Контингент обучающихся, воспитанников нашей группы - это глубоко умственно отсталые дети. Характерной особенностью таких детей чаще всего является нарушение развития всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, общей и мелкой моторики. Поэтому для данной категории школьников – пластилинография, является одним из значимых средств развития творческих способностей, коррекции имеющихся проблем.
Развитию творческой активности, пробуждению интереса к изобразительной деятельности у детей с ОВЗ способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В настоящее время все больше внимания уделяют развитию творческих способностей обучающихся детей с ОВЗ. Эта проблема актуальна, так как в процессе творческой деятельности у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальные средства выразительности являются единственным инструментом выражения его чувств.
Контингент обучающихся, воспитанников нашей группы - это глубоко умственно отсталые дети. Характерной особенностью таких детей чаще всего является нарушение развития всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, общей и мелкой моторики. Поэтому для данной категории школьников – пластилинография, является одним из значимых средств развития творческих способностей, коррекции имеющихся проблем.
Развитию творческой активности, пробуждению интереса к изобразительной деятельности у детей с ОВЗ способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином.
Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Дети с удовольствием работают с пластилином.
К достоинствам технологии «Пластилинографии» относятся: - простота исполнения работы - яркость фактурного материала - возможность моментального исправления, а значит отсутствие страха перед возможной неудачей - насыщенность игровыми приёмами, упражнениями, благодаря которым решения поставленных задач осуществляется без перегрузки и напряжения. Основной материал – пластилин, а инструмент – рука, что очень важно для развития мелкой моторики, которая является одним из главных стимуляторов мозговой деятельности ребенка.
Пластилинография позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Дети получают знания, умения и навыки, и одновременно, закрепляют информацию, полученную на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим миром.
Занятия пластилинографией способствуют развитию и активизации у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, а также, творческих способностей: умению подбирать и сочетать цвета и оттенки, умению составлять композицию. Развивается восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те значимые функции, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе.
Работу по пластилинографии я начала в 2014 году и сразу поняла, что не ошиблась с выбором темы. Дети увлеченно работают, загораются новыми идеями, особенно им нравится, что все всегда получается. Работы выглядят ярко, благодаря сочным цветам пластилина, и еще то, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать. А самое главное мы учились выполнять коллективные работы, действовать по словесной инструкции педагога.
В работе с детьми применяю разнообразные методы с учетом индивидуальных особенностей детей:
- наглядные (наблюдение, показ, образец);
- словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения работы, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение) ;
- практические (показ способов изображения и способов действия).
В процессе обучения детей пластилинографии не ставлю очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом.
Каждое наше занятие сопровождается художественным словом и пальчиковыми играми.
По окончании работы обязательно следует рефлексия. Рассмотрев работы маленьких авторов, особо отмечаю их старание и творческое начало.
Таким образом, проводимая работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием техники «пластилинографии» способствует формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей.
В процессе применения в педагогической практике пластилинографии удалось достичь следующих результатов: у детей появился устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности, улучшилось речевое развитие детей, появились положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, наблюдается положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики. Мы с удовольствием участвуем в различных конкурсах со своими работами и получаем призовые места.
Литература:
1. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с. 2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с. 3.Филиппова Л. Пластилинография как средство формирования художественных возможностей детей риска / Филиппова Л.// Коррекционно-развивающее образование. - 2010. - № 3. - С. 26-29.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}