kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей основного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса и отличная от урочной системы обучения (кружки, секции, олимпиады, соревнования, КВН, экскурсии, конференции, научные сообщества, диспуты и т.д.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников



Внеурочная деятельность – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей основного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса и отличная от урочной системы обучения (кружки, секции, олимпиады, соревнования, КВН, экскурсии, конференции, научные сообщества, диспуты и т.д.)

Основным нормативным документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительная особенность стандартов второго поколения – внеурочная деятельность как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. В рамках реализации ФГОС НОО внеурочную деятельность следует понимать как образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Понятие внеурочной деятельности школьников объединяет все виды внеучебной деятельности детей, в которых возможно решение задач по их воспитанию и социализации. Внеурочная деятельность предлагает широкий выбор занятий, направленных на развитие детей.

И.Н. Попова отмечает, что «для реализации стандарта нового поколения образовательные учреждения по-разному подходят к организации учебного и внеучебного времени. Главное, что объединяет все школы всех регионов России – это решение поставленной перед школой задачи создания разнонаправленной вариативной образовательной среды, позволяющей учащимся во внеурочное время реализовать право выбора».

Д.В. Григорьев и П.В. Степанов дают такое определение: «Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и



целесообразно решение задач их воспитания и социализации». Другими словами, внеурочная деятельность – это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития интересов ребенка на основе свободного выбора, формирование духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными задачами внеурочной деятельности детей являются:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, учащихся к различным видам деятельности;

  • оказание помощи в поиске своего «Я»;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в выбранной сфере деятельности;

  • усиление педагогического влияния на жизнь детей во внеучебное время;

  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений внешкольного воспитания, семьями учащихся, учреждениями культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями;

  • расширение рамок взаимодействия с социумом;

  • развитие опыта неформального взаимодействия, сотрудничества, общения;

  • создание условий для развития приобретенных навыков, знаний, умений;

  • развитие опыта творческой деятельности, развитие творческих способностей;

  • воспитание культуры досуговой деятельности детей.

Для достижения главной цели внеурочная деятельность должна быть организована в соответствии со следующими принципами:



  1. Принцип системности – содержание и процесс обучения, учебно- воспитательный процесс, мышление ученика должно быть организованно в систему;

  2. Принцип вариативности – предоставление ученикам самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, форм контроля и управления учебным процессом;

  3. Принцип добровольности – свобода выбора деятельности и добровольность участия в ней;

  4. Принцип успешности и социальной значимости – упор организации деятельности на мотивацию и потребность к успешности обучения. Важность достигаемых результатов для ближайшего социального окружения ребенка.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, общественно-полезное, художественно- эстетическое, научно-познавательное, проектное, духовно-нравственное. Данные направления являются содержательным ориентиром при организации деятельности и основа для построения образовательных программ. Внеурочная деятельность может осуществляться в виде: познавательной, игровой, досугово-развлекательной, трудовой, туристско- краеведческой и спортивно-оздоровительной деятельностями, проблемно- ценностного общения, художественного и социального творчества.

Внеурочная деятельность может быть представлена в форме экскурсии, кружка, секции, проекта, викторины, олимпиады, соревнования и т.д. Наиболее оптимальными формами организации внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста являются кружок, клуб, секция, студия, театр и мастерская.

Кружок – это добровольное объединение детей. Основной и наиболее распространенный вид групповой внеурочной деятельности. Основное



отличие кружков друг от друга это тематика изучаемых в рамках кружка вопросов.

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов. Главные принципы клуба: самоуправление, добровольность, единство цели и совместная работа в непосредственном контакте друг с другом.

Секция – форма объединения детей для занятия физкультурой и спортом (футбол, каратэ, шахматы и т.д.). Отличительными чертами секции являются специфические образовательные задачи, принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта, ориентир на овладение какого-либо вида спорта, демонстрация достигнутых результатов в виде состязаний, конкурсов и соревнований.

Студия – еще одна форма добровольного объединения детей и специально обустроенное место для занятий по усвоению знаний, навыков, умений.

Театр – форма добровольного объединения детей, работа и распределение ролей которой направлены на достижение успеха в исполнении художественного действия на сцене.

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенным видом деятельности, в которой педагог выступает в качестве

«мастера», а ученики – его «последователей».

