)
- Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова. (милиционер)
- В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»? (кучер)
- Кто спас Красную шапочку? (охотники)
- Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (музыканты)
На доске или на слайдах в копилке профессий появляются названия новых профессий.
Испытание третье.
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
РВАЧ = В - - - (мед.работник)
СОПЛО = П – - - - (дипломатический представитель)
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
ДЕКОР = Д - - - - (портовый рабочий)
ФИАКР = Ф - - - - (волшебная цирковая профессия)
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный» рабочий)
АЛЬКОВ = К - - - - - (мастер ручной ковки)
АВДОТКА = А - - - - - - (юридическая профессия)
СТАРИНА = С - - - - - - (младший мед. работник)
ТРАВИНКА = А - - - - - - - (продавец старины)
КРЕДИТОР = Д- - - - - - - (руководитель предприятия)
ТОМАТ + ГОЛОС = С - - - - - - - - - (зубной врач)
БАНЩИК + РАБА = Б- - - - - - - - - (ударная профессия)
РИСК + ПАЧКА = С - - - - - - - - (женщина-музыкант)
АД +МИНИСТР + РОТА = А (руководящее должностное лицо)
Игра «Третий лишний»
массажист, парикмахер, ножницы
агроном, семена, строитель
почтальон, писатель, телеграмма
подъемный кран, машина, крановщик
ветеринар, котенок, дедушка
учитель, продавец, воспитатель
- Игла, нитка, гвоздь;
- Кисть, клей, линейка, спицы;
- Кастрюля, ложка, терка, крючок;
- Пряжа, нож, спицы, ножницы;
Испытание четвёртое
Загадки – обманки
1 Булки нам и калачи
Каждый день пекут ... врачи? (Пекари)
2 Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой ... пожарные? (Учителя)
3 Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил ... музыкант? (Швея)
4 Лекарства нам в аптеке
Продаст ... библиотекарь? (Фармацевт)
5 Варит кашу и бульон
Добрый, толстый ... почтальон? (Повар)
6 Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, ... вор? (Дворник)
7 Стены выкрасила ярко
В нашей комнате … доярка? (Маляр)
Испытание пятая.
Постройте башню из кубиков и чтоб она не упала.
ПРОФИ-ВИКТОРИНА (с залом)
Задание: По очереди команды отгадывают вопросы-загадки.
1. Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
2. Как звали первую женщину – лётчицу? (Баба-Яга)
3. Кто на работе играет и получает за это зарплату, а не выговор? (актёр, музыкант)
4. Как называют и парфюмера, составляющего духи, и человека, сочиняющего музыку? (композитор)
5.Как иначе называют коллегу по работе? (сослуживец)
6.Назови орудие труда оперного певца. (голос)
Профессии- синонимы.
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий. Команды поочерёдно друг за другом выполняют задание (на раздумывание времени не даётся)
Педагог - …(учитель, преподаватель),
Врач - …(лекарь, доктор),
Стоматолог - …(дантист, зубной врач),
Портной, портниха - …(швец, швея),
Сторож -… (охранник),
Воспитатель - …(наставник),
Лётчик - …(пилот),
Космонавт - ….(астронавт),
Шофёр -….(водитель),
Голкипер-… (вратарь),
Солдат - ….(военный),
Менеджер -…. (управленец),
Парикмахер - ….(цирюльник),
Дрессировщик -…(укротитель),
Фокусник -…(иллюзионист, факир),
Художник -…(живописец),
Экскурсовод -…(гид),
Паяц -…(клоун),
Дровосек -…(лесоруб),
Балетмейстер -…(хореограф),
Кельнер -…(официант),
Адвокат -…(защитник),
Государственный обвинитель-…(прокурор),
Толмач - …(переводчик),
Секьюрити -…(охранник),
Вокалист -….(певец),
Каскадёр -…(трюкач).
ОН-ОНА. Игра да,нет.
Задание: вам необходимо на прочитанные утверждения либо согласиться, либо нет.
1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик).
2. Она – стюардесса, он – стюардесс. (Нет, стюард).
3. Она – конькобежка, он – конькобегун. (Нет, конькобежец).
4. Она – доярка, он – подойник. (Нет, дояр).
5. Она – швея, он – швец. (Да, это устаревшее, сейчас – портной).
6. Она – медсестра, он – медбрат. (Да).
7. Он – профессор, она – профессура. (Нет, она тоже профессор).
8. Он – кузнец, она – кузница. (Нет, тоже кузнец).
9. Он- певец, она – певица. (Да)
10. Он – водолаз, она – водолазка. (Нет, тоже водолаз. Водолазка – свитер с высоким воротом).
11. Он – истопник, она – истопница. (Нет, истопница).
12. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да).
13. Он- моряк, она – морячка. (Да).
14. Он – матрос, она – матроска. (Нет, тоже матрос).
15. ОН – лифтёр, она – лифтёрша. (Да).
16. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет).
17. Он – каменщик, она – каменка. (Нет, каменщик).
18. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, гимнастка).
19. Он – мельник, она – мельница. (Нет, мельник).
20. Он – музыковед, она – музыковедьма. (Нет, музыковед).
Раскраски.
Рефлексия.
-Ребята вы сегодня много узнали интересного о труде, о профессиях. Вопрос выбора профессии за один день не решить. Не далек тот час, когда вы вступите в новую пору вашей жизни. Сейчас для вас главным является учеба, ваше разностороннее развитие – основа вашей дальнейшей жизни.
-Как видите, дети, профессий немало-
Такую себе выбирай,
Чтоб делом всей жизни твоей она стала,
Чтоб честным трудом ты прославил свой край.
Бонус -мультфильм
8