В данной научной работе представлен материал о вреде курения и алкоголя. Дается краткая справка о появлении никотина в России. Ученик 9 класса проводил экперимент о влиянии алкоголя и никотина на растущий организм ребенка. Проведена диагностика по школам района на наличие курящих подростков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.4 « Пиво - безвредный напиток? Так ли это?»……………………………...9
2.5 Тревожные факты………………………………………………………… 10
IIIИзучение статистических данных о курящих детях в школах Белинского района и МОУ ООШ с. Чернышева ( анализ анкет)…………….11
IV Практические работы
1. Выявление влияния алкоголя на активность ферментов слюны ………….……13
2. Выявление никотина на активность ферментов слюны………………………….14
Заключение. …………………………………………………………………………15
Литература. ………………………………………………………………………….16
Приложения.
Введение
Алкоголь, никотин, как и всякий наркотик,
окружим атмосферой всеобщего
презрения, негодования! (Я. И. Кокушкин.)
Актуальность проблемы: Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью - важная социальная потребность людей.
«Человек может жить до 100 лет, говорил академик И.П. Павлов. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Проблема «болезней поведения», или вредных привычек, была, есть и остаётся актуальной для молодого поколения. Одними из самых распространённых привычек сейчас является курение и употребление алкогольных напитков.
Отсюда вытекает цель работы:Выяснить, влияние на здоровье человека никотина и алкоголя.
Задачи:
1.Изучить информацию о влияния курения и алкоголизма на здоровье человека.
2. Выявить факторы риска для здоровья человека
3. Изучить и проанализировать статистические данные о курящих учащихся по Белинскому району и проведение анкетирования среди учащихся школы с. Чернышева, анализ полученных данных
4. Выяснить практическим путем влияние никотина и этилового спирта на активность амилазы слюны. Доказать вред никотина и алкоголя для пищеварительной системы.
В результате нашего исследования был проведён социологический опрос среди учащихся школы с 5-9 классы по проблеме вредных привычек. В анкетировании приняли участие 19 учащихся. Проведены опыты по исследованию слюны курящего человека (так в нашей школе нет курящих учеников, мы попросили поучаствовать в опыте родительницу одного из обучающихся), влияние спирта на активность амилазы слюны.
Методы работы: изучение теоретического и статистического материала, опыты, анализ, сравнение.
Этапы работы:
I Изучение теоретических основ
II Статистический анализ
IIIПрактическая работа
Этап 1
Глава I. Вся правда о никотине.
Указ Петра I
Впервые табак попал в Европу после экспедиций Колумба — именно он впервые узнал о странном обычае от индейского населения Америки. Популярность же табака начала расти в 16 веке. Французский посол при португальском дворе Жан Нико преподнес французской королеве Екатерине Медичи листья табака. Для снятия головных болей, мучивших королеву, он рекомендовал вдыхать аромат сухих листьев. Видимо, королеве это помогло — вскоре распространилось ошибочное мнение, что нюхание табака — панацея от всех болезней. В Россию табак был завезен во второй половине 16 века. Он быстро набрал популярность. Но табак был таким дорогим, что многие попадали в долговую кабалу, а общий отток средств за границу был весьма ощутимым. Помимо экономических причин было отмечено, что неумеренное потребление табака приводит к тяжелым отравлениям. Продажа табака в России с 1634 года была строжайше запрещена. Не разрешалось употреблять и даже хранить табак в доме. Нарушение запрета каралось смертной казнью и конфискацией имущества. А в 1649 году за нюхание табака резали носы, вспарывали ноздри и ссылали на поселение. Нюхание табака считалось не меньшим грехом, чем убийство сына или дочери. Политика государства изменилась с 1697 года. 11 февраля Пётр I издал именной указ о разрешении продажи табака «Продавать оный явно в светлицах при кабаках». Защитники здорового образа жизни до сих пор не могут простить этого указа Петру, утверждая, что именно с легкой руки царя-реформатора массово закурила Россия. Далее все покатилось как снежный ком. В 1705 году в России была учреждена «казенная табачная продажа, по примеру питейной». А в 1716-м открылись две табачные фабрики – в Петербурге и малороссийской Ахтырке. Внесла лепту в распространение табака и Екатерина II, сама большая до него охотница.
«Что каждый должен знать о курении»
Не все сегодня осознают опасность такой вредной привычки, как курение. Особенно тревожно, что к курению табака приобщаются подростки. Среди них есть и девочки. А между тем подростковый период в жизни человека имеет особое значение. В возрасте 14-15 лет происходит бурное физическое развитие. Наступает период превращения юноши в мужчину, девочки в девушку. Наукой установлено, что начинающие курить подростки слабее своих сверстников в физическом и умственном отношении, хуже успевают в школе, отстают в спорте, чаще болеют.
Что же происходит в организме, когда человек бездумно затягивается сигаретой? Через 2-3 минуты после вдыхания табачного дыма составная часть его, никотин, уже проникает внутрь клеток головного мозга. Спустя некоторое время наступает снижение его активности. Вот почему у курящих школьников ослабевает внимание, ухудшается восприятие учебного материала. Коварство табачного дыма усугубляется еще тем, что окись углерода, попав в организм, соединяется с гемоглобином эритроцитов. Образуется стойкое соединение-карбоксигемоглобин. Вследствие этого уменьшается доля гемоглобина, способного соединяться с кислородом. Создаются условия постоянной кислородной недостаточности организма в целом и сердечной мышцы в первую очередь. В эксперименте на животных было установлено, что угарный газ способствует развитию атеросклероза артерий сердца и аорты. Угарный газ, вдыхаемый курильщиком, угнетает сердечную мышцу, что может быть причиной внезапной остановки сердца.
Несколько цифр для подтверждения опасности ситуации. Загрязнённость табачного дыма значительно выше-4,25 раза-загрязнённости выхлопных газов автомобилей; в 248 раз выше отработанного газа кухонной горелки, более чем в 1000 раз(!)-выдыхаемого человеком воздуха. При выкуривании пачки сигарет в день курильщики фактически дышат воздухом, загрязнённость которого в 600-1200 раз превышает гигиенические нормы. И ещё одно сравнение. При выкуривании даже одной сигареты получаемая токсическая нагрузка соответствует пребыванию человека на оживленной магистрали в течение полутора суток.
Отравляющее действие компонентов табачного дыма на курящих подростков много больше, чем на взрослых. Порой приобщение к курению они скрывают. Тайное курение сопровождается торопливостью, затягивание дыма происходит энергично, из-за экономии сигарета выкуривается до конца. Всё это приводит к попаданию в верхние дыхательные пути наибольшего количества токсических веществ. Кроме того, курение лишает школьника такого важного для него отдыха между уроками, поскольку подростки курят в основном в школе, на переменах.
Табачный дым с его многочисленными компонентами ведёт к развитию воспалительных явлений в носоглотке, гортани, голосовых связках, трахее, бронхах. Воспалительный процесс в зеве предполагает к ангинам. Вот почему у курильщика часто отмечаются вспышки этого заболевания. Страдают и легкие, так как понижается устойчивость лёгочной ткани к инфекциям. У курильщика намного чаще определяют хроническую пневмонию, эмфизему лёгких, пневмосклероз.
Результаты научных исследований показывают, что курильщики сокращают свою жизнь в среднем на 6-12 лет. Эта вреднейшая привычка - одна из основных причин инвалидности.
1.3 Никотин – опасный яд.
Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Только благодаря тому, что при длительном курении вырабатывается некоторая устойчивость, противодействующая этому яду, и благодаря тому, что это поглощение происходит не сразу, а в течение дня, отравления не наступает.
Дым от сигареты намного вреднее, чем никотин, потому что человек вдыхает его горячим. И в нем - более 4 тысяч вредных веществ. Каждое вредно само по себе. А тут образуется токсический, канцерогенный, страшно ядовитый продукт сгорания. В одном килограмме табака, который, как правило, человек выкуривает за месяц, содержится 70 миллилитров табачного дегтя. А это значит, что за десять лет через дыхательные пути курильщика проходит свыше 8 литров табачного дегтя.
Доказать ядовитые свойства никотина просто: пиявка, поставленная курильщику, вскоре отваливается в судорогах и погибает от высосанной крови, содержащей никотин.
Состав сигареты ( приложение № 1)
Влияние курения на организм человека ( приложение №2)
« Что происходит в легких курильщика» - видео ( приложение № 3 на диске)
Легкие курильщика и легкие здорового человека ( приложение № 4)
1.4.Изменения , происходящие в организме при отказе от курения:
через 2 часа никотин начинает удаляться из организма и в этот момент чувствуются первые симптомы отмены;
через 12 часов окись углерода от курения выйдет из организма полностью; -легкие начнут функционировать лучше, пройдет чувство нехватки воздуха;
через 2 дня вкусовая чувствительность и обоняние станут более острыми;
через 12 недель система кровообращения улучшается, что позволяет легче ходить и бегать;
через 3-9 месяцев кашель, одышка и проблемы с дыханием уменьшаются;
функция легких увеличивается на 10 %; - через 5-10 лет риск инфаркта миокарда станет в 2 раза меньше, чем у курящих.
1.5.Тревожные факты
Табакокурение снижает продолжительность жизни на 10-15 лет.
Из 100 больных туберкулёзом 95 – курильщики.
У курильщиков рак лёгких встречается в 30 раз чаще, чем у некурящих, рак гортани – в 5 раз, рак мочевого пузыря – в 2,7 раз чаще.
По данным ВОЗ, каждый пятый умирающий в мире – жертва табака.
Курение увеличивает вязкость крови, что создаёт опасность образования тромбов.
Средний возраст умерших от сердечных приступов – 67 лет, у курильщиков – 47 лет
Женщина, выкуривающая 25 сигарет в день, в 40 раз больше подвержена риску смерти от инфаркта миокарда по сравнению с некурящей женщиной.
Вывод: «Если сравнивать воздействие на психику различных наркотиков, то никотин вызывает большую зависимость, чем героин и кокаин».- сообщает ВОЗ (всемирная организация здравоохранения). В отличие от героина и кокаина никотин не вызывает у человека ярко выраженного состояния опьянения, поэтому силу действия никотина часто недооценивают. Однако легкое состояние эйфории от курения постепенно приводит к зависимости – человеку хочется испытать это ощущение вновь и вновь. Никотин действительно влияет на настроение, успокаивает. Но чувство напряжения, снимаемое сигаретой, отчасти возникает в результате тяги к самому никотину. Бросить курить трудно еще и потому, что курение – поведенческая привычка. Кроме того, что у человека появляется зависимость от никотина, у него также вырабатывается привычка постоянно закуривать и затягиваться.
Желающим бросить курить нужно долго и упорно стремиться к цели. Успех зависит от самого человека, поставившего такую цель.
Глава II. Алкоголь – похититель рассудка.
Алкоголизм делает больше
опустошения, чем три исторических
бича, вместе взятых: голод, чума и война. (У. Гладстон – английский
государственный деятель и писатель.)
2.1.« Одурманивающий» напиток.
Неуклонно растущая на протяжении многих лет алкоголизация россиян в настоящее время приобрела масштаб национального бедствия, подрывающего социально-экономические и духовно-нравственные основы государства. По информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2,8 млн (2%) россиян вовлечены в тяжёлое болезненное пьянство. Ежегодно до 100 тысяч россиян гибнут от причин, связанных с употреблением алкоголя.
Последние годы характеризуются стабильно высоким уровнем употребления алкоголя. Так, потребление алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,4 л. абсолютного алкоголя в 1990 г до 10 литров в 2008 г. ( в 1,8 раза). Однако, по мнению специалистов, реальное душевое употребление алкоголя с учётом оборота спиртосодержащей продукции, в т. ч. парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии, в РФ составляет 18 литров. В структуре продажи алкогольных напитков населению 80% приходится на пиво, 13% - на водку и ликероводочные изделия. 6% - на вино и 1% - на коньяк. При этом отмечается рост суммарного ( водка + слабоалкогольные напитки и пиво ) поступления алкоголя в организм человека и возрастание тяжести его социальных и медицинских последствий. Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ (кофеина) в составе так называемых энергетических напитков весьма популярны у молодёжи, вызывает стимуляцию энергетического обмена, ускоряет привыкание к алкоголю, усиливают многократно риск токсического, мутагенного и канцерогенного действия алкоголя на человека. Я проанализировал данные за последние годы, они свидетельствуют, что бутылка пива по своему действию приравнивается к 50 мл водки или других крепких алкогольных напитков и именно подростковый возраст. Особенно для девочек, является наиболее опасным с точки зрения привыканию к алкоголю. У подростков возникают тяжелейшие формы алкоголизма вследствие употребления даже слабоалкогольных напитков и пива, которые наиболее трудно поддаются лечению.
Сегодня от изменения ситуации в стране, связанной с заболеваемостью и смертностью населения от употребления алкоголя, зависит не только будущее последующих поколений, но и будущее всей страны.
Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его "аль коголь", что означает "одурманивающий". Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство.
2.2.С чего начинается пьянство.
Поводы первого приобщения к алкоголю разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают "для аппетита", "лечат" вином или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, главным образом присущий мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: "праздник", "семейное торжество", "гости" и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как "неудобно было отстать от ребят", "друзья уговорили", "за компанию", "для храбрости" и т.д. В целом мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытывать новые ощущения, любопытство и т.п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т.п. Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков "для храбрости". Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками). Особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки.
Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние может возникнуть в связи с определенным положением их в семье, школьном коллективе.
Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) так охарактеризовал психологические причины пьянства: "Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют пития и угощения вином при всяком случаи.»
2.3. Алкоголь - разрушитель растущего организма
Ученые всего мира на протяжении почти сорока лет все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение - детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними. Пожалуй, не надо обладать особенным воображением, чтобы представить себе урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление вина или даже пива. Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. Попав в организм, он достаточно медленно (со скоростью 0,1 г на 1 кг массы тела в час) расщепляется в печени. И только 10 процентов от общего количества принятого алкоголя выводится из организма в неизменном виде. Оставшийся алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. Высокая проницаемость "молодых" тканей, их насыщенность водой позволяет алкоголю быстро распространяться по растущему организму. Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется "тупеет" и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.
Второй "мишенью" алкоголя является печень. Именно здесь, под действием ферментов происходит его расщепление. Если скорость поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его распада, то происходит накопление алкоголя, ведущее к поражению клеток печени. Алкоголь нарушает структуру клеток печени, приводя к перерождению ее тканей. При систематических употреблениях спиртных напитков жировые изменения в клетках печени приводят к омертвлению печеночной ткани - развивается цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм. Действие алкоголя на печень подростка еще более разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования. Поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеродного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Спиртные напитки, можно сказать, "разъедают" слизистую оболочку пищевода, желудка, нарушают секрецию и состав желудочного сока , что затрудняет процесс пищеварения и, в конечном счете, неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка.
Спирт, содержащийся в алкогольных напитках, обладает рефлекторным (вкусовым), токсическим, наркотическим и мутагенным свойствами.
Рефлекторное свойство проявляется в отторжении алкоголя организмом: это жжение слизистых оболочек рта и желудка. Оно обусловлено способностью спирта активно связывать воду, что вызывает последующее резкое повышение слюноотделения и рвоту. Таким способом организм защищается и предупреждает человека об опасности отравления. Эта реакция организма аналогична реакциям на многие другие отравляющие вещества.
Токсическое свойствоалкоголя проявляется в разрушении организма, т. к. он непосредственно растворяет липидные оболочки клеток, особенно нервных, и впоследствии отравляет весь организм продуктами своего распада. При этом если сам алкоголь хорошо растворяется в воде и, следовательно, сравнительно быстро покидает организм, то продукты его распада, напротив, остаются в человеке надолго, отравляя его.
Наркотическое свойство этанола обусловлено подобием его биохимического воздействия на нервные окончания воздействию собственных эндоморфинов человека. Снимая прохождения нервных импульсов, этанол выступает в роли их искусственного аналога, т. е. взаимодействует с организмом человека так же, как и более сильные наркотики, например, морфин или опий. При постоянном, даже незначительном, поступлении этанола в организм создаются условия избыточности биопсихорегулирующего вещества, при которых наблюдается постепенное снижение способности вырабатывать эндоморфины. Происходит переключение организма на внешние источники, последующая утрата способности к выработке собственных эндоморфинов и полная зависимость от этанола.
Мутагенное свойство этанола тесно связано с тремя предыдущими. Так, даже при редких возлияниях этанол способен нарушать генетический код, что объясняется его уникальной способностью проникать через любые клеточные мембраны и влиять на состояние и полноценность ДНК, разрушая в первую очередь наиболее уязвимые, эволюционно более совершенные фрагменты.
Эти четыре свойства этанола и объясняют его коварство.
Степени отравления
1-я степень отравления (дурашливость) – слабое опьянение, которое появляется после приёма малой дозы алкоголя. Характеризуется ненормальным возбуждением, в связи с которым появляются повышенная подвижность, дурашливость, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.
2-я степень отравления (буйность) – опьянение, при котором достигается наибольшая патологическая возбуждённость мозга, обусловливающая повышенную раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам. Если пьяного никто и ничто не тревожит, он может вести себя спокойно.
3-я степень отравления (параличность) – степень опьянения, при которой токсическое возбуждение сменяется токсическим, всё усиливающимся торможением мозга. Характерным признаком третьей степени является усиливающееся нарушение координации двигательных актов: речь, работа рук, ходьба.
4-я степень отравления (безумность) – такая отравлённость мозга алкоголем, при которой имеет место функциональный распад мозга. Утрачивается тонкая согласованная мозговая деятельность, сознание подавлено, поэтому пьяный не соображает, что он делает и говорит, бормочет всякие нелепости. Способность думать нарушена. Признаки безумности наблюдаются и в первых трёх стадиях, но здесь они переходят в безумство.
5-я степень отравления (усыплённость) – алкогольный сон. Пьяный полностью не утрачивает чувствительность, поэтому его тем или иным способом можно разбудить, даже поставить на ноги, однако координация движений будет нарушена.
6-я степень отравления (наркозность) – алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне, в луже, захлебнуться рвотной массой, сгореть в огне и т. д. Существует ещё и пивной алкоголизм.
2.4.« Пиво – безвредный напиток? Так ли это?»
Пиво – безвредный напиток, который не только помогает снять напряжение, расслабиться, наладить общение, но и предотвращает употребление молодыми людьми более крепких напитков. И вообще даже в какой-то степени полезно,- такие представления до недавнего времени буквально навязывались молодёжи производителями пива через СМИ, рекламу.
Сегодня, говоря о пиве, медики бьют тревогу: появилось такое понятие, как «пивной алкоголизм». Причем среди пивных алкоголиков уже есть дети 6-9 лет! Прежде всего, врачи установили, что пиво - это далеко не безвредный напиток, а пивной алкоголизм еще более коварный, чем водочный. А по вредности для организма пиво может сравниться только с самогоном. Содержание вредных веществ в нем в десятки и сотни раз выше, чем в водке. Чем же опасно пиво?
Пиво нарушает работу сердца («пивное сердце»)
От пива страдает сердечная система. У любителей пива появляется так называемое «пивное сердце». Дряблое, провисшее - его еще называют «капроновый чулок». Такое сердце в 1,5 раза больше нормального и плохо качает кровь.
Пиво делает мужчин женственными, а женщин - мужеподобными.
Пиво вредно влияет на гормоны человека: у мужчин под влиянием пива усиленно вырабатываются женские половые гормоны, а у женщин, наоборот, мужские. Это отражается на внешности: у мужчин шире становятся бедра, разрастаются грудные железы, голос становится тоньше. А у женщин голос становится грубее и появляются так называемые «пивные усы».
Пиво - это алкоголь.
Пиво содержит алкоголь (некоторые сорта - до 14°!). И, как всякий алкоголь, оно отравляет организм человека: гибнут клетки головного мозга, страдает печень, почки, желудок, зрение, слух, спинной мозг. Причем от потребления пива хроническими алкоголиками становятся в 3-4 раза чаще, чем от крепких спиртных напитков.
Пиво - это наркотик.
Современные исследователи утверждают, что пиво - это наркотик, как и любой алкоголь, пиво вызывает зависимость. Причем пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Поэтому пивные попойки часто заканчиваются драками, убийствами, изнасилованиями и грабежами.
Вообще, правильнее было бы говорить о распространении среди молодежи пивного и «баночного» алкоголизма. К этому недугу приводит потребление не только пива, а еще и слабоалкогольных напитков: коктейлей и джин-тоников. Опасность этой новой разновидности «пьяной болезни» состоит как раз в том, что человека затягивает в эту трясину незаметно. Более того, большинство считает, что слабоалкогольные напитки и вовсе безвредны: «Я пью только пиво и джин-тоник! Какой же я алкоголик!» - вот их позиция.
Русский писатель А. Данилевский утверждал: «Пивное пьянство, подобно водочному, приводит человека к глубоким расстройствам духовной и телесной сферы с тем различием, что эти расстройства наступают медленно». Подрастающий организм не замечает разлагающего действия на него алкоголя.
2.5.Тревожные факты
Люди спиваются постепенно, незаметно для себя и нередко для окружающих. Никто от формирования алкогольной зависимости не застрахован!
Алкоголь в любых дозах через формирование структурных изменений мозга подавляет интеллект, инициативность, творческие способности, снижает социальную активность, разрушает чувство гордости, чести, ответственности, подавляет человека физически и нравственно, отягощает наследственность.
Установлено, что алкогольный яд вызывает структурные изменения в организме. При длительном употреблении алкоголя перерождаются ткани и наблюдается их атрофия, что особенно заметно проявляется в мозге. Гибнут миллиарды клеток коры головного мозга. У 85% пьющих «умеренно» и у 95% алкоголиков отмечается уменьшение толщины коры головного мозга. Параллельно отмечается снижение умственных способностей.
Следует считать установленным фактом, что продолжительность жизни алкоголика сокращается примерно на 20 лет и в среднем не превышает 50-летнего возраста.
В мире каждый третий умирает по причине употребления алкогольного наркотика. В России по этой причине ежегодно умирает около 900 тысяч человек.
Только 20% алкоголиков живут более 50 лет. Более 60% алкоголиков в России – люди в возрасте от 24 до 30 лет.
С 1992 по 1997 годы заболеваемость алкоголизмом в России возросла на 45%. Всё больше становится женщин, больных алкоголизмом.
До 50% населения России алкогольнозависимы. Согласно исследованиям, из общего числа употребляющих алкоголь 96,2% приобщились к спиртному в возрасте до 15 лет, а около трети – до 10 лет.
Дети пьющих родителей спиваются раза в 4-5 быстрее, чем дети непьющих родителей. Женщины в силу биологических причин спиваются намного быстрее мужчин. Психическая деградация женщин идёт в 3-5 раз быстрее, нежели у пьющих мужчин.
Алкоголизм в подростковом возрасте формируется в сжатые сроки, обычно тем быстрее, чем раньше начато употребление алкоголя. Нередко он формируется в течение 2-4 лет.
(Приложение № 5)
Вывод:Алкоголь представляет собою яд, и как всякий яд, принятый в определенной дозе, приводит к летальному исходу.
Отжило свой век мнение о том, что "выпить можно - напиваться нельзя". Трезвость - норма жизни. Ее достижение связано с осуществлением комплекса крупных социально-политических, административных, медицинских и других мер, широким развертыванием антиалкогольной пропаганды. Проблема алкоголизма нуждается в коллективном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер. Нельзя допускать появления детского алкоголизма. Будем бдительны, ведь дети – наше будущее!!!
II Этап
III Изучение статистических данных о курящих учащихся в школах Белинского района и МОУ ООШ с. Чернышева (анализ анкет)
« Благодаря» указу Петра I о разрешении продажи табака «Продавать оный явно в светлицах при кабаках» ( указ от 1697 года) – мы до сих пор пожинаем плоды того времени . Это проблема не только нашей страны , но всей планеты в целом. Государство начало предпринимать шаги в отношении курильщиков, хоть малые пока, но результаты уже есть.
Антитабачный закон в России вступил в силу с 1 июня 2013 года. На первом этапе законом вводятся запреты на курение в общественных местах, полностью закон заработает с 1 января 2017 года. Закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещает курение в большинстве зданий и на отдельных территориях и предусматривает штрафы как с курильщиков, так и с юридических лиц, прямо или косвенно ответственных за то, что человек закурил не там, где следует. Этим документом наша страна выполняет обязательства, взятые на себя Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Россия - один из мировых лидеров по курильщикам .
Хочу сказать больше – не утешают и статистические данные о курильщиках среди учащихся школ Белинского района .
2011-2012 учебный год
На 01.10.2011 – 52 чел.
На 01.04.2012 – 45 чел.
Всего учащихся в школах – 2300 чел.
2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год
На 01.10.2012 – 49 чел. На 01.10.2013 – 28 чел
На 01.04.2013 – 41 чел.. Всего учащихся в школах -2090 чел.
Всего учащихся в школах- 2215 чел. . ( приложение №6)
Из этих данных мы видим положительную динамику в общем по району. А что же касается каждой школы?
По данным отдела образования Белинского района среди школ Белинского района лидируют: Белинская МОУ СОШ №1, Белинская МОУ СОШ № 2,Лермонтовская МОУ СОШ , Поимская МОУ СОШ, Пушанинская МОУ СОШ ( приложение № 7 )
(взяты средние показатели)
год
Белинская МОУ СОШ №1
Белинская МОУ СОШ №2
Лермонтовская МОУ СОШ
Поимская МОУ СОШ
Пушанинская МОУ СОШ
2011-2012 уч.год
5
2
5
18
6
2012-2013 уч.год
3
15
5
11
2
2013-2014 уч.год
5
9
3
5
0
Все же хотелось отметить среди этих школ, положительную динамику - это Лермонтовская МОУ СОШ ( с 5 человек уровень уменьшился до 3 человек), В Поимской МОУ СОШ ( с 18 человек – уменьшилось до 5), в Пушанинской школе ( было 6 уч-ся- на 01.10.2013 курящих нет)
А вот в Белинских МОУ СОШ № 1 и №2- результатов положительных нет. ВМОУ СОШ № 1 результат не изменился ( хотя показатель уменьшался в 2012-2013 уч. году – до 3 учащихся), а вот в МОУ СОШ №2 – число курящих увеличилось в 4 раза.( по сравнению с 2011-2012 уч.годом и 2013-2014 уч. годом)
Основной возраст курильщиков составляет – с 6-11 класс, только в 2011-2012 уч. году на 01.04. - 2 учащихся из Поимской МОУ СОШ были в списках курящих в возрасте 1-5 класса.( приложение № 8 ) . Из данных таблицы можно сделать следующие выводы: к концу учебного года количество курящих уменьшилось в МОУ СОШ с. Лермонтова, МОУ СОШ с. Поима , МОУ СОШ с. Свищевки, МОУ ООШ п. Шарова, МОУ ООШ с. Аргамакова, а вот в школах МОУ СОШ №1 г. Белинского, МОУ СОШ с. Пушанина, МОУ СОШ с. Студенки, МОУ ООШ с. Ширяево, МОУ ООШ с. Верхние Поляны – положительной динамики нет.
Мониторинг курящих по классам за 2012-2013 уч. год. ( приложение № 9)
Мониторинг курящих по классам за 2013-2014 уч. год. – 1 полугодие ( приложение № 10)
Процент снижения курящих ( приложение № 11)
Год обучения
МОУ СОШ с. Лермонтова
МОУ СОШ с. Поим
МОУ СОШ с. Свищевка
МОУ ООШ п. Шарова
МОУ СОШ №2 г. Белинского
МОУ ООШ с. Аргамакова
МОУ СОШ с. Пушанина
2011-2012 уч.год
20
15
1
33
-
4
-
2012-2013 уч.год
16.7
14.3
50
50
12.5
-
50
Можно с уверенностью сказать, что процент курящих в школах уменьшается, особенно в МОУ СОШ с. Пушанина, МОУ ООШ п. Шарова, МОУ СОШ с. Свищевки и МОУ СОШ с. Лермонтова.
Хотелось бы отметить и те школы , в которых курящих нет на протяжении 3-х лет ( взят период 2011-2012 уч.год; 2012-2013 уч.год;2013-2014 уч.год 1полугодие) МОУ СОШ с. Невежкино, МОУ ООШ с. Чернышева, МОУ СОШ с. Кутеевка, МОУ ООШ с. Корсаевка, МОУ ООШ с. Пичевка) ( приложение № 8,9,10)
В нашей школе был проведен социологический опрос( приложение № 12) :
результаты обработки анкет учащихся МОУ ООШ с. Чернышева показали, что курящих учащихся в нашей школе нет – 0%. Среди родителей, курящих матерей-1, что составляет- 5 %; отцов – 43%. В одной семье курят оба родителя – 5 %, а в 9 семьях родители вообще не курят – 47%. Опрошено 19 человек (5-9 кл.)
Источник информации ( приложение № 13)
Причины курения ( приложение № 14)
Меры по предупреждению курения ( приложение № 15)
Вывод:
1.Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что количество курящих школьников в Белинском районе небольшое, но все же есть. Продолжать бороться с привычкой , приводящей к летальному исходу, надо совместно. И как можно больше снизить уровень курильщиков по школам , особенно, где он высокий.
2. Результаты тестирования показывают, что основная масса обучающихся понимает, что курение вредит здоровью.
3. На уроках биологии убеждать учащихся научными фактами, что мода и курение не совместимы.
IIIэтап.
Практическая работа
Статистическим данным можно верить, а можно и нет. А вот с результатами эксперимента не поспоришь.
Работа № 1
Выявление влияния алкоголя на активность ферментов слюны
Цель работы: выявить влияние алкоголя на активность амилазы.
Оборудование: штатив с тремя пробирками, стаканы химические, цилиндр мерный, пипетки, термометр лабораторный, спиртовка.
Реактивы и материалы: жидкий крахмальный клейстер, пробирка со слюной, разведённой 1 : 1, слабый раствор йода, горячая и холодная вода.
Ход работы
1. Приготовил раствор слюны.
2. Пронумеровал пробирки.
3. В пробирки поместил раствор слюны.
4. В две пробирки №1 и №2) налил одинаковое количество крахмального клейстера.
5. В эти же пробирки капнул одинаковое количество раствора йода.
6. Содержимое одной из двух пробирок (№1) нагрел до температуры 37-39 градусов С. ( приложение № 16 )
Окраска раствора изменилась быстрее в той пробирке (№ 2), которую не нагревал. Раствор стал слабоокрашенным.( приложение № 17)
В третью пробирку № 3 поместил раствор слюны и прилил к нему раствор этилового спирта. Затем хорошо перемешал, нагрел и прилил крахмальный клейстер.
В эту же пробирку добавил несколько капель раствора йода.
Раствор сразу же окрашивается.( приложение № 18)
Выводы: реакция йода на крахмальный клейстер является качественной реакцией на углеводы.
В первой пробирке №1 (при нагревании) раствор был окрашен слабо, что доказывает, что ферменты слюны расщепляют углеводы при температуре тела человека.
В пробирке № 3 раствор был интенсивно окрашен, что доказывает, что этиловый спирт понижает активность амилазы слюны.
Работа № 2
Влияние никотина на активность ферментов слюны
Цель работы: выявить влияние никотина на активность амилазы.
Намотал на спичку вату, смочил её слюной и написал на бинте первую букву имени.
Подержал бинт между ладонями для того, чтобы его согреть.
Опустил бинт в блюдце с раствором йода, расправил его стеклянной палочкой. Бинт окрасился, а буква нет. ( приложение № 19 )
Опыт повторяю так: намотал на спичку вату и попросил курильщика (родительницу) смочить её своей слюной; написал вторую букву её имени; проделываю те же операции, что и в предыдущем опыте. Буква окрасилась.( приложение № 20)
Вывод: произошло окрашивание буквы; это говорит о том, что никотин понижает активность амилазы.
Результаты опытов
Опытным путём я установил, что никотин и алкоголь существенно снижают активность амилазы слюны.
Выводы по работе
1. Результаты опытов убеждают в том, что курение и употребление алкоголя вредно для пищеварительной системы.
Заключение.
И курение, и алкоголизм все больше и больше заставляют задумываться медиков, да и просто граждан, думающих о своем будущем поколении, о том, как же предостеречь людей и тем более подростков, еще не поддавшихся столь вредным привычкам современного общества. Курение, алкоголизм являются проблемой не только самого «больного» (ибо все две привычки я лично считаю болезнью, от которой необходимо лечить и лечиться), но и проблемой всего общества в целом. Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой - проблемой является бросить курить, для второй - избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также - сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, входящее в зажжённую сигарету.
Алкоголь «бьет» не только самого пьющего, но и людей, окружающих его. Часто мужчины или женщины, склонные к алкоголизму, пренебрегают своими обязанностями, друзьями, семьей и детьми, для того, чтобы удовлетворить свою потребность. Пристрастие к алкоголю - причина различных преступлений. Известно, что 50 процентов всех преступлений связано с употреблением алкоголя. За алкоголизм родителей часто расплачиваются дети. Исследования нервнобольных детей показали, что причиной их болезни часто является алкоголизм родителей. Борьба с алкоголизмом - крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя доказан. Даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или несчастий : травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человеком.
Физическая культура, спорт, занятия в кружках, библиотеках, правильная организация свободного времени, интересного и содержательного отдыха - все это, разумеется, противостоит развитию вредных привычек, и, прежде всего привычек к употреблению алкоголя и табачных изделий. Праздность, безделье, скука, наоборот наиболее плодородная почва для ее формирования.
Утверждение здорового образа жизни - важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению - долг всех людей, каждого жителя нашей страны.
Свою работу я хочу закончить стихами Расула Гамзатова « Песня винной бутылки» и Г.Б.Кремнева «Курильщик» ( приложение № 21 )
Литература
1. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания. Под ред. Л.Ю. Ганич. – Москва: Школа-Пресс, 1998.
2. Мельникова Т. И. За здоровый образ жизни (Статья) Биология, 1997, №6
3. Новикова Т. А. Наследие Биология в школе 1997 № 2
4. Маюров А. Н. Табачный туман обмана. Москва: Педагогическое общество России, 2005.
5. Маюров А. Н. Алкоголь – шаг в пропасть. Москва: Педагогическое общество России, 2006.
6.http://www.russlav.ru/stat/alko_statistika.html- факты об алкоголизме.
7.http://www.medkrug.ru/article/show/401-мифы о курении.
8.http://www.hodargym-shumr.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=4579&hry=./4424/10248/16949/16951/16954/16955-то, что должен знать каждый (курение).