Внеурочная деятельность образовательного учреждения может быть организована под единой воспитательной темой. Вопросы по выбранной тематике должны обсуждаться на всех занятиях внеурочной деятельности, вне зависимости от видов, форм и направления деятельности. Обсуждение проблемы строится по следующему алгоритму:

  • выявление проблемы;

  • поиск информации по решению проблемы;

  • применение новой информации по решению проблемы;

  • оценка результатов;



Отдельно следует отметить понятия «результат» и «эффект» внеурочной деятельности, их взаимосвязь и отличия.

Результат – это что стало непосредственно итогом участия ребенка в деятельности. Например, приобретение знаний, ценностей и опыта.

Эффект – это то к чему привело достижение результата, его последствие. Например, полученные знания и опыт, пережитые эмоции и чувства привели к развитию человека как личности, его компетентности. То есть развитие ребенка – это эффект, который возможен благодаря достижению результатов учебно-воспитательной деятельности.

Понятие «результат» имеет уровневую структуру. Результаты учебно- воспитательной работы могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения первого уровня результатов особое внимание уделяются взаимодействию ученика с педагогами, как носителям социальных знаний и опыта.

Второй уровень результатов – формирование базовых ценностей и ценностного отношения к реальности в целом. Для достижения второго уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника со сверстниками как ближайшей социальной средой. Именно здесь он получает первые практически приобретенные социальные знания, формирует ценностное отношения к действительности, или отвергает ее. Примером художественно-эстетической работы на втором уровне результатов может служить разработка оформления зала для проведения школьного праздника, организация и проведения спектакля для младших учащихся, оформление клумбы на территории школы (ландшафтный дизайн).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального взаимодействия. Включает в себя освоение способов решения задач по поиску и привлечению возможностей для реализации проектов в сфере художественного творчества. Для получения



третьего уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с открытой социальной средой за пределами стен школы. Примером такой работы можно назвать любительское театральное представление для жителей округи, открытый показ видеопроектов.

Последовательное восхождение от первого ко второму уровню результатов дает младшему школьнику возможность выхода в общественное пространство, т.е. достижению третьего уровня. Здесь важно отметить что выход младшего школьника в пространство социального взаимодействия обязательно должен быть оформлен как выход в дружественную среду, ограниченную для современной конфликтности и неопределенности. Достижение всех трех уровней результатов увеличивает возможность появления образовательного эффекта воспитания и социализации детей:

  • формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;

  • формирование социокультурной идентичности школьников: гендерной, государственной, этнической, культурной и др.

Интерес детей к внеурочной деятельности вызван возможностью осуществлять свои возможности, раскрывать задатки проявляя свой талант. Слияние различных видов искусства в специально организованной внеучебной деятельности активизирует творческое самовыражение.

Существует две формы творческой активности личности – пассивная и активная. Пассивная форма заключается в воспроизведении или повторении человеком ранее созданных приемов поведения и действий. Например, рассматривание картин, чтение книг, прослушивание музыкальных произведений прививает интерес к литературе, живописи, музыке. Активная же форма проявляется в творческой деятельности, выражающейся в создании своими руками поделок, рисунков, создание новых образов, совершенствование навыков. Все формы творческой активности способствуют накоплению детьми новых знаний и опыта, а также получению новый впечатлений от восприятия искусства.



Как уже отмечалось ранее, способности формируются и развиваются в деятельности. Для эффективного развития творческих способностей во внеурочной деятельности общеобразовательных школ широко используется работа кружков как основной формы внеклассной работы с детьми. В структуре образовательного учреждения занимает базовую ступень закрепления индивидуальных потребностей, желаний, интереса к какому- либо виду деятельности, а также выявления способности ребенка к активному творчеству. Кружок – это пространство для общения и совместной деятельности, в которой каждый имеет возможность проявить себя и свои способности. Эта форма внеурочной деятельности способная удовлетворить разнообразные потребности детей.

Кружковая форма работы во внеурочной деятельности в значительной степени способствует развитию творческих способностей школьников. Занятия в кружке не только формируют у детей умения и навыки, но и позволяют осуществить собственные замыслы, пробуждая творческую активность, выступать в роли творца. В результате такой деятельности каждая новая работа получается индивидуальной и неповторимой.

Занятия в кружке в целом способствуют гармоничному и разностороннему развитию личности школьника, решению задач нравственного, эстетического и трудового воспитания, раскрытию творческого потенциала ребенка.

Деятельность кружка в начальных классах связана с учебно- воспитательным процессом, осуществляемым на уроках и основывается на навыках и знаниях, полученных в урочное время. Если работа кружка не ограничена требованиями программы и ее смысл не конкретизирован, это позволяет использование разнообразных видов деятельности в кружковой работе и дает возможность углубления в различные виды искусства, сочетание различных техник и приемов исполнения работы.

Деятельность школьников в кружке способствует формированию ценностного отношения к окружающей действительности. Эффективность



развития творческих способностей в кружковой работе в большей степени зависит от умения руководителя кружка организовать творческую деятельность, умения использовать различные методы и дидактические приемы обучения в зависимости от поставленных задач. От этого зависит будут ли дети заинтересованы и увлечены работой в кружке, а в конечном счете и успешность занятий. Основное место на занятиях отводится практической работе.

Помимо творческого развития роль кружка незаменима в воспитании чувств младшего школьника. Работа в кружке способна перенести ребенка в мир красок, звуков и чувств, принести радость творчества и приобщить к ценностям художественной культуры.

Широкое распространение получили кружки изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное творчество имеет наиболее тесную связь с бытом и повседневной жизни каждого человека и поэтому играет значительную роль в воспитании детей. Способствуя развитию творческих способностей учащихся посредством изготовления изделий, декоративно-прикладное творчество формированию культуры народного труда и быта, человеческих отношений, в целом. На занятиях в кружке проходит углубленное изучения теоретических и практических основ художественного промысла, развивается интерес к творчеству мастеров. Исходя из вышесказанного, основная задача кружка декоративно-прикладного творчества – творческое развитие школьников, развитие способности к пониманию и чувству прекрасного в окружающей среде, расширение и углубление знаний и представлений учащихся о прекрасном. Также важно не только обучить детей навыкам создания качественного продукта, но и различать сочетание цветов и форм, развивать чувство композиции, симметрии. Как одна из форм внеурочной деятельности занятия в кружке декоративно-прикладного творчества способствуют пробуждению и росту творческих возможностей школьника. Они формируют умение оценивать произведения искусства, воспитывают эстетический вкус,



повышают мотивацию обучения, а также уменьшает физическую усталость школьников. Дети посещающие кружковые занятия заметно растут, происходит развитие личностного творческого потенциала, решаются некоторые психологические проблемы, устраняются отклонения в поведении и развивается чувство ответственности ребенка.

В процессе работы кружка, учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, перспективах, художественных стилях, цветоведении и композиции, правилах рисования и аппликации, учатся воспринимать красоту природы и человеческих чувств. Особое значение в развитии творческих способностей имеет посещение музеев, художественных выставок, мастерских художников, просмотр фильмов о выдающихся творческих деятелях.

Занятия в кружке так же решают еще одну немаловажную и актуальную проблему занятости детей. Дети, испытывающие недостаток внимания со стороны родителей, могут заполнить эту нишу посещая кружки во внеурочное время. Творчество увлекает детей, и многие участники кружковых занятий свободное время с удовольствием посвящают любимому делу.

Средствами мотивации являются радость творчества, расширение знаний и умений, уверенность в себе, самосовершенствование.

Анализируя исследования, посвященные развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности, можно сделать вывод о том, что особенности организации занятий позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи:

  • воспитать эмоционально-эстетическое отношение учащихся к предметам и явлениям окружающей действительности;

  • развить творческие способности каждого ученика, исходя из его индивидуальных особенностей;

  • обучить грамотно передавать особенности формы, строения, пространства, светотени и цвета изображаемых объектов;



  • сформировать умение работать самостоятельно;

  • воспитать стремление использовать полученные знания, умения, навыки в общественно полезной работе.

Успехи в декоративно-прикладном творчестве порождают у учащихся уверенность в своих силах, что позволяет преодолеть барьер нерешительности перед новым видом деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Следовательно, чтобы добиться высоких результатов в развитии творческих способностей необходимо создать благоприятные условия и умело пользоваться эффективными методиками, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Тетеря Светлана Ивановна

Дата: 22.03.2021

Номер свидетельства: 576351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ."
    ["seo_title"] => string(102) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "320748"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461141761"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Обобщение  опыта  по  теме: Развитие  творческих способностей  младших школьников  средствами  эстетического воспитания. "
    ["seo_title"] => string(132) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-estietichieskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "129863"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415785400"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства