kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние танцевального искусства на формирование нравственного и физического развития личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор поставил цель выявить особенности танцевальной культуры русского народа; рассмотреть степень влияния танцев на физическон и психологическое здоровье человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние танцевального искусства на формирование нравственного и физического развития личности»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа

(МБОУ Грушевская ООШ)





Районная научно-практическая конференция «Мир и мы»


Секция «Юный исследователь»




Влияние танцевального искусства на формирование нравственного и физического развития личности







Автор:

Шмакова Анастасия Сергеевна

ученица 7а класса

МБОУ Грушевской ООШ




Руководитель: Коваленко

Людмила Александровна

учитель русского языка и

литературы

МБОУ Грушевской ООШ





Грушевская

2022

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………………

3

1.

Развитие танцевального искусства…………….....................................

4


1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7


1.8

1.9

1.10

История возникновения танца ……………..................................

Танец – самый древний вид искусства………….........................

Народный танец …………………………………………………..

Русский народный танец …………………………………………

Виды русского народного танца …………………………………

Классификация видов русского народного танца ……...............

Известные хореографические коллективы русского народного танца ………………………………………………………………

Влияние танца на здоровье человека ………………...................

Танцевальная терапия ……………………………………………

Танцевальное образование в ансамбле «Орион» …....................


4

4

5

6

7

9


12

13

14

15

2. Результативность исследования…………….…..………...……………….


16


2.1

2.2

2.3


Знания учащихся о влиянии на организм человека танца ……

Отношение к танцевальному образованию……………………

Знание видов русского народного танца и хореографических коллективов………………………………………………………

16

17


17

Заключение …………………………………………………………………..


19

Список использованной литературы………………. ………………………


20

Приложения ………………………………………………………….............

21



















ВВЕДЕНИЕ


Мир прекрасен, потому что человек воспринимает его в движении. С помощью языка движений человек не только предъявляет себя окружающим, но и сам обретает внутреннюю связь с миром духовным и эмоциональным.

Через движение танца можно передать мысли, чувства, переживания человека. Язык танца универсален, так как не имеет границ и понятен каждому. Аристотель утверждал, что «танец – это поэзия тела».

Я начала постигать азы народного танцевального творчества с шестилетнего возраста в хореографическом ансамбле «Орион» СДК станицы Грушевской Аксайского района.

Волшебный мир танца! Танец доставляет мне радость, помогает передать охватившие меня эмоции, это форма моего самовыражения.

Айседора Дункан высказала в свое время очень интересную мысль: «Танец – это жизнь». Представьте себе на минуту, что в мире нет танцев... Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Ведь танец - это движение, а движение – это жизнь.

Я задумалась над проблемой: «Какова роль танца в жизни человека? Помогает ли знание истории танца и его особенностей лучше понять историю и духовный мир русского народа?» Наконец, одна из актуальных проблем нашего времени состояние здоровья подрастающего поколения, воздействие хореографического искусства на укрепление физического развития молодежи.

В круг моих исследовательских интересов вошли следующие вопросы: история развития и характерные особенности русского народного танца; хореографическое искусство как средство физического развития сверстников.

Цель настоящей работы: выявить особенности танцевальной культуры русского народа; рассмотреть степень влияния танцев на самочувствие и работоспособность, на физическое и психическое здоровье человека.

Задача данной работы: изучить и систематизировать материал об истории развития танцев, особенностях танцевальной культуры русского народа; определить знания учащихся о влиянии на организм человека хореографии.

Формы и методы работы:

- изучение, классификация и анализ собранных материалов;

- анкетирование учащихся школы и обработка полученных данных;

- систематизация собранных материалов;

- выделение и обобщение полученной информации.

Гипотеза: роль танца в жизни человека имеет огромное значение.

Предполагаемым результатом моей работы станет утверждение о том, что танец – это отражение культурного развития человечества на протяжении всей его истории, русский танец – неотъемлемая часть мировой культуры. Танец является одним из способов самовыражения молодежи, влияющим на физическое развитие человека.


1. РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА


    1. История возникновения танца


Что же такое танец?

Из толкового словаря Ожегова я узнала, танец – это искусство пластических и ритмических движений тела, которое возникло очень давно.

Человек начал танцевать с древних времен, гораздо раньше, чем начал говорить. Желание танцевать отражало потребность передавать окружающим свои чувства с помощью понятного всем языка тела. Для первобытного человека танец был способом жизни - почти все важные события в жизни отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнце, о плодородии, о защите.

Танцевальное искусство с незапамятных времён занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей (см. приложение 1). Танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму или музыке. В основе первых плясок наших предков лежали движения, связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов, охотой. В плясках некоторых племён танцоры раскрашивали лицо и тело, надевали маски. И под однообразную дробь барабана разыгрывалась выразительная сцена: исполняющий роль дикого животного подражал его повадкам, а остальные, как охотники, подкрадывались, заманивая.

У древнего человека не было определенной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяла полностью отдаваться танцу. Танец мог длиться несколько часов.

Древние люди расценивали танец, как средство общения. Он сопровождал каждого от момента рождения до его смерти. Именно он позволял выразить свои эмоции и чувства. Только спустя несколько веков танец стал считаться настоящим искусством.



1.2 Танец - самый древний вид искусства


Сначала древний человек танцевал инстинктивно. Он обнаружил, что повторяющиеся ритмические движения вызывают приятные чувства, влияют на сознание и эмоции. Это придавало танцам магическую силу. И когда человек хотел вызвать эти приятные чувства снова, он начинал танцевать. Это привело к развитию группового танца. Существовали обрядовые военные и охотничьи танцы, свадебные и погребальные, при посадке и сборе урожая.

Эти обрядовые танцы были составной частью религиозных церемоний. Танцевали в храмах Древнего Египта (см. приложение 2). Древние иудеи танцевали при исполнении своих религиозных обрядов. В Библии написано, что царь Давид танцевал перед Ковчегом Завета, выражая свои религиозные чувства.

Танцы как общественное искусство были известны в Египте более 4000 лет назад. Ими было принято увеселять гостей на пирах. В Индии также искусство танца существовало как форма развлечения с древности, хотя многие из танцев и имели религиозное содержание.

Греки развили танец до такой степени, что он перестал быть частью религиозных церемоний, а превратился в источник развлечения, стал основой для развития театра и драмы. Слово «оркестр» впервые было употреблено, чтобы обозначить танцевальную площадку в греческом театре. Греки также использовали танец для физической тренировки солдат.

Римляне копировали греков, но их танцы стали дикими и искаженными. Поначалу христиане пользовались танцами в ритуалах богопочитания, но после того, как римляне извратили танец, он был запрещен в церковных службах.

Одна из наиболее значительных форм танца возникла в глубине веков – это народный танец. Танец, созданный людьми определенной религии, ставший традиционным и передававшийся из поколения в поколение1.



1.3 Народный танец


Народный танец – это красочное, яркое творение народа, воплощающее в себе его эмоциональный и художественный образ. Народный танец может рассказать и показать всю многовековую и многообразную историю общества, в котором он зародился. Народный танец является олицетворением фантазии людей и всей глубины их чувств. Он насыщен содержанием, сюжетом, драматургической основой, пространственными рисунками и пластическими движениями, которые характерны для той или иной национальности. Народный танец является самой яркой и специфической формой отображения действительности, ведь в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика, мораль, а также любые изменения в социальной, экономической и политической сферах. Все эти аспекты каждой из эпох отображаются в художественном творчестве народа.

Народный танец невозможно спутать ни с одним другим видом танца. Он передается этнически и генетически от поколения к поколению независимо от веры и национальности. Поэтому не удивительно, что под мотивы народного танца душа пускается в пляс. Каждый народ имеет танец, характерный только для него. Он отличается стилистикой исполнения, техническим наполнением, подачей, настроением, музыкой и костюмами. Все эти традиционные признаки нарабатывались столетиями и отображают многовековую историю народа.


_______________

1 Волшебный мир танца: Кн. для учащихся/ В.М. Пасютинская. М.: Просвещение, 1985. С. 410.


Главная особенность народного танца как уникального явления заключается в том что, не имея конкретного автора, этот танец неизменно передается из поколения в поколения и является самой настоящей и самой узнаваемой визитной карточкой каждой национальности. Стоит отметить, что национальный характер народного танца проявляется во множестве особенностей, а именно: в музыкальной и хореографической структуре, колоритных деталях, исполнительской манере. Невзирая на свою важность, этот танец отличается довольно простой техникой исполнения и несложными фигурами и па.

Народный танец - это одно их самых древних искусств. Оно возникло из-за потребности человека выражать свое эмоциональное состояние при помощи тела. Танец отражает повседневную жизнь человека, его трудовые будни. Радостные и печальные впечатления также выражались посредством движений под определенный ритм, а позже и под музыку.

Самым древним видом народного танца, существующим практически у всех этнографических групп, является хоровод. Движения его просты и заключаются в хождении по кругу под музыкальное сопровождение или пение. Форма круга, возможно, символизировала солнце. Хоровод существовал и существует и поныне у всех славянских народов. В Литве он называется корогод, в Молдавии – хора, в Болгарии, Румынии – хоро, у хорватов, богемцев, далматов – коло.

Народный танец демократичен. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, не надо быть профессионалом: народный танец доступен всем. Фольклорная пляска носит анонимный характер, у нее нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени. Народный танец создал основу для всех других видов танца.


1.4 Русский народный танец



Русский народный танец - один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Большинство танцев было связано с культом земледелия, природным циклом, с подражанием повадкам животных (см. приложение 3).

 Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные  условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

 Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), иногда название определяет рисунок танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

 Русские танцы... Тот, кто видел их хоть раз, не сможет забыть их волнующей, зажигательной красоты. Чем же покоряют эти танцы людские сердца? Безудержной удалью добрых молодцев-плясунов или плавной поступью русских красавиц? Задорными плясками или задумчивыми хороводами? А может быть, тем, что именно в них, в этих танцах, видим мы и чувствуем душу русского народа, нашей России - веселую и открытую, сильную и добрую - прекрасную душу великой нашей Родины.

На протяжении многих сотен лет русский народный танец, развиваясь, приобретал устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, танцевальную тематику, песенно-музыкальное сопровождение, определенную композицию.


1.5 Виды русского народного танца


Ученые выделяют2 три основных вида русского народного танца: хоровод (см. приложение 4), пляска, кадриль.

Хоровод. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод - это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы. Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах. В различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга

_______________

2 Избранные русские народные танцы/ Т. Устинова. М.:Искусство, 1996. С.147.


и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене. Большое значение при постановке хороводов

отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.

Пляска. Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляска - это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Пляской можно выражать различные состояния человека (см. приложение 5).

В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит. Каждое движение в пляске наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей, - характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук. Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски - величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором. В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и - все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске. Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называют плясовыми. Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение - это еще одна основная особенность, отличающая пляску от хоровода.

Кадриль. По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия. В народе кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное.

В русской кадрили фигуры получили разнообразные названия, исходя из местных особенностей, а самое главное - названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Каждая фигура кадрили исполняется под отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от другой паузами – остановками, как в музыке, так и в пляске. Перед началом каждой фигуры ведущий, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки. Кадриль можно было плясать и в богатых, праздничных и в будничных народных костюмах (см. приложение 6).

Характеристика особенностей, а также определение того или иного вида хореографического искусства зависит от ряда моментов3: от рисунка танца, который может быть представлен в виде прямой линии в различных направлениях, от танцевальной формы, которая может быть представлена в виде вариации, дуэта, трио, квартета, дивертисмента, действенного танца. А также любой танец должен включать в себя следующие компоненты: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку. Исходя из данных критерий и характеристик, составлена классификация видов русского народного танца.


1.6 Классификация видов русского народного танца


         Виды хоровода4.

Орнаментальные. Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской _______________

3 Образы русской народной хореографии/К.Я.Голейзовский. М.:Искусство, 1964. С.368.

4 Основы русского народного танца/А.А.Климов. СПб.:ГУКИ. 2004. С.320


природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности - «завивание капустки», «заплетение плетня». Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые. Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью  мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц. Рисунок построения в игровых хороводах проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

Виды пляски.

Одиночная. Одиночная пляска бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей.

Парная. Её исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны.

Перепляс. Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны, несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.

Массовый пляс. Этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах - один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача - не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко.

Групповая пляска. В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация. Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Она всегда имеет точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки. Групповая пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на сцене.

         Виды кадрили5.

Квадратная. Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест - накрест.

Линейная. Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.

 Круговая. Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно.


_______________

5 Русские кадрили./Т.С.Ткаченко. М.:Искусство, 1984. С.125.

1.7 Известные хореографические коллективы русского народного танца


 Рассмотрим особенности русского народного танца на примере творчества известных хореографических коллективов: Государственного ансамбля русского танца «Березка»6, Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля песни и пляски Донских казаков имени Анатолия Квасова.

Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка»  имени Надежды Сергеевны Надеждиной. Название ансамбля взято от первой постановки русского девичьего хоровода «Берёзка» (1948) на музыку русской народной хороводной песни «Во поле берёзонька стояла…».

В репертуар ансамбля входят различные виды русского танца.  Хороводы: «Берёзка», «Лебёдушка», «Цепочка», «Прялица», «Радуга», «Кружевницы», цикл хореографических композиций «Времена года». Пляски: «Сударушка», «Большой казачий пляс», «Балагуры», «Праздничная плясовая», «Раздольная», «Холостяки», «Сибирская сюита», « Ямщики». Все эти танцы  являются настоящими  шедеврами русской народной хореографии. Ансамбль «Березка» стал одним из своеобразных и прекрасных символов России (см. приложение 7).

Вся яркая палитра русского народного танца отражена и в творчестве Государственного академического ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева. Созданный в 1937 году, ансамбль представляет собой жемчужину в сокровищнице русского танцевального творчества. Основателем и бессменным руководителем ансамбля до 2007 года был хореограф и балетмейстер Игорь Моисеев.

Основной задачей ансамбля Моисеев считал творческую обработку и популяризацию танцевального фольклора народов России. Стремительные темпы, своеобразная манера исполнения танцев, удаль и задор, характерность образов - это отличительные особенности творчества коллектива. Каждый концерт коллектива является законченным хореографическим спектаклем, в котором ярко выражена музыкальность, точность движений, разнообразность рисунков, содержательность и высокое исполнительское мастерство. Тонкое хореографическое соединение старинных хороводов с современными танцами, сплавленное режиссурой постановщика, помогает сохранить единство стиля в исполнении самых разных по характеру номеров. Яркими, запоминающимися номерами концертных программ коллектива стали: «Воскресенье», «Картинки прошлого», «Сюита старинных русских танцев», «Городская фабричная кадриль», «Перепляс» (см. приложение 8).



_______________

6 www.berezka-dance.ru



Россия – необъятная страна, с богатым творческим потенциалом. В каждом регионе  коллективы стремятся сохранить  фольклорные традиции родного края, отразить в  выступлениях колорит, присущий своей малой родине.

В Донском крае таким коллективом является Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски Донских казаков имени Анатолия Квасова. Коллектив был создан в 1936 году.

Вокально-хореографические композиции в репертуаре ансамбля являются той формой концертного действия, которая наиболее удаётся коллективу и обеспечивает зрительский успех. Одной из характерных черт концертной программы ансамбля Донских казаков, является сочетание исторической достоверности и художественной правды.

Танцевальные номера программы создавались с учётом характерных особенностей хореографической культуры Дона. Кроме чисто фольклорной программы, создавались сюжетные танцы, посвящённые страницам героического прошлого и настоящего Донских казаков (см. приложение 9).

В создании танцевальных номеров принимали участие известные мастера хореографического искусства. Концертные программы ансамбля - это представление непрерывного развития, в котором каждый номер как бы вытекает из предыдущего и концерт в целом воспринимается как единое действие сквозного развития.

Донские казаки имели восторженный приём во многих странах Европы, Азии, Америки.



1.8 Влияние танцев на здоровье человека


Как танцы влияют на здоровье человека? Танец дарит человеку здоровье.

Мне кажется, что современным людям не хватает движения. Мы проводим большую часть своей жизни, сидя за компьютером, в кресле, лежа на диване, или просто стоим на одном месте.

Учителя и родители часто напоминают нам, детям, что здоровье надо беречь смолоду. Хорошее здоровье обеспечивается занятиями физической культурой, соблюдением режима дня и питания, ведением здорового образа жизни.

Я взяла интервью у педагога-хореографа Иващенко Евгения Сергеевича (см. приложение 10). Он рассказал о том, что танцы положительно влияют на здоровье человека. Танцы хороши тем, что практически в любом возрасте можно начинать ими заниматься.

Доказано, что ритмичные движения под музыку – хороший, а главное, приятный вариант оздоровления.

Танец активизирует работу внутренних органов. Если человек ведет малоподвижный образ жизни, это может повлечь преждевременное старение внутренних органов, в то время как танец, помимо того, что заставляет их работать лучше, также заряжает энергией все тело.

Танцы развивают дыхательную систему организма человека. Занятия танцами помогают избавиться от регулярных простудных заболеванийбронхитов.

Регулярные занятия танцами положительно влияют на психику. Улучшается настроение, выносливость, работоспособность, общий физический и психический тонус.

Улучшается координация движений и укрепляется вестибулярный аппарат. Это также немаловажно для здоровья: у человека с хорошим чувством равновесия намного меньше шансом поскользнуться или зацепиться за что-нибудь.

Один из самых зримых и быстро проявляющихся эффектов – исправление осанки.  Это способствуют изменению походки, делает её более ровной и красивой.

С помощью танца укрепляют мышцы. Если мышцы в тонусе, то у человека пружинистая лёгкая походка и ловкие движения.

У человека, который танцует, улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательных систем, повышается иммунитет. А это очень важно в период пандемии.

Также я сравнила пропуски учащихся в школьных журналах и сделала вывод: ученики, посещающие танцевальные кружки и спортивные секции, имеют пропусков меньше (на 62%),чем остальные учащиеся.

 

1.9 Танцевальная терапия


      Сегодня практически во всех странах мира существует арт-терапия, в том числе – и терапия танцевальная. Ведь с помощью танца можно улучшить настроение, приобрести уверенность в себе, и даже лечить серьёзные заболевания. Но в первую очередь танец – это возможность познать собственное тело, научиться управлять им.

   Детские современные танцы – это необычайно увлекательная игра и простой способ стать красивым  человеком. Танцы предоставляют прекрасную возможность для выхода творческой энергии и положительно влияют на физическое развитие ребенка.  Занятия  танцами  дарят     хорошее настроение, море веселья, смеха и радости!

          Результаты научных исследований показали, что дети, занимающиеся в школе танцев, развиваются гораздо быстрее и достигают больших успехов в развитии, чем их сверстники, не посещающие детские танцевальные студии. Большинство детских врачей по всему миру признают танцы для детей одной из лучших физических практик, рекомендованных детям.

      Различные движения заставляют трудиться все мышцы, что очень полезно для осанки. Одновременно  тренируется и дыхание.

С точки зрения психотерапии танцевать рекомендуется особенно тем, у кого отмечается повышенное чувство страха или неуверенности в себе. Танцы, по мнению некоторых медиков-арт-терапевтов, лечат душу лучше, чем слова.

       Танцетерапия - модное и едва ли не самое популярное ныне направление современной медицины. По мнению психологов, у каждого из нас есть свой защитный панцирь из скованных мышц. Танцуя, человек освобождается от него, и душа его обретает гармонию (см. приложение 11) . 

Танцетерапия позволяет развивать в себе различные умения:

- владеть свои телом, от чего обогатится и пластика движений в вашей повседневной жизни;

- помогает поднять свою самооценку и стать более общительными;

- также благотворно влияние движений под музыку на фигуру – она становится более подтянутой и красивой;

- танцетерапия позволяет выразить свои даже самые глубинные чувства, скрытые в нашем подсознании, а также избавиться частично или полностью от различных комплексов;

- позволяет легко справляться со стрессом и поднимать себе настроение. Можно сделать вывод, что танцетерапия позволяет накопить энергию, а не потратить ее. Во время исполнения танца вырабатывается гормон счастья, и вы чувствуйте всегда душевное равновесие



1.10 Танцевальное образование в ансамбле «Орион»


           Любовь и уважение к культуре своего народа, к его традициям  воспитывается с детства.  Я начала постигать азы народного танцевального творчества в шестилетнем возрасте в  хореографическом ансамбле «Орион» под руководством замечательного педагога – хореографа Иващенко Евгения Сергеевича.  На протяжении шести лет  я пополняла свои знания в области русского танца, знакомилась с его видами и особенностями, оттачивала мастерство исполнения. Я научилась ценить красоту русского танца, культуру своего народа. Занятия народными танцами обогатили мой внутренний мир, сделали его богаче и ярче.

В репертуар нашего коллектива входят различные виды танцев: хоровод, казачья пляска, пляска-соревнование.

Хореографический ансамбль «Орион» радует своим творчеством  жителей станицы Грушевской,  участвует в различных районных, областных мероприятиях, побеждает в творческих конкурсах разного уровня (см. приложение 12).

Танец – это труд, дисциплина, упорство в достижении цели. Перед выходом на сцену, меня переполняет волнение. Но как только начинает играть музыка, сразу появляется уверенность в себе, желание показать все, на что я способна. И вот выход. Зрители смотрят за каждым движением, улыбкой поддерживают танцоров. И это настоящее счастье!

На сегодняшний день я являюсь солисткой ансамбля, победителем Телевизионного международного фестиваля – конкурса «На высокой волне» в номинации «Народная хореография», который проходил в г.Сочи в 2018 году, победителем конкурса-смотра художественных коллективов «Мечта» Аксайского района в номинации «Сольный танец» в 2018 году, принимала активное участие в районном празднике «Рождественские встречи» в 2019г.

Главной своей задачей считаю пропаганду русского танца среди ровесников.

Выступления оставляют массу впечатлений и воспоминаний. Когда возвращаюсь домой, то долго скучаю по тем незабываемым дням и праздничной атмосфере.

Танец – это именно тот вид искусства, который помогает мне раскрыться, показать окружающим, как я вижу этот мир.  В танцевальном образовании очень много полезного. Танец улучшает гибкость, тонус тела, развивает мускулы. Он помогает в формировании хорошей осанки, равновесия и координации. Программа дополнительного образования направлена на физическое и эстетическое развитие детей.





2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1 Знания учащихся о влиянии на организм человека танцевального искусства


Исходя из поставленной перед собой цели исследования, мною были проанализированы материалы о танцевальном искусстве, о том какое место танец занимает в жизни человека.

Мне захотелось узнать мнение моих сверстников о значимости танца в их жизни, было проведено анкетирование учащихся 5-9 классов (48 чел.). Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Для чего нужен танец?» Результаты опроса показали: 20 человек (42%) решили, что танец нужен для укрепления здоровья, 15 человек (31%) решили, что нужен для поддержания хорошего настроения, а 13 человек (27%) – для гибкости (см. Приложение 13).

На вопрос анкеты: «Полезен ли танец для здоровья?», «да» ответили 40 человек ( 83%), «нет» - 5 человек ( 10%), «не знаю» - 3 человека (7%) (см. Приложение 14).

Эти результаты были предсказуемы, танцы предоставляют прекрасную возможность для выхода эмоций и положительно влияют на физическое развитие человека. Танцы особенно полезны тем, кто засиживается за письменным столом и жалуется на неприятные ощущения в позвоночнике, а ведь учащиеся более семи-восьми часов проводят за партами.

Занятия хореографией имеет большое значение для физического развития подростков. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес, улучшается координация движений.

 



2.2 Отношение к танцевальному образованию


Следующим этапом моих исследований стало отношение сверстников к танцевальному образованию.

Я предложила учащимся высказать свое отношение к танцевальному искусству. Из анкет стало известно, что 38 человек (79%) любят танцевать, не любят танцевать - 10 человек (21%) (см. Приложение 15). В танцевальном кружке занимаются всего 8 (17%) человек из  48 опрошенных, но занимались и перестали посещать танцы 13 человек ( 27%), хотели бы заниматься 7 человек (15%), а 20 человек (41%) не проявили желание заниматься танцами, так как у них другие увлечения. В основном выявлено положительное отношение к танцам (см. Приложение 16).   

            В танцевальном образовании для детей очень много полезного. Танец улучшает гибкость, тонус тела, развивает мускулы. Он помогает в формировании хорошей осанки, равновесия и координации. У  многих подростков обнаружено неправильное формированием осанки. Возможно, этих отклонений не было бы, если заниматься хореографическими  танцами.

           Танцевальное образование направлено на физическое и эстетическое развитие детей.



2.3 Знание видов русского народного танца и хореографических коллективов


Народный танец невозможно спутать ни с одним другим видом танца. Он передается этнически и генетически от поколения к поколению независимо от веры и национальности.  Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.

С целью выявления отношения школьников к русскому народному танцу был задан вопрос: «Нравится ли вам русский народный танец?», положительно ответили 30 человек, что составило 62% опрошенных ( см. Приложение 17).

Вопрос о знании видов народного танца привел в затруднение респондентов, но результаты показали, что знают танец «Хоровод» 26 человек (54%), «Пляску» назвали 9 человек (19%), а «Кадриль» - 4 человека (8%), не смогли назвать ни одного народного танца 9 человек (19%) (см. Приложение 18).

Далее учащимся было предложено назвать популярные ансамбли русского народного танца: «Орион» назвали 15 человек (31%), что не удивительно, так как это ансамбль станицы Грушевской; 12 человек (25%) привели в пример «Березку», 5 человек (11%) – «Узоры», 4 человека (8%) - «Вдохновение». Не смогли назвать ансамбли русского народного танца 12 человек (25%) (см. Приложение 19).

На вопрос: «Как часто вы посещаете концерты известных хореографических коллективов?», 7 человек (15%) ответили «часто», 21человек (44%) – «редко, чаще смотрю по телевизору», 20 (41%) человек не посещали концерты (см. Приложение 20).

Проанализировав процентное соотношение ответов анкеты, мы пришли к выводу, что современная молодежь положительно относится к русскому танцу, но недостаточно проявляет интерес к творчеству танцевальных коллективов и к их концертной деятельности.

Знание истории танца и его особенностей помогает лучше понять историю и духовный мир русского народа. Необходимо развивать и сохранять танцевальную культуру нашего народа. Русский танец является неотъемлемой частью мировой культуры.



































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Начиная свою работу, я задала себе вопросы: «Какова роль танца в жизни человека? Помогает ли знание истории танца и его особенностей лучше понять историю и духовный мир русского народа?»

Анализируя разнообразные материалы о видах народного танца, о значении их в жизни людей, пришла к выводу, что ни одна культурная традиция любого из человеческих обществ не обходилась без существования танца, который является отражением культурного развития человечества на протяжении всей его истории.

Пристальное внимание уделила исследованию характерных особенностей русского народного танца, доказав, что русский танец, является неотъемлемой частью русской культуры, отражает национальный колорит и неповторимый характер русского человека.

Знание истории танца и его особенностей помогает лучше понять историю и духовный мир русского народа. В этом актуальность исследования проблемы развития и сохранения танцевальной культуры нашего народа.

Танец – удивительное занятие, которое помогает человеку по-настоящему раскрыть себя.

Опираясь на результаты исследования, сделаны выводы, о том каково воздействие хореографического искусства на укрепление физического развития молодежи. Доказано, что занятия танцами прекрасно развивают дыхательную систему, способствуя излечению от многих хронических заболеваний, благодаря правильному дыханию, многие процессы, протекающие в организме, приходят в норму, улучшается обмен веществ, значительно быстрее идет выздоровление.

Танец дарит человеку невероятно приятную возможность раскрыть свое внутреннее «я», обрести гармонию и подарить заряд энергии и здоровья организму в целом.

Практика показала, что занятия танцами для детей помогают раскрыть таланты. Многие начинают вести более активный образ жизни, общаться со сверстниками, участвовать в общественной жизни  школы.  

Практическая значимость настоящего исследования является очевидной.

Исследовательская часть представляет собой достаточно большой фактический материал, собранный и подвергшийся анализу. На мой взгляд, материал исследования может быть использован учителем на уроках хореографии, ритмики, на классных часах, также буде полезен учащимся в качестве дополнительного материала о самобытности и неповторимости танцевального творчества русского народа, так как русский танец является неотъемлемой частью мировой культуры.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М: Искусство. 1964.

  2. Климов А.А. Основы русского народного танца. – СПГУКИ. 2004.

  3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца: Кн. для учащихся, – М.:Просвещение,1985.

  4. Ткаченко Т.С. Русские кадрили. – М.: Искусство. 1985.

  5. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство. 1996.

  6. www.berezka-dance.ru



































Приложение 1

Изображение пляшущих людей. Наскальный рисунок.


























Приложение 2

Танцы Древнего Египта












































Приложение 3

Русский народный танец













































Приложение 4

Русский народный танец «Хоровод»








Приложение 5

Русский народный танец «Пляска»






Приложение 6

Русский народный танец «Кадриль»










Приложение 7


Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка»  имени Надежды Сергеевны Надеждиной



















Приложение 8

Государственного академического ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева










Приложение 9


Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски Донских казаков имени Анатолия Квасова.




Приложение 10


Интервью

у педагога-хореографа Иващенко Е.С.



- Как вы считаете, занятия танцами укрепляют здоровье человека?

- Конечно, это благотворно сказывается на самочувствии человека.


- Чем они полезны для здоровья?

- Занятия танцами вырабатывают красивую походку, исправляется осанка человека. Танец развивает координацию движений, учит держать баланс и сохранять равновесие. При занятии танцами повышается общий мышечный тонус, таким образом, лицо, шея и руки остаются надолго красивыми.


- Как влияет танец на работу сердца?

- Танец благотворно влияет на работу сердца. По своему оздоровительному воздействию на организм танцы сравнимы с лыжным спортом и плаванием.


- Как танцы влияют на дыхательную систему?

- Танцы развивают дыхательную систему, что способствует излечению от многих хронических заболеваний, таких как, астматические приступы или хронические бронхиты, тонзиллиты. Человек реже болеет, и даже заболев, значительно быстрее выздоравливает.


- Влияет ли танец на психологическое состояние человека?

- Танец помогает человеку раскрыть себя, обрести гармонию, зарядиться энергией.


- Влияет ли занятие танцами на умственное развитие?

- При танцевальной разминке используется много перекрестных движений, пересекающих среднюю линию тела. Перекрестные движения разогревают не только мышцы тела, но и активизируют работу полушарий мозга, дают высокую умственную энергию, помогают использовать оба полушария гармонично. Это доказано исследованиями Пола Деннисона.


- Какие виды танцев больше подходят для укрепления здоровья?

- Подходят русские народные танцы, спортивные, танец живота. А танго и вальс предполагают постоянное «неправильное» положение туловища, ими нельзя злоупотреблять.





Приложение 11

Танцевальная терапия






















Приложение 12

Хореографический ансамбль «Орион» СДК ст. Грушевской






















Приложение 13






Приложение 14








Приложение 15



Приложение 16











Приложение 17


Приложение 18














Приложение 19









Приложение 20


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Коваленко Людмила Александровна

Дата: 14.06.2022

Номер свидетельства: 609598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование основ гражданско - патриотического воспитания у обучающихся в хореографическом коллективе "
    ["seo_title"] => string(121) "formirovaniie-osnov-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-u-obuchaiushchikhsia-v-khorieoghrafichieskom-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "213964"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432190002"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Программа вариативного компонента (Хореографический кружок "Веселые огоньки") "
    ["seo_title"] => string(86) "proghramma-variativnogho-komponienta-khorieoghrafichieskii-kruzhok-viesielyie-oghon-ki"
    ["file_id"] => string(6) "222371"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436243489"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Программа вариативного компонента (Хореографический кружок "Веселые искорки") "
    ["seo_title"] => string(85) "proghramma-variativnogho-komponienta-khorieoghrafichieskii-kruzhok-viesielyie-iskorki"
    ["file_id"] => string(6) "222372"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436244443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства